Традиции казахов — прощание невесты и подарки гонцам
Традиции казахов можно по праву назвать не только хранилищем культуры, но и сокровищницей многовековой мудрости этого народа. Они затрагивают практически все этапы жизни человека – от рождения до самой смерти. А на казахских праздниках местные обычаи приобретают особенное воплощение, с некоторым ритуальным смыслом, полученным от далёких предков.
Сегодня в Казахстане наблюдается национальное возрождение культуры, что привлекает всё больше путешественников, желающих познакомиться с жителями этой страны. Какие тайны казахов открывают на их традиции?
У казахов много традиций, связанных с детьми
Детские обычаи
С чего начинается жизненный путь человека? Конечно, с рождения, а потому я бы сразу хотела выделить несколько традиций казахов, связанных с этим радостным событием. Первым обрядом, что проводится после появления нового члена семьи, является “шилдехана”.
В день рождения малыша его родные отправляют ко всем знакомым и друзьям гонцов, что сообщают о счастливом событии и приглашают их в дом, где произошло пополнение. К вечеру все гости собираются, после чего устраивают пир, играют на домбре. Считается, что такое собрание всех людей, искренне желающих счастья малышу, становится оберегом для маленького новорождённого человека.
Сегодня этот обряд часто проводят не в первый день жизни ребёнка, а после выписки матери из роддома. Кстати, для женщины гости также приносят угощения и подарки, а родственницы варят сытный бульон из баранины – чтобы скорее восстановить силы после родов.
Первой уложить ребёнка в колыбель должна не мать, а бабушка. Чаще всего проводится этот ритуал в третий день жизни малыша. Предварительно колыбель окуривается всевозможными лечебными травами, чтобы прогнать злых духов, украшается лентами и накрывается шубой. Если в семье родился мальчик, в колыбель клали уздечку и камчу, если же девочка – ткань и платки.
Казахская свадьба
Свадебные традиции казахов
Свадебные обычаи Казахстана заслуживают не меньшего внимания, чем обычаи, принятые при рождении ребёнка. Издавна перед заключением брака казахи стремились узнать о подробностях происхождения человека, с которым семье предстояло породниться. Если до седьмого колена находился общий родственник, брак заключать было нельзя. В старину нередко союзы создавались по родительскому договору, однако бывали и исключения.
Представители знатных семейств могли позволить себе выбрать невесту, которая придётся по душе. Мы привыкли, что именно мужчины противостоят друг другу в борьбе за сердце дамы, однако у казахов всё было иначе.
В аулах, где было несколько девушек на выданье, приезжали знатные женихи, а невесты должны были продемонстрировать им свои умения. Интересно, что речь идёт не только о мастерстве в рукоделии и танцах – девушки должны были состязаться в соревнованиях по стрельбе из лука, верховой езде. Женихи выбирали в жёны самых ловких, сильных и красивых участниц этих игр.
Если сватовство проходило благополучно, и обе стороны были согласны на брак, начиналась подготовка к самой свадьбе. Важным аспектом была уплата калыма за невесту, а также установление размера приданого.
Порой казахские женихи похищали своих возлюбленных. Нередко это случалось тогда, если не удавалось договориться с родственниками либо молодой человек не имел средств на уплаты калыма. Надо заметить, что в таких случаях сами невесты чаще всего были не против своего похищения.
Самым трогательным моментом свадьбы являются проводы невесты. в традиционном варианте они подразумевали праздник для невесты и её подруг в доме. где она проводила последний день как хозяйка (после этого она превращалась в гостью). Напоследок девушка исполняла печальную песню “сынсу”, а наутро сваты забирали её в дом жениха.
Непосредственно свадебная церемония проводится в доме, принадлежащем жениху. Особенной традицией казахов является плата за “погляд”. В начале свадьбы невеста представала перед гостями с закрытым лицом, однако позднее открывала его и, глядя на каждого присутствующего, кланялась. За это молодой семье гости преподносили подарки и деньги.
Самые интересные казахские ритуалы
У казахов существует и немало других интересных обычаев. На мой взгляд, самый любимый ими – подарок гонцу, принесшему благую весть. Когда в дом приходил человек, что сообщал о рождении ребёнка, приглашал на свадьбу или праздник в соседний дом, ему непременно преподносили ценную вещь в качестве подарка.
Традиции казахского гостеприимства открывают нам щедрость и широту души этого народа. Если в гости приходил уважаемый человек, ему дарили лошадь и чапан, что было знаком почтения со стороны хозяев. Эта традиция живёт в Казахстане и сегодня.
В наше время в селениях казахов по-прежнему правят старейшины, к которым приходят за советом или помощью в делах. Именно им принадлежит право произнесения бата, особенной молитвы в благодарность Всевышнему за посланные блага. Также бата неизменно сопутствует казахов в дальней дороге. Отправляясь в путь, люди молятся о том, чтобы он был удачным и лёгким.
Ещё один обычай, который мне понравился у казахского народа, – жылу. Он подразумевает помощь людям, которые пострадали из-за какого-либо бедствия (пожара, наводнения и пр.). После происшествия все соседи стремятся помочь пострадавшим – кто-то деньгами, кто-то приносит вещи и помогает отстроить дом.
Обычай бата у казахов
Традиции казахов – это огромная часть культуры народа, что формировалась с древнейших времён. Они напоминают пёстрый калейдоскоп, краски которого, как хочется верить, станут со временем ещё ярче.
Как казахи сватались
Ермек Турсунов продолжает публиковать заметки из нового цикла «Возвращение домой» о казахских обычаях, традициях, обрядах и ритуалах
Конечно, время на месте не стоит и многие традиции видоизменились. Вернее, они подкорректировались под реалии сегодняшнего дня. Что-то осталось, что-то забылось, а от чего-то отказались вовсе. Например, никто уже не посылает разведчиков в тыл невесты, никто не считает поголовье скота. Всё уже заранее известно и обговаривается до свадьбы.
Но раньше было так.
Жених с невестой, как правило, не могли встречаться, поощряемые родителями. Жених не мог подарить девушке цветы, сводить ее в кино или дорогой ресторан, налить бокал шампанского и под романтическую музыку прочесть с выражением стихи собственного сочинения. Позволь он себе такое, думаю, не сносить бы ему головы.
Поэтому принято было свататься. По-людски: чинно и благородно. То есть – құда түсу. Отсюда – құдалық. Сватовство, стало быть.
На құдалық не принято было ездить с пустыми руками. Везли с собой қоржын (коржун) — сумку или мешок, расшитый узорами и украшенный безделушками. Красивый. (Его еще называют қалта). Набивали этот коржун (қалта) подарками и грузили на верблюда (лошадь, телегу, арбу). Помимо подарков родственникам невесты, в қоржуне всегда лежали отрез ткани и платок: для тех, кто будет открывать коржун. А открывали обычно женщины.
Сторона невеста, конечно же, ждала гостей. Готовилась. И, как только гости появлялись у порога, их встречали шутками-прибаутками, песнями и плясками. Иногда растягивали аркан, чтобы получить выкуп. Задавались прокурорские вопросы: кто такие? зачем явились? Принято было также в шутливой форме отвечать:
— Мы тут по делу, ищем дом одного человека. Не подскажете, где он живет?
— А зачем он вам?
— Да надо бы покалякать с ним о кое-каких делах.
Потом гостей, наконец, пропускали, осыпая шашу. Разводился огонь, в который лили масло. Затем мать грела ладони над пламенем и касалась ими лица жениха. Это означало, что он еще пока не родной, но уже не совсем чужой. И главное — чтобы он почувствовал тепло этого дома.
Затем всех заводили в дом и рассаживали за дастархан. По ранжиру. Затем джигиты заносили барана, чтобы сторона сватов дала свое бата, то есть благословление.
Затем барана уносили, чтобы сделать из него бешбармак. А пока готовилось горячее, пробавлялись чаем с закусками. В этом смысле чай можно было рассматривать как разминку перед основным блюдом.
Нынче барана никуда не заносят и не выносят. Зато, согласно традиции, сторона жениха, как и в старину, не сразу говорит о цели своего визита, а просто рассказывает о том о сём. Рассказ этот содержит общие сведения о стороне жениха. Знакомит, так сказать.
Естественно, вначале присутствует некоторая неловкость. Это тоже часть сценария. К тому же сторона невесты не должна проявлять нетерпения, прыгать от счастья и стараться поскорее избавиться от нее. Церемониал должен быть выдержан до конца.
И – да! Разговор не должен обрываться. Продолжительные паузы нежелательны. Поэтому говорить можно в этот момент о чем угодно. Хорошо нынче под такой разминочный чай идут разговоры о своеобразном пути казахов, о недосягаемой тридцатке ведущих стран мира. Можно коснуться темы бензинового кризиса, поговорить о пробках на дорогах Алма-Аты и Астаны, о внутриклановых разборках и о других не менее важных и нетленных вещах. Между разговорами про ЭКСПО и очередную победу Геннадия ГОЛОВКИНА вбрасывается кое-какая конкретная информация о невесте. О том, какая она умница-красавица, спортсменка-комсомолка и какие изумительные манты умеет готовить.
