«Қыз ұзату той» или «Проводы невесты» по казахским традициям
Кыз узату или проводы невесты является одним из важных моментов в любой казахской свадьбе. На самом деле, это мероприятие радостное, но в то же время и грустное для родителей невесты. Им трудно смириться с тем, что их дочь покидает отчий дом, и уходит в семью мужа. У «қыз ұзату» есть целый этап обычаев и обрядов, которые проводятся до, во время и после самого праздника. Чтобы ознакомиться с системой проводов невесты, прочитайте данную статью!
«Құда түсу»
Құда түсу или Сватовство считается одной из обязательных традиции, проводимых до предстоящей свадьбы. На құда түсу родители со стороны жениха и невесты официально знакомятся, а также решают самые важные вопросы свадьбы: место свадьбы, число, количество званых гостей и т.д.
На Құда түсу главных сватов, то есть родителей жениха встречают дома у невесты. Они приезжают с другими родственниками, которые также считаются құдалар. Главного делегата со стороны сватов называют «бас куда». Родители невесты тщательно готовятся к приезду сватов: накрывают большой дастрахан и украшают дом.
«Арқан керу и Шашу»
Перед входом сватов домой к невесте, дети или же старшие снохи невесты натягивают аркан или же цветную ленту. Данную традицию называют «аркан керу». Чтобы пропустить их через аркан, дети запрашивают небольшой выкуп в виде денег, конфет, или же подарков. Смысл такого обряда заключается в том, чтобы в будущем у невесты не было никаких препятствий в семейной жизни. После, как гости пройдут через аркан, сторона невесты с музыкой и с «шашу» встречают их. Шашу — это осыпание. Один из старых и веселых обрядов. Во время сватовства, беташар или свадьбы на гостей бросают конфетами, а детишки тем временем с большой радостью собирают конфеты. Казахский народ издавна верил, что сладости, подобранные во время «шашу» приносят удачу и изобилие в семье.
«Көрімдік»
Как гости сядут за накрытый стол и немного отведают еды, к ним выводят невесту, чтобы познакомить с будущими родственниками. Мама жениха должна дать «көрімдік» (денежное вознаграждение) тем, кто показал им жену сына. После этого сваты дальше продолжают беседовать, и знакомиться друг с другом.
«Құйрық-бауыр»
Главное угощение, которое подают в этот день называют «құйрық-бауыр». Это необычные бутерброды, которые делаются из кусочка курдючного жира и печени. Смысл этого блюда — пусть сватовство будет сладким как «құйрық», и чтобы сваты стали близкими друг другу, как бауыр (родные братья и сестры).
«Cырға салу»
Один из важных моментов в жизни каждой невесты, который проводит будущая свекровь, называется «сырга салу». Девушке надевают сережки, после чего можно сказать, что она стала почти как родная дочь для мамы мужа. Сваты дарят родителям невесты подарки в виде лошади, или же барана. Их у казахов называют «өлі-тірісі». Также всем родственникам невесты дарят «киіт» — это также различные презенты в виде дорогих тканей, наборов золота и т. д. Особенно ценные подарки получают мать и отец невесты. За мамино молоко «ана сүтінің ақысы» маме девушки дарят большую сумму денег, или же украшение. Также сторона жениха за будущую невесту выплачивают калым, на казахском — это будет «қалың мал».
«Қыз ұзату той»
В тот же день, вечером девушку провожают в дом мужа — «Қыз ұзату». Зачастую торжество проходит в ресторане, а раньше это проходило в доме невесты. Надо отметить, что узату той на данный момент ничем не уступает свадьбе жениха. Сторона невесты всячески хотят провести свою дочь достойно и с размахом. Узату той длится до 12 ночи.
«Сынсу»
Наступает важный момент. Жених должен забрать невесту подняв на руки, или же просто взявшись за руки. По традиции перед невестой расстилают длинную дорожку из белой ткани. Невеста должна пройтись по этой белой дорожке опустив голову. Провожают невесту под напутствующие слова в виде исполнения трогательной казахской песни. Такое исполнение раньше называли «сынсу». Также невесте нельзя оглядываться назад. В такой трогательный момент все начинают плакать, прощаясь с дочерью, сестрой, подругой. Когда жених забирает невесту к себе домой, то она может забрать с собой подругу, чтобы ей не было одиноко в чужом месте.
«Беташар»
Беташар — это традиционный казахский обряд, который проводится до начала большой свадьбы со стороны жениха, или же после того, как жених приводит невесту домой сразу после узату. Обычно, невесту усаживают за белую ширму, а также с белой шалью, чтобы не было видно ее лица. Затем, когда все приглашенные гости собираются, ее торжественно в красивом платье выводят на обряд беташар. Весь процесс беташара проходит под домбру и специально написанную песню. Кюйши в стихах упоминает имена всех родственников парня, и молодая невеста должна при каждом упоминаний должна делать почетный салем. В это время, услышав свое имя дяди, тети, сестры и братья жениха ложат в корзину деньги.
После завершения обряда, свекровь подходила к невесте и снимала шаль. Шаль положено передавать присутствующим женщинам на торжестве. Они же поровну поделив шаль, обвязывали этой тканью посуду от хранения кумуса или же шубата. Также корзину от денег то же передавали, но только тому, кто собирается скоро жениться или выходить замуж.
«Приданое невесты»
После проводов невесты в один из назначенных дней, или же на следующий день приезжают снохи (женгелер) невестки с приданым. К примеру, раньше матери с рождения собирали дочерям приданое: постельное белье, посуду, кухонные полотенца и т.д. В современном веке ничего не изменилось, однако включились более крупные материальные вещи: мебель для спальни, холодильник, телевизор, одним словом вся домашняя техника, а также одежда для невесты. Нужно отметить, что все зависит от финансов, но казахи выделяют огромное значение кыз узату. Во время разбора приданого в доме жениха присутствуют все его родственники, вплоть до соседей. В хорошей атмосфере они все оценивают, какое же приданое принесли за новоиспеченной невесткой.
