В руинах халифата. Можно ли вернуть на родину женщин и детей, застрявших в сирийских лагерях?
- Ольга Просвирова
- Русская служба Би-би-си
Автор фото, AFP
Верные последовательницы джихада или подвергшиеся насилию и принуждению женщины? Будущие террористки или наивные, очарованные описаниями праведной жизни в халифате молодые матери? Похоже, что никто не знает, как ответить на этот вопрос. Поэтому годами в лагерях на севере Сирии сидят приехавшие со всего мира женщины и их дети, рожденные среди пустыни.
Некоторые умоляют вернуть их на родину: они готовы предстать перед судом и понести наказание, лишь бы выбраться из палаточного лагеря и оказаться с семьей.
Другие ждут, что «Исламское государство» (организация, признанная террористической и запрещенная в России и многих других странах) возродится и спасет их.
Но как решить: можно ли забрать этих людей на родину, и если да, не станет ли это роковой ошибкой?
«Поздравляю, ухти, мы сделали хиджру»
«Каждый ошибается. Мы, находясь тут, поняли, что такое война. Многие на самом деле пожалели. Потеря детей — и потеря конечностей — дает возможность многое осознать», — Фарида Абалаева (фамилия девушки изменена по ее просьбе — Би-би-си) с такими словами обратилась бы к руководству России, если бы кто-то захотел ее выслушать.
История Фариды почти один в один похожа на истории многих девушек, приехавших в «Исламское государство» из России.
В 16 лет Фарида познакомилась в интернете с молодым человеком; они быстро нашли общий язык, говорили на тему исламских учений. Через полгода он позвал ее замуж, и девушку «засватали, как подобает традициям народа». Жених пообещал, что после свадьбы они вместе отправятся в Саудовскую Аравию, а пока ему нужно заработать денег на путешествие, поэтому он временно уедет в Турцию, где есть хорошая высокооплачиваемая работа. Через полгода такой «работы» жених пригласил Фариду приехать, предоставил ей провожатого, который провел через все границы и привез ее в Турцию. Там девушку посадили в машину и везли около суток.
«В какой-то момент сказали взять вещи и выйти. Передо мной было поле — метров 80. Сказали, чтобы я перешла его — якобы с машиной проблемы». После поля была еще одна машина и еще одна недолгая дорога — и Фариду привезли в обветшалый и грязный дом.
«Я испугалась и спросила одну женщину, куда мы приехали. Вместо ответа она радостно меня обняла и сказала: «Поздравляю, ухти» (по-арабски «моя сестра» — Би-би-си). Я спросила, с чем. Она удивленно посмотрела на меня и ответила: «Мы сделали хиджру». Я говорю: «Какую еще хиджру?» Она пояснила: в Сирию, мы перешли границу, мы на землях Шама».
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
«Передо мной было поле — метров 80. Сказали, чтобы я перешла его. Я испугалась и спросила одну женщину, куда мы приехали. Вместо ответа она радостно меня обняла и сказала: «Поздравляю, ухти. Мы сделали хиджру»
Хиджра — то есть «переселение» — в «Исламском государстве» стала означать переезд верующих с земель, на которых у них нет возможности исповедовать свою религию, в земли, где для этого якобы есть все условия. Хиджру предполагалось совершать на земли Шама — территорию современных Ирака и Сирии.
Вспоминая события прошлых лет, Фарида говорит, что у нее практически не было выбора: «Женщин Кавказа с самого рождения учили быть преданными своей семье, своим мужьям. Думаю, каждая вторая женщина на Кавказе, чьего дома коснулась бы эта беда, поехала бы вслед за мужем, отцом, дедом».
Сейчас Фарида — во втором по величине лагере Родж, созданном на северо-востоке Сирии для жен боевиков, воевавших на стороне «Исламского государства».
«Тут есть взрослые женщины, старше 60 лет, — в чем они виноваты? В том, что у них сработал материнский инстинкт, и они приехали в надежде, что смогут вернуть своих детей на родину?» — спрашивает Фарида.
Она утверждает, что за несколько лет жизни в «Исламском государстве» ни разу не видела женщин, которые брали в руки оружие: по словам Фариды, «женщина там, кроме как сидеть дома, ничего не могла». Аналогичные истории рассказывали и другие девушки, уехавшие из России, но проверить их истории сейчас невозможно.
Впрочем, для России, согласно судебной практике по этим делам, сам факт «приготовления пищи, приобретения продуктов питания, стирки и пошива одежды» для членов «Исламского государства» является уголовным преступлением.
«Благородное и верное дело»
В 2017 году в России вопрос вывоза женщин и детей из Сирии и Ирака особенно волновал главу Чечни Рамзана Кадырова. В августе в Грозном приземлился первый такой спецборт из Ирака. Уроженки Чечни были сразу отпущены домой — свободу им обещал лично Кадыров. Тех, кто вернулся в Дагестан, ждал суд.
Несколько месяцев и несколько спецбортов спустя вывоз людей затормозился. Фариде Абалаевой не повезло. Она оказалась в лагере Родж через неделю после последнего вывозного рейса, организованного при поддержке Кадырова.
Критики тогда обвиняли Кадырова в заботе не столько о бежавших женщинах, сколько о собственных политических амбициях. Прекращение вывозной операции собеседник Би-би-си в Чечне объяснял проблемами с силовиками, которые не одобряют массовое возвращение потенциально опасных людей, особенно с учетом того, что некоторые из них — чеченцы по происхождению — не преследуются по закону.
Автор фото, Yelena Afonina\TASS
Подпись к фото,
В августе Анна Кузнецова вывезла из Сирии еще 26 детей в возрасте от года до шести лет
Российские власти начали осознавать опасность вернувшихся домой боевиков еще в 2013 году, когда было принято законодательство, разрешающее осуждать тех, кто воевал против российских интересов за границей. Так появилась часть 2 статьи 208 УК РФ — участие в вооруженном формировании [. ..] в целях, противоречащих интересам Российской Федерации. Наказание — от восьми до 15 лет лишения свободы.
Чтобы как-то сдвинуть дело с мертвой точки, в Москву на ежегодную пресс-конференцию Владимира Путина отправили журналиста чеченского телеканала. Он должен был задать вопрос, ответа на который ждали и Рамзан Кадыров, и силовики. Президент похвалил Кадырова и назвал вывоз детей «благородным и верным делом», пообещав оказывать поддержку главе Чечни.
Но вскоре кураторство этого вопроса перешло от чеченских чиновников к детскому омбудсмену Анне Кузнецовой. С декабря 2018 года под ее руководством из Сирии и Ирака прилетели семь спецбортов со 157 детьми — взрослых среди возвращенных россиян не было. На время активной фазы коронавирусной пандемии вывоз был остановлен. 18 августа Кузнецова отчиталась о возвращении еще 26 детей в возрасте от года до шести лет.
В основном речь идет о сиротах, чьи родители погибли в Сирии. Но возобновит ли когда-нибудь Россия вывоз женщин? И какая судьба может ждать их на родине?
Только в лагере Аль-Хол — самом крупном на севере Сирии — живут несколько тысяч иностранцев из 50 стран мира. Больше половины детей не достигли и двенадцатилетнего возраста. На территории палаточного лагеря для них нет никаких специальных условий. Каждый год из-за отсутствия лечения и других проблем в лагере умирают сотни детей. Но забирать их никто не торопится.
Голова «врага ислама»
В Британии человеком, пытавшимся ответить на вопрос, что делать с женщинами, уехавшими в ИГИЛ, был Саджид Джавид — теперь уже бывший министр внутренних дел страны. Он в какой-то момент сформулировал свою позицию так: тот, кто поддерживает террористические группировки за рубежом, не должен вернуться на родину.
Подпись к фото,
Шамима — одна из тех самых трех школьниц, которые зимой 2015 года ушли из дома на востоке Лондона и никогда туда не вернулись
Правда, всего несколько лет назад, когда три лондонские школьницы взяли билеты в один конец до Турции, чтобы присоединиться к «Исламскому государству», Британия обещала, что они могут вернуться домой, не опасаясь преследования. Тогда сбежавшие школьницы в глазах полиции отличались от тех, кто «бегал по Ираку и Сирии с автоматом Калашникова».
Но за те несколько лет, что Британия гадала, что случилось с девушками, многое изменилось. В страну начали сотнями возвращаться вчерашние джихадисты. К 2019 году стало понятно: доказать их участие в преступлениях, совершенных несколько лет назад за тысячи километров от Лондона, очень сложно. В итоге, по состоянию на февраль 2019 года, только один из десяти предполагаемых сторонников «Исламского государства» был привлечен к ответственности.
Шамима — одна из тех трех школьниц, которые зимой 2015 года ушли из дома на востоке Лондона и никогда туда не вернулись. Спустя четыре года после отъезда девушек корреспондент газеты Times нашел беременную Шамиму в Аль-Холе. Выяснилось, что одна из ее бывших школьных подруг погибла в Сирии, а судьба второй девушки неизвестна. Как это часто бывает в подобных случаях, Шамима стала женой джихадиста, от которого родила детей. Все они умерли.
Бегум тогда говорила, что не жалеет о своем решении приехать в Сирию: она хотела жить по законам халифата. «Когда я впервые увидела отрезанную голову в мусорке, меня это не шокировало. Это была голова пленного бойца, захваченного в битве. Врага ислама», — рассуждала она. Не смущали ее и убийства заложников: «Они въезжают в Сирию и угрожают безопасности халифата», — говорила Шамима.
