Лезгинка на свадьбе ловзар: лезгинка ловзар скачать бесплатно в MP3 — слушать музыку онлайн

Содержание

Лезгинская свадьба — традиции и ритуалы народа

Лезгинская свадьба славится своим безудержным весельем и зажигательными танцами. На протяжении веков было принято в эти торжественные дни показывать удаль, сноровку и силу молодых людей, испытывать умения жениха. Несмотря на внешнюю легкость, свадебный обряд лезгинского народа — это серьезное действо, к которому готовились длительное время всем селением.

Культура и обычаи лезгинов

Издревле лезгинский народ почитал свои традиции, бережно сохраняя и приумножая наследие предков. Уважение к старшим, соблюдение принятых обычаев и негласных законов сохраняется, несмотря на современные веяния и сложную историю. Традиции лезгинской свадьбы наполнены тайным смыслом, священные ритуалы, обрядовые песни и игры исполняются со всем тщанием. Самобытная культура этого народа в полной мере раскрывается в дни свадебных торжеств.

Предварительный сговор

Сговаривать детей у лезгинов принято было еще в детстве. Породниться таким образом семьями считалось наивысшим знаком доверия и взаимного уважения. В день обручения нарядно одетая кавалькада из друзей и родственников малолетнего жениха торжественно выступала к дому родителей девочки. Юную невесту осыпали дорогими подарками, в число которых обязательно входило золотое или серебряное помолвочное кольцо. Расторгнуть такой сговор было практически невозможно, а нарушение обязательств вело к многолетней вражде. Уважительной причиной была лишь смерть одного из будущих супругов.

Если же сын не был сговорен в юности, повзрослев, он сам мог выбрать себе девушку по вкусу из числа свободных девиц на выданье. Влюбившись в девушку, он извещал о том своих родителей и старших родичей через брата или ближайшего друга. Незамедлительно собирался семейный совет, на котором кандидатура избранницы оценивалась со всех сторон. Если решение принималось положительное, начинался интересный ритуал сватовства.

Сватовство

Из числа наиболее почтенных, уважаемых родственников или соседей выбирался илчи (сват). Он приходил в дом будущей невесты и трижды просил маму девушки или старшую женщину рода отдать ее за самого лучшего юношу во всех селениях. После третьей просьбы следовал ответ: положительный, который знаменовался преподнесенным илчи хлебом, или отрицательный. Если сват возвращался в дом жениха с испеченным по особому рецепту караваем, начинался второй этап.

Соглашение и помолвка

Повторный домашний сход в расширенном составе в доме жениха выбирал из своего числа представителей, которые будут заниматься всеми свадебными вопросами. Обсуждались подробности будущих мероприятий, финансовые и организационные вопросы, а также готовились к переговорам с родственниками невесты.

Делегация собиралась в дом невесты с богатыми дарами: нарядами, обязательно с ручной вышивкой, обувью и угощениями. Не забывали и про кольцо — это был начальный взнос в счет калыма. Все дни в обоих домах проходили званые обеды для многочисленных близких и дальних родственников, а также соседей, чтобы все окрестные селения знали о предстоящих торжествах.

Подготовка к свадебным торжествам

Подготовка к свадьбе у лезгинских родов могла занимать много лет, с момента сговора детей. Если сватовство происходило у молодых людей, подготовительный период также длился от нескольких месяцев до нескольких лет. Никаких оплошностей или неувязок не должно было случиться на свадьбе – ведь от этого зависит репутация семьи и будущее молодых. Заранее оговоренный план воплощался в жизнь самым строгим образом.

Приданое

С момента рождения дочери семья лезгин начинала собирать ей свадебное приданое. Как правило, оно включало хозяйственную утварь, постельные принадлежности, включая подушки и одеяла, отрезы тканей и одежду. В зависимость от состоятельности семьи, приданое могло быть простым, любовно созданным своими руками, либо включать покупные ювелирные изделия и столовое серебро. Также, постепенно собирались традиционные подарки родственникам и гостям.

Выкуп-калым

Размер выкупа за невесту обсуждался представителями обоих родов. Он мог состоять как из нарядов и предметов домашнего обихода, так и из домашнего скота, лошадей. Редко калым назначался в денежном эквиваленте. Как только стороны приходили к соглашению, семья жениха собирала запрошенное. Передача родственникам девушки происходила сразу после достижения соглашения о свадьбе. Такой ход гарантировал, что семья жениха состоятельна и девушка не будет знать нужды.

Свадебные облачения жениха и невесты

Народные свадебные костюмы лезгин очень колоритны. Бушлат черного, красного или белого цвета у жениха, с обязательными газырями и поясом с кинжалом. И длинное, максимально закрытое платье у невесты белого, красного или нежно-голубого цветов. Допускалось различное сочетание цветов. Обязательны были головные уборы — шикарные папахи у мужчины и шитая бисером и драгоценными камнями шапочка с вуалью у женщины.

Свадебные гуляния

Традиционно выбирались воскресенье или четверг — самые благополучные, сулящие доброе будущее, дни. Гуляли от двух до семи дней. Приглашение на свадьбу всегда доставлялось лично. По домам ходила родственница невесты — обычно, сестра. В подвенечном платье, с подружками, она обходила всю округу, приглашая на торжество. За труды от приглашенных ей полагались маленькие подарки.

Интересные старинные обычаи лезгинской свадьбы

За века своей истории лезгины накопили множество примет и поверий, которые весьма интересны и отражают суть жизненного уклада этого народа.

  • Девушки и женщины всегда заплетали только по две косы. Такая прическа считалась признаком женской красоты и изящества. А вот одна коса сулила несчастья. Даже сохранилось такое неблагопожелание: «чтоб тебе с одной косой остаться».
  • В первый день празднования в доме жениха привечали трех музыкантов, которые должны были играть на свадьбе, и дарили им три пары носков, три платка и три лепешки.
  • Перед свадьбой жених должен был искупаться в реке, и лишь тогда надевать свадебный наряд.
  • О готовности молодой жены перейти в дом мужа сообщали шерстяные носки, вывешенные во дворе на винтовке. Переезд сопровождался джигитовкой и стрельбой в воздух.
  • В доме мужа молодую жену ждала свекровь с мальчиком на руках. Считалось, если девушка возьмет его на руки — первенец будет мальчиком.
  • Чтобы жизнь была сладкой и без ссор, свекровь угощала невестку медом.
  • Холостые парни и незамужние девушки всегда веселились отдельно друг от друга.

Если у назначенного распорядителя-шаха умудрялись украсть папаху, ему назначался шуточный штраф.

Свадебные застолья и танцы

Свадьбу начинали праздновать за день до обряда бракосочетания. В доме жениха или одного из родичей собирались родственники и гости, готовили подарки для молодых.  Столы обязательно делились на две части, как в большинстве мусульманских традиций: мужскую и женскую. Совместно дозволялось только танцевать.

Развлекательной программой руководил специально выбранный человек, который и подбирал музыкальное сопровождение и очередность танцев. Самым любимым и почитаемым танцем, конечно же, была лезгинка. Мужчины показывали свою ловкость, удаль и пытались произвести впечатление на женщин. Считалось, чем ниже сможет опуститься мужчина во время танца, тем он сильнее и предпочтительнее в качестве отца будущего семейства.

