Беседы с подростками о позитивном отношении к жизни: Методическая разработка классного часа «Жизнь в позитиве»

Содержание

Методическая разработка классного часа «Жизнь в позитиве»

 

Цель:

Сохранение и укрепление психологического и социального здоровья учащихся , формирование основ толерантной коммуникативной культуры ,овладение навыками позитивного мышления и умение применять полученные знания в жизни.

Задачи:

— Раскрыть учащимся психологическое содержание понятий «Позитивное и негативное» мышление

— Показать значение позитивного мышления для жизни и здоровья человека

— Способствовать осмыслению ценности позитивного мышления

— Способствовать развитию креативности

— Способствовать овладению навыками позитивного мышления

(Лекция)

Слово позитив происходит от латинского POSITIVUS – положительный.

В психологии называют мироощущение и отношение к окружающей действительности.

Многим знакома фраза «быть на позитиве» — что значит, относится к жизни легко, видеть преимущественно радостные ее стороны ,концентрироваться на приятном в людях.

Противоположность позитива – это негатив.

Человек с негативным мышлением фокусирует внимание на мрачных сторонах в любой ситуации и нехорошем в людях.

На позитивном мировосприятии – легче извлекать уроки из происходящего и двигаться вперед к новым целям.

(Беседа)

— А знаете ли Вы как настроить себя на позитив?

Ответы учащихся

— А теперь давайте попробуем зарядиться позитивом вместе.

1.

РАЗМИНКА «ПРИВЕТСТВИЕ»

Цель:

— Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов

— Создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение

Начинает Психолог:

Добрый день ! Меня зовут Сигачева Ольга Владимировна,я Педагог-Психолог

«Психолого-педагогического центра «Помощь».

Я желаю Вам солнечного дня и отличного весеннего настроения!

Ребята по очереди начинают приветствовать друг друга.

(Класс настроится на доверительный стиль общения ,продемонстрирует свое доброе отношение друг другу .Обратить внимание на манеры установления контактов.

По окончании приветствия Психолог разбирает возможные ошибки и продуктивные способы приветствия)

ВСЕ ВЫСКАЗАЛИСЬ?- ответ…да/нет

ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ – ответы…на душе приятно….

МЕЖДУ НАМИ ОБРАЗОВАЛАСЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ АТМОСФЕРА .

ЧТО НАС ТАК ОБЪЕДЕНИЛО? Ответ –Хорошие, добрые слова

ВЕРНО.

Пока слова не сказаны вслух, это всего лишь наши мысли.

Мы сейчас связаны добрыми ,положительными мыслями

НАСТРОЕНИЕ,АТМОСФЕРА УЛУЧШИЛАСЬ,ПРИБАВИЛАСЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ,СИЛЫ.

Обсуждение :

— Почему важен положительный эмоциональный настрой ,уверенность в себе, положительные мысли от окружающих, чужое мнение ,даже если оно расходится с Вашим?

— Почему важно уметь общаться с друг другом, обладать культурой общения?

Лекция:

Позитивное мышление — это дорога к свободе, к новому уровню жизни, к успеху, личностному росту.

Каждый человек может стать успешным творцом своего будущего. У Вас изначально все необходимое ,чтобы быть счастливым ,успешным, любимым.

Позитивно-мыслящий человек –это кто?

Хоть раз в жизни ,но Вы встречали человека уверенного в себе, без суеты и грубости в общении. Человека уравновешенного, с ощущением абсолютного спокойствия ,легкости и радости. Иногда социальный статус и материальное положение не имеет никакого значения.

Что Вам нравится в этом человеке и хотели бы это качество иметь в себе или повторить и преумножить успех?

Если с таким человеком случается неприятность или возникли у него проблемы (эти понятия весьма субъективные)то он смотрит с позитивным мышлением на ситуацию и ищет пути из нее выхода. И находит!

Позитивное мышление ,это прежде всего характер человека, но без развития и практики не будет совершенствования. Как в любом виде спорта, когда стоишь, ты не двигаешься. Первый шаг –это уже путь к достижению.

Дорога к цели гораздо интереснее, чем может показаться на первый взгляд.

Например цель — как отличный результат в спорте, школе, изменение своих привычек образа и качества жизни, питания или режима дня.

2

УПРАЖНЕНИЕ «КАРАНДАШИ»

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников.

Сначала участники выполняют подготовительное задание:

— разбившись на пары

— расположиться друг на против друга на расстоянии 70-90 см

— пытаться удержать два карандаша ,прижав их концы подушечками указательных пальцев .