После нескольких таких интервью Британия лишила Шамиму гражданства. Второго паспорта у нее никогда не было, но поскольку мать девушки родилась в Бангладеш, Бегум в теории может претендовать на гражданство этой страны. Правда, власти Бангладеш уже дали понять, что не готовы принимать у себя таких потенциальных граждан. Кроме того, в июле 2020 года апелляционная инстанция все-таки разрешила бывшей школьнице вернуться в Британию, чтобы она могла оспорить решение о лишении гражданства. Правда, правительство вскоре оспорило это решение, и теперь дело передано в Верховный суд, который и решит, сможет ли Шамима вернуться.
«Думаю, многие люди должны мне посочувствовать — с учетом того, через что я прошла. Когда я уезжала [из Британии], я не знала, во что я ввязываюсь», — позже объясняла она Sky News.
Автор фото, AFP
Подпись к фото,
Когда журналисты спросили Шамиму Бегум, что она думает об атаках в Европе, в частности, о теракте на «Манчестер-Арене», в результате которого погибли более двух десятков человек, она ответила: «Я была в шоке, но… Это работает в обе стороны»
Саджид Джавид, который в свое время и принимал решение о лишении Бегум гражданства, считает решение апелляционной инстанции опасным прецедентом. Он уверен, что, однажды разрешив ей въехать в страну, выдворить ее впоследствии будет практически невозможно. А у стороны обвинения очень мало шансов на то, чтобы построить доказательную базу и осудить Шамиму за преступления, совершенные за границей. А значит, велика вероятность, что она спокойно продолжит жить в Лондоне.
История Шамимы поделила британское общество на тех, кто считает ее жертвой пропаганды «Исламского государства», и тех, кто утверждает, что такие, как Бегум, представляют угрозу. С последней позицией, похоже, согласны многие мировые политики.
За закрытыми дверями
Француженка Паскаль Дешам ждет возвращения домой своей дочери Абель (имя изменено по просьбе Паскаль). За несколько лет пройдя через несколько инстанций, она поняла, что добиться этого будет очень сложно.
Абель вместе с тремя детьми уехала в Сирию в 2015 году вслед за бойфрендом. Мужчину убили, а ее выдали замуж за боевика ИГ, от которого она родила четвертого ребенка. С января 2018 года Абель с детьми живет в Аль-Холе. Матери она пишет, что за последнее время охрана стала строже относиться к женщинам: ночью обыскивают в поисках запрещенного, детей бьют.
Дешам говорит, что ее дочь совсем не похожа на тех женщин, которые ждут возвращения «Исламского государства». Паскаль писала письма тогдашнему президенту Франсуа Олланду, но это ни к чему не привело. С тех пор она регулярно подписывает обращения к французским властям, международным ассоциациям и организациям. Власти Франции обещают рассмотреть каждый случай отдельно, но до сих пор ничего сделано не было.
Автор фото, AFP
Подпись к фото,
Все больше европейских дипломатов начинает думать, что самое простое в нынешней ситуации — ничего не делать
Не выдержав, в октябре адвокат Дешам подал жалобу на министра иностранных дел и министра юстиции за бездействие, но она так и не была принята.
Эксперт по Ираку из правозащитной организации Human Rights Watch Белкис Уилле в разговоре с Русской службой Би-би-си признается: все больше европейских дипломатов начинает думать, что самое простое в нынешней ситуации — ничего не делать.
Очень удобная для многих стран ситуация сложилась при этом именно в Ираке, говорит Уилле: «Многие страны действительно не хотят возвращать своих граждан. При этом Ирак, например, говорит, что каждый человек, находящийся на их территории и связанный с ИГ, принадлежит им, именно они хотят его преследовать по своим законам. Что, безусловно, играет на руку странам типа Франции, которые не возвращают домой своих граждан. Кроме Франции можно еще назвать Бельгию и Нидерланды — они совершенно точно не ждут назад этих людей. Единственное исключение — дети».
Действительно, в июне 2020 года Франция вернула домой десять детей. По оценкам французских правозащитников, в лагерях остаются еще около 70 детей, чьи родители имеют французское гражданство. Всего же там живут около 900 детей, чьи родители бежали из стран Запада, включая Францию, Бельгию, Канаду и Австралию.
В Канаде, например, даже провели опрос и выяснили, что абсолютное большинство респондентов — 71% — против возвращения домой вчерашних членов «Исламского государства».
Уилле считает, что из всех европейских стран Германия «пытается делать больше других», но особые трудности возникают в диалоге с Ираком, который намерен самостоятельно преследовать бывших членов ИГ.
Автор фото, AFP
Подпись к фото,
«Нельзя, сидя в Германии, понять, насколько опасен тот или иной человек, находящийся в Сирии или Ираке»
«В Ираке есть одна 16-летняя девушка из Германии, которую уже осудили. В ее случае Германия сейчас делает все, что в ее силах, чтобы вернуть девушку домой. Но Германия не может публично сказать: мы не доверяем Ираку. Поэтому они позволили суду завершиться, а потом за закрытыми дверями начали переговоры, чтобы девушка могла вернуться домой и отсидеть свой срок на родине», — рассказывает Уилле.
«Это работает в обе стороны»
Опасения по поводу возвращения домой тех, кто однажды добровольно уехал в «Исламское государство», часто связаны с терактами, которые происходили в Европе в последние годы.
Франция с трудом переживала нападения 2015 года, когда почти одновременно джихадисты расстреляли посетителей нескольких ресторанов, в концертном зале «Батаклан» произошла бойня, а возле стадиона «Стат де Франс» прозвучали взрывы. Помимо нападавших погибли 130 человек — эти теракты стали крупнейшими по числу жертв за всю историю Франции. Ответственность на себя взяло «Исламское государство». Позже выяснилось, что сразу несколько нападавших были европейцами, которые в свое время уехали в ИГ, после чего вернулись в Европу.
Когда журналисты спросили Шамиму Бегум, что она думает об атаках в Европе, в частности, о теракте на британской «Манчестер-Арене», в результате которого в мае 2017 года погибли более двух десятков человек, она ответила: «Я была в шоке, но… […] Я думаю, что это неправильно, что погибают невинные люди. Одно дело — убить солдата, который в тебя стреляет, — это самозащита. Но убивать женщин и детей, как, например, убивают женщин и детей в Аль-Багхузе (сирийский город, где силы ИГ подвергались бомбардировкам международной коалиции — Би-би-си), которых несправедливо убивают, сбрасывая на них бомбы… Это работает в обе стороны».
В конце июля 2020 года четверо депутатов от правящей в Британии Консервативной партии попросили правительство вернуть на родину всех женщин и детей, заключенных в сирийских лагерях.
Автор фото, AFP
Подпись к фото,
В конце июля 2020 года четверо депутатов от правящей в Британии консервативной партии попросили правительство вернуть на родину всех женщин и детей, заключенных в сирийских лагерях
«Хотя некоторым из этих женщин могут быть предъявлены обвинения в совершении уголовного преступления, они сами, несомненно, подвергались жестокому обращению и эксплуатации. Оставить их под стражей на неопределенный срок, зная, что их могут пытать или даже казнить в контролируемой Асадом Сирии или Ираке, — значит закрыть глаза на тот факт, что они также являются жертвами торговли людьми и гендерного насилия», — считают депутаты.
«Это просто бессмыслица, что наши граждане находятся на сирийской территории, где высок риск их радикализации, — сказал Русской службе Би-би-си собеседник в Консервативной партии, пожелавший остаться неназванным. — Если они были радикализованы, с ними нужно работать. Если они совершили преступления, они должны предстать перед судом».
О каком именно числе британских граждан идет речь, точно не знают даже парламентарии. Они считают, что «в лагерях и тюрьмах остаются около 60 человек, 40 из которых — это дети в среднем 12-ти лет, чуть более десятка женщин и остальные — мужчины».
Британские правозащитники тут же поддержали консерваторов. «Многие из этих женщин — жертвы. Одни люди воспользовались их уязвимостью и практически принудительно вывезли в Сирию, а теперь и собственное правительство отказалось от них», — говорит директор правозащитной организации Reprieve Майя Фоа.
Ричард Барретт, бывший начальник контртеррористического управления британской разведывательной службы МИ-6, считает, что всех вернувшихся из «Исламского государства» можно разделить на пять основных групп по степени их интеграции в ИГ — от тех, кто провел там совсем немного времени, до полностью завербованных для терактов за границей людей.
Автор фото, AFP
Подпись к фото,
Аль-Хол журналисты иногда называют самым опасным лагерем на земле
В своих размышлениях Барретт приходит к тому, что в какую бы категорию ни попадали возвращенцы, нельзя со 100-процентной вероятностью утверждать, что они абсолютно безопасны для общества.
«Даже те, кто больше всех разочаровался тактикой ИГ, могли, например, восхищаться отдельными эмирами и, как следствие, все еще мечтать об исламском государстве, управляемом теми, кто полностью привержен соблюдению шариата. Проблема в том, что многие люди были свидетелями такого уровня насилия, к которому большинство из них было совершенно не готово. А это может привести к непредсказуемому и неконтролируемого поведению, — считает Барретт. — Терроризм завязан на эмоции в той же степени, в какой он завязан на идеологию. Так что даже полностью разочаровавшиеся в ИГ люди со временем могут начать более позитивно вспоминать о жизни там».