Если танцевать выходила невеста, она должна была показать плавность движений и умение подчеркнуть достоинства мужа, оставаясь при этом скромной.

Обряд бракосочетания

Торжественный ритуал проводился на дому, в присутствии пяти свидетелей и муллы. Он мог проводиться за месяц, за несколько дней или в день свадьбы. Девушка могла вступить под кров постороннего мужчины только будучи его женой. Так что, сначала проводили обряд, а через день она переезжала на новое место жительства.

Жених и его представитель в сопровождении муллы и двух уважаемых односельчан заходили в помещение, где находились девушка и ее отец (представитель). Новобрачных спрашивали о согласии сочетаться узами брака, после чего мулла читал молитву. Девушке положено было молчать, за нее отвечал отец или старший родственник. Поскольку во время таинства бракосочетания, по поверьям, нечистые силы не дремали, на крыше и вокруг дома расставляли вооруженных мужчин.

Первая брачная ночь

После завершения пира молодой муж привозил свою жену в дом. Брачная ночь была священным таинством. Как правило, женская половина родственников мужа наутро осматривала простыню, чтобы иметь доказательство невинности девушки. Если женщины подтверждали данный факт, празднование продолжалось с новым энтузиазмом.

Первые два дня после свадьбы молодой муж проводил в обществе своих друзей. После чего виделся со своими родственниками и принимал от них поздравления. Только на третий день молодая жена могла выйти к новым родственникам и вручить каждому именной подарок.

Современные свадебные обычаи лезгинов

Современная лезгинская свадьба в городах многим отличается от традиционной. Зачастую, ее празднуют в одном банкетном зале, женщины и мужчины вместе, хотя ранее это было строго запрещено. Однако, и в наши дни есть место для соблюдения старинных обычаев и бережного отношения к народным традициям. Многие лезгины продолжают следовать заветам предков и устраивают торжества в полном соответствии со своим культурным наследием.

Рамзан Кадыров станцевал лезгинку на свадьбе Гучигова и Гойлабиевой

Глава Чечни Рамзан Кадыров прибыл на празднование свадьбы 17-летней Луизы Гойлабиевой и 46-летнего главы Ножай-Юртовского РОВД Нажуда Гучигова. Руководитель республики приехал на торжество около часа назад и поздравил молодых зажигательной лезгинкой, которую станцевал с лучшей солисткой национального ансамбля 2013 и 2014 годов Марет Байсаровой.

Сейчас праздник подошел к самой веселой части — музыке и танцам. Около 500 человек собрались в зале Firdaws вокруг круглой сцены. Изредка наступает затишье, но потом вновь начинает звучать зажигательная лезгинка.

Согласно традициям невеста может наблюдать за торжеством только со стороны. Луиза не имеет права принимать участие в танцах и общем веселье. Жених же во время торжества сидел рядом с главой Чеченской Республики.

Шафером 17-летней Луизы Гойлабиевой во дворце бракосочетания выступил руководитель администрации главы и правительства Чеченской Республики Магомед Даудов. Полковник милиции Даудов сопровождал невесту в загсе, а сейчас находится на торжественном мероприятии в Доме моды в качестве гостя.

Нашим корреспондентам удалось пообщаться с молодой женой главы Ножай-Юртовского РОВД. Настроение девушки улучшилось, но она призналась, что очень устала: сказался ранний подъем, долгие сборы и нервное напряжение.

Несколькими часами ранее в городском дворце бракосочетания Грозного состоялась официальная часть свадебной церемонии Гойлабиевой и Гучигова. Молодожены зарегистрировали союз, закрепив его подписями в актовой записи о заключении брака.

Накануне глава Чечни Рамзан Кадыров пригласил всех желающих на бракосочетание Луизы и Нажуда, по его мнению, свадьба станет «торжеством тысячелетия». Руководитель республики заявил, что лично будет присутствовать на этом событии.

Напомним, ранее в СМИ появилась недостоверная информация о принуждении 17-летней Луизы Гойлабиевой к замужеству. Однако в интервью LifeNews сама девушка рассказала, что она выходит замуж по собственному желанию. Семья Луизы дала свое согласие на свадьбу, что подтвердил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Позднее мама невесты, ставшей героиней публикаций в СМИ, обратилась за помощью к правозащитникам. Женщина попросила оградить ее семью от слухов, которые распускают журналисты «Новой газеты», поскольку от публичного обсуждения пострадала сама Луиза: такое внимание к себе девушка воспринимает как вмешательство в личную жизнь. По словам главы Чечни, родные жениха и невесты уже готовят иски против тех, кто нарушает неприкосновенность их частной жизни.

Эталон чеченской культуры | Вестник Кавказа

Возрождение национальных обычаев и культуры стало для властей республики приоритетной задачей. Наряду с популяризацией исламских ценностей они способствуют развитию народного творчества и главной его части — чеченского танцевального искусства. Как и в древнейшие времена сегодня в чеченском обществе танцуют лезгинку по многим поводам — на свадьбах, на сценах, в гостях и на праздниках – любовь к танцам у вайнахов с годами не иссякла, а наоборот стала символом духовно-нравственного возрождения.

Недавно чеченские танцы признали эталоном народной культуры. Послужил этому большой праздник — в Грозном целую неделю отмечали 70-летие легендарного ансамбля танца «Вайнах». На праздник съехались танцевальные коллективы из Северной Осетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Абхазии, Адыгеи. Среди приглашенных была заслуженная артистка РФ Надежда Бабкина.

«Для чеченского народа ансамбль «Вайнах» не просто коллектив народного танца. Это его сердце, его любовь, его надежда, потому что в самые тяжелые, судьбоносные периоды истории чеченского народа коллектив всегда был вместе с ним, — говорит министр культуры Чечни Дикалу Музакаев. — Так было в 1957 году, когда «Вайнах» первым эшелоном вернулся из Казахстана и первым вышел на сцену после ссылки. И в 2001 году — еще не утихли боевые действия, а мы дали в селении Ножай-Юрт первое послевоенное выступление, вселив в людей уверенность в благополучное будущее нашего региона. Народ любит «Вайнах», потому что он всегда согревал людские сердца, залечивал раны своим понятным искусством, вселял надежду на достойную жизнь, давал возможность гордиться культурой своего народа».

Поклонники называют «Вайнах» брендом не только Чечни, но и России. В канун юбилея «Вайнаха» из итальянского города Торченто в Грозный приехали поклонники танцевального коллектива. Первая встреча итальянцев с танцорами прошла в 2003 году, когда «Вайнах» ездил в Италию для участия в ежегодном фестивале. 60-летний Адриано Ианнис и 48-летний Лоренцо Либералли рассказали, что стали фанатами чеченского ансамбля с первого их выступления. До этого они даже не слышали о чеченском народе, и тем более, о его самобытной культуре. «Когда шесть лет назад я познакомился с танцорами, я был просто очарован. Настолько они были просты в общении, открыты, доброжелательны. Складывалось ощущение, что это мы в гостях у них, а не наоборот. С тех пор мы поддерживали связь и когда узнали, что в этом году в Грозном состоятся юбилейные торжества, то были безмерно рады приглашению», — говорит Лоренцо Либералли.