Жениха тоже принято расхваливать: сообщается о том, какой он весь такой «офигенный». О том, что он в детстве переводил старушек через дорогу, потом неожиданно вырос, без блата поступил в Йельский университет и теперь там учится, а за квартиру платит сам. В ночных клубах не болтается, а, наоборот, по вечерам ходит в спортзал и на днях выполнил норматив кандидата в мастера по бодибилдингу…
Итогом этих разговоров должен стать вывод, что жених и невеста просто созданы друг для друга.
Но об этом также прямо говорить не принято. Это должно складываться само по себе. Путем логически выверенных заявлений. Так обычно выступают в судах адвокаты, когда надо выкрасить белым своего подзащитного. О самом сватовстве по-прежнему ни слова.
Затем уже, когда первая часть этого театрализованного представления заканчивается, стол убирают, и стороны приступают ко второй части, а именно – к главному разговору. Начинается он с традиционных сентенций, типа вот у вас есть товар, а у нас есть купец и т. д.
Слово берет, естественно, самый красноречивый. Он должен своей речью растопить сердца и вывернуть души. Это – обязательно. Неподготовленная и скомканная речь может испортить общее впечатление, поэтому ни в коем случае нельзя брать на құдалық в качестве златоустов — депутатов, чиновников высшего и среднего звена, отставных министров и их заместителей, помощников и замов по хозяйственной части.
Хорошо бы притащить с собой в таких случаях писателей, поэтов, представителей той-бизнеса и артистов театра «Шаншар» и «Тамаша». За годы, проведенные безвылазно на тоях и различных торжествах, у них наработаны заготовки на все случаи жизни, начиная с банальных юбилеев и заканчивая торжественными похоронами.
Спикер должен подкрепить свою речь «вещественными доказательствами». Другими словами, выпотрошить начисто коржун.
Первый подарок преподносится матери невесты. Это называется сүт ақысы. Плата за материнское молоко. Это, как вы сами понимаете, очень дорогое молоко. За него расплачиваются драгоценностями или же серьезными суммами в тенге и долларах.
Следующий подарок получает отец невесты. Қалым. Тут тоже экономить нельзя. Можно наличными, но можно и подарком. Так, чтобы – ах!
Затем наступает черед всех остальных ближайших родственников и родственниц. По списку. Обижать никого нельзя.
Когда подарки розданы, просят показать то – зачем, собственно, пришли. То есть, показать невесту. Однако вредные будущие родственнички всё равно не торопятся ее показывать. Снова затевается торг. За показ просят көрімдік.
Потом, когда соблюдены все обряды, отец дает согласие и объявляет об этом во всеуслышание. Тут уже на стол подается тот самый баран, разделанный на двенадцать частей. Каждая часть предназначена строго по адресу. Самому авторитетному свату достается голова — бас. Остальным подается жанбас – мякоть бедра. Жениху – грудинка (төс). Это означает, что он теперь в доле и может рассчитывать в этом доме на жирный кусок в любое время. Естественно, он должен эту грудинку начисто обглодать.
Да, кстати. Кое-где принято в блюдо, на котором подается мясо, класть деньги.
Затем уже, после беша, подается қуйрық-бауыр. Это кусочки отварной печени и курдюка. И фактически застолье этим блюдом заканчивается. Когда его отведают, говорят: «Құйрық-бауыр жедік, құда болдық» («Раз уж мы поели печень с курдюком, значит, теперь мы родственники»). После этого тут же все кидаются друг другу в объятья. Происходит так называемое төс қағыстыру – «обнимашки». И теперь уже точно никуда не денешься: союз считается скрепленным на все времена.
После застолья стороне жениха преподносятся ответные дары – киіт. Понятное дело: раньше дарили скакунов, верлюдов, отары овец. Теперь подарки уже не те.
На этом құдалық заканчивается: можно говорить и о свадьбе.
Обычно не принято проводить свадьбы зимой, а именно – в январе и феврале. Видимо, это связано с тем, что наши предки жили не в самых благоприятных климатических условиях. Зимой в степи не до свадеб. Главное – выжить.
Выпроваживают сватов тоже не быстро. Но мне кажется, что эти традиции казахи заимствовали у других народов. Сначала жол аяқ. Это что-то типа – на посошок. Потом – кетер аяқ. И так до тех пор, пока сватов не унесут за подмышки.
И только после этого приводят невесту, и родственницы жениха надевают ей серьги. Это называется сырға тағу.
Уходя, правильные сваты оставляли раньше в доме невесты барана. Его резали поутру и звали в гости всю округу. При этом ни кусочка не должно было остаться дома. Все съедалось. А что не сьелось — раздавалось.
Потом уже свадьба.
Казахи говорят, что не так интересна сама свадьба, сколько подготовка к ней.
Но об этом лучше в следующий раз.
Источник
Традиционные обряды бракосочетания у казахского народа. Журнал Joyday Казахстан
Казахский народ очень открытый и радушный. Люди не стесняются дарить друг другу подарки и яркие эмоции. Они чтут законы Бога и древние традиции, очень трепетно относятся к обрядам и берегут культуру своего народа. Отличный тому пример – торжество бракосочетания у казахского народа.
Традиции и обряды скрепления брачными узами
Свадьба у казахов проходит в несколько этапов, каждый из которых несет в себе целую череду обрядов и священнодействий.
Основные свадебные этапы:
1. Куда Тусу – сватовство.
2. Кыз Узату – торжественные уход невесты из родительского гнезда.
3. Жиггитен Той – свадьба.
4. Есик Ашар – визиты гостей и родных жениха и невесты после церемонии.
Теперь более подробно остановимся на каждом из этих этапов.
Куда Тусу – действие происходит в родительском доме невесты. Предварительно договорившись и выбрав день, к родителям невесты приезжают родные жениха. На месте их уже ожидает богатый Дастрахан со специальными блюдами по праздничному поводу: Бешбарамак и Куйрык Баур. Угощения готовятся исключительно на торжество сватовства и считаются наилучшими подарками. По древним казахским обычаям, ни жених, ни невеста не присутствуют на Куда Тусу. Это встреча только родителей и членов семьи молодых. Весь процесс сватовства проходит с пафосом и с шиком. Сваты с разных сторон готовят заранее стишки и шутки, чтобы «как можно выгоднее» представить жениха или невесту.
На этом же торжестве активно обсуждаются свадебные расходы, кто и какие затраты берет на себя. Родные вместе решают, что необходимо подарить молодым на свадьбу. Калым – выкуп за невесту в наше время утратил свою значимость. Родители сообща помогают молодоженам в приобретении и обустройстве их семейного гнездышка. На этом торжество подходит к своему завершению. Родные невесты и жениха обо всем договорившись и знатно попировав, расходятся.
Следующим моментом свадебного ритуала является Кыз Узату Той. Милый и трогательный обряд вывода невесты из отчего дома. Традиционно событие проходит с благословениями молодой. Ее наставляют и подучивают, дают советы для удачной семейной жизни. Весь процесс Кыз Узату Той проходит с ношением икон. Родители жениха, как знак того, что они одобряют и принимают невесту, одевают на нее Сыргалар – специальные сережки, знак вхождения в новую семью. После перед молодой расстилают Ак Жол (белую дорогу). Девушка проходит по ней к будущему супругу и не оборачивается назад. Это значит, что семейная жизнь сложится удачно и гладко. Затем жених увозит любимую к своим родным, где она находится до проведения свадебного торжества.
Жиггитен Той – церемония бракосочетания. Сам брачный обряд сочетает в себе несколько традиционных действий: беташар – традиция открытия лица невесты, саукеле – национальный свадебный головной убор невесты и другие. Накрывается свадебный Дастрахан. Стол наполнен различными мясными изысканными блюдами, разнообразными сладостями, фруктами и другими вкусностями, которые лишь подчеркивают изобилие свадебного Дастрахана. Обязательно готовится угощение из печени с курдючным салом, различные варианты жаркого, национальные казахские баурсаки соленый и сладкий сыры. Вся свадьба насыщена традиционными песнями – «той бастар». На свадьбу обязательно устраивают скачки, соревнования и другие подвижные развлечения.
Есик Ашар. После свадьбы у казахов принято приглашать и ходить в гости друг к другу новоиспеченных родственников. Первым делом родные невесты приглашают к себе зятя с родителями. Затем в гости ходит невеста с родными. Этот процесс может тянуться до полу года.
фото
Свадебная традиция казахского народа. Часть 2
Портал Qazaqstan Tarihy продолжает знакомить читателей с ведущими этапами свадебной церемонии и ее особенностями. Традиции казахского тоя раскрыл в своей работе «Колыбель искусства» известный фольклорист, академик Национальной академии наук Республики Казахстан Сеит Каскабасов.
Песня «жар-жар» символизировала прощание девушки с отчим домом, родителями, близкими подругами. После этого невесту готовят в путь в аул жениха. Все ее приданое (юрта со всеми атрибутами, домашняя утварь, ковры, ковровые кошмы, дорогие материи, меха и другие подарки) навьючивали на верблюдов, пригоняли скот в количестве, определенном родителями для дочери, приводили оседланного коня (обычно белой масти) с дорогой сбруей и покрытого коврово-шелковой попоной.