Что одевает и надевает на кыз узату той невеста?
В один из важных дней в своей жизни, каждая девушка хочет выглядеть превосходно. Однако, так как кыз узату той — это трепетный праздник, большинство невесток выбирают традиционные платья. Как говорится на вкус и цвет.
Богатый дастархан и опоздание гостей: как проходит казахская свадьба
Как свадьбу встретишь – так и проживешь. Середина лета – не только пора отпусков. Все, как в песне: люди встречаются, люди влюбляются, женятся. Какие традиции должны соблюдать молодожены в Казахстане, знает корреспондент телеканала «МИР 24» Кира Каниболодская.
Ерлан и Айгуль Молдахметовы вместе уже год. Встречаться начали после окончания университета. Заветное «да» парень услышал 8 марта. Тогда вместе и решили сыграть свадьбу в исконно казахском стиле.
«Для нас очень важно сохранить национальные традиции. Еще учитывается тот факт, что моя супруга является старшей дочерью в семье. Это первая радость. И мы решили сделать все, как положено – так, как сохранили наши обычаи предки, чтобы мы в будущем могли передать нашему поколению и нашим детям», – поделился Ерлан.
У казахов принято играть две свадьбы. На первой родные невесты провожают ее в другую семью. Все расходы берут на себя родители девушки. А вторая свадьба – со стороны жениха – проводится через несколько дней.
«Раньше по казахским обычаям девушек для замужества крали, сейчас этого нет. Каждая казахская семья хочет сделать проводы невесты. Если молодожены любят друг друга, и девушка согласна выйти замуж, тогда родители невесты обязаны провести «кыз узату». Это торжественные проводы девушки в семью жениха», – поделилась родственница невесты Гульзира Дауренбаева.
Встреча сватов или «кудалар». Богатый, ломящийся от еды дастархан, двухчасовое опоздание гостей, дорогие подарки, затяжные тосты – это визитная карточка казахской свадьбы. Ведущий торжеств с 15-летним опытом Рустем Сазымбаев уверяет: интерес к традициям предков сохранился и сейчас.
«На данный момент много молодежи склоняется к европейскому формату, если организацией занимаются сами молодые. Даже если это в европейском формате, мы не можем отойти от наших казахских традиций, то есть, если это свадьба, то присутствует «бет ашар», если проводы невесты, то «Қыз ұзату». Это неизбежно, потому что мы соблюдаем наши традиции», – рассказал Рустем.
Один из самых трогательных моментов на любой казахской свадьбе – это «бата» или благословение пожилого мудрого человека. Все присутствующие складывают ладони вместе и держат на уровне сердца, сохраняя абсолютную тишину. После окончания проводят ладонями по лицу.
«Когда-то мои родственники давали мне «бата». Прошло много лет, и теперь я даю свое благословение молодым. Живите в любви. Большой вам семьи. И самое главное – доверяйте друг другу», – сказал Меиржан Бакенов.
Ближе к полуночи, когда торжество подходит к концу, перед невестой расстилают белую дорожку или, как говорят у казахов, «ақ жол». Это символ начала новой жизни. На невесту надевают высокий головной убор «саукеле», украшенный серебряными и золотыми монетами, жемчугом и кораллами, и национальный камзол из яркого бархата. Только после этого жених забирает невесту в свой дом.
Кира Каниболодская
Казахская свадьба, или Ярмарка тщеславия — Караван
благословением и приглашением огромного количества гостей, которых родители молодых словно берут в свидетели, выдавая замуж дочь или женя сына. Потому, мол, и стараются сегодня вспомнить все мельчайшие нюансы народных традиций.
По мнению автора книги “Ситуативный казахский” Каната ТАСИБЕКОВА, казахи и так многих традиций лишились, и терять такое явление, как свадебный той, – последнее дело. Сколько бы это ни стоило!
Уговор дороже денег
Недавно мои знакомые, выдававшие замуж дочь (сами они из ученых академических кругов), решили на семейном совете: будем делать все по традиции, мол, не куклу дарим! Значит, само собой, надо делать қыз үзату – проводы невесты.
Задолго до назначенной даты будущие сваты – родители жениха и невесты – собираются в самом роскошном ресторане города и обсуждают предстоящие расходы. Тут самое главное – не сплоховать: родители невесты обычно набивают цену себе и своей дочери, хвастаются родовитостью и крутыми родственниками, и если родители жениха дадут слабину, могут навязать им ненужные расходы на многочисленные подарки.
Бывает, что на этом тайном собрании решается – проводить қыз үзату или нет? Если родня невесты не хочет особо тратиться, то можно, конечно, и обойтись. Но все равно от дарения подарков ее родным сваты не отвертятся.
Хотя это ведь не главное? Ничего страшного, если вы не получите в подарок очередной костюм made in Bishkek или золотые сережки, купленные на распродаже с 80-процентной скидкой?
Однако такой обычай, как қыз үзату, в последнее время среди казахстанцев становится весьма популярным явлением.
Проводы обычно проходят за день до свадьбы и порой не уступают по своему размаху самому главному тою – тут уж как родня невесты решит отличиться.
Родственники жениха приглашаются на қыз үзату в ограниченном количестве – только самые-самые близкие.
Почти на всех современных свадьбах принято спаивать гостей с другой стороны. Причем возлагают эту миссию на женщин. Это, конечно, не апашки и не ажешки, а тот самый “средний класс” сестер матери или отца невесты, всевозможных абысынок, женгешек и кудаша. С рюмочкой водочки или бокалом вина они обходят столы сватов и других гостей после каждого произнесенного тоста, бдительно следят, чтобы каждый поднял и осушил свой бокал. Большого труда стоит избежать этой “повинности”!
Красна свадьба тостами!