«Какой ты чеченец, если не умеешь танцевать!»

Эти слова когда-то сказал великий танцор XX века, Махмуд Эсамбаев. В чеченском народе танцу придавали огромное значение во все времена, а людей, умеющих танцевать, помнили веками. Между тем в последнее время чеченцы были лишено возможности «вкушать плоды» культуры. Каноны танцевального искусства грубо нарушались, на ловзары (народные гулянья с танцами в честь свадьбы, рождения ребенка или молодежных вечеринок) превращались в сборища пьяных мужчин. «Сегодня философию танца возрождают – идет не только пропаганда утерянных ценностей, но и оказывается щедрая поддержка артистам и танцевальным коллективам. Народный танец — важная часть нашей самобытной культуры. Танец — это история народа, общение человека с окружающим миром без помощи слов», — разъясняет президент Кадыров.

В танце, как в зеркале отражается характер человека. Не зря чеченцы называют его халхар (хал хаар — узнать о состоянии). На ловзарах парни изучали понравившуюся девушку – стройна ли, умеет ли двигаться, умеет ли одеваться, вести себя. Считается, что в танце отражаются все мельчайшие детали характера. Вообще ловзар представляет собой ценное явление чеченской культуры. На чеченские свадьбы, например, приходят запросто, без приглашения, и в этом ярко проявляется замечательная черта национального характера — гостеприимство.

Чеченский танец – не набор виртуозных па, он имеет драматургическую завязку, сюжет. Это может быть одна из древних легенд или такой народный обычай как прекращение женщиной с помощью брошенного платка поединка между мужчинами. «Как и на всем Кавказе, самый распространенный танец чеченцев – лезгинка. Современная лезгинка, пожалуй, единственный танец без песенного начала. Здесь «говорят» движения партнеров: у женщин – плавные и грациозные, у мужчин – стремительные, темпераментные с «проходками» на пальцах, — объясняет опытный танцор, министр культуры Чечни Дикалу Музакаев. — Чеченский народный танец — это беседа между партнерами, красивый диалог, насыщенный тончайшими нюансами. Во время танца юноша не должен касаться партнерши даже краем своего костюма! Прилюдно к возлюбленной он обязан относиться, как к сестре. Истинные чувства парню позволялось выражать лишь в традиционном месте свиданий — вечером у ручья. Второе разрешенное публичное место для таких встреч — свадьба. И третье – белхи, когда после трудового дня молодежь устраивала вечеринки. У чеченцев издавна влюбленные пары встречались только в публичных местах. Наши мудрые предки заботились о том, чтобы отношения будущих молодоженов были так же чисты, как родниковая вода. Вайнахская этика оберегала честь женщины».

Исследователь вайнахской культуры Марк Шейман уверен, что сейчас чеченцам не хватает народных игр и состязаний, таких как ловзар: «У людей сложилось впечатление, что чеченский ловзар — это только танцы, а ведь Александр Сергеевич Пушкин очень хорошо это отразил в своей поэме «Тазит», описывая привычные чеченские игры. На ловзаре, кроме того что танцуют, обязательно бывают скачки и ходьба на канатах, состязания лошадей и лазание по столбу, вольная борьба и стрельба из лука. Можно было бы в каком-нибудь дворце спорта еженедельно устраивать ловзары, молодежь России с удовольствием переключилась бы с дискотек на такие мероприятия. Народ отточил бы не только кавказские танцы, но и русские народные и даже бальные танцы. Это сблизило бы народы многонациональной России. Появилось бы чувство локтя, дружбы и доверия между представителями разных народов, которой нам сегодня так не хватает».

Кстати, ловзар вайнахи проводили и когда были высланы в Казахстан и Среднюю Азию. Как пишут знатоки, когда от голода и холода гибли люди, и казалось, наступил конец света, ловзар как одухотворяющая акция встряхивал людей, делал их красивее, сильнее, заставлял поверить в будущее.

Танцевальная культура . Чеченская лезгинка » ИА Чеченинфо

ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

Танец является одним из самых древних видов искусства. Танцующий колдун, подражающий оленю, на стене пеще­ры Ласко во Франции был нарисован почти 20 тысяч лет назад. Древнейший танец, так же как и пантомима, рожда­ется из магического ритуала.

Вряд ли можно согласиться с мнением, что изначально танец существовал в синкретическом единстве с поэзией и музыкой (Мир художественной культуры. СПб., 2004. С. 218). Танцевальное искусство, что, в общем, подтверждается археологическими материалами, существует уже в эпоху верхнего палеолита, задолго до появления поэзии и музыки. В глубокой древности танец сопровождает практически всю жизнь человека: от рождения до смерти. С ритуального танца начинался трудовой день человека. Перед охотой древние люди имитировали весь процесс охоты для того, чтобы она была удачной. С ритуального танца, а позже и песни они начинали весной земледельческие работы.

 

Танцем являются камлание шамана, магические обряды колдунов, медитация суфийских дервишей. С помощью танца и пантомимы люди рассказывали о происшедших событиях, о своих пережива­ниях и чувствах. Можно говорить об изна­чальном синкретизме пантомимы и тан­ца. Древний танец рождается из пантоми­мы, из подражания животным, природной стихии. Хотя танец и пантомима уже суще­ствуют как разные жанры искусства, все равно пантомима остается важным эле­ментом танца, особенно традиционного.

 

Синкретизм танца, музыки и поэзии рождается значительно позже, в то вре­мя, когда основной функцией танцеваль­ного искусства становится эстетическая, а магия и ритуал отходят на второй план. В танцевальной культуре некоторых народов этот синкретизм сохранился в первоздан­ном виде, например, в традиционном ин­дийском танце исполнитель должен сле­довать с большой точностью музыкальной ритмике и сюжету песни.

 

Чеченская танцевальная культу­ра восходит к глубокой архаике. Культо­вые бронзовые статуэтки III тысячелетия до нашей эры, найденные на территории Чечни, так же как и изображения стили­зованных человеческих фигур на камнях древних построек, могут дать представ­ление о некоторых элементах ритуальных танцев чеченцев. Металлические изваяния мужских фигур, стоящих на носках (ср. че­ченский мужской танец на носках), обна­ружены в материалах кобанской археоло­гической культуры.

 

По всей видимости, стилистика ков­ровых узоров также может содержать в себе информацию о рисунке чеченского танца — и женского, и мужского.

 

Самая ранняя письменная информа­ция о характере чеченского танца содер­жится в материалах европейских путеше­ственников XVIIIвека. По описанию графа Я.Потоцкого, «…когда все жители деревни соберутся вместе, они садятся в большой круг, поют и вызывают молодых танцоров звуками гобоев, волынок и флейты, чтобы они показали свою ловкость в честь это­го дня. Танцы сопровождаются атлетиче­скими упражнениями — «они один за дру­гим совершают различные опасные прыж­ки и бросают друг друга». Потом танцоры подают друг другу руки, поют и танцуют в длинных рядах. Они часто ловко развер­тывают круг, открывают, закрывают его и заканчивают плясать теми же прыжками, какими начинали танцы» (Аталиков В. Т. Вайнахи в XVIII веке по извести­ям европейских авторов // История и этногра­фия и культура народов Северного Кавказа. Ор­джоникидзе, 1981. С. 124.).