Как же понять, кто представляет опасность, а кто — нет? Оценку можно дать только после долгой личной беседы с человеком, считает София Коллер, эксперт по вопросам противодействия экстремизму из Германии.
«Есть технологии и методики, которые были разработаны для этих целей, их давно используют специалисты и спецслужбы. Некоторые из людей, которые туда уехали, сделали это осознанно, активно участвовали в пропаганде и вербовке новых членов. Но были и другие — те, кто думал, что едет на исламскую землю и будет там жить как домохозяйка, а о ней будут заботиться, — уверена Коллер — Заочно оценить практически невозможно. Нельзя, сидя в Германии, понять, насколько опасен тот или иной человек, находящийся в Сирии или Ираке».
Шамима Бегум рассчитывает вернуться домой, чтобы принять участие в суде и попытаться оспорить решение о лишении ее гражданства. Но сможет ли она это сделать — теперь будет решать Верховный суд.
Родственники Фариды Абалаевой с момента ее отъезда общаются с полицией, но там отвечают, что этот вопрос не в их компетенции — во всяком случае пока Фарида находится в Сирии. К кому еще обратиться, мать Фариды не знает. Сама Фарида вместе с Абель Дешам хотят вернуться домой, говорят, что скучают по родным и хотят обнять матерей. Но и Франция, и Россия не спешат возвращать их на родину.
Свадьбы в Азербайджане — вакханалия, или Что дозволено Исламом
Азербайджан, Баку, 20 апреля /корр. Trend Life Вугар Иманов/
Организация и проведение 99% свадеб в Азербайджане явно противоречат исламским нормам, считает заведующий организационным отделом Духовного Управления Мусульман Кавказа, декан Бакинского Исламского университета Хаджи Фуад Нурулла.
«Непристойное поведение гостей, алкогольные напитки на столах, совместное проведение торжества мужчин с женщинами, их танцы и чуждая музыка, я уже не говорю об открытых свадебных нарядах невест, идут в явное противоречие с исламскими нормами и приводят к вакханалии. Заимствованные с Запада свадебные традиции и правила только деградируют общество», — сообщил Trend Life Хаджи Фуад Нурулла.
По его словам, радует, что в последнее время верующие люди стали чаще проводить свадебные церемонии в соответствии с предписаниями Ислама.
«На таких свадьбах играет религиозная музыка, читаются газели, звучит мугам, возносится хвала Создателю и произносятся суры из Корана. В Исламе предписано, чтобы гости жениха и невесты, т.е. мужчины и женщины, собирались отдельно друг от друга. В таком случае допустимо, чтобы каждый в своем кругу танцевал и веселился. Но все должно проходить в рамках! Надо избегать крайностей, запретных развлечений и поступков, не одобряемых Аллахом, не соответствующих нашим национальным и духовным ценностям», — сказал Хаджи Фуад Нурулла.
Обязательный критерий в выборе свадебного наряда невесты — строгость кроя: платье должно быть длинным до пола, с закрытой горловиной и рукавами, в светлых тонах. Не исключены элементы ручной работы — вышивки золотом, серебряной нитью, бисером, стеклярусом. Голова невесты должна быть покрыта. Весь ее облик должен олицетворять благочестивость. Невеста вправе делать прически, макияж, выщипывать брови, наносить сурьму и хну, делать рисунки на руках, но ни в коем случае не наносить вред телу различными татуировками.
«Каждый народ при проведении исламских свадеб привносит национальные обычаи. В принципе, как и у нас, тем более что обычаи наших предков соответствуют исламские традициям. Например, жених в соответствии с традициями может забрать невесту из родительского дома на свадьбу, а ближайший родственник повязать красную ленту невесте, вместе приехать к месту торжества, но затем следует разойтись и отпраздновать отдельно. Невеста может танцевать с непокрытой головой, но только в окружении женщин. Допустимо приглашение исполнителей эстрады, но исполняемые композиции не должны отвлекать от любви к Аллаху, веселье не должно переходить в вакханалию. Мужчины на свадьбах должны быть более сдержаннее, не приветствуется, когда они, например, прыгают или совершают непонятные действия руками во время танцев, ведут себя вызывающе. В отличие от мужчин, у женщин больше свободы для танцев и песен, но опять же в рамках приличий», — добавил Хаджи Фуад Нурулла.
Современные свадьбы, также как и распространенные в последние годы в Баку и пригородах столицы «свадьбы дервишей», проводятся в нарушение законов шариата, считает теолог, депутат Милли Меджлиса Фазиль Газанфароглу.
«Так называемые «свадьбы дервишей», которые, якобы, проводятся в соответствии с предписаниями Ислама, на самом деле таковыми не являются. Потому что ислам не принимает суфизм и отрешение от мира. Ислам ничего не запрещает, это религия добра и деяния людей должны быть приносить пользу. Человек имеет право весело отпраздновать свою свадьбу, естественно, в рамках приличий. Я также не сторонник того, чтобы мужчины и женщины отдельно праздновали свадебный ритуал. Люди могут собраться вместе, в одном зале, но за отдельными столами, т.е. мужчинам сесть отдельно от женщин», — cообщил Trend Life Фазиль Газанфароглу.
По его словам, свадьба должна отличаться скромностью, без расточительства и показухи.
«Многие люди впадают в крайности во всём, начиная от аренды домов торжеств, от выстраивания в ряд различных блюд, и кончая заказом всевозможных развлекательных средств, богатых украшений и одежд. И всё это ставит в затруднительное положение и хозяев свадьбы, и гостей. Что касается современных открытых нарядов невест и их стремления показать свои нательные рисунки или татуировки, считаю это пережитком язычества. Мы должны следовать нашим древним национальным обычаям, культуре, которая отражает исламские ценности», — добавил теолог.
Согласно Корану, брачный союз между мужчиной и женщиной является одним из важнейших заповедей Господних.
Мусульманская свадьба делится на две части: кябин (религиозный брак) и свадебное гуляние. Кябин заключается, как правило, имамом в мечети между женихом и невестой, в присутствии двух свидетелей-мужчин, или же между их ближайшими родственниками. Большая часть богословов считает, что свадебное угощение — обязательная сунна, то есть весьма желательно, но без расточительства. Независимо от социального положения новобрачного, следует пригласить на свадебные торжества родственников, соседей, богобоязненных друзей и знакомых мусульман. Непозволительно приглашать на свадьбу лишь богатых людей, пренебрегая людьми бедными. Богоугодным делом считается и поздравление новобрачных. При поздравлении хорошо преподнести подарок, пусть даже и незначительный, так как, по словам пророка Мухаммеда (С), подарки увеличивают любовь друг к другу и смягчают сердца.
Обязательные условия необходимые для заключения брака:
1. Отсутствие близких родственных связей.
2. Заключенный брак не должен быть ограничен временем.
3. Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания.
4. Обоюдное согласие и право свободного выбора жениха и невесты.
5. Публичное соглашение брачного союза.
6. Необходимость выплаты махра (свадебного подарка со стороны жениха).
7. Присутствие опекуна со стороны невесты.
Желательные действия:
1. Брачная исповедь,
2. Молитва о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи,
3. Проведение бракосочетания в пятницу до захода солнца,
4. Упоминание свадебного подарка,
5. Приглашение гостей на свадьбу,
6. Чтение молитвы женихом и невестой.
Поздравляя молодых, необходимо подбирать изящные, красивые слова и выражения и произносить их искренне.
Пророк Мухаммед (С) поздравлял таким образом: «Пусть Аллах благословит тебя и твой брак и сеет среди вас добро».
Торжественно или не очень: почему рыбинцы всё чаще отказываются от пышных свадеб
Пышная свадьба, длинная фата, роскошный лимузин: так большинство рыбинцев стремились отметить рождение семьи в недалёком прошлом. По словам сотрудников рыбинского отдела ЗАГС мода на торжественное заключение брака постепенно сходит на нет.
Анна Мухина, начальник городского отдела записи актов гражданского состояния: «Мы давно наблюдаем спад желающих сыграть свадьбу, что называется, “с размахом”. Люди в возрасте от 30 до 40 лет часто выходят замуж и женятся повторно и относятся к этому событию без лишних эмоций. Многие просто не стремятся кого-то удивить, потому что в наше время это уже сложно сделать. Даже молодёжь вместо криков “горько”, громких аплодисментов и музыки выбирает десятиминутную формальную процедуру росписи».
Причины для отказа от хлопот, которые неизбежно сопутствуют любой брачной церемонии, у всех разные. Пара из Рыбинска Алексей и Наталья Цыкуновы решили не устраивать большой праздник. Молодые люди ожидали рождения ребёнка, и девушке было бы нелегко активно участвовать в событии.
Наталья Цыкунова: «Мы решили венчаться, когда на свет появится наш долгожданный малыш. Церковный обряд ничуть не уступает по красоте и значимости традиционной росписи в ЗАГСе. Сын уже немного подрос, я восстановилась после беременности и родов. На днях мы планируем скрепить наш союз в храме перед Богом».
Алексей и Наталья Цыкуновы
Некоторые пары считают весёлые свадебные гуляния пережитком прошлого. Выкуп невесты, поездка через семь мостов, шумное застолье кажутся молодожёнам скучной программой, интересной скорее друзьям и родственникам, приглашённым на торжество.