Важное дело – выбор тамады. Если он говорит на двух языках, шутит, поет и играет на домбре, то цены ему нет. Примета времени: в ряде областей Казахстана в ходу так называемые халал-тамады, которые не пьют, не курят, плоско не шутят и исполняют только наполненные смыслом песни. Но главное на тое – это настроение, и вряд ли кому захочется, чтобы на свадьбе гостей грузили философским смыслом бытия, поэтому тут пытаются соблюсти золотую середину.
К слову, нынешняя мода – сокращать количество тостующих, выпускать их, так сказать оптом, – весьма облегчает жизнь молодым, вынужденным без конца вставать, и укорачивает время проведения свадьбы. Но сильно меняют традиции и обычаи. Ведь, по сложившемуся испокон веков мнению, казахская свадьба красна не пирогами, а добрыми пожеланиями.
И конечно, песнями. Если вспомнить тои почти 20-летней давности, на свадьбах было принято петь известные народу песни, вкладывая в них всю мощь глоток и души. Сегодня же на всех свадьбах страны звучат, не смолкая, два хита – “»Қызыл өрік»” и “Мария Магдалена” – бессмысленные и беспощадные…
Слезы умиления
Но вот тосты произнесены, пожелания высказаны, песни спеты и сватам пора собираться в дорогу, забирая с собой невесту. Просто так их не отпустят: сначала на блюде подадут тушу барана, которую они могут забрать с собой, разделив на части. А еще надо съесть по кусочку курдючного сала и печени – құйрық бауыр. Раньше по незнанию думала, что делается это с хитроумным замыслом: мол, пусть новоявленные сваты теперь ходят как хвостик (құйрық) за родственниками невесты и сидят у них в печенках (бауыр). Оказалось, что смысл сего действа немного другой: құйрық означает “быть теперь сватам между собой такими же нежными, как курдючный жир барана, привязавшись к друг к другу крепче, чем к родному брату (бауыр)”!
После того как все формальности улажены, устраиваются пышные проводы невесты. Слезы умиления у многих вызывает выложенная в Интернет запись одного такого мероприятия – невеста в красном платье танцует с отцом последний танец и идет по белой дорожке к своему суженому. В этот момент рыдают все!
Беташар: Почувствуй себя Евой!
Украшение казахской свадьбы – беташар – обряд открывания лица невесты – обычно проводится под звуки домбры специально приглашенным для этого певцом, который громогласно сообщает, что, мол, невеста прибыла, спешите видеть и за это платите денежку. Приглашенные бросают на поднос купюры, невеста каждому должна поклониться. Поднос вместе с деньгами потом забирает певец (почему – так никто и не знает).
Обычно он же открывает лицо невесте с помощью домбры, но недавно пришлось слышать такие речи: мол, “Келіннің бетін кім бурса, сол ыстық” (“Кто первым поднимет и увидит лицо невесты, к тому она и со всей душой”), такими словами тамада пригласил к этому обряду будущую свекровь. Мол, пусть если с кем невестке и надо сродниться, так в первую очередь со свекровью.
По мнению Санжара Керимбая, автора идеи книги “Салт-дәстүр сөйлейді” (“Говорят обычаи и традиции”), обряд беташар берет свое начало со времен кочевничества и несет в себе смысл первозданности действа. Стоя под белым покрывалом, скрывающим ее лицо, отдавая поклоны, невеста должна себя почувствовать Евой.
– В давние времена люди, проводящие обряд беташар, должны были быть образованы с духовной и религиозной точки зрения, они вкладывали в обряд особую мораль и заветы предков. Сегодня же в ряде районов Казахстана бывает, что обряд беташар проводят под звуки не домбры, а… синтезатора. В этом смысле хотелось бы отметить певцов из Мангистау и Западного Казахстана, где традиции беташар лучше сохранены.
А на следующий день…
Думаете, на тое все и заканчивается? Отнюдь нет. На следующий день представительная делегация со стороны невесты приглашается от жениха домой к сватам. И называется это – қудалық. Непременным атрибутом этих встреч является обмен подарками – киіт – чаще всего это одежда (костюмы, пальто, плащи – для мужчин и шубы, отрезы на платье и ювелирные украшения – для женщин). Списки с именами и их размерами подаются загодя. Однако кто смотрит на размеры? Лишь бы количество подарков совпало с количеством одариваемых. В итоге одежда – не по фасону и не по размеру – частенько пылится в шкафах до следующего тоя.
В любой свадьбе должен быть смысл
– Обычай қыз үзату стал укореняться в народных обычаях лишь с обретением независимости. А до этого обходились скромным пирком да приступали к свадебке. Я вообще против этих шумных тоев на 300 человек, из которых большую часть ты видишь в жизни в первый или второй раз. И больше никогда не увидишь. В любом действе должен быть смысл, я всегда пытаюсь найти его в том или ином месте, если меня приглашают. Если вижу на тоях только понты и желание покрасоваться, считаю подобные мероприятия лишней тратой денег…
Разница в словах – разница в понятиях
Канат ТАСИБЕКОВ, писатель:
– Полярность мнений в отношении казахских тоев обусловлена языком, на котором думает человек, и, следовательно, разными понятиями, вкладываемыми в тот или иной обычай.
Для русскоязычного шала-казаха свадьбу надо “сыграть” – то есть провести весело и для молодых.
Для казахскоязычного таза-казаха – тойды атқару (“ свадьбу сыграть”) – әке шешеге парыз (“родительский долг”), то есть баланы аяқтандыру (“поставить ребенка на ноги”).
Для русскоязычного символом невесты является ее белое платье.
Для казахскоязычного таким символом служит обряд беташар.
Для русскоязычного на свадьбе говорят тосты и лучше, если их будет меньше.
Для казахскоязычного на свадьбе звучат тілек (“благопожелания”) и чем больше их, тем лучше, так как той ниеті тілекпен (“смысл свадьбы в пожеланиях”).