 

Таким образом, вопреки общеприня­тому мнению об отсутствии групповых или коллективных танцев у чеченцев до появ­ления ансамбля народного танца и песни, эта информация свидетельствует не толь­ко об их существовании в более древние времена, но также и об акробатическом и гимнастическом компонентах.

 

Об архаичности и связях народно­го танца с охотничьим ритуалом говорят и названия его элементов или вариантов: «ча болар — поступь медведя», «ка болар — поступь барана», «сай болар — поступь оле­ня». И медведь, и баран, и олень считались священными у чеченцев и, по всей види­мости, в более древнее время были тотем­ными животными.

 

Каменное изваяние головы бара­на встречается на фасаде жилой башни в Химое на востоке Чечни, на стене бое­вой башни на горе Бекхайла у селения Кокадой в Аргунском ущелье, на фаса­де склепа-святилища в Тертие на западе. Медведь в чеченской мифологии высту­пает как существо, наделенное не только огромной физической силой, но и челове­ческим разумом. Стилизованное изобра­жение оленя часто встречается на камнях архитектурных построек в различных рай­онах Чечни, где оно выполняло функцию оберега. Все это подтверждает глубокую архаичность чеченского народного танца, его связь с охотничьими и магическими ритуальными танцами.

 

Рисунок и пластика коллективных и парных танцев чеченцев указывают на их былую связь с культом солнца. Магия кру­га, которая наблюдается в символике де­кора кобанской, а позже аланской ке­рамики и средневековых петроглифов, довольно ясно прослеживается в чеченс­ком танце.

 

 По количеству участников чеченские танцы делятся на коллективные, парные и индивидуальные. Коллективные и инди­видуальные танцы могут быть женскими и мужскими. Коллективные народные танцы, по мнению С.-М.Хасиева, исполнялись че­тырьмя, шестью, восемью парами, то есть четным количеством пар, и их построение напоминало классическую свастику. Они были связаны с культом солнца и различ­ными земледельческими культами.

 

Кроме того, чеченский народный та­нец делится на различные жанры, специ­фика которых связана с их истоками, осо­бенностями среды, в которой они возни­кают, их смысловой наполненностью. Это обрядовые танцы (свадебные, танец, ис­полняемый во время обряда вызывания дождя, и т.д.), профессиональные (воин­ские, пастушеские и т.д.), праздничные, ритуальные (религиозные).

 

Парный танец (танец мужчины и жен­щины) имеет ритуальный характер и, по мнению исследователей, связан с космого­ническими представлениями чеченцев, пре­жде всего с культом солнца. В чеченском мифе «Как возникли солнце, луна и звез­ды» рассказывается о том, что «один иску­сный кузнец послал к прекрасной девушке сватов, не зная, что она его сестра. После ее отказа он взял золотую головешку и отпра­вился к ней. Увидев его, девушка бросилась бежать. Он бежал за ней до тех пор, пока оба они не погибли. Искры от головешки превра­тились в звезды, от сестры осталось сияние, от брата — головешка. Они превратились в луну и солнце. И до сегодняшнего дня солн­це не может догнать луну». И движение муж­чины за женщиной по кругу — это движение солнца (мужчины) и луны (женщины). При этом элементы чеченского танца отражены в солярной символике, изображенной на пояс­ных пряжках VI—Vвеков до нашей эры. Из­ломанная линия — земная твердь (По представлениям чеченцев, солнце утром выходило из моря и вечером в него погружа­лось) (море), крылатые диски по сторонам — солнце при восходе и закате, центральный диск име­ет крылья, максимально поднятые вверх, — солнце в зените.

 

Положение рук мужчины, разведен­ных в стороны в виде креста, означа­ло солнце на восходе и закате. Положе­ние рук мужчины, когда он сгибает руку, держа кисть у груди, а другую отставля­ет в сторону, соответствует изображению свастики, означающему солнце в движе­нии. Став на носки ног и вскинув руки над головой, мужчина изображает солнце в зените. Элемент танца с обхватом талии партнерши без прикосновения к ее телу — затмение луны.

 

Интересную и вполне обоснованную интерпретацию рисунку чеченского парно­го танца дает известный чеченский этнолог Саид-Магомед Хасиев (Хасиев С.-М. Тесей // Рукопись). По его мнению, чеченский парный танец — «хелхар» — из­начально был ритуальным и имеет мифо­логические истоки. Он связан с мифом о лабиринте и восходит к дотесеевскому (Тесей — древнегреческий мифологический герой)периоду. Как ритуальное действо хелхар имеет свой жестко оформленный рисунок, который напоминает лабиринт.

 

Ряды девушек и юношей, сидящих ли­цом друг к другу, образуют квадрат или прямоугольник, при этом тамады девушек и юношей сидят в противоположных его углах. Девушка и юноша начинают танец от «своего» тамады и поэтому им прихо­дится придерживаться прямой диагонали, постепенно сужая круг, пока не встретят­ся в центре. В этот прямоугольник и впи­сан лабиринт.

 

Танец делится на сюжетные составля­ющие:

 

вступление или разыгрывание мифо­логемы лабиринта и нити Ариадны,

«хелхар»

завершение.

 

Вступление — вход древнегреческо­го мифического героя Тесея в лабиринт. До встречи в центре лабиринта ни парень, ни девушка не поднимают рук. Причем встречаются они не лицом к лицу, а левы­ми плечами друг к другу. Юноша повора­чивается на 180 градусов левым плечом вперед, встает на носки и вытягивает пра­вую руку по туловищу вертикально вверх. По сути дела, он в этот момент перестает быть человеком и становится «богом». Де­вушка в это время делает полукруг пра­вым плечом вперед вокруг юноши, кото­рый, стоя на носках с вытянутой вверх ру­кой, поворачивается за ней на 180 градусов. С этого момента и начинается разво­рачивание лабиринта, только в обратную сторону.

 

После разворачивания лабиринта юноша и девушка приходят не к изначаль­ным точкам, откуда они начали танец, т.е. не к «своим» тамадам. Девушка останав­ливается уже перед тамадой мужского, а юноша — перед тамадой женского ряда.

 

Действительно, лабиринт является од­ним из самых распространенных символов у чеченцев, он встречается на изделиях кобанской керамики, на камнях средневеко­вых построек. Один из основных смыслов этого древнего символа — это очищение через обряд инициации. Возможно, что парный танец, рисунок которого напоми­нает лабиринт, исполнялся юношами и де­вушками во время инициации — посвяще­ния во взрослую жизнь.

 

Не менее известным и популярным символом у чеченцев является и класси­ческая свастика. Она встречается на изде­лиях кобанской археологической культуры, аланских амулетах, на камнях средневеко­вых построек во всех районах горной Чеч­ни. Изначально она связана с земледе­льческими культами и является символом вечности, универсальным оберегом. И ее отражение в рисунке чеченского народно­го танца вполне закономерно.