Наконец, наступает самый эмоциональный момент во всем свадебном процессе, когда невеста должна проститься с родительской опекой, девичьей свободой, потому что по обычаю в казахской семье дочь считается гостьей в отчем доме и все детство и юность вплоть до замужества она пользуется большими привилегиями, живет привольно. Прощание продолжается с родными и близкими, со всеми сородичами аула. Старшие мужчины непосредственно к ней не обращаются, в доме при ней никогда не говорят о замужестве, о сватовстве. Замужество девушки, ее выезд из родного дома воспринимается обычно как выезд на чужбину, в далекие края, как переход в другой, незнакомый, а то и противоположный существующему мир.
Девушка, ставшая невестой, когда подходит время уезжать в аул жениха, испытывает горькое чувство расставания со свободной, полной заботы и ласки, жизнью.
К тому же она уезжает в далекие места, к чужому роду. Ведь по старинному казахскому обычаю, основанному на родовой экзогамии, брак между сородичами был в запрете. Разрешалось заключать брачный союз только между людьми‚ не имеющими кровного родства до седьмого предка. При территориальном расселении по родовым группам очень редко случалось, чтобы девушка выходила замуж за человека из родных земель, из близких аулов. Наоборот, всегда предпочитались браки с представителями дальних родов.
Предстоящая разлука, отъезд в дальний, чужой край, утрата былой свободы, сознание того, что она выходит замуж не по любви, все это вызывает в девушке чувство большого напряжения и порождает очень искренние и волнующие песни-плачи не только о своем личном горе, но и о всей женской судьбе.
По обычаю, девушка должна была сама сложить песню «сынсу». Использовать известные, спетые ранее кем-то песни не допускалось. Поэтому девушка импровизировала, проявляла большую изобретательность и незаурядное мастерство. Нередко одаренные девушки создавали подлинно поэтические песни, которые затем надолго оставались в памяти односельчан и сородичей, делая популярными их имена в народе. Согласно традиции, во время исполнения песни «сынсу» девушка в сопровождении подруг посещала, каждую родную юрту своего и ближнего аула, обнимала с плачем каждого из находящихся в юртах близких ей людей, причитала, посвящая ему четверостишие. Так она обходила всех родственников и сородичей и ее сопровождали не только подруги, а все женщины аула, которые пели и плакали вместе с невестой, сочувствуя ей, вспоминая свою судьбу и женскую долю вообще.
Слова песни «сынсу» адресовались с прощанием к родным девушки, ко всем одноаульцам, сородичам, к родной земле, к природе. В песне невеста говорила о счастливых днях, проведенных под кровом родителей, и сожалела, что они прошли так быстро, изливала свое чувство, вызванное этой невозвратимой утратой и предстоящим отъездом в чужую сторону. Вот как, например, звучит одна из таких «сынсу»:
Гусь по речке плывет за текучей водой,
Дом родимый покинуть пришлось молодой.
Капнешь на воду кровь — кровь сейчас утечет‚
Выйдешь замуж -далеко увозит чужой.
В кошмах белой кибитки росла я цветком,
Умывалась я белых кобылиц молоком.
Да напрасно растила родная меня,
За немилого, бедной, идти мне силком.
Шествие женщин заканчивалось возвращением в юрту невесты, где ее ждали родители, сородичи и люди жениха во главе со сватом. Простившись в обнимку с родителями, невеста садилась на подведенного коня, которого до дальних подступов к аулу вели под уздцы ближайшие ее подруги, любимые женге и младшие братья.
Отъехав на достаточно далекое расстояние, прощаются с провожающими. Невесту, по обыкновению, сопровождают в аул жениха либо мать, либо любимая женге, кто-либо из младших братьев и несколько ближайших подруг.
Обычно путь бывает долгий. Спустя несколько дней свадебный караван прибывает в аул жениха. Но невесту не сразу приводят в аул. По их прибытии из аула выезжает группа женщин – ближайшие женге‚ сестры и родственницы жениха, встретить невесту с сопровождающими ее людьми. Невесту накрывают большим белым шелковым платком (или шалью), а четыре женщины держат над ней в виде шатра с четырех сторон огромное покрывало (материю) и приводят ее в аул так, чтобы никто из собравшихся на пир не мог видеть ее лица. При входе в юрту, предназначенную для нее и сопровождающих‚ женщины окружают и укрывают невесту, не показывая ее никому. В это время совершаются обряды очищения огнем (отка май кую), осыпания яствами (шашу).
На следующий день начинается той, который в зависимости от состоятельности устроителей может длиться два, три и более дней.
Той в ауле жениха является радостным событием для всех, поэтому здесь царит только праздничная атмосфера. Соответственно по значимости и масштабу свадьба превосходит кыз узату, устроенный в ауле невесты, на котором единой нотки грусти и сожаления не бывает на этом
Той начинается песней той бастар, извещающей о начале свадьбы. В этой песне тамада воспевает хозяина-устроителя праздника, зачастую это родители жениха. Ему и всем собравшимся желают благополучие и счастье, тамада сообщает о том, где и какие будут проходить развлекательные мероприятия. На казахской свадьбе традиционно проводят конные скачки — байга, соревнования в беге, кокпар, борьба – казакша курес, турнир всадников, забавные игры и, наконец, айтыс
– поэтическое состязание акынов-импровизаторов. По вечерам же устраиваются молодежные игры алты-бакан (качели), ак-суйек (белая кость) и другие.
На свадьбе в ауле жениха особое значение придают церемонии представления невесты родственникам жениха и всей собравшейся публике.
Обычно заранее выбранный устроителями молодой жигит — сверстник жениха, обладающий поэтическим даром и вокальными способностями, поет песню «Беташар» («Открывание лица»). Песня сопровождается своеобразными действиями в виде поклона невесты и открывания ее лица. Ознакомительная песня «беташар» состоит из 2-х частей.
Первая часть включает в себя восхваление невесты и перечисление ее обязанностей.
Вторая же часть содержит характеристику родителей и родственников жениха и требование подарков невесте.
Во время пополнения второй части невеста с поддерживающими ее с двух сторон женщинами делает поклон салем салу — знак уважения и приветствия. К концу второй части певец открывает лицо невесты и требует корімдік подарки за смотрины.
Обряд песенного представления невесты носит одновременно и торжественно-серьезный‚ и шуточный характер. Во время этого обряда невеста стоит в кругу молодежи с закрытым покрывалом лицом, поддерживаемая с двух сторон молодыми женге жениха. Когда певец поет песню, она должна только слушать и запоминать наставления и требования, которые перечисляет ей песня.
Песня излагает перед ней неписанный родовой устав семьи, в которой она сама, как будущая мать, будет занимать одно из значительных мест.
Обычно песня начинается с восхваления красоты и молодости невесты, а затем быстро переходит к тому, как она должна относиться к своему мужу, как должна чтить и уважать его. Песня особенно подробно перечисляет обязанности молодой жены по отношению к родителям мужа. Песня также поучает ее, как вести себя с другими старшими рода, с младшими в ауле, с гостями, учит законам сложных человеческих взаимоотношений в родовом коллективе.
Чтобы песня не наскучила присутствующим, в перечислении деталей встречаются шуточные словечки, прибаутки, каламбуры. Певец, знакомя близких жениха с невестой, воссоздает позу и жесты того, о ком поет, шуточно высмеивает чинных и суровых старших, умеющих много требовать для себя и скупящихся на подарки за показ невесты.
Характеристика каждого из родителей и родственников жениха, копирование их требует от певца большого мастерства.
Воссоздание их образа жестами, позами, мимикой и, наконец, песенное описание их внешности, свойств характера и поведения сочетают в себе и торжественность, и развлекательность. Умелое подражание певца человеку, которого он представлял невесте и которому по обычаю он требовал поклона, вызывало грохот смеха и всеобщее веселье. Сам торжественно-шуточный тон обряда и песни свидетельствует об изначально драматической природе свадебного действия.
Как и у многих народов, во всем свадебном процессе казахов основным персонажем является невеста. И в хоровых песнях девушек и парней «жар-жар», и в прощальных причитаниях «сынсу» невесты, и в ознакомительных песнях «беташар», и в различного рода обрядовых, сопровождающих эти песни и саму свадьбу, рисуется довольно сложный образ невесты, предстающей то вольной, счастливой дочерью любящих родителей, которые растили ее, как цветок, как белого верблюжонка, купая в молоке кобылиц; то несчастной девушкой, отданной немилосердным отцом чужим людям, которой даже не находится местечка в родном доме; то нежной, идеальной молодой женой. В этих свадебных песнях создан обобщенный типический образ, в который и перевоплощается каждая девушка, выходящая замуж.
Исполняя по традиции все положенные песни и предписания, она как бы играет саму себя и традиционную роль невесты. Каждая невеста, исполняющая традиционные свадебные песни, чувствует себя и как «я», и как «не я», т.е. в ней сочетаются конкретно она сама и обобщенный образ казахской женщины.
В казахской свадебной традиции очень пассивен жених, он не действует активно, а выполняет лишь указания дружка и предписания обычая. Но зато полной его противоположностью является куйеу жолдас — дружка жениха. Обычно эту роль исполняет ближайший друг детства жениха («дос»), либо кого-то из старших родственников (чаще — зятя), которые отличаются большим остроумием, находчивостью, умеют хорошо импровизировать, петь, балагурить и, самое главное, очень хорошо знают обычаи и обряды, связанные со свадебным процессом. В этом отношении он напоминает дружка жениха в русской традиционной свадьбе. Многое у них сходно, поскольку функция их одна и восходит она к древним ритуальным состязаниям сватующихся родов.