Мы пока еще не заговорили на одном языке, а я уже слышу про тои, проходящие на английском! Значит, ждут нас новые открытия…
Ну что же, как говорится, бас аман болсын! (“главное, чтобы мы были здоровы!”).
А пока не будем торопиться и осуждать тех, кто, готовясь к свадьбе, влезает в долги, ведь для казаха нет хуже, если про свадьбу сына скажут: Жетім қыздың тойындай (“Как свадьба девушки-сиротки”).
Народные традиции – в крови, не так просто от этого избавиться.
5 фактов
* Ставка среднего денежного подношения на тоях составляет не менее 10 тысяч тенге.
* Непорочность невесты по-прежнему приветствуется.
* Однако некоторые родители предпочитают справлять свадьбы лишь после того, как будущая невеста забеременеет от их сына.
* Говорят, на юге Казахстана невеста перед свадьбой должна вырыть колодец ростом с себя. Никто не может объяснить – откуда взялась такая традиция?
* Тот, кто соберет на свадьбе больше шашу (конфеты и монетки, разбрасываемые на пути молодых), в будущем сыграет такую же богатую и пышную свадьбу.
* Европейская традиция бросания букета соблюдается наравне с национальными обрядами
* Обряд беташар – символ чистоты казахской невесты
Казахская свадьба. Утраченные традиции праздника любви — Караван
Исчезла интрига
Между прочим, он – старший преподаватель кафедры истории университета имени Жубанова. По словам историка, издревле у казахов было четыре разновидности сватовства: традиционный құдалық, бел құда, бесік құда и қарсы құда. Традиционное сватовство сохранилось по сей день. Бел құда – это когда семьи договаривались стать сватами еще до рождения детей. Практически то же самое – бесік құда, когда детей сватают с колыбели. Қарсы құда – не столь распространенное явление, оно не очень приветствовалось в народе. В тяжелые годы джута, войн люди не могли совершать обряды по всем правилам, поэтому один род с другим договаривался о взаимном обмене. Бывало, что человек, женивший сына на дочери свата, сам выдавал дочь за сына своего свата, их называли қарсы құда – встречный сват. Сегодня сватовство нередко объединяют с обрядом сырға салу (когда будущей невестке надевают серьги). Раньше, по словам историка, обряд сырға салу (или үкі тағу) совершали девочкам 10–15 лет:
– Многие проводят в один день и сырға салу, и құда тусу, и қыз ұзату (проводы девушки). Утеряна интрига сватовства. Обряд превратился в констатацию факта.
– Киіт беру – сейчас буквально задаривают сватов золотом, подарками.
– Здесь каждый регион установил свои порядки. Хотя я считаю, что лучше помочь молодой семье решить жилищные и бытовые проблемы. Сразу после проводов девушки следуют обряды жасау беру (везут приданое), неке қию (религиозный обряд бракосочетания), келін түсіру (невеста входит в дом жениха) и беташар (открывание лица невесты). Между всем этим сваты одаривают друг друга подарками – киіт. На третий день гулянья обычно устраивается аралас, или тәтті шай – “совместное чаепитие в доме жениха”.
Беташар пели поэты-импровизаторы, посвящая слова назидания именно этой невесте, этому роду. Не было шаблонных текстов, как сейчас. Обряд проходил в доме жениха, обязательно до обеда. Собирались близкие родственники. В качестве көрімдік (подарок за беташар) молодой семье дарили лошадей, драгоценности, золотые монеты.
Форс-мажор всегда возможен
– В последние годы стало модным проводить обряд сынсу на свадьбе девушки.
– Сынсу должна петь сама невеста. Покидая отчий дом, она прощается с родственниками. В ответ друзья и родственники жениха исполняют “Жар-жар”. В наше время нанятые актрисы поют сынсу от имени невесты. Сама она присутствует при этом как бутафория, иногда не понимая смысла обряда, не прислушиваясь к словам.
– Сейчас популярны музыкальные номера, когда молодожены танцуют или поют. Это правильно?
– Если со всей душой и с хорошей подготовкой, то да. Молодежь хочет избежать надоевших шаблонов. Очень красиво, когда друзья жениха танцуют, а подруги невесты поют хором. А вот если невеста в белом наряде скачет под рэп – зрелище не из приятных.
– Какие еще проблемы возникают на свадьбах?
– Многочасовые тосты – бич наших свадеб. Я помню свадьбы, которые проходили на ура совершенно без тостов. На триста человек всего три тоста. Все остальное время люди танцевали, пели, участвовали в театрализованных шоу, смотрели концертную программу. Хотя наш народ, к сожалению, не привык вкладывать деньги в шоу. У нас получается стереотип: все сидят, как на партконференции, читают длинные тосты-доклады, плотно ужинают. “Отработали” – ушли домой.
– Как часто на свадьбах возникает форс-мажор?
– Форс-мажор всегда возможен. Но знаете, что меня беспокоит? Если верить новостям, то в прошлом году 12 тысяч казахстанских девушек вышли замуж за иностранцев. Это же утечка генофонда. По статистике, из любителей экзотики только малая часть живут в счастливом браке – чужие среда и менталитет делают свое дело.
– Нынче на свадьбах кто-то вообще отказывается от спиртного.
– Если люди выбирают здоровый образ жизни – я только за. В исламе вообще запрещено употребление спиртных напитков. Была бы моя воля, отправил бы молодые пары на экскурсию в детские дома, интернат для умственно отсталых детей, дом престарелых. Для профилактики. Считаю, что нужно стремиться к сдержанности свадебных торжеств. В Туркмении и Узбекистане, насколько мне известно, появились ограничения на государственном уровне. Люди понимают, что вместо неоправданных расходов можно помочь молодым приобрести жилье. Ведь основная цель – создать, а главное – сохранить семью.
Актобе
Казахские свадебные традиции: куда тусу
Процедура сватовства, как и у многих других народов, была довольно сложной, но интересной.