 

Довольно интересными и своеобраз­ными были обрядовые танцы чеченцев — по сути дела, это были не просто танцы, а костюмированное и театрализованное представление. Прежде всего это относит­ся к свадебным танцам. Еще в недавнем прошлом свадебные танцы чеченцев были очень разнообразными: обязательным был танец отца и матери жениха, друга жениха, тамады свадебного застолья, на свадьбе также исполнялись различные шутливые танцы, которые развлекали гостей.

 

Воинские танцы исполнялись еще в Средневековье перед боем, а позднее во время военно-спортивных игрищ, которые проводились в Чечне ежегодно во время языческих праздников. В различных райо­нах горной Чечни сохранилось множество топонимов, связанных с местами, где про­водились военно-спортивные игры: «Нах ловзача», «Нах ловша» (Сулейманов А. Топонимия Чечни. С. 122.181Там же С. 44). Воинские танцы исполнялись в полном военном снаряже­нии, с обнаженным оружием.

 

Согласно фольклорным источникам, в доисламское время у чеченцев существо­вал воинский танец «чагаран хелхар — та­нец кольца», который исполнялся вои­нами перед вступлением в бой. Воины с обнаженным оружием становились в круг и пели воинственные песни, затем начина­ли движение по кругу, постепенно уско­ряя его и входя в исступленное состояние и экстаз. Вдохновленные единством духа и ритмом танца, они, не ощущая ни страха, ни боли, вступали в бой.

 

Но помимо этого, целью исполнения воинских танцев были совершенствова­ние навыков владения холодным оружием, координирование совместных действий в бою, военно-спортивная подготовка. При этом они содержали множество акробати­ческих и гимнастических элементов.

 

Пастушеские танцы были достаточно демократичными и исполнялись в более свободной манере. Непременными атри­бутами их были мохнатая шапка из овечь­ей шкуры, бурка и пастушеский посох. Они включали в себя акробатические элементы, которые исполнялись с посохом.

 

Свадебные танцы должны были ис­полняться в торжественной, сдержанной и аристократической манере, хотя могли со­держать и комические элементы.

 

Для чеченской танцевальной культу­ры была характерна и танцевальная паро­дия — так называемые шуточные танцы. Наиболее известным является «Шуточ­ный танец старика», который начинается в очень медленном темпе. В начале тан­ца мы видим старого, сгорбленного человека с палкой, который еле передвигает ноги, но темп музыки постепенно ускоря­ется, старик забывает о своем возрасте и болезнях и, бросив свою палку, пускает­ся в стремительный пляс. Но внезапно по­чувствовав острую боль в пояснице, он ос­танавливается, и танец завершается в том же темпе, в каком начинался.

 

Такого же типа характерный танец встречается и в женском варианте. Шу­точные танцы представляли на различных праздниках, свадьбах, для того чтобы раз­влечь гостей. Они исполнялись в доволь­но свободной манере, и движения тан­цора ограничивались только правилами приличия. Чеченскому народному танцу вообще были присущи торжественность, аристократизм, отточенность движений, а танцору — чувство собственного досто­инства, уважение и подчеркнутое внима­ние к партнерше.

 

У чеченцев существовал особый тан­цевальный этикет, нарушение которого могло иметь не только моральные послед­ствия. Танец начинал мужчина, завершала его женщина. Мужчина в парном танце не имел права первым покидать танцеваль­ный круг, потому что это могло быть оце­нено как неуважение к женщине. Мужчина не имел права в танце прикасаться к жен­щине, даже если это была его родственни­ца. Движения мужчины и женщины в на­родном танце были достаточно жестко регламентированы, за исключением тан­цевальных пародий. Они оба должны были ровно и прямо держать стан. И если пла­стика женского танца выражалась в дви­жении рук, плеч, то экспрессия мужско­го танца должна была быть сдержанной, чувствоваться, но не проявляться прямо. Мужчина мог дать волю своим эмоциям лишь на короткий миг, в апогее, который приходился на середину танца и назывался у чеченцев «бухь бог1ар». Это был момент, когда танцор вставал на носки.

 

Парный танец является древнейшим танцем мужчины и женщины и, как было сказано выше, связан с космогоническими представлениями чеченцев, культом солн­ца и плодородия.

 

По мнению С.-М.Хасиева, начало этой традиции уходит в глубокую древность, по крайней мере в эпоху поздней бронзы и раннего железа, что подтверждается мате­риалами кобанской археологической куль­туры. Согласно фольклорным источникам, в прежние времена на различных праздни­ках и игрищах, при состязании танцоров им на пояс вешали альчики на определенном расстоянии друг от друга. Выигравшим считался тот танцор, у которого альчики во время танца не соприкоснулись друг с дру­гом. Какие бы па ни выделывал танцор но­гами, стан он должен был держать прямо.

 

Индивидуальный мужской танец у че­ченцев был также очень развит. Он содер­жал большое количество акробатических и гимнастических элементов и, по сути дела, был состязанием не только в пласти­ке, но и силе, ловкости, мужестве. Древние танцевальные традиции рождали танцо­ров, имена которых передавались в тече­ние веков из уст в уста. Величайшим че­ченским танцором был Махмуд Эсамбаев, который благодаря своему необычайному таланту приобрел всемирную славу.

 

Одаренный от природы необыкновен­ной выразительной пластикой тела, высо­ким ростом, совершенным музыкальным слухом, феноменальной памятью, Махмуд танцевал с ранних лет. В пятнадцать лет он был уже солистом Чечено-Ингушского го­сударственного ансамбля песни и танца, а через четыре года — Пятигорской оперет­ты. К двадцати годам он и прекрасно ис­полнял народные танцы, и владел основа­ми профессионального балета.

 

 В годы депортации он танцевал в Кир­гизском театре оперы и балета, где ис­полнял главные партии в балетах — «Ле­бединое озеро», «Бахчисарайский фон­тан», «Спящая красавица», а также в пер­вых киргизских национальных балетных спектаклях.

 

После возвращения на родину Махмуд Эсамбаев, к тому времени солист Чечено-Ингушской государственной филармонии, покинул классический балет и обратился к танцевальному искусству народов мира. Его первыми танцевальными постанов­ками были индийский ритуальный танец «Золотой бог», испанский танец «Лякор­рида», таджикский «Танец с ножами».

 

Со своей танцевальной программой танцор выступал не только в Чечено-Ин­гушетии, но и в Москве и в других горо­дах России. В 1959 году он в составе труп­пы «Звезды советского балета» совершил гастрольные поездки во Францию, Южную Америку. Его выступления имели огром­ный успех у зрителей. При этом великий танцор в ходе гастролей изучал местные танцы и сразу же исполнял их. Легендар­ным стал в исполнении Махмуда бразиль­ский танец «Макумба». После гастролей, которые принесли ему всемирную славу и известность, Эсамбаев создал собствен­ную труппу и с программой «Танцы наро­дов мира» объездил не только всю Россию, но и весь мир. Успех его выступлений был ошеломляющим — его называли чародеем танца, гением, легендой XX века.