Марина Мельникова: «Для своей свадьбы я выбрала простое белое платье, без лишних изысков. На муже был светлый пиджак и джинсы. Мы пригласили родителей и фотографа. После росписи устроили лёгкий фуршет в кафе. Мы с мужем во многом похожи, в том числе в своей нелюбви к “классическим постсоветским” свадьбам. Кукла на капоте, пышное платье с множеством обручей, в котором девушка становится похожей на пирожное — это не для меня. Я — человек творческий, хотелось, чтобы и свадьба была уникальной, не как у всех. Своими руками я сделала букет невесты, бутоньерку и подушечку для колец. Финансов потратили на организацию свадьбы совсем немного, и не считаем, что чем-то себя обделили. Не стоит бросать деньги на ветер, лучше потратить их более разумно».
Супруги Мельниковы
Супруги Малышевы из Рыбинска долго размышляли над тем, устроить привычное для многих торжество или отпраздновать свадьбу вдвоём. В итоге выбрали второй вариант.
Малышева Юлия: «На свадьбу мечты нужна была крупная сумма денег, которой у нас не было. И тут я поняла, что не хочу всей этой суеты, нервов. Я назначила дату свадьбы на рабочий день. На роспись мы с мужем приехали в свой обеденный перерыв. После посидели вдвоём в ресторане, сходили на концерт. Муж очень удивился, узнав, что на руках у меня путёвки на юг. Я шла в ЗАГС подавать заявление, увидела турагентство и не смогла пройти мимо. Мы отлично отдохнули на море. На память осталась одна фотография со дня свадьбы, и три фотоальбома, заполненные кадрами с отдыха. Мы на них такие счастливые, загоревшие. Я рада, что всё получилось именно так».
В Рыбинском отделе ЗАГС уточняют: торжественные церемонии заключения брака проводятся по пятницам с 11:00 до 15:00 и по субботам с 11:00 до 14:00. Расписаться в неторжественной обстановке можно в четверг с половины девятого утра до четырёх вечера.
- Юлия Васильева
Белые свадьбы / Travel.Ru / Страны и регионы
Белые свадьбы — так называется обряд болгарских мусульман, ежегодно привлекающий путешественников в деревню Рибново. Причем белыми они называются не только потому, что проходят зимой, и не потому, что неподалеку Эгейское море, которое болгары называют Белым. Речь идет о загадочном макияже, как маска украшающем лицо невесты.
загадочный макияж украшает лицо невесты
Западная окраина Родопских гор. В 40 километрах — граница с Грецией. В античные времена здесь жили фракийцы. В северо-восточной части этого хребта между массивами Стара-Планина и Средна-Гора находится Долина фракийских царей с погребальными курганами, полными золота. Многим она известна как Долина роз. Западные склоны гор тоже привлекают многочисленных кладоискателей.
Родопчане ревностно хранят традиции. В каждом доме есть специальная комната, где в шкафах аккуратно сложены настоящие произведения местных рукодельниц: ковры, покрывала из овечьей и козьей шерсти, расшитые передники и платья. Мало где еще в Болгарии увидишь, чтобы женщины каждый день наряжались в самотканые одежды с невероятными цветочными узорами и орнаментами. Когда идешь по здешним селениям, невольно вспоминаешь о том, что находишься на родине сладкоголосого Орфея, и кажется, что с тех давних пор на этой земле ничего не изменилось…
Может быть не случайно, что известный болгарский бас Николай Гяуров появился на свет тут же, в соседнем Чепинском поречье. А вообще в Родопских горах поют все: мужчины — низкими звучными голосами, женщины — бархатными, дети — чистыми и звонкими. Да и речь у местных напевная, мягкая: согласные все еще смягчаются в разных позициях, чего давно нет в современном болгарском. Но если в Центральных Родопах привычно звучат традиционные волынки-гайды, то здесь, на западе, чаще услышишь старинные зурны. Их громкие протяжные звуки напоминают об истории насельников этого края: болгар-мусульман, или помаков.
свадебный хоровод и свадебный оркестр
Исламская дуга
По историческим свидетельствам, исламизация местных жителей началась еще в XIV веке, когда османы впервые пришли в Болгарию. В XVI— XVII веках этот процесс продолжился. То же происходило и в соседних Сербии, Боснии, Албании. Так образовалась исламская дуга, существующая до сих пор.
После распада Османской империи Болгария несколько раз пыталась вернуть помаков в лоно христианства — безрезультатно. А с 1989 года их и вовсе оставили в покое — во многих деревнях открылись бесплатные исламские школы. Произошли перемены и в жизненном укладе помаков. При социализме, как и другие болгары, они занимались табаководством. Теперь молодые мужчины летом уезжают на заработки в Испанию, Португалию, Германию, Грецию. Оставшиеся уходят в горы, где собирают травы, грибы, ягоды. Но зимой все возвращаются в родные места — как и во всей Болгарии, здесь начинается сезон свадеб.
Если захотите увидеть их и, что называется, раствориться в среде, нужно ранним февральским субботним утром, следуя по шоссе на Огняново, доехать до Рибново, что в самом конце асфальтированной дороги. По пути можно искупаться в одном из многочисленных термальных источников или подняться в горы — в «болгарский Голливуд», Ковачевицу, излюбленное место местных кинематографистов.
никях — обряд бракосочетания и показ приданого
Болгары-магометане
Исламизация болгарских христиан шла в течение всего периода османского владычества (конец XIV века — 1878 год). Причем последствия перехода в ислам зависели не столько от обстоятельств, сопутствовавших этому шагу (насильственное или добровольное принятие новой веры), сколько от места обитания новообращенных. Там, где турки преобладали (в основном в городах и долинах крупных рек), вероотступничество приводило к ассимиляции славянского населения. В отдаленных, горных районах (Родопы и Пирин), исламизированные болгары веками сохраняли свой прежний уклад и этнический облик. В условиях теократического общества положение болгар-магометан не было простым. Переход в ислам отдалял их от православных соотечественников. В свою очередь, турки не считали помаков полноценными мусульманами. Сохранились свидетельства, что даже в XIX веке они никогда не обращались к ним «дин ислям» (как друг к другу), а называли помаков «ерум денлии» — «полуверные». На бытовом уровне помаков всегда отличали типичный для горцев консерватизм и приверженность обычаям предков (в данном случае православных). Например, родопские помаки веками продолжали соблюдать некоторые христианские традиции. На Богоявление нередки были походы за святой водой, которой освящали скот и жилище. В быту женщины соблюдали обычаи матерей и прабабок: при замешивании теста его обязательно крестили, как осеняли крестным знамением больных и умирающих. В отдаленных селениях женщины пренебрегали обязательными для всех мусульманок ограничениями (ношение на голове покрывала и чадры, запрет на присутствие в местах скопления мужчин). О своих православных корнях помаки помнили всегда. Трагические обстоятельства перехода в ислам зачастую находили отражение в болгарской топонимике. Например, вблизи города Павликени протекает река Канлыдере («кровавый поток»), названная так в память об убитых на этом месте жителях, отказавшихся принять ислам. Однако религиозное размежевание давало о себе знать. Так, турки использовали помаков при жестоком подавлении национально-освободительного движения болгар (Апрельское восстание 1876), особенно в Родопах, в селениях Батак и Перуштица. Лишь с приходом к власти в сентябре 1944 года коммунистов, принципиально игнорировавших фактор конфессиональной принадлежности граждан, ситуация начала меняться. С тех пор магометане получили реальную возможность почувствовать себя полноценными членами болгарского общества.
Ольга Анастасиева
во время церемонии обрезания мальчиков их матери молятся снаружи
«Блестящая» партия
Поначалу может показаться, что Рибново — обычнейшая деревня, живущая тихой, размеренной жизнью. В местных кофейнях всегда полно мужчин: они играют в нарды и пьют сладкий кофе. По улицам бегают дети — они светловолосы и голубоглазы (ведь эти мусульмане — славяне).
Но вот ближе к обеду раздается громкая музыка, и начинается свадьба, которая продлится всю субботу и воскресенье. Первое действие этого торжества — выход на улицу музыкантов с большими барабанами и зурнами. Затем, после обеда, на площади танцуют хоро — болгарский танец-хоровод.
В первый день свадьбы гуляет родня жениха: свекор и свекровь встречают всех близких в корчме, принимают подарки и угощают. Близких невесты официально не приглашают, но они все равно проникнут на торжество. Каждый гость должен пригубить ракию, причем именно пригубить — на любителей выпить здесь смотрят косо. Женщины одеты живописно: желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый, розовый, золотой, блестки, люрекс… — «белые» свадьбы в Рибново на самом деле удивительно красочны. На головах у девушек — косынки, тоже цветастые: чадра тут не прижилась. Лица открытые, улыбчивые, румяные от холода. Все держатся маленькими группами, смотрят, обсуждают. Вдоль дома жениха выставлены деревянные вешалки, на которых все добро, которое собиралось годами: одеяла, ковры, постельное белье, скатерти, пестрые ткани. На дворе невесты сложена вся мебель и утварь для нового дома — от спальной кровати до кофейной машинки и даже одежды для будущих детей. Вся деревня смотрит, оценивает и комментирует.
Второй день торжества отдан родственникам невесты. Снова играет музыка. Повторяется тот же ритуал — деньги, подарки, угощения. Все играют и танцуют хоро. А после обеда из дома жениха выходит процессия со свадебными дарами, расставленными на высоких деревянных стойках — байрацах. Когда-то самым дорогим подарком считался огромный баран, но сегодня большей популярностью пользуется ожерелье из денежных ассигнаций — и нести легче, и ценнее. У дома невесты шествие останавливается, чтобы заплатить выкуп ее отцу, а он, в свою очередь, расплачивается за каждую стойку с дарами. Потом приданое грузят в машины и увозят в новый дом. Мать новобрачной теперь лишь изредка сможет встречаться с дочерью — она принадлежит уже другой семье.