После того, как молодые люди решили соединить свои судьбы, обычно проводилась традиция сватовства или так называемого куда тусу (куда — «сват», тусу — «приходить»).
Куда тусу — давняя, не забытая обязательная традиция казахского народа.
Отец жениха после прихода жауши (доверенных лиц, отправленных на сторону невесты), уже договорившийся о свадьбе, отправляет будущим родственникам сватов во главе с ближайшим родственником, а иногда и самим .
Процедура сватовства, как и у многих других народов, была довольно сложной, но очень интересной.
Соглашение о размере калым (приданое), дате венчания скреплялось взаимной клятвой, которая совершалась следующим образом: главные сваты обеих сторон обмакивали пальцы правой руки в руку. деревянная чаша с кровью только что убитой овцы. Раньше эта клятва заключалась в том, что сваты окунали наконечники своих копий или наконечников стрел в чашу с кровью.После этой клятвы аксакалы (старые, мудрые люди) благословили договор. Затем самые близкие люди жениха преподносили невесте и ее родителям подарки, невеста и жених с обеих сторон ели из одного блюда.
«Куйрык бауыр» (церемониальное лечение, состоящее из печени и курдючного сала). Это обязывало родителей обеих сторон определенными правами и обязанностями, после этого ритуала никто не мог отшатнуться, в противном случае виновный должен уплатить «неустойку» и вернуть полученный «Калин мал».
При отбытии будущих родственников мужа им преподнесли подарки — киит (одеваться). Ценнейший киит достался отцу жениха, даже если его не было среди сватов. Остальные получали киит в соответствии с их статусом достоинства. В зажиточных семьях отец жениха получал весь табун лошадей или другие драгоценные подарки и в качестве обязательного подарка верховую лошадь; Другим сватам были вручены подарки. Сваты из
Что нужно знать о Казахстане
Казахстан , страна степей, для многих людей в мире до сих пор остается «terra incognita», неизведанной землей.Мы, казахстанцы, живем в центре Евразии, очень далекой стране, которая даже сегодня, в 21 веке, по-прежнему недоступна. Люди, которые приезжают сюда впервые, задаются вопросом: «Что это за страна — Казахстан? Могу ли я поехать туда?» И это понятно. К счастью, люди, которые здесь живут, не похожи (с одной стороны) на тех, кто приезжает в гости. Я написал эту небольшую статью для тех гостей, которые могут спросить, чего им ожидать в нашей стране. Насколько безопасна эта страна для туристов?
Казахское гостеприимство
Наверное, в мире хорошо известно, что казахи очень гостеприимный народ.Это у них в крови. Это их национальная традиция. Казахи говорят, что каждый гость в степи — гость Божий. Если вы плохо принимаете гостей, значит, вы гневаете Господа. Кроме того, казахи верят в покровителя Кыдыр (Хизр) Ата. Если вы встретите его, у вас будет счастье на всю жизнь. Казахи даже верят, что пришедший к вам во сне святой приносит удачу. Но святой присутствует в различных образах ребенка, старика или нищего. Никто не знает, когда и в каком образе вы встретите святого.Поэтому люди принимают гостей так, как будто принимают очень дорогих людей, надеясь, что любая встреча с гостями принесет долгожданное счастье. Сегодня мы также уважаем законы гостеприимства.
Итак, когда приходят гости, особенно издалека, в Казахстане их принимают очень тепло. Если вас пригласили, не отказывайтесь, вы можете обидеть людей. Когда казахи ждут гостей в своих домах, готовится вся семья. Когда накрывают на стол, кладут вкуснейшую еду. На еду деньги не копят, это моветон.Люди надевают самую красивую и дорогую одежду, чтобы хорошо выглядеть. В старину, когда казахи жили в степи, любой путник мог остаться в их доме и попросить отдыха и постели. Отказаться было большим грехом. Любой хозяин дома с удовольствием принял гостей. Вначале гостеприимный хозяин должен без лишних слов кормить и поить гостя, чтобы обеспечить необходимый отдых, и только потом может спросить его, кто он и где держится. Только после этих процедур хозяин дома мог всей душой посвятить себя бесконечным и увлекательным беседам и рассказам с путешественником.Казахи всегда были хорошими рассказчиками и неплохими слушателями. У казахов всегда были красивые и увлекательные сказки. Думаю, из таких разговоров и бесед с гостями родилось много народных сказок. Прочтите казахские сказки, и вы поймете душу казахского народа.
Казахские праздники
Особая тема — казахские праздники. Казахи называют это на казахском языке «Той», то есть банкет или свадьба. Слово древнее и имеет также другое значение «насытиться», «съесть много», «насытиться».«Например, казахи после хорошего обеда говорят по-казахски:« Я сыт », т.е.« я сыто ». Кстати, английское слово Toy (игрушка) по звучанию и значению очень похоже на казахское слово Toiy (свадьба). Чувствуете, какие связи образуются?
В старину Тойы (праздники) в казахской степи отличались от сегодняшних. Богатые люди устраивали большие Тойи, которые делились на две части: гулянья и веселье. Были приглашены тысячи людей, гости приехали издалека. В казахском эпосе есть даже устойчивое выражение «тридцать дней на веселье, сорок дней на пир».В те старые добрые времена казахи тридцать дней проводили в играх и развлечениях, включая скачки, стрельбу из лука, борьбу и другие народные игры. Участвовать мог любой человек, любой простой человек. Сами торжества длились сорок дней. Сегодня казахи любят праздники, любят отмечать любые события. Иногда туристы, приезжающие в нашу страну, думают, что жители этой страны только празднуют и проводят праздники.