 

Большой вклад в развитие чеченской культуры внес и Дикалу Музакаев, солист, а затем руководитель ансамбля «Вайнах», который проявил себя и как талан­тливый танцор и балетмейстер, и как пре­красный организатор. Интерес к культуре, к чеченскому танцу у Дикалу проявился очень рано. В совсем юном возрасте, бу­дучи студентом, он принимает участие в спектакле Чеченского драматического те­атра им. Х.Нурадилова «Песни вайнахов». В 1978 году он становится солистом го­сударственного ансамбля танца «Вайнах». Во время срочной службы в армии Дикалу был солистом ансамбля песни и танца Северокавказского военного округа, где впервые проявил себя как хореограф.

 

В 1982 году Дикалу Музакаев посту­пил на отделение хореографии Московского института культуры. После окончания учебы он вернулся в ансамбль «Вайнах» в качестве балетмейстера и танцора. В 2001 году Дикалу стал художественным руко­водителем государственного ансамбля танца «Вайнах». Сегодня народный артист России Дикалу Музакаев является мини­стром культуры Чеченской Республики.

 

  Древняя танцевальная культура чеченс­кого народа получила новый импульс и но­вый вектор развития в творчестве государс­твенных и самодеятельных ансамблей танца.

 

Чечено-Ингушский государственный ансамбль песни и танца был образован в 1939 году. У его истоков стоят известные деятели чеченской культуры: Ваха Татаев, министр культуры республики, драматург Абдула Хамидов, выдающиеся танцовщи­ки Султан Чагаев, Сагари Ибрагимов, Мах­муд Тахаев, Магомед Гичибаев, Султан Аб-дулсаламов, Бака Абубакаров, Ваха Дакашев, Андарбек Садыков, Гелани Юсупов. В составе ансамбля было две группы: танце­вальная и вокальная. Вначале его реперту­ар состоял из пяти народных напевов, ис­полнявшихся хором и оркестром, и не­скольких народных танцев. Дечиг-пондур, трехструнный музыкальный инструмент, был основным инструментом оркестро­вой группы ансамбля.

 

По мере творческого роста и расши­рения опыта солистов ансамбля его ре­пертуар значительно расширился. В нем появились песни на русском и ингушском языках, танцы народов Кавказа и России.

 

Во время первой гастрольной поездки в Москву в 1940 году в программу концер­та входили чеченские народные танцы и танцы народов СССР: «Урус-Мартановская лезгинка», «Месиш», «Чеченская лезгинка», «Шуточный чеченский танец», а также «Ин­гушская лезгинка», «Осетинская лезгинка», «Армянский танец», «Пляска крымских та­тар», «Кавалерийская пляска». Вокальная группа ансамбля исполняла чеченские и русские народные песни: «Не буди меня», «Месиш», «Асет», «Калинка».

 

Во время депортации ансамбль пре­кратил свое существование и вновь был воссоздан в конце 50-х годов в Алма-Ате. Художественным руководителем ансамбля песни и танца ЧИАССР был назначен Н.Халебский, балетмейстером — талантли­вый танцовщик Гелани Юсупов. После это­го начался активный творческий процесс. В короткие сроки была подготовлена инте­ресная и разнообразная концертная про­грамма. В мае 1957 года был первый кон­церт в Грозном, который прошел с огром­ным успехом. Большой вклад в дело вос­становления и дальнейшего творческого развития ансамбля и танцевального искус­ства чеченского народа внесли Отари Мунджишвили и Георгий Дзыба. Абазинец Георгией Дзыба — талантливый танцовщик, прекрасный балетмейстер — создал гени­альные хореографические постановки на основе чеченского фольклора, сумел пока­зать средствами пластики характер и мане­ру чеченского танца, поднять нашу танце­вальную культуру на высокий уровень. Хо­реографическая композиция «Под небом вайнахов» в его постановке до сих пор яв­ляется одной из лучших работ в програм­ме ансамбля.

 

Благодаря своему педагогическому таланту Отари Мунджишвили сумел вос­питать прекрасных танцовщиков, балет­мейстеров, деятелей культуры и искусства Чечено-Ингушетии.

 

С 1969 по 1994 год художественным руководителем ансамбля был Топа Элимбаев — прекрасный организатор, умелый руководитель, автор многих хореографи­ческих постановок. По его инициативе го­сударственный ансамбль песни и танца был переименован в ансамбль «Вайнах». В этот период в ансамбле появилось много та­лантливой творческой молодежи: К.Раисов, Т.Синявская, М.Дидигов, М.Худаев, А.Мухам­медов, И. Асхабов, С.Идрисов.

 

Вместе с лучшими профессиональны­ми коллективами страны ансамбль прини­мал участие во многих Всесоюзных и Всероссийских фестивалях, с успехом гастро­лировал по всему Советскому Союзу.

 

Свою лепту в творческое развитие ан­самбля внесли композитор Зайнди Чергизбиев, молодой балетмейстер, выпускник Московского Государственного универси­тета культуры и искусства Дикалу Музакаев, Докку Мальцагов, Александр Петров, Элимхан Хайдаров, народные артистки Че­ченской Республики Асет Асхабова и Тама­ра Дидигова, Магомед Идигов, Майрбек Худаев, Казбек Арсаханов, Лидия Айдамирова, Рамзан Ахмадов, Адаш Мамадаев, Магомет Макаев, Апти Гантамиров, Рамзан Абазов, Турко Хасимиков, Гапур Темирхажиев.

 

 В связи с военными событиями на тер­ритории республики деятельность ансам­бля была приостановлена в 1999 году. В 2001 году коллектив ансамбля под руко­водством вновь назначенного художествен­ного руководителя, Дикалу Музакаева, при­ступил к восстановлению концертной про­граммы. Ему удалось в короткие сроки на­ладить творческий процесс, обновить про­грамму и осуществить ряд новых постано­вочных работ. В 2002 году ансамбль «Вайнах» выиграл Гран-при на международном фестивале во Франции, а в 2003 году — Гран-при и приз зрительских симпатий на фестивале «Горица—2003» в Италии.

 

В 2006 году ансамбль под руковод­ством Дикалу Музакаева подготовил но­вую концертную программу «В стра­не вайнахов», в которую вошли одиннад­цать новых авторских постановок. 24 де­кабря 2008 года премьер-министр прави­тельства России В.В.Путин подписал указ о присуждении Дикалу Музакаеву Государ­ственной премии РФ в области культуры за новую программу ансамбля «Вайнах».

 

В 2008 году ансамбль «Вайнах» дал три концерта в Государственном Кремлевском дворце, а 25 декабря 2008 года — концерт для руководства страны в Андреевском зале Кремля. Сегодня ансамбль «Вайнах» принимает активное участие в возрожде­нии культуры Чеченской Республики, выступает с новыми концертными програм­мами, участвует в международных конкур­сах, совершает гастрольные поездки в го­рода России и мира.

 

В республике и за ее пределами (в основном в Москве) существует несколько танцевальных ансамблей, которые зани­маются развитием и популяризацией че­ченского народного танца.