И, наконец, наступает кульминация: после долгого ожидания появляется невеста — гелина. Перед этим ее долго и тайно наряжали и украшали лучшие мастерицы деревни. Наконец, она выходит… Так выглядят на древних росписях критские красавицы, а может, такими же были и фракийки доэллинских времен. Ее лицо словно маска — оно покрыто плотным белым слоем глины и разрисовано яркими цветами. В основном это розы — символ Болгарии и в то же время любимый цветок Востока. Помимо роз на лице много блесток, а сверху на него ниспадают серебристые нити, из-за которых черты невесты разглядеть еще труднее. Платье тоже густо вышито цветами, а на голове красная вуаль (когда-то она была распространена во многих районах Болгарии) — символ верности единственному мужчине. Гелина должна крепко зажмуриться и не открывать глаз до тех пор, пока мулла не благословит чету.
Говорят, что эта традиция восходит к тем далеким временам, когда все юноши-помаки были скотоводами и большую часть времени проводили далеко в горах. Они не общались с женщинами и не знали, как это — ухаживать за ними и проявлять к ним нежность. Да и сейчас молодые до свадьбы почти незнакомы — о первом поцелуе и речи нет. И то что жениху приходится сначала долго и очень осторожно снимать весь свадебный макияж, все, что нарисовано, пока, наконец, не откроется настоящее лицо, — знакомит его с молодой женой, приучает его быть с ней ласковым. Не знаю, правда ли это, но звучит красиво.
Белла Цонева-Динкова
01.11.2008
Источник: Вокруг Света
Адрес статьи: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6379/
Мавлиды. Исламские свадьбы в Дагестане. Много различных мнений по поводу проведения свадеб, где отсутствуют традиционные атрибуты (музыка, танцы, алкоголь и т. д) к которому мы привыкли. Но за последние 20 лет многое изменилось в Дагестане, частности отношение к свадьбам. Может это связано, что люди стали больше опираться на исламские ценности, прослеживается попытка соблюдения норм шариата, но так или иначе, это серьёзно отразилось и на быт дагестанцев, в том числе и в отношении к традиционным свадьбам. Подрастающая молодёжь Дагестана стала отдавать предпочтение баракатным, исламским свадьбам, некоторые называют её мавлидом, а правильно будет если назовём «Валима»(торжество по случаю сочетания браком, проводимое по нормам религии и сунне Пророка) проще говоря мусульманское пиршество. Свадьбы эти проходят интересно, молодые ребята, в основном студенты исламских вузов, исполняют нашиды под музыку, проводят конкурсы на знание основ ислама. Мне приходилось вести такие свадьбы, но я заметил, что больше половины людей не слушают исполнителей нашидов, так как больше заняты общением, потому, что свадьба это возможность пообщаться, так как в миру, люди очень заняты и нету просто времени для общения. Тем, кто намеревается провести мусульманскую свадьбу, без привлечения исполнителей нашидов. Я предложил бы такой вариант: Провести эту свадьбу в классическом варианте, т. е я ведущий предоставляю, слова родителям, родственникам, коллегам, при входе молодоженов, встречаем их с пирамидой бокалов наполненных водой из святого источника ЗАМ- ЗАМ, где процесс распития воды я сопровождаю рассказами о значимости этой воды для мусульманина и о ёё целебных свойствах. При предоставлении слова гостям, особенно важно когда, свои пожелания высказывают люди, имеющие прочные знания об отношениях супругов в исламе к бракосочетанию, о значимости и святости Никаха и т.д. А вот в перерывах между пожеланиями и высказываниями тамады(аяты из корана о значении семьи в Исламе) , дать возможность гостям насладится духовной музыкой, чтобы эта музыка слегка доносилась до них, в то время как гости часть, которых будут одухотворённо впитывать, нежные ноты доносящейся мелодии, а другие увлечённо будут вести беседы о жизни, о роли ислама в дагестанском обществе. И я уверен, что гости, уходя, будут благодарны, что они на некоторое перенеслись в мир умиротворения и благоденствия, что задумались о смысле и ценностях жизни. |
Как ислам уживается с феминизмом — Wonderzine
Завеса и спасение
Западных феминисток часто обвиняют в том, что они воспринимают религиозных женщин как объект спасения — считают, что верующий человек априори находится во власти патриархальных норм, не может добровольно принять решение о своей религиозности и осознанно соблюдать практики.
Споры между западными и исламскими феминистками по-прежнему ведутся в основном вокруг внешнего вида. Первых возмущает «завеса» (буквальный перевод слова «хиджаб») — так называют религиозную одежду мусульманок, которая закрывает их тело от остального мира. Но историк и научный сотрудник Амстердамского университета Данис Гараев приводит данные своегоисследования: в Казани с 1990–2000-х годов многие девушки, воспитанные в светских городских семьях, учившиеся в светских школах и университетах, делают выбор в пользу мусульманской одежды и образа жизни, соответствующего предписаниям ислама. При этом факт, что девушки в светской среде могут добровольно выбрать мусульманский дресс-код, многим кажется вызывающим, напоминает исследователь.
Социолог и координатор программы «Гендерная демократия» фонда им. Генриха Бёлля Ирина Костерина отмечает, что бывают случаи, когда женщины «сознательно решают надеть хиджаб». «Есть мои знакомые, коллеги, подруги, которые носят хиджаб по собственной воле и говорят, что для них это очень важно, то есть они не хотят никому ничего навязывать, пропагандировать, — говорит она. — [Для них] — это отстаивание своей идентичности, своих принципов и ценностей».
Вопрос ставится ребром: может ли решение носить религиозную одежду в принципе быть осознанным или женщины не замечают, как сильно на них влияют стереотипы? Данис Гараев уверен, что разговор о чьей-то недостаточной осознанности сам по себе дискриминационный: «Число стратегий, между которыми выбирают люди [в вопросах телесности], ограниченно. При этом ситуации, когда человека заставляют носить что-либо, будь то платок или короткие юбки, — это совершенно иной вопрос; против такого выступают и исламские феминистки, и западные».
Фактически возникла ситуация, при которой мусульманке, чтобы стать феминисткой, требуется отказаться от веры, говорят сторонники исламского феминизма. После Исламской революции в Иране в 1979 году многие феминистки бежали из страны, так как считали, что религия, навязываемая Ирану, угнетает женщин, то есть с феминизмом несовместима. «Феминизм — это светская концепция, а ислам не приемлет светских трактовок», — объясняет позицию западного феминизма историк Максим Ильин. По его словам, это и делает мусульманку, которая называет себя феминисткой в западном смысле, практически предательницей своей религии, отступницей.
В Лондоне к свадьбе готовятся снайперы, полицейские и служебные собаки
В Великобритании под угрозой оказалась безопасность свадьбы принца Уильяма, намеченная на 29 апреля. Радикалы из движения «Мусульмане против крестовых походов» готовят массовую демонстрацию. Она пройдет по маршруту следования свадебной процессии. Как сообщают СМИ, радикалы собираются сжечь флаг Соединенного королевства, а также изображение британской короны и фигуры, изображающие молодоженов.
Полиция Великобритании не исключает того, что придется пойти на крайние меры и заранее изолировать тех, кто планирует устроить беспорядки 29 апреля — в день венчания принца Уильяма и его избранницы Кейт Миддлтон. Скотланд-Ярд сейчас активно собирает сведения о планах экстремистов.
«Было бы наивно игнорировать некоторые сообщения в СМИ и интернете. Очевидно, существуют люди, которые хотят создать проблемы. Сейчас мы находимся на стадии сбора информации в преддверии свадьбы. Если нам придется предпринять какие-то действия, то мы их предпримем», — говорит Линн Оуэнс, помощник комиссара лондонской полиции.
Пойти на суровые меры полицейских вынуждает печальная статистика последних месяцев. Сначала не давали покоя студенты, которые разгромили штаб-квартиру консерваторов и атаковали «Роллс-Ройс» принца Уэльского, затем мало кому известные анархисты устроили в центре Лондона настоящий погром, пообещав повторить нечто подобное в день бракосочетания Уильяма.
И, наконец, исламские радикалы из скандальной группировки «Мусульмане против крестовых походов» тоже решили внести свою лепту, обратившись за разрешением провести 29 апреля демонстрацию у Вестминстерского аббатства. Туда же собрались подъехать их оппоненты из ультраправой «Лиги защиты Англии». Обе группировки получили категорический запрет, но остановит ли он радикалов?
Перед полицией Лондона сейчас стоит трудноразрешимая задача: как сделать так, чтобы торжественные мероприятия были как можно более безопасными, но при этом избежать излишне жестких мер, которые сами по себе могут испортить праздник.
Практика предварительного ареста довольно противоречива, поскольку полиции нужно иметь убедительные доказательства того, что преступление действительно планировалось. По одному только внешнему виду зачинщиков не распознать. Так было с анархистами, которые в течение нескольких минут превратились в стихийное бедствие. Поэтому сейчас, используя открытые и закрытые источники информации, Скотланд-Ярд рассчитывает сыграть на опережение.
«Люди могут приехать в Лондон и мирно протестовать, но они должны помнить, что это день национального празднования. Если кто-то попытается учинить беспорядки, мы будем действовать быстро и решительно», — заверяет Линн Оуэнс.