Мирные люди
В целом Казахстан сегодня достаточно безопасная страна.К счастью, большие войны и конфликты за последние годы миновали эту страну. С другой стороны, казахский народ большую часть своей истории провел в бесконечных войнах и конфликтах. Люди здесь знают, что такое горе и беда. Местные жители, как и любой народ Востока, очень терпеливы; поэтому они предпочитают разрешать споры мирным путем. Тяжелая степная жизнь научила наш народ ценить тишину и спокойствие. Конечно, в наше время из-за урбанизации и глобализации люди теряют свои корни и традиции.Все становится таким же. Стираются национальные черты и характеры, отличающие людей. К сожалению, жизнь во всем мире становится серой и однообразной. Но здесь, в степи, жизнь в этом плане пока особо не изменилась. Думаю, это очень хорошо.
Огромная страна
Наша страна велика по площади и по удаленности. Фактически, это 9-я по величине страна в мире. У нас от предков огромная страна. Но население в количественном отношении, это исторический факт, относительно территории невелико.Население Казахстана по официальным данным составляет всего около 17 миллионов человек. Это небольшая цифра, если сравнивать эту цифру с размером страны. Примерно половина населения уже проживает в городах. По-прежнему много людей живет в сельской местности или в небольших городах. Жизнь здесь по разным причинам не так проста. Сегодня жизнь в деревне и небольшом провинциальном городке далека от комфорта и благ так называемой цивилизации. В отличие от жизни в больших городах и крупных центрах. Поэтому сегодня люди принимают гостей по-разному.Думаю, в деревнях и небольших городах люди более сердечные, гостеприимные. Образ жизни здесь не такой сумасшедший и стремительный, как в крупных городах. Люди здесь еще ближе к матери-природе. Так что, если вы хотите познать настоящее казахское гостеприимство, вам нужно отправиться в казахстанскую глубинку. Однако в больших городах есть небольшие острова, где люди соблюдают законы гостеприимства.
Сюрпризы
Какие сюрпризы могут ожидать иностранцы по прибытии в нашу страну? В целом наши люди достаточно открытые и хорошо ладят с контактами.Поэтому туристы должны быть готовы к такому прямому и открытому контакту. Знаменитое казахское гостеприимство действительно удивит тех, кто приезжает впервые. Это необычно, особенно для людей из западных стран, где индивидуализм является приоритетом. Иногда такое гостеприимство может быть очень обременительным. Чтобы это понять, нужно время. Это нужно понять и принять, потому что гостеприимство — это наше наследие.
Что едят казахи?
Также стоит быть готовым к тому, что местные жители едят много мяса домашних животных, особенно конины.Для некоторых гостей это выглядит шокирующим. Но это понятно, ведь это национальная традиция, которую мы передали от предков. В те давние времена наши предки в основном жили на природе, вели кочевой образ жизни. В городах проживало очень небольшое количество людей. Люди вели очень активный образ жизни, требовавший особого режима питания. Слово «казах», кстати, в средние века означало «свободный», «свободный человек». Или «бомж» в зависимости от отношения к этому вольному образу жизни. Чтобы выжить в таких суровых природных условиях, необходимо было получить много жизненной энергии в больших количествах. Для этого им следует есть мясо, которое является основным источником белка. Сегодня, когда люди уже не ведут кочевой образ жизни и живут и работают в более комфортных условиях, они по-прежнему едят много мяса. Они меньше двигаются, но потребление мяса осталось на прежнем уровне и даже увеличилось. И теперь это превращается в настоящую проблему со здоровьем. Я вижу только один выход из этой проблемы. Современный человек должен вернуться к своему единственно правильному образу жизни, к жизни в природе. Человечество должно жить в гармонии и счастье с матерью-природой.Но это тема для другого разговора.
Расстояния и время в Казахстане
Еще одним сюрпризом для гостей могут стать огромные пространства и расстояния. Как было сказано выше, Казахстан — страна огромных территорий. Поэтому местные жители мыслят разными категориями с точки зрения расстояний. Для местного жителя, например, расстояние между городами 300-500 км — очень маленькое расстояние, которое легко взять в поездку в гости к друзьям или родственникам. А для гражданина Европы или Азии такое расстояние — очень серьезное препятствие (для посещения друзей).
В старину, когда наши предки в степи не пользовались скоростными поездами и самолетами и использовали лошадей, они не измеряли расстояния в километрах или милях. Путь измерялся количеством дней, ночей в дороге. Например, расстояние в 100 км можно охарактеризовать как путь двух дней и одной ночи. Кстати, в казахском языке слово «день» как мера времени также означает «солнце».Например, в казахском языке один день также означает одно солнце. Или, например, казахи на расстоянии около километра называют «шакырым», что означает «Крик». Это означало оптимальное расстояние между людьми, которые могли слышать крики друг друга. Вот естественная арифметика. Также удивительно отношение местных жителей к временному фактору. Понятие времени сильно отличается от понимания времени иностранных посетителей. Поэтому пунктуальность и точность времени — не наши сильные стороны.Но это не потому, что мы невежественны и небрежны. Это потому, что мы по-прежнему смотрим на мир другими глазами.
Эта проблема всегда меня немного раздражает, когда мне приходится работать с иностранными гостями. На Западе люди без ума от планирования на долгое время вперед и попытки предусмотреть все мелочи. Но когда они приходят сюда, все планы, графики и таблицы летят в пропасть. У нас в степи такого не сделать. Ну, по крайней мере, обычные люди так не живут. Конечно, есть некоторые планы на ближайшее будущее.Но на полгода-год вперед, да еще по мелочам, очень немногие планируют. Я имею в виду простые бытовые и семейные вопросы. Вероятно, большинство из этих плановиков живут в городах и работают в государственных и коммерческих организациях, где тщательное планирование является частью их работы и образа жизни. Наши люди, конечно, планируют, но всегда понимают, что это всего лишь планы, которые в любой момент могут измениться. Жизнь в степи всегда была очень нестабильной, особенно при кочевом образе жизни. У казахов даже есть такое особенное выражение: Жалган Дуние, Жалган Омир. Это означает «изменяющийся мир», «неуловимая жизнь».