Дается задание : не выпуская карандаши ,двигать руками вверх вниз свободный круг расстояние между соседями 50-60 см)карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей.

Группа не отпуская карандашей ,синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки вперед, отвести назад

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад

3. Сделать шаг вперед; два шага назад ; шаг вперед (сужение и расширение круга)

4. Наклониться вперед; назад; выпрямиться

5. Присесть,встать.

Смысл упражнения:

При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий,

точное соизмерение своих движений с теми, что совершают партнеры.

Задание практически не выполнимо, если каждый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других

Обсуждение:

— Какие действия должен выполнять каждый из участников, что бы карандаши не выпали?

(Обсуждение)

— На что ориентироваться при их выполнении?

(Обсуждение)

— Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание ,научиться «чувствовать» другого человека?

(Обсуждение)

Ведущий:

Позитивные люди действуют , а не просто мечтают, они ищут возможности и решения, не ищут того, кто виноват в их неудачах.

Вопрос ведущего:

— Что нужно для того, чтобы подтянуть знания по физике или английскому?

— Как выстроить путь к своей цели (учиться в престижном ВУЗе, сдать нормативы по спорту и т. д.

Ведущий:

Бывают безусловно и огорчения и неудачи и периоды застоя решения ситуаций или выхода из нее. Но с позитивным отношением, можно улучшить ситуацию и уметь контролировать Ваши реакции ,поведение и наметить дальнейшие действия.

Что можно сделать для улучшения сложившихся обстоятельств?

— Хорошо «работает» смена вида деятельности

(Примеры, обсуждение)

— Посвятить себя своему хобби или увлечению

(Примеры, обсуждение)

— Сделать или оказать помощи другим, близким людям, окружающих тебя людей.

(Примеры, обсуждение)

Мы сами выбираем стакан наполовину полон или пуст…

(Обсуждение)

Беседа – обсуждение:

— Почему позитивное мышление так важно в жизни?

(Обсуждение)

— Что оно за собой несет?

(Обсуждение)

Ведущий:

Во-первых : вызывает эмоции радости, счастья ,повышается уровень самооценки ,повышает иммунитет, улучшает здоровье.

Обсуждение:

Получил двойку по физике. Мысль –

(Варианты ответов учащихся)

(Негативная мысль)

— Я двоечник! Мне никогда не познать эту сложную физику!

(Позитивная мысль)

Другая мысль – я приложу максимум усилий и разберусь с задачами по физике потратив чуть больше времени на подготовку. Я смогу это сделать!

(Обсуждение)

При определенных жизненных задачах или ситуациях один видит глобальную проблему и ее лелеет ,оправдывает и жалеет себя, другой будет видеть преимущества и возможности ,раскроет дополнительно свои ресурсы и преодолеет препятствия.

УПРАЖНЕНИЕ 2

КОЛЛЕКЦИЯ ТЕПЛЫХ СЛОВ

Инструкций:

На каждый ряд раздать по одному листу (формат А4)

На листе бумаги записать слова или фразы от которых на душе становится теплее, которые заставят нас улыбнуться.

Каждый написавший сворачивает свое пожелание ,слово и передает следующему.

(Заполненные листочки собрать со всех рядов)

Слова ведущего:

Пока слова не сказаны вслух ,они называются мыслями.

Мы сейчас связаны с Вами добрыми ,положительными мыслями.

Ведущий:

Притча: «Владыка и сон»

(Пезешкиан Носсрат. Психосоматика и позитивная психотерапия,с.350)

Однажды восточному владыке приснился ужасный сон .Во сне он увидел как один за другим у него выпали все зубы.

Обеспокоенный, он приказал позвать толкователя сновидений .Тот выслушал внимательно сон и сказал владыке:

«Я должен сообщить тебе печальную весть .Ты потеряешь всех своих родственников одного за другим ,так же как потерял свои зубы»

Это объяснение разгневало владыку, и он приказал заключить толкователя в тюрьму. Затем он велел привести другого толкователя снов. Тот выслушал сон и сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостное известие: ты доживешь до глубокой старости переживешь всех своих родственников»

Владыка очень обрадовался такому объяснению и щедро наградил толкователя .

Придворные царя очень удивились и спросили : « Ты ведь сказал то же самое, что и твой предшественник. Но почему он попал в тюрьму ,а ты получил награду?»

Тогда толкователь снов ответил: « Мы оба истолковали этот сон одинакова. Но в жизни важно не только ,что говорить, но и как это сказать»

Лекция:

К позитивированию можно прибегать всегда ,когда это возможно.