Во время торжества улицы Лондона будут патрулировать около пяти тысяч полицейских. Уже сейчас проверяется каждый дюйм на пути следования свадебного кортежа. Полиция осматривает водостоки, фонарные столбы и даже светофоры в поисках заложенной взрывчатки.
Кинологи готовят своих питомцев к самому напряженному рабочему дню в этом году, которым обещает стать для полиции 29 апреля. «У него отличный нюх. Он может найти всё: от окурка до фургона, набитого взрывчаткой», — хвалит своего питомца кинолог Фил Макконелл.
Улицы собираются контролировать еще и с воздуха: на крышах будут дежурить снайперы. Такую свадьбу, действительно, редко увидишь.
Бангладеш: женщинам-чиновникам запрещено регистрировать исламские браки | Азия | Подробный обзор новостей со всего континента | DW
Решение Высокого суда Бангладеш в воскресенье запретить женщинам-чиновникам регистрировать исламские браки вызвало бурю негодования в этой южноазиатской стране.
Суд постановил, что мусульманская свадьба является священной церемонией, и женщинам не разрешается регистрировать ее из-за месячных менструальных циклов. Судьи постановили, что женщины не могут входить в мечети во время менструации и, следовательно, не подходят для профессии регистрации брака.
Мусульманская свадьба, или никах, обычно проводится священнослужителями-мужчинами. Однако после этого брак должен быть официально зарегистрирован. До решения суда любой государственный служащий — мужчина или женщина — имел право регистрировать браки. Хотя некоторые мусульмане предпочитают подписывать официальные документы о браке в мечетях, многие делают это в государственных учреждениях или в доме невесты.
В традиционном исламе женщинам также не разрешается совершать обязательные ежедневные молитвы или поститься во время менструации.
Не только мужская работа
В 2014 году в Динаджпурском районе в качестве должностных лиц по регистрации брака были выбраны три женщины. Однако их назначение было отклонено Министерством юстиции и по делам парламента по причинам, аналогичным тем, которые были указаны судом в воскресном приговоре. Аиша Сиддика, одно из должностных лиц, обжаловала решение министерства в суде, но ее дело в конечном итоге было отклонено судьями.
«Недопустимо, чтобы женщинам не разрешалось выполнять эту задачу по физическим причинам», — сказала Сиддика DW.«В Бангладеш женщина может быть премьер-министром и даже летать на самолетах. Тогда почему она не может зарегистрировать никах?» она сказала.
«Где написано, что нужно быть мужчиной, чтобы иметь возможность зарегистрировать брак?» она сказала. «У меня есть образование, которое дает мне право на эту работу».
Сиддика сказала, что она не оспаривает роль священнослужителя-мужчины, исполняющего брак, но подчеркивает тот факт, что любой может зарегистрировать брак, и что никах не всегда совершается в мечети.
«Неконституционный»
«Мы не принимаем решение суда», — заявила DW адвокат Сиддики Фавзия Карим. «В законе четко определены права и объем работы тех, кто регистрирует никах. Его могут зарегистрировать как мужчины, так и женщины. Это также относится к разводам. Религия не имеет к этому никакого отношения».
Левая партия «Джатия Самайтантрик Дал» назвала это решение «неконституционным» и заявила, что государство не может принимать дискриминационные законы.
В заявлении 21 активиста гражданского общества содержится призыв к Высокому суду пересмотреть свое решение.«Приговор шокировал и оскорбил нас», — говорится в сообщении, добавив, что конституция Бангладеш гарантирует равные права для мужчин и женщин.
Дополнительный репортаж Харуна Ура Рашида Свапана, корреспондента DW в Дакке.
Брачные обычаи в мусульманском мире
В мусульманском мире брачные обычаи и традиции различаются так же, как цвета радуги.
Все соблюдают обязательные исламские законы, которые делают брак действительным, и имеют другие обычаи, индивидуальные для их окружающих культур.
Вот обычаи некоторых частей мусульманского мира. Однако помните, что не все мусульманские брачные обычаи обязательно соответствуют исламским ценностям.
Индия и Пакистан
В Южной Азии брак обычно ограничивается трехдневными обычаями и традициями.
Менди: Это событие, когда вы наносите Менди (травяной краситель красного цвета, также называемый хной) на руки жениха и невесты. Наполненный традиционными песнями и небольшими танцами, он часто длится два дня — один день у жениха, чтобы нанести хну на руку жениха, и второй день в доме невесты, чтобы нанести хну ей на руки.
Шади: Настоящая исламская свадьба, Никах, называется Шади, которая традиционно проводится со стороны невесты. Сторона жениха прибывает в место процессией под названием Барат, у которой есть свои обычаи, такие как барабаны впереди и поток монет для тех, кто смотрит на это. В сельской местности (где проживает 70% населения) почти все села либо в Барате, либо ждут его.
После того, как кази совершил бракосочетание с минимум двумя свидетелями, соблюдающими согласие обеих сторон.Кази, буквально судья, в настоящее время является имамом близлежащей мечети, где также проводятся браки. После подписания брачного контракта Кази произносит брачную проповедь на арабском языке и обращается с мольбой. После этого пара объявляется мужем и женой. Как только мольбы заканчиваются, все гости встают, обнимая жениха и невесту, их родителей и членов их расширенных семей. Друзья жениха так сильно его обнимают, что в результате получается какой-то естественный звуковой эффект. Пока продолжаются эти объятия, раздаются сладости, в том числе сушеные финики, миндаль и сладости.Многие свадьбы сейчас проходят в мечети. Если это не мечеть, жениха приводят в мечеть, где он молится, чтобы поблагодарить Аллаха. Иногда едят только гости из другого города. Но в других браках всем гостям подают много щедрых блюд. Шади заканчивается Рухсати. Рухсати — это когда жених ведет невесту к себе домой. Копия Корана хранится над головой невесты, поскольку ее ведут на вечеринку женихов, ожидающую ее забрать. Последний совет родителей и много слез она прощается с ними.
Валима: ужин после свадьбы называется валима. Этот праздник устраивает семья жениха.
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ)
По традиции в ОАЭ назначение даты свадьбы знаменует начало подготовки невесты к свадьбе.
Хотя жених тоже проходит ряд подготовительных мероприятий, подготовка невесты, естественно, более сложна и требует больше времени.
Невеста с головы до пят обильно украшена всевозможными традиционными маслами и ароматами.По традиции ее не видят в течение сорока дней никто, кроме членов семьи, поскольку она отдыхает дома, готовясь к дню свадьбы.
В течение недели, предшествующей свадьбе, звучит традиционная музыка, непрерывное пение и танцы, отражающие радость, разделяемую семьей жениха и невесты.
Laylat Al Henna (буквально «ночь хны»), которая проходит за несколько дней до этого, — особенная ночь для невесты, так как это только женская ночь.
В эту ночь руки и ноги невесты украшены хной. Смежные праздники и торжества включают как мужчин, так и женщин, которые обычно празднуют отдельно.
За ним следует настоящая свадьба, никах и валима, более или менее так, как это делается во всем мусульманском мире.
Египет
Египет был открыт для многих цивилизаций, таких как греческая, римская и исламская. Брачные обычаи египтян позволяют супружеской паре лучше узнать друг друга, поскольку семьи часто встречаются.
Он начинается с того, что родители жениха посещают дом его невесты, чтобы получить одобрение ее семьи на завершение этого брака, и достигают соглашения, которое содержит два основных пункта: сумму денег, уплачиваемую женихом семье его невесты, чтобы помочь им подготовить мебель для дома. дочь и ценный ювелирный подарок Шабка, подаренный женихом своей невесте. Стоимость этого подарка зависит от финансового и социального уровня семьи жениха.
Когда обе стороны завершают соглашение, они назначают дату для стороны помолвки.
Когда дом новой семьи готов, обе семьи назначают дату свадьбы.
В ночь перед днём свадьбы родственники, друзья и соседи собираются вместе, чтобы отпраздновать «Ночь хны».
На следующий день брачный договор подписывается и регистрируется. После заката начинается свадебная вечеринка, и пара надевает свои лучшие платья и украшения.
Малайзия
В малайзийской традиции жених и невеста считаются «королем и королевой на один день».
Во время помолвки, предсвадебной встречи между родителями невесты и жениха, определяется приданое, которое будет дано невесте, а также дата торжества.
Церемония беринай (аппликация хной) проводится перед свадьбой. Ладони и ступни невесты «украшены» краской из листьев хны.
Акад Никах, который является подписанием контракта, обычно находится под председательством Кадхи, религиозного чиновника сиариатского (шариатского) суда.Небольшая сумма денег под названием Mas Kahwin скрепляет контракт.
В последнее время появилась тенденция проводить торжества в мечети, как это было во времена Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение).
Брак и гендерные вопросы — Женщины в исламе и мусульманских царствах
«Браки по принуждению или по договоренности
Согласно законам шариата любой принудительный или ложный брак является недействительным. Это неправильный брак. Это проблема, которая, кажется, преследует мусульманских женщин из Индии / Пакистана / Бангладеш и нигде больше в исламском мире — и это также касается индуистов и некоторых сикхов из этих регионов.
Принудительный брак полностью запрещен в исламе. Фальшивый брак тоже — например, некоторых наших девочек-подростков отправляют обратно в Пакистан на каникулы, когда им около 15 лет, и они подписывают то, что они не понимают, а затем узнают позже, что они « вышли замуж », даже если это не было завершено. В наши дни британские юристы намного лучше изучают шариат, чтобы защитить этих девушек от этой конкретной культуры.
