Раневская в фильме свадьба: «Дальше — тишина». История последнего спектакля с Фаиной Раневской

Содержание

«Дальше — тишина». История последнего спектакля с Фаиной Раневской

В 1969 году режиссер Анатолий Эфрос поставил спектакль «Дальше — тишина» — один из самых трогательных в репертуаре Театра имени Моссовета, с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом в главных ролях. Постановка с этим блестящим дуэтом шла на сцене очень долго. Даже когда спустя девять лет после премьеры появилась телеверсия спектакля, показы неизменно проходили при переполненных залах.

История одной семьи

Пожилая супружеская пара — Люси и Барклей Купер — приглашает на ужин своих пятерых взрослых детей. У тех давно своя жизнь, в родительском доме они бывают нечасто, но сегодня заботливо справляются о здоровье стариков, шутят и смеются в ожидании, когда же мама вынесет свой фирменный пирог с яблоками. В комнате светло, тепло и уютно.

Но вот отец объявляет: содержать такой дом им с женой уже не по карману и скоро его придется оставить, поскольку его заберут за долги. Денег совсем не осталось, и супруги надеются на финансовую помощь детей, у которых тут же портится настроение. Куперам нужно совсем немного — небольшой скромный домик, где они смогли бы скоротать оставшиеся дни. Но дети, все пятеро, недовольно поджимают губы — в их планы не входило то, о чем просят родители, поэтому ни о каком новом жилье для папы и мамы не может быть и речи. Никто не хочет брать заботу о стариках на себя, и они перекидывают эту задачу друг на друга.

В конце концов решают: отец вместе с одной из дочерей уезжает в Калифорнию (для двоих в ее доме слишком мало места), а мать остается в Нью-Йорке с сыном-любимчиком. Но и ему она в тягость, он планирует отправить ее в дом престарелых. Люси просит только об одном — чтобы об этом не узнал муж. «Это будет первая в моей жизни тайна от твоего отца», — говорит она сыну. Разлука для стариков — большая трагедия, за полвека, что они прожили вместе, Люси и Барклей не расставались ни разу.

Точное попадание

В основе спектакля — сценарий американской писательницы и сценаристки Виньи Дельмар, написанный по пьесе Хелен и Ноа Лири, основанной, в свою очередь, на романе «Долгие годы» Жозефины Лоренс. В 1937 году голливудский режиссер Лео Маккэри снял по нему фильм «Уступи место завтрашнему дню». Это было непростое время в истории США: начавшаяся в 1929-м Великая депрессия, вскоре превратившаяся в мировой финансовый кризис, спровоцировала увеличение количества банкротств, закрытие предприятий, безработицу. Люди практически умирали от голода, оставшись без средств. Экономический кризис — вот тот злой рок, который разлучает стариков Куперов. Маккэри говорил, что это лучший фильм в его карьере, к сожалению в то время недооцененный. Премию «Оскар» режиссер получил за другую картину и не уставал подчеркивать эту несправедливость.

Но в спектакле Анатолия Эфроса совсем другой посыл, в нем нет ничего про Великую депрессию. Здесь на первый план выходит трагическая история обедневшей пожилой пары, их чувства и вынужденная разлука, бессилие что-либо изменить. А еще — полное равнодушие детей, которых они в свое время поставили на ноги, жертвуя всем. Эфрос обратился к вопросам семейных отношений, отодвинув подальше беспощадность капитализма (околополитических тем в своем творчестве режиссер вообще старался избегать). И этот подход стал точным попаданием: ни один показ спектакля не обходился без зрительских слез, хотя в спектакле никто не умирал.

Изначально появление этой постановки в Театре имени Моссовета было под большим вопросом. С одной стороны, власти не хотели видеть на сцене американское произведение, в котором не подчеркивались преимущества социалистической системы перед капитализмом, с другой — спектакль мог показать, что такого кошмара, описанного в пьесе, просто не может произойти с гражданами СССР. На том, чтобы Эфрос все-таки поставил спектакль по сценарию Дельмар, настаивал Юрий Завадский, в то время худрук Театра имени Моссовета. А обратил внимание режиссера на этот текст Лев Лосев, тогдашний директор театра.