 

Детский танцевальный ансамбль «Зия» был создан в 1999 году по инициативе из­вестного чеченского балетмейстера, на­родного артиста РФ Топы Элимбаева и при финансовой поддержке российского предпринимателя Зии Бажаева. В состав ансамбля входят дети от 6 до 14 лет. Поми­мо чеченцев, в нем танцуют и русские, и ин­гуши, и дети других национальностей. У ан­самбля есть собственный профессиональ­ный оркестр, которым руководит извест­ный композитор и музыкант-виртуоз Рамзан Паскаев. Коллектив успешно выступает на российской и зарубежной сцене и явля­ется лауреатом многих конкурсов.

 

Детский танцевальный ансамбль «Ловзар» был создан в 1983 году на базе Республиканского Дворца пионеров города Грозного. В связи с драматическими событиями на территории Чечни коллектив ан­самбля вынужден был переехать в Нальчик, а затем в Подмосковье. Руководит ансам­блем Магомед Тахаев — человек, безгра­нично преданный своему делу. Коллектив является лауреатом многих международ­ных конкурсов. В 2003 году он был пригла­шен знаменитым модельером Пьером Карденом к участию в его мюзикле. В послед­нее время юные танцоры большую часть времени проводят в зарубежных гастролях.

 

Большой вклад в развитие и популя­ризацию чеченской танцевальной культу­ры вносят и другие коллективы, в том чис­ле ансамбль «Даймохк» и Школа искусств имени М.Эсамбаева, которую возглавля­ет известный чеченский танцовщик и ба­летмейстер, заслуженный артист РФ Докку Мальцагов.

КУЛЬТУРА ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА ЛЕЧА ИЛЬЯСОВ

checheninfo.ru

Интересные факты о лезгинке

Лезгинка — один из самых популярных танцев народов России, широко известный не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее танцуют во время семейных торжеств и на профессиональной сцене, ее ритмы покоряют и темпераментных горцев, и сдержанных англичан. «Культура.РФ» рассказывает об особенностях этого танца.

Григорий Гагарин. Лезгинка. Вечер («той») у капитана русской службы Али-Султан-Бека Мехтулийского в Каха-Шура в Дагестане 24 сентября 1842 года (фрагмент). Между 1842 и 1847 годом. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Лезгинка — это общее название для всех быстрых кавказских танцев, которые в культуре разных народов называются по-разному. Лезгинку исполняют под музыку с ритмом в 6/8. Ее принято танцевать во время праздников — календарных, свадеб, дней рождения — и на сцене. Историки и хореографы сходятся во мнении, что точно установить, какой кавказский народ придумал лезгинку, невозможно.

Исследователи полагают, что лезгинка восходит к древним временам, когда кавказские народы совершали обряды перед битвами и охотой — обычно ими были ритуальные танцы. А русское название «лезгинка» танец получил от слова «лезгин», которым до революции ошибочно называли все горские народы Дагестана.

Метафорическое значение лезгинки

Считается, что само слово «лезгин» восходит к корню «лек», что значит «орел». И поэтому лезгинку часто называют «танцем орла»: мужчина-танцор олицетворяет гордую хищную птицу, а его распахнутые руки символизируют орлиные крылья. В парной лезгинке девушка становится «лебедем» — метафорической добычей, которую в танце «орел» настигает.

Другая версия гласит, что корень «лек», или «лак», обозначает также тура — горного козла. Исследователи отмечают, что многие народы, например дагестанцы, считали тура своим тотемным животным, одомашнили его, часто изображали на рисунках. Танцор, поднимаясь на носки, подражает стойке тура на задних ногах, а вытянутая в сторону рука напоминает рог.

Мировая известность

Мировую любовь лезгинка завоевала в 1935 году, когда на Всемирный фестиваль народного танца отправилась команда танцоров из Тбилисского государственного театра оперы и балета имени З.  Палиашвили. Ансамбль произвел фурор: «Весь зал гремел от восторга. Чопорные, сдержанные англичане забыли об этикете и изо всех сил кричали «браво», — писала газета «Вечерний Тбилиси». Руководитель группы Владимир Хетагуров поразил публику опаснейшим танцем с кинжалами: «с двумя кинжалами в руках я облюбовал двух девушек из сидящих вокруг арены и, подлетев к ним, сразу стал на одно колено, «попугав» их кинжалами, сделав «кинжальный» номер и после сразу поднявшись с пола, вскочил на носки и начал волчком кружиться около них, а потом, подлетев к центру на носках, завертелся и, остановившись, сделал благодарственный поклон перед королевской четой». Ему и известному танцору и хореографу Илико Сухишвили были вручены особые медали во время приема-бала в честь окончания фестиваля.

Читайте также:

Правила танца

Лезгинку могут танцевать и только мужчины, и только женщины (что бывает достаточно редко), однако самая зрелищная и самая часто исполняемая лезгинка — парная. И когда ее танцуют двое, она становится танцем-диалогом, в котором партнеры могут только языком пластики и движений выразить свои чувства друг к другу. При этом мужчина ни в коем случае не может касаться партнерши, даже платья: это считается проявлением неуважения и порицается. А девушка, в свою очередь, не имеет права смотреть прямо в глаза партнера.

Традиции чеченской лезгинки

Разные народы Кавказа танцуют лезгинку по-разному: с особым темпераментом, под особые мелодии и даже с разными правилами. Например, в чеченской парной лезгинке, страстной и быстрой, начинать танец должен мужчина, а завершает его, наоборот, девушка. И ее партнер не может выйти из круга раньше, сколько бы танец ни длился и как бы сильно он ни устал: это считается позором. Выходя в круг, юноша заявляет о себе особым образом и обязан выдержать весь танец до конца.

Национальные костюмы

Традиционно лезгинку принято исполнять в национальных костюмах, но одеяния танцоров разных народов, несмотря на общий силуэт, значительно различаются. Например, мужской костюм — черкеска, бешмет, рубашка — в Чечне отличается строгими тонами, в нем не должно быть никаких орнаментов. Чеченская черкеска доходит только до кисти рук, в отличие от осетинской и кабардинской, которая скрывает руки целиком. Женский костюм, как правило, более воздушный, в нем допустимы узоры и украшения, но по фасону он также должен быть сдержанным. В чеченском танце девушки не носят массивных головных уборов — лишь платок, который называется «чухта». В осетинском, ингушском и других народных танцах, наоборот, высокий убор считается обязательным элементом костюма.

Танцоры-мужчины часто танцуют лезгинку с кинжалами. Эта традиция уходит корнями в глубокое прошлое: таким танцем молодые люди демонстрируют свою удаль, бесстрашие, силу воли и искусство обращаться с оружием.

Сценические танцы

Профессиональные танцевальные коллективы Северного Кавказа исполняют на сцене не только традиционную народную лезгинку, но и постановки, в которых в танце рассказывают о старинных традициях своего народа. Например, в репертуаре Чеченского государственного ансамбля танца «Вайнах» есть воинственный танец «Под небом вайнахов». Он основан на древнем чеченском обычае: когда две противоборствующие стороны собирались пролить кровь, в критический момент могла появиться девушка, снять с головы платок и бросить его между противниками. В этом случае конфликт прекращался на веки веков. И если даже спустя время кто-либо из противников возвращался к вражде, он покрывал себя огромным позором.