Традиционная свадьба претерпела сложную эволюцию: от магического ритуала – к обрядовому действу, а от него – к народным играм и сценическим представлениям.
Свадьба одним из первых среди народных обычаев была перенесена на профессиональную сцену казахского театра. В настоящее время инсценировка свадьбы (или ее эпизодов) остается одной из излюбленных тем современной казахстанской киноиндустрии, сериалов и теле-шоу на национальных каналах.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». [email protected] 8 (7172) 57 60 13 (вн — 1163)
Исламские традиции в обрядности казахов
Приобщение казахов к исламу начиналось с самого рождения. Так, у казахов бытовал обычай «ат кою» когда ребенку давали имя. Обряд наречения обычно совершал мулла, использовавший в этих целях Коран. У казахов получили широкое распространение имена, заимствованные из мусульманской традиции, например, Фатима, Хадиша, Омар, Оспан, Сулеймен, Муса, Иса и другие. Как ислам повлиял на обрядность казахов Южного Казахстана подробно изучила и описала исследователь Р. Мустафина.
С мусульманскими обычаями были связаны совершеннолетие и бракосочетание юношей и девушек. По шариату брачный возраст для девочек наступал в 9 лет, для мальчиков в 12 лет. Это мусульманское правило получило широкое распространение в дореволюционном Казахстане. В казахских аулах и кочевьях часто выдавали замуж девочек в 12-13 лет, а юношей в 13-15 лет. В 1897 году в Казахстане, не достигнув 10-летнего возраста, в брак вступили 355 девочек и 152 мальчика. Но уже в 20-х годах ХХ века такие факты встречались редко.
У казахов свадебный обряд сохранял свои древние домусульманские традиции, а влияние ислама проявлялось лишь в формальном засвидетельствовании муллой акта бракосочетания неке («неке кию»), которое следовало после традиционных свадебных ритуалов и празднеств. По словам И. Алтынсарина, «тут только, как бы вспомнив совсем забытое, спрашивается от невесты при двух свидетелях о согласии ее выйти за такого-то замуж», после чего «мулла приступает к чтению венчальной молитвы». По свидетельству Н.И. Гродекова, «ни одна свадьба у ташкентских киргизов не обходится без венчания». Согласно сведениям, приводимым Н.И. Гродековым, в Казалинском уезде обряд бракосочетания проходил таким образом: жених с двумя свидетелями или поручителями, родными и гостями располагались в центре юрты, а невеста с подругами и другими женщинами за занавесью. Мулла спрашивал жениха и невесту об их согласии вступить в брак («взять в жены» или «выйти замуж»). После получения согласия мулла приступал к чтению хутбы. Затем в чашку с чистой водой опускали монеты, кольца. Мулла освящал ее своим дуновением. Жених и невеста отпивали из нее по глотку, причем из одного места, что означало их единение. По одному из описаний невеста в чашу с водой бросала серьги или серебряное кольцо и закрывала чашу белым платком, а жених привязывал белым платком к краю чашки палочку, изображающую стрелу. По окончании молитвы молодая забирала из чаши брошенную в нее вещь и хранила ее как залог счастья. В качестве вознаграждения мулла получал барана, халат или деньги. Сумма и содержание вознаграждения зависели от состояния казахов. Богатые одаривали более щедро. За вдову платили только половину.
Исламом был узаконен обычай многоженства. В Казахстане многоженство было частым явлением. В 1897 году в Сырдарьинской области 15,7 тыс., в Семиреченской области 14,4 тыс. женщин являлись в браке вторыми женами. Многоженство в основном было распространено среди состоятельных казахов. Уплата калыма за невесту для бедняка становилась тяжелой проблемой. Нередко бедные казахи до 40 лет не имели средств и возможности жениться. А женившись, приходилось по 10-15 лет отрабатывать калым.
Шариат определял и правила развода, представляя приоритетное право на развод мужчине. Он мог единолично решать вопрос о расторжении брака. Согласно мусульманскому установлению, достаточно было мужчине произнести одну из семнадцати формул, следствием которых являлся развод («ты отлучена», «ты отрезана», «ты запретна» и т.д.), и брак считался расторгнутым.
Наряду с другими основными положениями ислама, определяющими религиозную принадлежность, повсеместное распространение получил обряд обрезания «сундет» — ритуальной инициации. Этот обряд имеет древнее домусульманское происхождение, восходит к глубокой древности, к обрядам инициации, которым подвергались определенные половозрастные группы общества. Этот обряд во всех регионах ислама приобрел каноническую силу. Обрезанию, как правило, подвергались дети 5-7 лет. Обычно его совершал ходжа, мулла, или специальный исполнитель этого обряда «суннечи», в роли которого нередко выступал местный цирюльник. В связи с этим событием состоятельные родители устраивали праздник сундет-той, на который приглашали преимущественно мужчин. На этом празднике устраивались скачки, борьба и другие праздничные соревнования. После выздоровления мальчик получал возможность выбрать из табуна лошадь для ходжи, исполнившего этот обряд. Вознаграждение зависело от состояния семьи.
Распространение у казахов получил мусульманский обряд погребения. Казахи не держали умершего долго, так как душа не обретала места на небе до погребения человека. Получив известие о смерти, в дом умершего тотчас являлись муллы из окрестных аулов, которые приступали к чтению специальных молитв и Корана.
Покойника, прежде всего, обмывали. Чтобы не прикасаться к нему голыми руками, использовали рукавицы из бязи. Воду на покойника лили также через бязь. Обычно обмывающий забирал эту использованную ткань себе. В обмывании покойника участвовало четыре человека. Эти же люди заворачивали покойника в саван. У мужчин он состоял из трех частей у женщин пяти. Затем покойника опускали на погребальные носилки, мулла приступал к чтению молитвы «жаназа».
Перед выносом тела совершался обряд посмертного искупления грехов искат («даур» или «фидия»). Согласно представлениям казахов, искатом является «продажа муллам грехов покойника за узаконенную плату». Необходимо отметить, что передача мулле грехов покойного не предусмотрена шариатом. Искат – это приношение богу за пропущенные покойным при жизни, считая со времени его совершеннолетия (13-15 лет), обязательные мусульманские обряды пятикратные намазы, дни поста и т.д.
При погребении покойника обращали головой к Туркестану, а лицом к Каабе. Могилу выкапывали глубиной до пояса, а в длину в рост человека, рядом с ямой делали нишу, в которую помещали покойника. Тело спускалось в могилу 2-4 близкими родственниками. Заложив вторую яму досками или палками, засыпают первую яму землей. В зависимости от состояния покойного над его могилой возводился мусульманский памятник с большим куполом кумбез, или скромное надгробье. Покойников старались хоронить вблизи погребений святых возле старых мечетей, на старых кладбищах рядом с предками, родственниками. После похорон муллам предлагалось, в зависимости от состояния умершего, мешок и более пшеницы, проса, ячменя, с тем, чтобы мулла прочитал молитву за покойного. Мулла трижды обещал исполнить просьбу и затем получал дар.
В ХIХ веке юридически-правовые отношения казахов еще в значительной степени определялись обычным правом адатом, что объясняется сохранением в казахском обществе реликтовых форм патриархально-родового быта. Характерной чертой социально-экономической жизни казахов в этот период становится сочетание адата с шариатом. Известно, что ислам освятил многие социальные установления адата, что нередко затрудняло выявление четкой грани между адатом и шариатом.
Ислам проявил лояльность и к такому древнему обычаю как калым «выкуп за невесту», который, как известно, представлял собой компенсацию за утрату рабочей силы, уплачиваемой семейству (хозяину), понесшему эту утрату. Размеры калыма зависел от состояния вступавших в родство семейств, колеблясь от большого стада до нескольких голов скота.
Ислам поддержал древние институты аменгерство (левирата). По левиратному праву вдова должна была выйти замуж за брата своего умершего мужа или за его ближайшего родственника, а вдовец должен был жениться на сестре умершей жены (сорорат). Аменгерство, как известно, возникло как мера против дробления хозяйств и сохранения в хозяйстве рабочей силы. В дореволюционном Казахстане эти обычаи не соблюдались строго. Вдова, несмотря на обязанность вступить в брак с родственником покойного мужа, сама могла выбирать мужа или решить остаться вдовой.
Следуя установлению обычного права (адата), в котором шариат не усматривал противоречия исламу, мужчина не должен был обращаться к своим женам по имени, так же как женщина не могла назвать мужа по имени. Более того, невестка не должна была обращаться к родственникам мужа по имени. Братьев и сестер мужа она называла нарицательными именами: ширак, жаркын, бикеш и т.д. Если кто-либо из родственников имел имя, которое совпадало с названием какой-то вещи, то невестка эту вещь не должна была называть, придумывая другие слова, производные от названия, чтобы было понятно.