Но чтобы добиться позитивирования высказываний, нужно изменить ,прежде всего , собственное мышление: мыслить позитивными категориями, а не негативными. Как? ТРЕНИРОВКОЙ!

Себя контролировать, анализировать свои фразы, и высказанные и невысказанные.

Со временем мозг станет заменять негативные формулировки на позитивные автоматически.

Таким образом можно овладеть техникой позитивного мышления.

Попробуем?

УПРАЖНЕНИЕ 3

ПОЗИТИВИРОВАНИЕ:

(ПРИМЕР)

НЕ БОЛЕЙ – будь здоров!

НЕ СТАРЕЙ – оставайся молодым и красивым!

НЕ УНЫВАЙ – хорошего тебе настроения!

НЕ ПРОПУСТИ — успей посмотреть, сходи!

НЕ БОЙСЯ – будь смелее! И т. д.

Ведущий:

Почему важен положительный , эмоциональный настрой, уверенность в себе, положительные мысли об окружающих, принятие и трансформация чужого мнения, даже если оно расходится с Вашим.

(беседа)

УПРАЖНЕНИЕ 4

Представьте себя через 5 лет. Если у Вас есть цель, наверняка Вы ее достигли. Вы счастливы в этот момент, Вы осуществили задуманное, изменилась Ваша жизнь ,внешний вид. Какие эмоции преобладают на Вашем лице? Задумайтесь. Что может способствовать достижению этой цели ,какие советы, рекомендации дадите самому себе.

Кто осмелится поделится целью и планами на будущее? Кто решил уже сделать первый шаг здесь и сейчас?

Беседа -обсуждение:

(Вопросы)

— Почему для человека важно позитивное мышление?

(Обсуждение)

— Что питает нашу мысль и делает ее сильнее?

(Обсуждение)

— При каких обстоятельствах Вы можете использовать полученные навыки?

(Обсуждение)

Ведущий:

Позитивное мышление – это дорога к свободе, к новому уровню жизни ,успеху и личному росту.

Каждый из Вас может стать успешным Творцом своего будущего.

Наше будущее – это только мысленный образ, идея, которая пока не имеет реализации и формы в материальном мире.

Изначально, у Вас есть все необходимой, что бы быть счастливым, любимым и успешным.

Наше будущее- это результат нашего мышления сегодня.

Практика позитивного мышления- это тот самый инструмент формирования реальности, который

Способен изменить нашу жизнь к лучшему!

В завершении нашей встречи я зачитаю «Коллекцию теплых слов», (Упражнение 2) которые поднимут нам настроение!

(Зачитать Упражнение 2)

Мне хочется Вас поблагодарить за встречу!

Я уверена в Вашем позитивном настрое для достижения больших жизненных высот!

Практика позитивного мышления –это тот самый инструмент формирования реальности, который способен изменить нашу жизнь к лучшему.

Скачать Методическая разработка классного часа «Жизнь в позитиве»

Автор: Сигачева Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог
Место работы: МБУ ДО «Психолого-педагогический центр «Помощь» г.о. Самара
Месторасположение: г. Самара

Дата изменения: 19.06.2018

Беседы с подростками о позитивном отношении к жизни

Создание чего-то нового, отмеченного красотой или гармонией – источник смысла для большинства людей, обладающих тем или иным талантом. Творчество не нуждается в ответе на вопрос «зачем?», оно само по себе имеет значение для того, кто посвящает ему всего себя. Но даже если и нет особых талантов, творческий подход к своей ежедневной работе, к приготовлению пищи, к игре, учебе, общению с друзьями, проявлению любви, уходу за домом добавляет жизни человека осмысленности независимости от уровня его достатка и физического здоровья.

«Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее», – говорил Альберт Эйнштейн. Служить другим, проявлять милосердие и оказывал поддержку слабым и больным, воспитывать и наставлять детей, участвовать в благотворительности – эти цели дают ощущение смысла многим людям. Многие философы и психологи признают, что человек устроен так, что его по-настоящему радует только то, что доставляет радость другим. Именно поэтому служение людям для многих становится самым осмысленным и самым желанным образом жизни. Выбор таких профессий, как врач, педагог, социальный работник и многих других также связан с осуществлением данного смысла.

Альтруизм (служение другим).

Можно сказать, что смысл жизни – это знаменатель, позволяющий нам оценивать всё, что с нами произошло, происходит или может произойти. Благодаря ему мы расставляем приоритеты в целях и судим о собственной жизни. Получается, смысл стоит выше целей и ценностей.