Еще один сценический танец ансамбля «Вайнах» посвящен романтической традиции. Когда юноша хотел просить руки возлюбленной, он делал ей предложение у родника. В ответ она давала ему знак согласия: платок, золотое кольцо или цепочку. Влюбленные хотели связать судьбы именно у родника, так как считалось, что в этом случае их жизнь будет так же чиста и прекрасна, как вода в горном роднике.


Портал «Культура. РФ» благодарит за помощь в подготовке материала художественного руководителя Чеченского государственного ансамбля танца «Вайнах» Аднана Мажидова.

Самые простые движения лезгинки. Как молодым научиться танцевать лезгинку на свадьбу – советы. Как научиться танцевать лезгинку девушке

Лезгинка – это танец, без которого не обходится ни одна кавказская свадьба. Чтобы соответствовать традициям своего народа, молодожены зачастую выбирают для своего первого совместного танца именно лезгинку. Она подчеркнет колорит и приверженность молодежи к своим обычаям и традициям.

К тому же энергичные движения в полной мере отражают творческий потенциал страны, его культуру и моральные ценности.
Танец лезгинка на свадьбе наиболее актуален и уместен для чеченских, грузинских, дагестанских и армянских молодоженов. Веселые движения и заводная музыка подарят хорошее настроение каждому гостю на весь день, а влюбленные получат истинное удовольствие от процесса исполнения.

Для какой свадьбы подойдет лезгинка

Для дагестанской свадьбы, к примеру, лезгинка является обязательной частью праздничной программы.

Для этого народа такой танец является традиционным, поскольку в то время, как молодые его демонстрируют, гости дают невесте деньги. Этот обряд служит основой благополучия и счастья в семье.

Для любой кавказской свадьбы лезгинка – это способ выразить свою любовь, при этом мужчина демонстрирует в танце свою силу и ловкость. Лезгинка в качестве первого танца – всегда шикарное зрелище, которое завораживает и приковывает взгляды всех собравшихся.

Армянская или грузинская свадьба даже в современном варианте проведения рассчитана на присутствие лезгинки, потому как без этого танца теряется весь колорит торжества, оно становится неполноценным.

Как научиться красиво танцевать лезгинку на свадьбу – советы, видео-урок

Для кавказцев вопрос о том, как научиться танцевать лезгинку, абсолютно не актуален, поскольку они изучают танцевальные движения, будучи еще детьми. Даже маленький ребенок без труда способен станцевать lezginka.

Однако если по каким-то причинам вы не обладаете знанием того, как танцевать этот благородный и эмоциональный танец, не расстраивайтесь, а приступайте к обучению.

Сложного в этом деле ничего нет, даже

чеченский ловзар на коубе

чеченский ловзар на коубе


  • Дом


  • Горячей


  • Случайный

  • Подробнее …

    Показать меньше


  • Мне нравится


  • Закладки

  • Сообщества
  • Животные и домашние животные

  • Мэшап

  • Аниме

  • Фильмы и сериалы

  • Игры

  • Мультфильмы

  • Искусство и дизайн

  • Музыка

  • Новости и политика

  • Спорт

  • Наука и технологии

  • Знаменитости

  • Природа и путешествия

  • Мода и красота

  • Танец

  • Авто и техника

  • NSFW

  • Рекомендуемые

  • Coub of the Day

  • Темная тема

Как танцевать лезгинку

Моя первая реакция как незнакомца в чужой стране была: «Это самый странный танец, который я когда-либо видел — смешно?» но затем, когда мы все начинаем понимать что-то иностранное, возникает определенная красота. Наблюдать за тем, как молодой человек топает и колеблется в угловых движениях, подчеркивая его плечи и грудь — мужественность; молодая женщина, порхающая и скользящая вокруг, с изящными кончиками пальцев, скрывающими улыбку — женственность, я подумал о легком ветерке, обдувающем зубчатую заснеженную гору. Это были движущиеся изображения земли Чечни, земли, которую я мог бы увидеть только в танце. И тут знакомый захотел, чтобы я это попробовал.

Я сделал еще одну рюмку водки и собрался с духом. «Что мне терять?» — спросил я себя.«Это не выглядит так уж сложно». Я робко шагнула в круг. Моя первая ошибка. Второй моей ошибкой было то, что я посмотрел на землю и начал сгибать колени и подпрыгивать вверх и вниз, в то время как мои руки безо всякой решимости были похожи на две мокрые лапши. Я ничего не мог поделать. Я был печальным продуктом американской поп-культуры: Джастин Тимберлейк, Jay-Z, Майкл Джексон и многие другие, которые говорили о том, как следует двигать своим телом.

В моей крови было слишком много утешения и гедонизма — кока-кола и жевательная резинка текли по моим венам. Как я мог танцевать лезгинку со всей этой сладостью? Как я должен был вызвать кровь моего русского соседа на моем лице, боль потери семьи и друзей из-за некогда любящего старшего брата или силу «быть мужчиной» перед лицом борьбы — «солдатский танец» ? Ветер оставил меня. Девочки вернулись в круг, оставив меня одного, чтобы я попытался изобразить гору или орла. Пиная ногами и ковыляя, я мог дать только что-то искусственное, телевизионную рекламу горного хребта, что-то развлекательное для моих друзей и не более того, что-то чрезвычайно американское.Я слабо вернулся к местным, которые смеялись надо мной. Что еще они могли сделать?

Они свистели и хлопали в темноте. Я чувствовал себя жестоким. Мне хотелось зарезать животное или разрушить свою пассивность. Это была моя лезгинка. Я открыл глаза и перестал танцевать. Они выключили музыку и, смеясь, похлопали меня по спине. «Это было отлично!» сказал один из них. Пыль осела, и снова засиял свет. Я чувствовал, что выиграл какую-то битву, и эти подростки каким-то образом тоже это видели. Предложили подвезти меня до магазина. «Нет, — ответил я, — но спасибо за этот танец». Я ушел, оставив их, пока не осталось ничего, кроме звуков чеченской музыки, эхом отдающейся от деревьев.

Вот схема шагов, чтобы вы могли научиться правильно делать лезгинку:

КАВКАЗСКИХ ТАНЦОВ | романтические клипы

Казачий 1

Казаков 2

Казачий 3

Казаков 4

Казаков 5

Казаков 6

Лезгинка чеченская (на свадьбе)

Лезгинка — Аваро-Дагестан (На свадьбе)

Лезгинла (на свадьбе)

Лезгинка осетин (на свадьбе)

Осетинская лезгинка

Государственный танцевальный коллектив Лезгинка из Дагестана

Осетинская лезгинка (На горе)

Осетинская лезгинка (для женщин)

Осетинская лезгинка

Грузинская Лезгинка

Грузинский танец

Лезгинка (На свадьбе)

Свадебный танец осетин

Ловзар (Свадебный танец чеченцев)

Ловзар — 2

Ловзар — 3