Сегодня казахи больше не кочуют, но у нас все еще нестабильная и трудная жизнь. В старину жизнь людей была очень насыщенной: блуждания, жизнь в движении, войны, конфликты, голод, разные радостные и не очень события. И сегодня, в отличие от более стабильной и спокойной (относительно) жизни людей на Западе, наша жизнь еще далека от спокойствия. Жизнь простых людей в Казахстане очень насыщена различными событиями. Все меняется очень быстро, каждый день приносит что-то новое, иногда очень неожиданное.Люди моего поколения и старшие даже умудрялись жить в разных государственных образованиях, в разных социальных и политических системах. Они родились и жили в СССР, а сейчас мы живем в Республике Казахстан. Что будет дальше, знает только Аллах. Что поделаешь, это наша жизнь. Поэтому планировать наперед и даже в мелочах очень сложно. Люди раньше и сегодня просто не могут долго думать. Все меняется очень быстро и часто, к сожалению, не зависит от нас. «Если хочешь рассмешить Бога, поделись с ним своими планами» — так говорили наши предки, и, на мой взгляд, они были правы.
Итак, сейчас мы всегда предпочитаем говорить, когда составляем планы (которые потом быстро меняются): «Кудай каласа (если Бог пожелает)», понимая и принимая во внимание, что это еще может много раз меняться. Мы живем здесь, как будто мы живем на вулкане. Люди предпочитают не предсказывать наперед, а жить сегодняшним днем. И получать от этого удовольствие. И это очень очевидно для людей, которые пришли к нам из другого мира.Ну и соответственно наши люди недоумевают, встречая такие вещи с иностранными гостями. У казахов особое отношение ко Времени. Здесь вы можете увидеть разницу во взглядах на мир, образ мышления, разницу в мирах и образе жизни между Западом и Востоком. А казахи даже по сравнению с Востоком очень далеки от классического Востока. Здесь не Европа, здесь бескрайняя и бескрайняя Степь и ее самобытный жанр. Поэтому пусть такой наш незамысловатый образ жизни и отношение ко времени не шокируют иностранных гостей. Для нас это нормально, это наша жизнь. И это самое интересное, почему к нам приходят гости.
Погода в Казахстане
Страна и расстояния настолько велики, что разница в температуре и погодных условиях также может быть очень значительной в разных регионах. Например, температура зимой в Северном Казахстане достигает 30 градусов по Цельсию холода, а в Южном Казахстане температура зимой может составлять 10 градусов по Цельсию тепла.Или, наоборот, в Южном Казахстане температура может быть 45 градусов по Цельсию, а в Северном Казахстане — всего 20 градусов тепла. Причем сезоны в разных регионах приходят не в одно время. Например, в Южном Казахстане весна приходит в начале марта, а в Северном Казахстане — только в конце апреля или даже в мае. Наши кочевые предки использовали эту разницу в сезонах и времени. Миграция кочевников со скотом происходила в основном с юга на север из-за теплой погоды и зеленой травы.В настоящее время мы мигрируем только между городами по работе.
Города Казахстана
При небольшой численности населения в стране не так много крупных городов. Собственно, действительно крупные города можно по пальцам пересчитать: Алматы, Астана, Караганда, Шымкент, Актобе, Усть-Каменогорск. Все вышеперечисленные города расположены в разных регионах. Алматы и Шымкент — на юге, Астана и Караганда — в центре, Усть-Каменогорск — на востоке, Актобе — на западе.В целом жизнь в больших городах такая же. Жизнь здесь сконцентрирована
7 задач по планированию свадьбы перед помолвкой, которые можно решить
Основы планирования
Небольшое планирование свадьбы перед помолвкой может иметь большое значение. Вот задачи, за которые можно взяться!
Даже если у вас еще нет кольца на пальце, вы можете спланировать свадьбу перед помолвкой. Пока вы и ваш партнер находитесь на одной волне с готовящимся предложением, это может быть весьма полезно, чтобы заранее спланировать свой важный день, особенно если вы думаете, что у вас будет более короткий период взаимодействия. Фактически, согласно опросу WeddingWire, две трети миллениалов предпринимают хотя бы одно мероприятие по планированию свадьбы, прежде чем обручиться. Если вы думаете о том, чтобы пойти по этому пути, мы рекомендуем держать вещи в стадии исследования, если вы планируете свадьбу, но еще не помолвлены.Не начинайте обращаться к поставщикам или вносить депозиты, пока не будет объявлено о помолвке.
Если вы чувствуете, что готовы заняться планированием свадьбы перед помолвкой, вот задачи, которые вы можете решить.
Определите свадебный стиль.
Пары, которым лет до помолвки, могут потратить хотя бы немного времени на обсуждение своей будущей свадьбы. Хорошая вступительная тема — это общий стиль или тема свадьбы. Фактически, согласно опросу WeddingWire, каждая вторая пара обсуждает стиль свадьбы, которую они себе представляют, прежде чем задать вопрос.Вы бы предпочли свадьбу в непринужденной обстановке или элегантное торжественное мероприятие? Придумайте несколько слов, которыми вы бы описали свою идеальную свадьбу, и сравните свой список со списком вашего партнера. Это может быть забавное мероприятие по планированию свадьбы перед помолвкой в дождливый день, если вы поддерживаете беседу в непринужденной обстановке и не позволяете ей начинать ссоры между вами и вашим партнером. Говорить о вашей будущей свадьбе должно быть весело и увлекательно, а не вызывать стресс.
Подумайте о размере.
Вы хотите, чтобы ваша свадьба была большой, маленькой или что-то среднее? Оказывается, почти половина пар перед помолвкой обсуждают желаемый размер свадьбы. Хотя в среднем на свадьбу в США приходится около 127 гостей, размер вашей свадьбы будет зависеть от многих факторов: от того, есть ли у вас и ваших партнеров большие или маленькие семьи, до места проведения вашей свадьбы (свадьбы в родном городе, как правило, собирают больше гостей. чем места назначения), выбранное место и многое другое.Будьте готовы к компромиссу — это будет первое из многих решений, с которыми вы можете не согласиться.