Порой не только поступок, а простое слово сделает человека радостнее, счастливее. Не забывайте говорить хорошие слова каждый день, но и подумайте прежде, чем сказать обидное слово, высказать недовольство. Ведь слово может и ранить, нанести ущерб душе.

Один из философов сказал: “Вера – это, прежде всего, мужество духа, который стремительно бросается вперед, уверенный, что найдет истину. Она – не враг разума, а его свет”. И если человек видит этот свет, доверяет своему сердцу, то преодолевает все на своем пути. Отсутствие веры – главная причина духовной пустоты.

Предварительный просмотр:

Выдающийся педагог А.С. Макаренко учил своих воспитанников ценить жизнь свою и чужую, учил жить красиво и достойно: в труде, честности, заботе друг о друге. Всю свою жизнь Макаренко посвятил детям. Он работал, не зная ни выходных, ни отпусков, он не щадил себя ради счастья детей.

В последние годы распространились интернет-сообщества, толкающие детей и подростков к суициду. Например, игра «Синий кит», задания которой сводятся к разрушению, мучениям, нанесению себе увечий. Начав играть в «Синий кит», ребенок в течение 50 дней кончает жизнь самоубийством. Если подросток уже вступил в группу, нужно незамедлительно обратиться в психологический центр, чтобы предотвратить несчастья.

«Человек в поисках смысла»: почему это так важно для подростка

Главная задача родителей, педагогов, детских психологов – дать ребенку те ответы, которые он ищет. Иначе могут найтись злоумышленники, которые ответят ему совершенно по-иному, и это может привести к плачевным последствиям.

Как уберечь ребенка от игры «Синий кит» и помочь осмыслить жизнь?

  1. Удовлетворяйте потребность ребенка «быть хорошим». Не говорите детям фраз вроде «ты плохой», «ты неудачник», «у тебя ничего не выйдет», даже если действительно не верите в успех какой-либо его деятельности. Оборотная сторона оценки «ты плохой» — разрушение, подтверждающее эту установку. Пусть ваш ребенок всегда будет «хорошим», а «плохими» – только некоторые его поступки.
  2. Привлекайте подростка к физическому труду. Пусть он помогает вам по дому. Старайтесь всеми доступными способами объяснить, насколько важна забота о доме, комфорте семьи. Постоянно благодарите ребенка за любую помощь – вымытую посуду, вынесенный мусор. Подчеркивайте, как важно для вас то, что ребенок ощущает себя частью семьи. Это поможет ему приблизиться к пониманию идеи служения – семье, обществу, родине.
  3. Помогайте ребенку сформировать его собственные представления об ответственности. Речь идет именно об ответственности, а не о чувстве вины за проступки. Как подчеркивают психологи, ребёнку важно правильно определять разницу между этими двумя понятиями. Ответственность – это осознание, что каждое действие имеет последствия. Однако ни в коем случае не культивируйте чувство вины! Оно чрезвычайно разрушительно.
  4. Объясните, что рост и развитие – это последовательные процессы, учите отмечать прогресс. Подростки – максималисты. Им кажется, что они должны получить мгновенный результат. Помогите своему ребенку научиться ставить цели, делить их на этапы и правильно оценивать промежуточные результаты. Не забывайте хвалить и поддерживать! Родительское одобрение в достижении целей очень важно.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОЗНАЮ СЕБЯ»
Для формирования навыков самонаблюдения и самопознания можно использовать самоанкетирование, самоопрос, воспоминания, сопоставления и т. п.; результаты фиксировать в дневнике, письмах себе, автобиографии, рассказах-историях и т. п.
Например, мини-анкета «Отношение ко времени».
1. Ценил ли ты свое и чужое время в течение дня? Как?
2. Было ли так, что тебе нечем было заняться? Почему?
3. Не терял ли ты зря время? Когда и почему? Сделай определенные выводы.
«. Если каждый из нас каждый день будет делать что-то более совершенно, чем вчера, и делать это сознательно, это устремление неизбежно отпечатается в его сознании, а сумма устремлений изменит его поведение в лучшую сторону» (С. Рерих).