Говоря о положении женщины в казахском обществе необходимо отметить, что по сравнению с женщинами соседних народов, женщины-казашки обладали большей свободой. Они не вели затворническую жизнь, не закрывали своих лиц, не носили ритуальных покрывал паранджи, чачвана. Они допускались в мужское общество. Образованные женщины пользовались у мужчин уважением, участвовали в обсуждении важных общественных вопросов. Обычно это были женщины из состоятельных семей. В семьях бедняков женщины трудились наравне с мужчиной, что также вызывало к ним уважение. А.А. Диваев обращает внимание что на девушку смотрели как на равного с мальчиками члена семьи и оказывали ей уважение и почтение.
Таким образом, ислам в Казахстане имел повсеместное распространение, особенно глубоко проникнув в быт казахов Южного Казахстана; все казахское население в той или иной степени было знакомо с мусульманским вероучением, выполняло его предписания и обряды.
Читайте также: Ислам в Казахстане
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». [email protected] 8 (7172) 57 60 13 (вн — 1163)
Казахские свадебные обряды — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Свадебные обряды киргизов (казахов), вторая половина XIX века
Казахские свадебные обряды (каз. үйлену салт-дәстүрлері) являются одними из важнейших обрядов в жизни казахской общины и рода[1] и, за исключением мусульманского акта бракосочетания «неке кию», сохранили множество древних домусульманских черт[2]. Казахские свадебные обряды состоят из нескольких циклов: кудалык (сватовство), подготовка к свадьбе, свадебный той и ритуалы после свадьбы[3].
Айттыру
Отец, задумывая женить своего сына, сначала определяет, есть ли у него избранница, если её нет, сам подыскивает невесту, которая смогла бы стать женой сына. Затем отец посылал кого-либо из знакомых или родственников либо сам шёл в дом избранницы, чтобы узнать, не против ли айттыру родители невесты. Если те согласны, их дочь с этого момента становилась невестой[4].
Похищение невесты
К похищению невесты в Средней Азии и Казахстане прибегали крайне редко. Обычно это случалось, если родители не давали согласия на брак или когда они слишком тянули с проведением свадьбы. Господствующей формой брака среди казахов была женитьба со сватовством (кудалык) и последующим «выкупом» невесты за калым. В обычном праве у казахов существовало несколько видов похищения невесты с различным отношением к ним. Если жених похищал уже засватанную невесту (юноша и девушка договаривались о «похищении» заранее), отец которой нарушил условия сватовства, то это не считалось тяжким преступлением. Похищение же чужой засватанной невесты являлось тяжким преступлением.
Кудалык
Кудалык является важным обрядом, начальным этапом свадебных ритуалов у казахов[5]. Хотя в казахских свадьбах могут участвовать представители других народов, даже городские казахи проводят обряд кудалык только в своей среде[6]. Заранее договорившись о размере калыма, отец жениха или его представитель вместе с несколькими спутниками прибывают в гости к родителям будущей невесты. После угощения кумысом или чаем, хозяин дома спрашивает, прикажет ли он резать барана? Положительный ответ показывает решительное намерение породниться. В прошлом отцу жениха дарили табун лошадей, верблюдов, различные одежды и верховую лошадь. Для прочих членов делегации дарились подарки соразмерно их значению и отношению к ним. После этого сторона жениха начинает пригонять калым в виде скота[7]. В современном Казахстане считается нежелательным увеличивать количество гостей со стороны жениха, ибо это влечёт значительные материальные затраты[8]. Глава делегации со стороны жениха называется бас куда́ (каз. бас құда), а остальные жанама́ куда (каз. жанама құда). По приходу в дом невесты бас куда вешал плётку на почётном месте дома. Если не удавалось договориться о женитьбе, плеть возвращалась хозяину (каз. қамшы қайтару). Для гостей готовилось специальное блюдо куйры́к-бауы́р (каз. құйрық-бауыр, курдюк и печень барана), которое символизировало закрепление договорённостей между сторонами[9].
Казахский свадебный обряд и традиции
Официальное предложение руки и сердца начинается с того, что делегация родителей женихов посещает дом невесты. Делегация обычно состоит из пяти-десяти самых уважаемых родственников семьи. Свадьба — это подготовка к свадебной церемонии. Обязательно нужно платить калым (в прошлом крупный рогатый скот, в настоящее время наличными), который родители невесты затем используют для покупки подарка молодоженам, например, мебели, бытовой электроники и т. Д.
Свадьба состоит из двух частей: прощания невест и официальной свадьбы.
Религиозная часть казахского свадебного обряда называется Некэ Цию. Свадебный процесс может занять несколько недель и даже месяцев. Это связано с тем, что казахский брак, как и браки в большинстве мусульманских обществ, включает в себя договор между семьями, который требует переговоров.
Нэкэ Цию обычно проводится вечером того дня, когда невеста открывается семье жениха.Этот праздничный обряд называется беташар (казах.) Или «раскрытие лица». После того, как она выказывает уважение семье жениха, вуаль приподнимается, и невеста получает поцелуй от свекрови. Свекровь надевает на голову белый шарф, символизирующий ее семейное положение, и приветствует ее в семье жениха.
После нескольких часов застолья приходит мулла. Он выполняет Нэке Цию. Несмотря на то, что беташар совершается на улице в саду в присутствии многих родственников и друзей, Нэкэ Цию совершается внутри только с близкими родственниками.Мулла и пара сидят лицом друг к другу. Он кратко цитирует некоторые стихи из Корана и просит пару исповедовать ислам. Когда эта церемония будет завершена, пара должна пойти и зарегистрировать свой брак в государственном ЗАГСе.
После свадьбы (обычно на следующий день) семья женихов устраивает чайную церемонию Келин, на которой новая жена подает всем чай, за что гости предлагают ей деньги.
Хотя в Казахстане проживает более сотни национальностей, в этом посте будут описаны только свадебные традиции самих казахов.Важнейшими свадебными традициями являются: официальное предложение руки и сердца (куда тусу), плата за невесту (калым), прощание невесты (кыз узату), раскрытие лица невесты (беташар), свадебные и послесвадебные церемонии.
и Прочтите текст, сравните свадебные традиции и обсудите.
:
Традиции и праздники
Казахские народные обычаи открываются в свадебном обряде. Отношение родителей невесты к жениху было свободным от многих обычаев, продиктованных исламом. После помолвки и первой платы калым жених имел право навестить невесту тайно, обычно в доме братьев или в доме родственников невесты. Второй визит был открытым. Когда ислам не имел большого влияния на семейную жизнь казахского народа, родственные узы закреплялись за счет общего одобрения народа, пения хоровых песен жар-жар, исполняемых на свадебном торжестве.Жар-жар — песенный конкурс. Обычно его поют две группы молодых людей. Мужскую группу возглавляет жених, а женскую — невесту. Традиция требовала, чтобы невеста в сопровождении своих друзей, исполняя прощальную песню, посещала каждую юрту од аула и соседние.
В ауле женихов невесту встречали традиционным пением, которое называлось бет ашар (раскрытие лица невесты). Кроме калыма, родственники женихов приготовили для сородичей разные подарки.Не остались в долгу и родители птиц. Во время помолвки они должны были дать обещание об истинности помолвки и подарки для предложения людей. Тысяча невесты стоила очень дорого, иногда превышая стоимость калыма.
Народные праздники. Народные праздники сыграли большую роль в культурной жизни казахского народа и были посвящены важнейшим событиям в жизни свадьбы, рождению ребенка, похоронам. На торжествах устраивались разные игры: скачки байге, борьба курес, схватки всадников, которые должны были сбрасывать друг друга с коня или схватить тушу козла одна у другой кокпар.Для участников этих игр были приготовлены ценные призы.
Юрта — традиционное казахское жилище. Поскольку казахи изначально были кочевым народом, у них были дома, которые можно было легко построить, снести и перенести с одного места на другое. Таким образом, эти юрты сделаны из длинных изогнутых кусков дерева, которые связаны вместе, образуя каркас этого круглого дома. Поверх дерева кладут большие куски войлока, а внутри юрты на полу перекладывают коврики, чтобы обеспечить тепло и защиту от природных стихий.Если вы войдете в юрту, вы увидите множество красочных и красиво изготовленных вручную предметов, таких как коврики и одеяла. В квесте вы садитесь за круглый низкий стол и едите такие казахские деликатесы, как карта, казы (круглые куски вяленой конины) и бешбармак. Бешбармак буквально означает пять пальцев на казахском языке и представляет собой диск из лапши, лука и баранины. Это блюдо традиционно подается с головой барана, которую кладут на почетное место во главе стола. У старейшины обычно есть задача отрезать голову овце и произнести благословение или комментарий, отдав каждую часть головы разному человеку.Баурсак сопровождается небольшими круглыми кусочками теста. В конце трапезы можно сесть и попить чаю, возможно, слушая, как музыканты настраивают домбру, двухструнный инструмент. Многие казахи очень любят музыку и пение, каждый слушает концерт традиционных казахских мелодий на такие темы, как любовь и война.
Идут древние казахские игры, мужчины катаются на лошадях. Игровые соревнования следующие:
— кто быстрее всех ездит
-который первым поймал девушку и поцеловал ее
— кто наиболее ловко наклоняется, чтобы поднять предмет, прежде чем другие дотянутся до него и т. Д.