Обсудите возможные даты.
Хотя нет необходимости выбирать точную дату свадьбы до того, как вы действительно помолвитесь, почти половина пар обсуждает время года, в которое они хотели бы пожениться, прежде чем обручиться. В браке есть преимущества в любое время года; все зависит от типа свадьбы, которую вы планируете с партнером (на открытом воздухе или в помещении?), и желаемой продолжительности помолвки.Выбрав сезон и год свадьбы (пока это не настоящая дата) в рамках планирования свадьбы перед помолвкой, вы окажетесь в хорошей отправной точке, как только будете готовы серьезно заняться поиском места проведения свадьбы.
Просмотрите одежду в Интернете.
Что может быть веселее, чем смотреть на красивые платья и представлять себе платье своей мечты? Оказывается, одна треть помолвленных пар просматривает свадебные наряды в Интернете, прежде чем обручиться. Хотя смотреть на свадебный наряд до помолвки — это круто, но не заходите слишком далеко, как бы это ни было заманчиво.Воздержитесь от покупок, пока не определите дату и место свадьбы. Сезон свадьбы и место проведения вашей свадьбы будут иметь огромное влияние на то, какой образ вы будете носить, поэтому лучше не делать покупки, пока вы не закрепите эту информацию.
Создавайте доски Pinterest и вдохновляйтесь.
Все мы знаем, что Pinterest — огромная часть планирования свадьбы. Но знаете ли вы, что четверть пар создают свадебные доски в Pinterest, прежде чем обручиться? Нет ничего постыдного в настольной игре «Секретная свадьба»! Фактически, половина из тех, кто создавал доску Pinterest до того, как помолвились, сделали это как минимум за год до того, как возник вопрос.Большинство из них начинают с прикрепления «красивых вещей», таких как декор (68 процентов), платья (64 процента) и цветы (58 процентов), но вам решать, какие доски создавать. Подумайте о том, как вы хотите, чтобы ваша свадьба выглядела и чувствовала себя, упростит процесс планирования, когда вы будете готовы приступить к работе.
Научно-исследовательские центры.
Один из наиболее важных шагов при планировании свадьбы — это выбор места проведения свадьбы. После того, как вы забронируете место проведения свадьбы, большинство других задач из вашего контрольного списка будут решены гораздо легче.Так что, если вы планируете свадьбу до помолвки, вы, безусловно, можете начать исследовать места проведения свадьбы — исследует — здесь важное слово (фактически, около четверти пар изучают места проведения свадьбы до помолвки). Такие мероприятия, как контакты, поездки и резервирование мест проведения свадьбы, следует зарезервировать на период после помолвки. А пока не стесняйтесь просматривать в Интернете места проведения свадьбы в желаемом месте и читать отзывы, чтобы сузить список лучших из лучших.
Проверить расходы.
Один из самых сложных моментов, с которыми сталкиваются помолвленные пары, — это осознание того, сколько на самом деле стоит свадьба. Чтобы избежать шока от наклеек, найдите время, чтобы узнать, сколько стоит свадьба в вашем районе. Существует множество онлайн-ресурсов, где вы можете сделать это, не обращаясь к поставщикам, так что вы можете получить общее представление о том, сколько вам (или вашим родителям) нужно будет выделить, чтобы заплатить за свой важный день. Более того, вы станете более подготовленным и образованным потребителем сразу после того, как будете официально наняты и будете готовы приступить к найму поставщиков.
Казахская свадебная церемония в мечети Свадебная вечеринка на Площади Независимости, Алматы Религиозная часть казахского свадебного обряда называется Некэ Цию. Свадебный процесс может занять несколько недель и даже месяцев. Это связано с тем, что казахский брак, как и браки в большинстве мусульманских обществ, включает в себя договор между семьями, который требует переговоров. Некэ Цию — это небольшая часть целого, на выполнение которой обычно уходит около получаса. Нэкэ Цию обычно проводится вечером того дня, когда невеста открывается семье жениха. Этот праздничный обряд называется беташар (казах.) Или «раскрытие лица». После того, как она выказывает уважение семье жениха, вуаль приподнимается, и невеста получает поцелуй от свекрови. Свекровь надевает на голову белый шарф, символизирующий ее семейное положение, и приветствует ее в семье жениха. После нескольких часов пиршества приходит мулла. Мулла — это учитель ислама, который умеет читать Коран. Он выполняет Нэке Цию. Несмотря на то, что беташар совершается на улице в саду в присутствии многих родственников и друзей, Нэкэ Цию совершается внутри только с близкими родственниками. Мулла и пара сидят лицом друг к другу. Он кратко цитирует некоторые стихи из Корана и просит пару исповедовать ислам. Когда эта церемония завершена, пара должна пойти и зарегистрировать свой брак в государственном ЗАГСе, практика, введенная в советские времена. Краткая церемония в регистрационном офисе называется АХАЖ. АХАЖ также включает в себя процессию автомобилей, украшенных лентами , которые останавливаются, чтобы сфотографироваться по пути. В городе Туркестан на юге Казахстана на фотографиях должна быть фотография одной пары из святилища Ясави. Для многих прогрессивных семей AHAZH почти заменил как Neke Qiyu, так и беташар. Современные казахи не используют ислам в основе своей свадебной церемонии. Прежде всего, семья жениха готовит подарки для взятки и ее родителям. Обычно это может быть золото или шуба. И подарки для всех участников, если у нее есть сестры, братья, бабушки и дедушки и т. Д. Перед тем, как передать взятку домой, гостя и жених должны дать детям или женщинам немного денег в качестве платы за вход (эта традиция используется в качестве игры) . После этого обе семьи выбрали подходящую дату свадьбы и увезли с собой новую невестку в дом , а также забрали 2 женщин из семьи взяток, чтобы она не чувствовала себя «дома больной» до церемонии бракосочетания. |