ИГРА «ПОГОВОРИМ С ВЕЛИКИМИ»
Выскажите свое мнение по поводу афоризмов. Согласны ли вы с ними? Актуальны ли они сегодня?
«Не нужно ценить себя выше своих способностей и не нужно себя унижать» (И. Гете).
«Если кто-либо похвалит тебя, проверь сам, верно ли это» (Катон Старший).
«Человека нужно оценивать не только по его делам, но и по его стремлениям» (Демокрит).
«Человек может оставаться собой лишь в том случае, если он неустанно стремится над собой возвыситься» (Ж. Ла-шелье).
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самокритика, сравнение.
УПРАЖНЕНИЕ «САМОНАБЛЮДЕНИЕ»
Понаблюдайте за собой во время выполнения работы, во время разговора, спора, выступления и т. п. Заинтересованный, ответственный и уравновешенный ли вы человек? В чем и как это выражается? Как влияет на ваше самочувствие?
Эти наблюдения помогут лучше понять свой внутренний мир, свои мысли, переживания, чувства; позволят фиксировать их проявление. Самонаблюдение играет важную роль в формировании самосознания и самоконтроля.
УПРАЖНЕНИЕ «КОНТРОЛЬ НАД СИТУАЦИЕЙ»
Понаблюдайте за собой в сложной жизненной ситуации.
Это трудно! Сопоставьте увиденное с мнением тех, кто был свидетелем, а не участником. Проанализируйте ситуацию, сравните наблюдения, сделайте определенные выводы. Быть критичным, объективным по отношению к себе, говорить себе (особенно нелестную) правду нелегко; но признать ошибки — благородно, а исправить их — мудро.

Упражнения и задания с трудными подростками.

Самое трудное — познать самого себя.
Фалес
Познание самого себя — первое условие мудрости человека. «Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя» (Гете).
Самопознание — знание самого себя и отношение к себе в единстве осознания самой личностью себя как ценности, целостности и индивидуальности; это необходимое условие успешной самоорганизации деятельности и эффективных взаимоотношений с окружающим миром; это средство определения человеком своего места в коллективе, понимание того, какие качества личности обеспечивают выполнение дела, налаживание взаимоотношений с коллективом или, наоборот, мешают им.
Приступая к самопознанию, необходимо учитывать, что «каждый человек — это целый мир» (К. Чорный), что каждый человек индивидуален. Что такое индивидуальность? Индивидуальность — это совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. У каждого из нас свой темперамент, характер, воля, свои способности, познавательные процессы, свои убеждения, интересы, цели, идеалы.
УПРАЖНЕНИЕ «РАССКАЖИТЕ О СЕБЕ»
Что вы знаете о себе? Постарайтесь вызвать интерес к себе. Возможно, вас плохо знают? Своим рассказом попытайтесь изменить чье-то мнение, отношение к себе, подчеркнув свою индивидуальность, неповторимость.
УПРАЖНЕНИЕ «НАЕДИНЕ С СОБОЙ»
Проанализируйте, что вы думаете о себе и своей жизни. Какие события в своей жизни вы считаете важными и значимыми? Бывают ли случаи, моменты, когда вы себе не нравитесь? Почему? Что вы предпринимаете, чтобы стать лучше? Что этому способствует? Достаточно ли у вас знаний о себе? О своих возможностях?
Процесс самопознания развивается постепенно, реализуется посредством восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Познавая и познав себя, каждый человек становится себе другом.
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ»
Подумайте и закончите предложения:
«Я знаю себя . »;
«Я волнуюсь, если . »;
«Я радуюсь, когда . »;
«Я хочу быть . »
«ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ» ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОИХ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗЕРВОВ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ
Что вам помогает развиваться как личности? На что вам не жалко тратить время? Почему? Что это вам дает для развития? Владеете ли вы навыками самовоспитания? Какими?
Как познать себя? «Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнить свой долг, и тотчас себя познаешь» (И. Гете).
В самопознании соотносятся мотивы и поступки, желания, влечения, стремления. В результате личность выделяет для себя наиболее значимые потребности, открывает свое истинное «Я».
ОТКРЫТИЕ СВОЕГО «Я»
Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть.
Т. Манн
Система представлений о самом себе, осознаваемая и переживаемая человеком, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим, называется Я-концепцией; это существующая в сознании человека система взглядов, представлений, суждений, оценок лично себя, выступающая фундаментом чувства собственной ценности, собственного достоинства, программы самовоспитания.
УПРАЖНЕНИЕ «КАКОЙ Я?»
Охарактеризуйте себя: что вы знаете о себе? Каковы у вас привычки (полезные и вредные)? Чему они способствуют? Как вы проводите свое свободное время? Каково ваше психофизическое здоровье? С чем вы не можете согласиться, смириться? Чего вы хотите достичь в жизни? Что для этого делаете уже сегодня? Способствует ли это изменению вашей личности и жизненной ситуации? В какой мере и как? Н. Заболоцкий писал:
Как мир меняется! и как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, —
На самом деле то, что именуют мной,
Не я один. Нас много. Я — живой.