Почти все игры бывают быстрыми и увлекательными, и в них основное внимание уделяется мужчинам и их способностям управлять своими лошадьми. Даже сегодня многим казахам нужны сильные, быстрые лошади, которые будут подчиняться их командам, пася овец через великие равнины Казахстана. Помимо традиционных блюд, игр и песен, другой важной особенностью казахской культуры являются традиционные костюмы, которые носят мужчины и женщины. Самые впечатляющие — это костюмы жениха и невесты. Жених носит платье Шопена (длинное платье) и очень красивую шляпу.Невеста надевает многослойное белое платье с длинным жилетом, у нее высокая шляпа с длинной струящейся фатой. Если фата находится за головой невесты, женщина уже открыла лицо и свадебная церемония завершена.
Новый год Наурыз казахи отмечали как начало весны. Во время празднования Наурыза родственники накрасились за праздничным столом, обменялись подарками и пожелали друг другу благополучия. Главное ритуальное блюдо этого старинного праздника — Наурыз Коже.Он включает в себя 7 обязательных элементов, каждый из которых означает жизненное начало: вода, мясо, мука, пшено (рис, пшеница), молоко, соль, масло. Эти компоненты символизируют счастье, удачу, молодость, здоровье, богатство, стремительный рост, покровительство небес. Весной люди стараются обновиться физически и духовно, дают долги, выбрасывают старые вещи, чистят одежду, жилье, каналы. Они извиняются перед близкими за прошлые грехи, мирится с соседями, приглашают гостей, готовят подарки родным.Каждый должен посетить семь домов и принять семь гостей.
Сегодня Наурриз отмечают на улицах, проспектах, стадионах. Смотрят устные соревнования поэтов-акынов, состязания по национальным видам спорта. Каждый такой праздник сопровождается играми, например, серым волком кет бери, девушкой-волчицей кыз бери. Массовость — особенность спортивной игры «жарыс конное соревнование». Важнейшим видом спортивных состязаний является стрельба «алтын табак» в золотой диск. Все эти праздники и знание обычаев и традиций сближают людей, учат уважать национальную культуру и родной край.
Наурыз — древнетюркский праздник Нового года. Наурыз происходит от персидского языка nau new, ruz year. До этого Новый год назывался Улис Куни, что означает день племени. Найрыз наступает 22 марта, в день весеннего равноденствия. Его отмечают все тюркские народы казахи, узбеки, таджики и другие. Главный ритуал праздника — найрыз кожи. Он включает семь ингредиентов, обозначающих семь начал жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза, пшеница) и молоко. Они символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, скорость роста и Небесную защиту.Весной люди спешат возродиться и физически, и духовно, погасить долги, избавиться от старых вещей, отремонтировать одежду, дом, официантские каналы и колодцы, попросить прощения за прошлые неприятности, помириться с соседями, пригласить гостей и подарить близким подарки! Коктем туды (Рождение весны) говорят казахи сегодня и знакомятся с Найрызом. Люди становятся свидетелями острых словесных состязаний акынов, состязаний в национальных видах спорта, казахша курес, тогуз-кумалак, конные соревнования куз куу, байга, Наурыз стали праздником всех многонациональных казахстанцев.
Музыка
Жизнь кочевников всегда сопровождалась музыкой. Они были творческими людьми и использовали все материалы для изготовления инструментов. Такого материала хватало на степной камыш, дерево, кожу. Также использовались кости животных, рога и копыта крупного рогатого скота, простая глина. Среди народных музыкальных инструментов, которые пользовались особой популярностью, следует назвать домбру, кобыз, сыбызгы, дайылказ, сырнай. Музыка была разделена на песенную и инструментальную (кюи).Кюи обычно сопровождали начало собрания глав родов. Пастухи сопровождали стада овец, исполняя кюи на сыбызгы (разновидность духовых инструментов, подобных флейте). Воины вступили в бой под звуки дауылказ (ударный инструмент).
Песни звучали в походах, на свадьбах и вечеринках молодежи. Акыны (поющие поэты) исполняли песни под аккомпанемент двухструнной домбры. Часто содержание (айтысы) проводилось на семейных или родственных мероприятиях, торжествах.В них участвовали разные исполнители: акын (поэт), жырау или жыршы (рассказчик эпоса или легенд), анши и оленши (певец), кюиши (инструменталис), ертекши (сказочник), ку и сыккакой (юморист, подражатель). Содержание между профессиональными артистами обязывало их систематически повышать исполнительское мастерство. Они должны были быть в центре событий, чтобы реагировать на важные темы жизни людей. К именам наиболее популярных авторов добавлялись почетные приставки sal и sere.Одним из самых известных кюишей (исполнителей кюев) XIX века был Курмангазы Сагырбаев (1818-1889). Известный композитор, основоположник отечественной инструментальной музыки, он отличался своеобразной яркой творческой игрой на домбре. Работая в исполнительском мастерстве, он достиг высших уровней в искусстве. Его кюи отражают степные звуки, запахи и цвета. Его знаменитый кюй Сары Акра, исполненный на международном конкурсе Казахского академического оркестра народных инструментов, был удостоен награды и прославил имя Курмангазы и весь казахский народ.Ахмет Жубанов (1906-1968) продолжил дело Курмангазы. Его лучшие произведения — симфония Абая, опера Курмангазы. Он собирал и бережно хранил казахские народные мелодии и песни. Один из учеников А.Жубанова — Нургисах Тлендиев (1925-1998). Это яркое имя в современной музыкальной жизни Казахстана. В 14 лет Нургисах стала дирижером оркестра. С тех пор он написал 400 оркестровых прелюдий, пьес, музыку к 20 фильмам.
Среди известных певцов Казахстана первое и до сих пор яркое имя — Куляш Байсеитова (1912-1957).Она была гордостью и славой страны, снискала всеобщее признание. В казахском народе ее называли соловьем. Награждена государственной наградой за исполнение роли Сары в опере М.Тулебаева «Биржан Сара».
Еще одна известная современная актриса и певица, имя которой связано с классической музыкой, — Бибигуль Тулегенова. Ее великолепное владение голосом, обаяние, способность мгновенно меняться уже много лет привлекают зрителей. Неповторимый талант завоевал признание народа.
«Казахские обычаи и традиции» Повторное занятие »Білімділер сайты
Тема:« Казахские обычаи и традиции »Повторное занятие.
Цели урока: Поговорить о британских и казахских суевериях и дать
Образовательные цели: дополнительная информация об интересных суевериях
мира. Говоря о казахских обычаях и традициях,
изложение казахских традиций «Беташар» «Бесикке салу»
Внедрение казахской традиции «Бесикке салу»
Цели развития: Развивать у учеников разговорные навыки, изучение привычек и действия
навыков.
Задачи воспитания: Научить учеников любить и знать свои обычаи и традиции
и хранить их.
Наглядные пособия: Слайды о казахских обычаях и традициях, дополнительная информация из интернета
. Необходимые вещи для исполнения казахских традиций
«Бесикке салу»
План занятия:
I. Организационный момент
II. Мозговой штурм. Отвечая на вопросы
III. Говоря о британских и казахских суевериях
IV. Некоторые интересные поверья мира
В.Казахские обычаи и традиции
VI. Проверка понимание. Верные или ложные предложения.
VII. Презентация «Беташар» «Бешикке салу»
VIII. Исполнение казахской традиции «Бесикке салу»
IX. Домашнее задание. Готовьтесь к тесту на тему: «Казахские обычаи и традиции»
X. Выставление оценок. Конец урока.
Порядок проведения урока:
I. Момент организации
Доброе утро! Кто сегодня дежурный? Кого нет?
Какой сегодня день и какой день?
II. Мозговой штурм.Отвечаем на вопросы
Сегодня у нас будет необычный урок, потому что это показательный урок и на нашем уроке есть гости. Добро пожаловать, дорогие гости, мы рады вас видеть!
Мы закончили шаг 5 «Обычаи и традиции», и сегодня у нас будет повторный урок. Мы поговорим о британских и казахских верованиях, а также о казахских обычаях и традициях. А теперь ответьте на мои вопросы, пожалуйста.
1. Знаете ли вы какие-нибудь британские верования?
2. Что связано с британскими верованиями?
3.Вы знаете какие-нибудь казахские верования?
4. Что связано с казахскими верованиями?
III. Говоря о британских и казахских суевериях
, я вижу, что вы знаете о вещах, связанных с британскими и казахскими верованиями, но можете ли вы сказать, что произойдет, если они воспользуются этими вещами.
А теперь поработаем с картинками, вы увидите вещь и скажете, какое суеверие
связано с этой вещью? Давайте посмотрим на доску и посмотрим, что в первую очередь?
1.Какое суеверие связано с (зонтиком)?
2. Какое суеверие связано с (собакой)?
3. Какое суеверие связано с (туфлей)?
4. Какие суеверия связаны с (лошадью)?
5. Какие суеверия связаны с (беременной)?
6. Какое суеверие связано с (тремя сигаретами)?
IV. Некоторые интересные мировоззрения
Спасибо, я доволен вашими ответами и хочу знать, знаете ли вы какие-нибудь интересные суеверия в мире.
P1: Метание зубов.
В Греции на удачу на крышу забрасывают детский зуб.
P2: Держите живот, гром приближается.
Японские дети прикрывают кнопку живота, когда слышат гром.
P3: Ходить по деньгам.
Золотые и серебряные монеты в свадебных туфлях невесты в Швеции.
P4: Нет шафера.
На карибской свадебной церемонии у жениха никогда не бывает шафера.