Принудительный брак — это совсем не то же самое, что брак по договоренности.У мусульман из многих стран существует система браков по договоренности, в которых супруги могут не видеть друг друга до брака, но это всегда должно происходить с их свободного согласия. Сам Пророк советовал будущим супругам хотя бы «смотреть» друг на друга, пока они не увидят, что заставляет их жениться на этом человеке, а не на каком-либо другом. Женщины, которых принуждают к вступлению в брак или разводятся по общим причинам, имеют те же основания в шариате, что и на Западе — жестокость, моральное насилие, прелюбодеяние, брошенность и т. Д.Они могут даже потребовать развод без какой-либо конкретной причины, при условии, что они согласны вернуть махр (брачный платеж), выплаченные им их мужем, если муж не желает их отпускать, но обязан «. BBC © 2014.
Force Marriage Совет графства Стаффордшир, Соединенное Королевство
Брак по договоренности: в ловушке двух культур. Национальное общественное радио. Проверено 2 апреля 2012.
Ханан Хамами (июль 2012 г.), Родственные браки, журнал Community Genet.3 (3), страницы 185–192.
«Бегство от брака» в Юго-Восточной и Восточной Азии Гэвин Джонс, Сингапур (2011).
Разак, Шерен Х. (октябрь 2004 г.). «Мусульманки, находящиеся в опасности, опасные мусульманские мужчины и цивилизованные европейцы: правовые и социальные ответы на принудительные браки». Феминистские исследования в области права (Springer) 12 (2): 129–174.
Борьба с надругательством над организованным браком Сью Ллойд-Робертс, BBC News (12 июля 1999 г.)
Родственный брак: сохранение его в семье — The Economist
исламских браков — действительно ли вы женаты по английским законам? | Блог о семейном праве
Для того, чтобы брак был действительным по английскому праву, необходимо заключить брак в гражданском регистре.Это дает супружеским парам права, которых обычно не имеют пары, не состоящие в браке. Кроме того, после развода супружеские пары могут подавать в суд заявления о финансовых исках на себя и своих детей. Некоторые из тех, кто выбирает религиозную церемонию, предпочитают не дополнять ее гражданской церемонией, оставляя их в уязвимом положении с юридической точки зрения после разлучения.
Однако, согласно понятию недействительного брака, когда брак недействителен из-за отсутствия одного из существенных элементов для действительного брака (например, ошибка в церемонии или одна из сторон, не имеющая дееспособности для вступления в брак), суд может принять решение о признании недействительным и вынести соответствующие финансовые распоряжения.Это отличается от случая, когда суд считает, что брак недействителен, что не приводит к финансовым средствам правовой защиты.
Участие в каком-либо узнаваемом браке необходимо для получения постановления о недействительности, и для пары недостаточно просто жить вместе и вести свои финансы, как если бы они были женаты. Не существует такого понятия, как «гражданский брак».
Недавнее дело Akhter v Khan and Other [2018] EWFC 54 , в котором стороны прошли только церемонию никаха, включало проверку того, является ли брак недействительным в соответствии со статьей 11 Закона 1973 года о супружеских причинах (MCA 1973), подпадающих под действие постановления о недействительности, и те же финансовые средства правовой защиты, доступные супружеским парам при разводе.
Судья не утверждал (как сообщали некоторые СМИ), что английские законы применимы к исламским бракам. Судья Уильямс четко сформулировал свое решение:
, «то, о чем идет речь не в этом деле … заключается в том, следует ли рассматривать исламскую брачную церемонию (никах) как основание для вступления в законный брак в соответствии с английским законодательством. Фактически, главный вопрос, который возник, почти диаметрально противоположен этому вопросу: а именно, является ли бракосочетание никах недействительным или недействительным по английскому праву.Среднестатистическому юристу в 2018 году может показаться, что ответить на этот вопрос несложно. Несомненно, брак, который не является действительным, является недействительным браком и, следовательно, может быть аннулирован? К сожалению, это не так просто ».
Г-жа Ахтер подала прошение о разводе 4 ноября 2016 года, но г-н Хан защищал это, утверждая, что они не вступили в действительный брак по английскому законодательству, а только «благословили» по законам шариата, поскольку у них был никах только в Англии, до Имам, до 18 лет. Хотя было ясно, что церемония никах не является законным браком по английскому праву, судья постановил, что брак был недействителен в соответствии с разделом 11 (a) (iii) MCA 1973, поскольку он был заключен с нарушением закона определенные требования в отношении заключения брака » и пришел к выводу, что « во всех смыслах, кроме вопроса о юридической действительности, это был брак, и к тому же долгий », стороны были женаты почти 20 лет и делили четырех дети вместе.Судья также рассмотрел статью 8 ЕКПЧ (право на уважение частной и семейной жизни) и влияние любого решения на четверых детей сторон (в частности, любые имеющиеся финансовые средства правовой защиты).
Судья был удовлетворен тем, что г-жа Ахтер часто просила г-на Хана пройти гражданскую церемонию, как вскоре после церемонии никаха, так и в другие моменты, в том числе в 2001 году, когда они изменили имя своей дочери, но г-н Хан отложил это, отложил его. или просто отказался.Судья постановил, что стороны намеревались «начать процесс брака» , который должен был включать гражданскую церемонию, а неспособность завершить «процесс бракосочетания» полностью объясняется отказом г-на Хана после никаха организовать брак церемония гражданского брака. Тот факт, что г-н Хан пытался полагаться на никах, чтобы убедить власти в Дубае принять его в качестве действительного брака с целью проживания и работы там, работал только в пользу г-жи Ахтер.
Если бы судья Уильямс не нашел в пользу г-жи Ахтер, что ее брак недействителен, она присоединилась бы к трем миллионам сожительствующих пар, которые не могут предъявить такие же финансовые претензии, как супружеские пары.Вместо этого она оказалась бы в потенциально уязвимом положении, поскольку могла бы полагаться только на сложные принципы имущественного и доверительного права или предъявлять финансовые требования от имени своих четверых детей в соответствии с Законом о детях из Приложения 1 1989 года.
Что дальше?
Исход этого дела не означает, что каждая церемония никаха, проводимая в Англии и Уэльсе, будет считаться недействительным браком, если за ней не будет следовать гражданская церемония. Конечно, каждый случай нужно рассматривать на собственном опыте.
Некоторые из вопросов, представленных в деле, были предметом «независимой проверки применения законов шариата в Англии и Уэльсе», проведенной Терезой Мэй, когда она была министром внутренних дел, и опубликованной в феврале 2018 года. общественное образование о правовом статусе законов шариата. В нем подчеркивается, что мусульмане в Великобритании должны заключать гражданский брак, а также религиозную церемонию, чтобы обеспечить их защиту в соответствии с законом. Группа призвала к законодательным изменениям, которые будут означать, что гражданские браки заключаются до или одновременно с исламской церемонией, что приведет к приведению исламских браков в соответствие с христианскими и иудейскими браками в глазах закона.Для реализации этих предложений необходимо будет внести поправки в Закон о браке 1949 года и Закон о браке 1973 года, в соответствии с которым мусульманские пары обязаны регистрировать свои браки по закону. Еще неизвестно, какие шаги предпримет правительство по итогам обзора.
Совершенно очевидно, что все большее число мусульман заключают контракты никах в Англии, не вступая в гражданский брак (согласно обзору, 100 000 мусульманских женщин). К сожалению, многие мусульмане считают, что их контракт никах зарегистрирован в соответствии с английским законодательством, но после развода обнаруживают, что они всего лишь сожители.Учитывая очень ограниченные возможности, которые могут быть изучены сожителями, жизненно важно, чтобы пары, желающие воспользоваться финансовой и правовой безопасностью, предлагаемой браком, прошли церемонию, которая соответствует действующим процедурам.
В случае г-жи Ахтер и г-на Хана было справедливо, что судья установил, что их брак длился 18 лет (как указал судья, дольше, чем средний брак), в результате чего родилось четверо детей, и все принимали их как мужей и жена, была недействительна, позволяя предъявить финансовые претензии.
Финансовая уязвимость растущего числа сожительствующих пар в Великобритании остается областью права, требующей реформ, необходимость в которой может только поощряться в постоянно развивающемся обществе, где сожительствующие пары в настоящее время являются наиболее быстрорастущим типом семьи.
Дополнительная информация
Если вы не уверены в действительности своего брака или своих прав как сожителя, и хотите поговорить с одним из наших юристов-специалистов, пожалуйста, свяжитесь с нашим специалистом по семейному праву.
Исламский брачный договор, не подлежащий принудительному исполнению в Огайо
ИСЛАМСКИЙ БРАЧНЫЙ ДОГОВОР, НЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ В Огайо
Суд Огайо, как сообщается, постановил, что обещание, данное в рамках махр — приданого, подаренного женихом своей невесте после исламского брака, — не может быть исполнено по закону.
Дело Огайо
Случай в Огайо произошел из-за брака мусульманской пары — невесты, живущей в Огайо, и жениха из Ирландии.Отец невесты и жених согласовали условия контракта махр непосредственно перед свадьбой. Согласно письменному брачному контракту на одной странице, жених дал своей жене в приданое золотой браслет, кольцо и обещание выплатить 25 000 долларов. Менее чем через два года брак распался.