P5: Разбивание посуды.
Дети в Нидерландах разбивают посуду о соседские дома в канун Нового года.Означает принести удачу соседям в новом году
V. Казахские обычаи и традиции. Создание ассоциаций.
Мы говорили о британских и казахских верованиях, а теперь поговорим о казахских обычаях и традициях. Вы знаете, что у казахов есть традиционная еда, традиционные костюмы и традиционные игры. Теперь напишете ассоциации по этим темам. Затем вы разделите их на группы в зависимости от их использования или ингредиентов, из которых они сделаны, и так далее.
Казахские продукты питания: продукты из молока, продукты из мяса, продукты из муки.
Казахские костюмы: национальные головные уборы, национальные блюда, национальные костюмы.
Казахские игры: конные игры, праздничные игры, игры на каждый день
Следующая казахская традиция связана с жизнью народа. Какие это традиции?
VI. Проверка понимание. Верные или ложные предложения.
Вы прочитали немного информации о традициях Казахстана. Теперь я хочу проверить, помните ли вы их. Это проверка на понимание. Верные или ложные предложения.
1. По казахской традиции свадебная церемония длится 40 дней, начиная со сватовства. Т
2. Невеста не поклонилась будущим родственникам.F
3. Хроды не режет ножом уважаемый гость. F
4. Один из всадников с тушей козла в руке устремился вперед. Т
5. Все участвующие юноши пытаются поймать девушку-наездницу. Т
6. Шапан — верхний женский халат из бархата. F
7. Камзол — это пальто как для мужчин, так и для женщин, надеваемое поверх
рубашки или платья. T
8. Кебис — головной убор для мужчин и женщин. F
9. Тахия — повседневная мужская кепка, закрывающая верх и затылок.Т
10. Тымак изготовлен из птичьего меха. F
VII. Презентация «Беташар» «Бесикке салу»
Сегодняшний урок — повторение, поэтому одной из ваших задач было подготовить презентации о казахских обычаях и традициях. Кто хочет познакомить нас со своей презентацией?
Презентация 1: «Беташар»
Презентация 2: «Бесикке салу»
VIII. Исполняя казахскую традицию «Бесикке салу»
Ученики исполняют казахскую традицию «Бесикке салу»
Бабушка: Мои дорогие соседи приходят в мой дом.В моем доме есть «Бесик игрушка». У меня есть внук, и я хочу посадить его в колыбель.
Бабушка: Добрый день моя дорогая. Как поживаешь?
Соседская бабушка: Хорошо. Спасибо. Поздравляю тебя с внуком. Будьте здоровы и обеспечены своему малышу.
Бабушка: Спасибо. Я хочу, чтобы ты посадил моего ребенка в колыбель, я хочу, чтобы мой ребенок был похож на тебя.
Соседская бабушка: Спасибо. С большим удовольствием.
Бабушка: Дочь, пожалуйста, принеси мне нашего ребенка. Это мой внук.Его зовут Нурум.
Соседская бабушка: О мой малыш. Я поставлю тебя в колыбель. Это будет твой домик, в котором ты будешь спать как ангел. А теперь давай сначала сделаем «Ныштыма»
А сейчас спою тебе песню.
О, мой малыш, пожалуйста
Положи на колыбель и спи
Пожалуйста, не плачь мой маленький сын
Я люблю тебя и целую много времени.
Будь моим младенцем, храбрым мужчиной
Будь моим младенцем, мудрым человеком
Будь моим младенцем здоровым человеком
Будь моим младенцем богатым человеком
Теперь я, наш малыш, спит.
Бабушка: Спасибо, дорогая. Настоящий подарок для тебя.
IX. Домашнее задание. Подготовьтесь к тесту по теме:
«Казахские обычаи и традиции»
IX. Ставить оценки. Конец урока.
Думаю, у нас сегодня интересный урок. Ваши оценки.
Наш урок окончен. До свидания!
АНГЛИЙСКИЙ ТЕМЫ — стр. 118
116
II. Дополните предложения информацией из текста.
1.
Люди часто называют Нью-Йорк …….
2.
В Манхэттене проспекты ………
3. Если вы хотите поехать на автобусе, вы можете купить жетон метро или …….
4. Многие из них некрасивы, но …… ..
5. Слышен шум зданий …… ..
РАЗДЕЛ XIII.ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ
Казахские обычаи и традиции
В казахской культуре много обычаев и традиций. Oни
связаны с разными событиями в жизни казахов.
Ярко выражены национальные особенности казахского народа.
и прекрасно в традициях и обычаях гостеприимства и торжественных
прием гостей.Этот обряд называется дастарханом. Там есть
интересный обычай приготовить для посетителя сытный обед, попросив
ему сесть в самом почетном месте. Принять любого путешественника — древний
Казахская традиция. Не принято спрашивать у посетителя какие-либо личные и другие
вопросы, пока он не попробует еду и напитки, поставленные на стол.В ауле, где
Собирается застолье, обычно ставят юрты и готовят особые блюда. В
количество посетителей не ограничено. Гостю всегда дарит вкусное и вкусное.
еда. Хозяин преподносит почетному гостю специально приготовленную баранью голову. На
Получив его, гость разрезает его на части, которые раздаются всем сидящим в
Таблица.Каждая часть головы имеет определенное значение. Проходя ту или иную часть
направляйтесь к мужчинам или женщинам за столом, самый почетный гость проведет эту процедуру с
шутки и слова добрых пожеланий. Особое место на застолье занимает чай. В
Процесс чаепития всегда был связан с древними традициями. Например,
приглашенные на свадьбу почетные гости берут чашку с чаем только из
руки невестки.Гости строго следят, все ли она делает
правильно подавать чай. Невестка не должна оставлять без внимания ни одного посетителя.
и всегда предлагать им чай вовремя.
Дастархан — это не только традиция застолья, но и целая философия праздника.
гостеприимство, семейный и общественный этикет. Даже будучи однажды приглашенным в качестве гостя на
Казахский дом, он навсегда останется в его памяти.Не только экзотическая еда, но и
а также многие древние ритуалы. Их основная суть и смысл — поддерживать единство
и традиции дружной казахской семьи.
Многие замечательные традиции казахского народа находят полное отражение в
свадебные обычаи. У казахов, как и у других народов, было мистическое представление о
объединение двух людей в супружеский союз.Весь процесс женитьбы разделили
на несколько частей. Каждую из них сопровождал определенный комплекс своих
традиции и обычаи. Первая часть, конечно же, была подделкой. Матч
Брак
На главнуюКазахстан ТрадицииБрак
Кыз айттыру
Родители всегда были заняты женитьбой сына. Ему подыскивали будущую невесту задолго до того, как он достиг совершеннолетия.Был проведен поиск грамотной семьи из хороших, уважаемых и уважаемых людей. Если в родственниках девушки были нездоровые родственники (генетическая наследственность), то замуж ее никогда не искали. Родители специально навещали достойных, на их взгляд, людей, чтобы обсудить будущее своих детей и выразить желание стать сватами (свояками).
Есть разные виды «кыз айттыру». Если дети (мальчик и девочка) еще младенцы или даже еще не родились, но обе стороны соглашаются в будущем стать родственниками невестки, это означает, что эти люди очень хорошо знают друг друга и являются близкими друзьями семьи.Еще до рождения малышей (разумеется, если один из них мальчик, а другой девочка), родители договариваются стать родственниками свекрови (атастыру). Вышеупомянутое ву называется «бел куда» (до рождения детей), а если дети планируют жениться с момента их рождения — «бесик куда» (бесик — колыбель). Иногда человек, устроивший свадьбу своего сына и дочери его свахи, соглашается, что его дочь должна быть выдана замуж за сына его свахи, и в этом случае обе свахи называются карсы куда (взаимная сваха).Людей, которые продолжили сватовство (то есть снова стали сватами), называют «суек жангырту». Брак взрослых детей завершается после «куда тусу» (сватовство).
Отношения между родственниками казахов соблюдаются в основном до седьмого поколения. Таким образом провозглашается старый обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами одной и той же родословной. Согласно брачным правилам, женщина не должна быть старше мужчины более чем на восемь лет, а мужчина — не более чем на двадцать пять лет старше женщины.На неравный брак не разрешается.
«Кыз айттыру» служит некой основой для новой стабильной и образцовой семьи.
Кыз ко
Невеста-шоу. «Кыз кору» иногда называли «кыз тандау». Традиционно шоу невест на свадьбу устраивали дети известных людей или просто хитрые джигиты (юноши). Услышав, что в каком-то далеком ауле (деревне) живет хорошая, красивая девушка на выданье, жигиты со своими друзьями съехали, чтобы выбрать себе супругу.Казахская пословица «кызды кырн кормеиди, кымызды кырн ишпейди» — «не пьющий кумыс (кобылье молоко) не может искать руки девушки», расчищает все пути перед жигитами.
Жигитам, желающим пожениться, не запрещали смотреть на девушек. Люди старались относиться к ним с уважением. Смелые и независимые девушки этого аула, достигшие брачного возраста, проявили волю словами: «кыз коретин жигитти биз корелик» — «такие шоу мы бы тоже хотели устроить» и начали соревнования по искусству.Они оценивающе смотрели на жигитов и открыто высказывали свое мнение. На подобных встречах девушки и жигиты часто исполняли айтысы (соревнования в песенной импровизации). После этого понравившиеся друг другу мальчик и девочка помирились, признались друг другу в любви, и жигит отправил своих сватов к родителям девочки. Влюбленные сделали свой выбор сами.
Но молодым людям часто запрещали самим искать партнера. Обычно это разрешалось детям знатных родителей или знаменитым джигитам.Обычай «кыз кору» подробно описан в романе Т. Жомартбаева «Кыз корелик».
Шеге-шапан
« Шеге-шапан» — своеобразный подарок. После достижения взаимной договоренности сваты дарят друг другу подарки, чтобы выразить взаимное уважение. Со стороны жигита это называется «каргыбау» (буквально «каргы» — уздечка, бау — свинец) — собственно, скакун или иноходец. А на плечи жаушы (представителя жениха) отец девушки надевает шикарный шапан — шеге-шапан (шеге — гвоздь).Когда родственники, ожидающие возвращения жаушы, видят, что он носит новый чапан, они осыпают его шашу: конфетами и деньгами.
Куда Тусу
Сватовство. Это обязательная, запоминающаяся, издревле существующая традиция казахского народа. Отец мальчика с близкими родственниками идет искать руки девушки (сваты могут идти без отца мальчика). Процедура сватовства была довольно сложной и занимательной. Приезд сватов называется куда тусер.
Отец девушки, заранее предупрежденный о приезде сватов, уведомляет своих родственников и друзей. Сваты принимают торжественно. После согласия отца девушки обе стороны преподносят друг другу требуемые по традиции подарки: куда аттанар, куда тарту, на байлар, куйрык-бауыр и т. Д. Главного представителя сватов называют «бас куда» (бас означает руководитель, ведущий), а отцов жениха и невесты — бауыздау куда. т.е. ближайший.
Бас куда (главный сват) традиционно ухаживает за девушкой и после свадьбы.Она назовет его агатеке (дядя), и он всегда будет за нее отвечать. Его невестка уважает его всю свою жизнь. Куда-тусу — наиболее почитаемый и значимый тои (застолье, праздник), несущий особый колорит этой национальной традиции.
Бата аяк
Окончательное соглашение между сватами. После того, как достигнута договоренность стать своячениками, отец мальчика посещает аул девочки и наконец обсуждает с отцом девочки дату свадьбы, количество калым, кадэ-жора (подарки, подарки).Эта часть сватовства называется «бата аяк», а в некоторых регионах «сырга тагар» или «баталасу». Существует два типа бата:
1. Кесимди бата — окончательное решение — дата свадьбы, сумма расходов, количество поголовья скота зафиксированы точно
2. Кесимиз бата — точная сумма затрат, количество поголовья не установлены, это делается в зависимости от обстоятельств и времени
Состоятельные, известные люди при сватовстве обменивались крупными подарками: «бес жаксы» — верблюд с молодым верблюдом, кобыла с жеребенком, какая-то драгоценность, или слиток золота или серебра, орта жаксы. ‘- лучший конь или верблюд,’ аяк жаксы «- конь, корова, овца и т. д.
Кудинский тартар
Как было сказано выше, традиций и обычаев сватовства очень много. В ходе различных развлечений исполняется интересный обычай — куда татар (буквально «приставать к сватам»). Он состоит в следующем: аульные женщины (среди них может быть несколько юношей) подшучивают над сватами. Когда сваты после трапезы наслаждаются беседой, женщины врываются и требуют «куда-то татар»; они нападают на сватов и подшучивают над ними: усаживают на быка задом наперед и показывают по аулу.или положить их на большой ковер и, взявшись за его края, подбросить. Иногда они привязывают свату ногу одним концом лассо, а другой конец забрасывают в шанырак (купол юрты), поднимают свату на колени и дергают его: или незаметно пришивают его одежду к кошме (коврику), и когда сваха встает, кошма идет за ним; его обливают водой или заставляют одеться в женскую одежду. Сваты должны расплачиваться с женщинами подарками, но они, в свою очередь, позволяют себе вольность с этими женщинами.Сваты не должны обижаться. Таким образом, супружеский обычай превращается в изумительный спектакль, своеобразный театр, где на суд зрителей проявляется изобретательность и находчивость обеих сторон, обреченных на родство.
Калин мал
Калым. После завершения формальной части сватовства, согласно казахскому обычаю, сторона жениха должна была платить калин мал, который в прежние времена в основном оплачивался скотом. Его количество зависело от богатства и имущества сватов.Если калым между бедными сватами ограничивался 5-6 головами, то между выдающимися баями (дворянами, обладающими землей и обилием скота) он составлял от 200-500 до 1000 лошадей.
Кроме того, оценивалось: скот для свадебного застолья, подарки на материнское молоко (сут акы), мертвым и живым (олитири). «кадэ» со стороны жениха и многие другие традиционные подарки. Во времена Советского Союза эти традиции и обычаи были крайне очернены, говоря, что девочек обменивали на домашний скот.Но девичье приданое (жасау) было ничуть не хуже, чем количество калыма.
Как уже отмечалось, качество калыма зависит от состояния свахи. Если в калыме 10 голов мелкого рогатого скота, он называется домгелек калым, т. Е. «Ориентировочно» калым, если мелкий скот заменяется 1 или 2 лошадьми — «балама калым» — «замененный калым».
В калымской процедуре оплаты есть незыблемые правила. Одна лошадь дается конюху и называется курыкбау, одна овца — чабану (пастуху) и называется косакбау.При благословении также дается скот — «келин тилли» (язык невестки). «Келин тилли» оплачивается за здоровье дочери по обычаю, если пренебречь «келин тилли», будущая невестка может потерять дар речи.
Балдыз калын
Калым для сестры невесты. Если невеста умирает до вступления в брак, а калым уже оплачен (обычно оплачивается заранее), жених может жениться на сестре умершей девушки. Если жигит и девушка встречались тайно (урын бару), а наследника (сестры) нет, то возвращается половина оплаченного калыма.Если он встречался с ней, а после ее смерти женится на ее сестре (балдыз), то жених должен заплатить дополнительный калым, который называется «балдыз калын». Но, если жигит не встречался с возлюбленной, балдыз калын не оплачивается.
Киим тигу
Прибывшие сваты (как мужчины, так и женщины) не должны засыпать, пока они не попробуют пищу, которую им подали их сваты. Если кто-то из пришедших засыпает, его одежду тут же пришивают к подушке, одеялу, ковру, кошме.и т. д. и чтобы освободиться, он должен заплатить штраф (айып). Сваты должны пройти все испытания на эффективность.
Kiit
Перед отъездом сватов отец девушки преподносит им традиционные подарки «киит». Самый ценный «киит» получает отец жениха, даже если он не является членом сватовства. Другие математики получают свой «киит» в зависимости от степени их родства. В зажиточных семьях киит для отца жениха — это целая куча лошадей, множество чапанов и, обязательно, верховая лошадь; другим сватам вручаются подарки согласно их статусу.Сваты со стороны невесты, в свою очередь, тоже получают киит, но несколько меньшего размера, чем свахи со стороны жениха: причина в том, что они вынуждены платить часть калым. Количество сватов со стороны невесты на одного человека больше, чем количество свах со стороны жениха. В наши дни калин мал не оплачивается, но сохранен обычай дарить киит и другие традиции сватовства.
Куйрык-бауыр
Обычная пища, состоящая из печени и жира из овечьего хвоста.Эта ритуальная еда свидетельствует о сватовстве, а в случае споров считается вещественным доказательством сватовства. Он налагает на родителей с обеих сторон общепринятые права и обязанности; при соблюдении этого обычая отступать запрещено; В противном случае виновная сторона выплачивает неустойку и возвращает полученный калым.
Куйрык-бауырь является гарантией лояльности и нерушимости настоящего договора.
Оли-тири
После договоренности о свадьбе со стороны жениха традиционный подарок олитири отправляется сватам с умелым человеком.Это символ признательности не только живым. Если этот обычай соблюден, жигит может тайно встречаться со своей возлюбленной (урын келу).
Кинаменде
Кинаменде, или урын келу, — визит жениха. После завершения процедуры сватовства и оплаты калымом жених впервые идет на встречу со своей невестой; это торжественное посещение называется кинаменде или урын келу. В Восточно-Казахстанской области «кинаменде» отмечают только после того, как будет доказан факт целомудрия девушки.На следующий день устраивается общая развлекательная программа с пением и танцами. «Кынаменде» в разных местах называют по-разному: «урын келу», «калындык ойнау».
Кынаменде для молодежи и женэгов — это той. Будущий жених как бы тайком в полумраке с помпой приезжает в аул невесты со своей свитой. Этот обычай называется «есик кору» (буквально «есик» означает дверь, кору — «смотреть») или «урын келу» (означает тайное посещение). Для посещения невесты сторона жениха соблюдает обязательные обычаи.Например, невестки просят «энтикпе», говоря, что задыхаются от быстрой ходьбы, и «балдыз коримдик», когда их представляют брату или младшей сестре невесты. После «урын той» жениха и его друзей, получившие подарки, торжественно провожают.
Перед «кинаменде» жениху запрещается посещать дом или аул девушки. В противном случае братья девушки наказывали жигит за нарушение этого обычая.