В суде жена утверждала, что махр следует рассматривать как брачный договор, и невеста потребовала исполнения обещания заплатить 25000 долларов. Судья Дана С. Прайсс в суде по общим делам по семейным делам округа Франклин, штат Огайо, отказалась сделать это.Она постановила, что, поскольку «обязанность выплатить 25 000 долларов коренится в религиозной практике, приданое считается религиозным актом, а не юридическим договором. Она считала, что брачный договор должен быть заключен без принуждения или принуждения. В этом случае она сказал, что соглашение было заключено всего за несколько минут до свадебной церемонии, и у мужа не было времени проконсультироваться с адвокатом. Кроме того, добрачное соглашение предназначено для защиты имущества человека в случае развода. По контракту, Махр был разработан для того, чтобы дать жене деньги в дополнение к активам, которыми она владела, так что это нельзя было рассматривать как брачный договор.
Другие случаи
Дела, касающиеся соглашений о махрах, некоторые из которых были заключены внутри страны, а другие заключены за границей, рассматривались в нескольких судах США. Иногда соглашения сохранялись, но только тогда, когда они представлялись как простой договор, а не как брачный договор. Различие и применение принципов хорошо иллюстрируется двумя делами в Нью-Джерси.
В деле Odatalla v. Odatalla 810 A.2d 93 (NJ Super.Ch. 2002), Верховный суд Нью-Джерси заявил: «Почему контракт на обещание уплаты денег должен быть меньше контракта только потому, что он был заключили во время исламского брачного соглашения? » Суд установил, что в соответствии с доктриной «нейтральных принципов права» он может обеспечить соблюдение светских компонентов соглашения — в частности, обещание выплатить 10 000 долларов.Жена представила свадебное видео сторон, на котором две семьи обсуждают условия, а имам готовил документ, который все читали перед подписанием. Судья пришел к выводу, что это было «не больше и не меньше, чем простой договор между двумя согласными взрослыми». Это не противоречит никакому уставу или интересам общества ».
Напротив, в деле Attia v. Amin , New Jersey Ch. Div., 12 июня 2006 г., суд, как сообщается, постановил, что требования действующего контракта не были соблюдены, поскольку сумма платежа была несправедливой, и ответчик подписал соглашение под принуждением, опасаясь, что, если он это сделает не делайте этого, брак не состоится и он будет депортирован.В качестве интересного дополнительного аргумента суд, как сообщается, основывался на показаниях свидетеля-эксперта мужа о том, что махр действителен только в том случае, если жена виновата в разводе не более чем на 50 процентов. Судья постановил, что, поскольку жена выдвинула ложные обвинения в терроризме против мужа и даже вызвала против него ФБР, она была виновата более чем на 51 процент, что аннулировало махр.
Итак, когда махр подлежит принудительному исполнению?
Очевидно, что махр не является брачным соглашением, как этот термин понимается в американском законодательстве и как понимается в большинстве стран мира.Он не регулирует финансовые обязательства между супругами — даже сторонами мусульманского брака — согласно гражданскому праву в соответствии с американским законодательством. Но он мог бы создать претензию на специально оговоренную сумму денег, если бы он составлял действующий контракт.
Наконец, следует отметить, что случай Огайо побудил имама, который женился на этой паре, изменить способ проведения свадеб. Сообщается, что отныне он будет заставлять мужа подписать вексель на махр, а также брачный контракт, чтобы обеспечить более надежное исполнение обещания в гражданских судах.
Ассимилируются ли американские мусульмане? — The Atlantic
В течение долгого времени этот опыт мешал Нуру связываться с религией. «Когда я вышел из дома около 18 лет, я отверг ислам», — сказал мне Нур. «Я бы сказал, что раньше был мусульманином, что я был воспитан мусульманином, что у меня все еще есть определенные обычаи, но я не мусульманин».
После того, как она встретила Таджа, все начало меняться. «Несмотря на то, что я знал, что квир-мусульмане существуют, это все равно был единорог», — сказал Нур. «Я не чувствовал, что это было на самом деле.Вы не могли существовать с двумя идентичностями «. Примерно за последний год Нур начала переосмысливать свою веру. «Встреча с Сабой … начала разжигать множество моих конфликтов с идентичностью из-за того, что я квир, а также мусульманин, — сказала она, — вещи, которые я очень намеренно подавляла и оставалась неизменной в течение очень долгого времени».
Тадж и Нур решили пожениться в январе, прямо перед инаугурацией президента Трампа. Несмотря на решение Верховного суда 2015 года по делу Obergefell , узаконившее однополые браки в Америке, они беспокоились о потере своих прав при администрации Трампа.Поскольку политическая атмосфера стала откровенно враждебной по отношению к мусульманам, и Тадж, и Нур почувствовали, что важно заявить о своей идентичности — всех их. «Это было действительно воодушевляюще, очень красиво и, как и эта сильная политическая позиция, заявлять:« Да, вообще-то, я гомосексуалист и, несомненно, я мусульманин », — сказал Нур.
Несмотря на их семейные конфликты, Тадж сказала, что ее мать «была настолько изящной, что я и представить себе не мог». Нур недавно начала разговаривать со своей младшей сестрой после многих лет молчания и надеется, что однажды они с Тадем проведут свадебную церемонию, в которой будет присутствовать вся их семья.Даже во время интервью для этой статьи Тадж и Нур очень хотели убедиться, что их история не будет рассказана упрощенно. Несмотря на то, что им было трудно выглядеть гомосексуалистами и мусульманами, они яростно защищают свои семьи и американских мусульман как группу, опасаясь стереотипов, которые «[рисуют] ислам таким монолитным образом, как:« Все мусульмане являются гомофобный », — как выразился Нур. Как и у других молодых мусульманских пар, с которыми я беседовал, их история не является линейной историей ассимиляции или отрицания американской культуры.Прилагательные, которые они в совокупности использовали для описания себя, включали «художник», «черный», «педик», «южанин», «музыкант», «гендерно-неконформный», «человек» — и, конечно же, «мусульманин».
Это больше, чем что-либо еще, кажется, сквозная линия мусульманской любви и жизни в Америке. Это почти всегда опыт множественности, смешения идентичностей и преодоления множества различных ожиданий и желаний со стороны членов семьи или культуры в целом. Это сам по себе глубоко американский опыт, форма ассимиляции со страной, построенной на неоднозначных, смешанных идентичностях.«Это своего рода попытка найти почти золотую середину в примирении их собственных культурных и традиционных ценностей, религиозных ценностей и американских ценностей», — сказал Киллави. «Естественно, что это будет частью свадебного процесса», — добавила она. «Для многих мусульман, выросших здесь, это стало почти второй натурой. Со временем вам пришлось участвовать в этом процессе, чтобы выжить ».
«Американский» не является стандартом по умолчанию, по которому можно объективно оценивать мусульман или любую другую группу. Страна слишком сложна, а мусульмане слишком разнообразны.Как и в любом брачном процессе, обязательно нужно много переговоров. Как сказал Гревал: «Объединение двух семей намного сложнее, чем« Эй, старики из другой страны и другого мира. Загрузите программу здесь ».
* В этой статье изначально неправильно написано имя Ихласа Салима. Мы сожалеем об ошибке.
Свадьба | IMAN Center of Kirkland
СВАДЬБА
IMAN предоставляет услуги по проведению и регистрации исламских свадеб.
Ниже приведены шаги, которым мы следуем в ИМАН при проведении исламской церемонии бракосочетания:
1. В идеале личная встреча (или, по крайней мере, телефонный разговор) с персоналом IMAN, который проводит исламскую свадьбу, не менее чем за неделю до даты совершения никаха и, желательно, раньше, чтобы ознакомить все стороны с процессом, требованиями и сроками. . Личные встречи с персоналом IMAN можно запланировать на четверг или пятницу вечером с 20:30 до 21:30 или в воскресенье после обеда с 14:30 до 15:30.Чтобы запланировать эту встречу, отправьте электронное письмо на [email protected] (предпочтительно) или оставьте нам голосовое сообщение по телефону (206) 202-4626. По срочным запросам вы можете встретиться с кем-нибудь в центре IMAN во время молитв Духр или Иша.
2. Жених и невеста должны ознакомиться с документом о брачном контракте и прийти к соглашению задолго до произнесения акда никаха. Анкету необходимо заполнить заранее до личной встречи.
3.Поддержка и одобрение со стороны членов семьи невесты.
4. Согласуйте свидетелей и представительство жениха и невесты. В настоящее время наши (IMAN) процедуры заключаются в том, что жених и невеста либо представляют себя и выполняют акд никах, либо назначают одного из сотрудников IMAN в качестве вакилов (представителей) для совершения акда никаха от их имени.
5. Если это брак, который необходимо зарегистрировать в штате Вашингтон, необходимо получить разрешение на брак от штата Вашингтон.Если брак уже был зарегистрирован в другом месте, свидетельство о браке от органа, зарегистрировавшего брак.
6. Назначьте время для совершения акда никаха. Если брак еще не зарегистрирован, это должно произойти не менее чем через 3 дня после выдачи лицензии штатом WA.
7. Акд церемонии никаха. Мы требуем два удостоверения личности от сторон и свидетелей для наших записей (например, водительские права и паспорт / кредитная карта).
8. Подпишите документы, подтверждающие исламский брак.
9. Мы оформим исламское свидетельство о браке (Щелкните здесь, чтобы просмотреть образец).
Сборы: 250 долларов США. Выплачивается IMAN. Сборы помогают покрыть операционные расходы IMAN, которая является добровольной некоммерческой организацией.