В ролях — Раневская и Плятт

Режиссер поначалу отнесся к сценарию скептически, а потом его озарило: если главные роли сыграют Фаина Раневская и Ростислав Плятт, которых просто обожали зрители, все получится. Он был убежден, что именно этим артистам по силам так рассказать историю двух стариков, оказавшихся никому не нужными, что пьеса заиграет новыми красками.

Фаина Георгиевна работала с Александром Таировым в его Камерном театре, затем сотрудничала с Театром имени Пушкина, в который он превратился, с Театром Красной армии, Театром имени Моссовета. Ее хорошо знали и по ролям в кино: она успела, например, сыграть злобную мачеху в «Золушке» и произнести знаменитое «Муля, не нервируй меня» в комедии «Подкидыш». Актрису из-за ее своенравного характера и саркастических замечаний побаивались многие коллеги и режиссеры, в том числе и Юрий Завадский, — достаться от нее могло каждому. Но ее безусловный талант признавали все, толику веселья и безумия в самом добром смысле слова она привносила в каждую свою работу.

Но в спектакле Эфроса остроумная, ироничная и отнюдь не робкая Раневская предстала перед зрителями совершенно в ином образе — ее Люси Купер задумчива и печальна, она украдкой смахивает слезы перед разлукой с любимым супругом. Не сочувствовать ей было невозможно. Отвечая на вопросы журналистов, что ее привлекло в этой пьесе, она отвечала: «Сострадание к этим старикам».

Ее друг режиссер Михаил Ромм, в чьих фильмах она тоже снималась, отговаривал ее играть в этом спектакле — мол, роль Барклея Купера там прописана очень хорошо, а вот Люси там как будто и вовсе нет. Так зачем тратить время? Раневская его не послушала и ни разу об этом не пожалела. В ее исполнении Люси получилась не менее яркой, чем Барклей.

«Пьеса американская, а письма ко мне идут от наших старух, где благодарят — за то, что дети стали лучше относиться…» — писала актриса.

Она вспоминала, как однажды после очередного показа к ней подошел пожилой представительный мужчина — сразу видно, настоящий театрал. Он поинтересовался, сколько ей лет. «В субботу сто пятнадцать», — буркнула находчивая Фаина Георгиевна. Поклонник не растерялся: «Великолепно! В такие годы и так играть!»

Именно в этом спектакле артистка в последний раз вышла на подмостки в 1982 году. Тогда ей было 86.

Ее партнер Ростислав Плятт был к моменту премьеры не менее известен, его знали как артиста и театра, и кино — к слову, вместе с Раневской он сыграл в «Подкидыше», «Весне» и «Мечте». Но настоящий киноуспех пришел к нему чуть позже, когда он появился в фильмах «Семнадцать мгновений весны» и «Авария». До этого в основном он играл эпизодические роли.

Дуэт двух великих актеров получился незабываемым. Особенно трогательной вышла сцена в ресторане, куда Барклей приводит Люси в последний раз, чтобы вспомнить, как они любили ходить сюда в молодости. Сегодня эту сцену как одну из вершин актерского мастерства приводят в пример в театральных вузах.

Кстати, в спектакле сыграла и будущая кинозвезда Ирина Муравьева — она перевоплотилась в заносчивую Роду, внучку Куперов, которая ни за что не хотела делить комнату с бабушкой.

Дипломатичный режиссер

В Барклее и Люси Анатолий Эфрос видел глубину, неоднозначность характеров, желание борьбы, пусть даже и невозможной, — именно такие герои, за которыми было интересно наблюдать, всегда подкупали его в пьесах. Поклонник системы Константина Станиславского, он призывал артистов вживаться в своих персонажей, проживать их, становиться с ними единым целым. Эфросу был интересен прежде всего человек — и артист, и тот, в кого он превращается, выходя на сцену. В случае с Раневской он говорил, что актриса и героиня очень похожи, ведь она, по сути, играет такую же женщину — вроде бы окруженную людьми, но одинокую.

Наслышанный о ее своенравности, он боялся, что они не сработаются.

«Я приходил на репетицию, как, вероятно, не очень опытный дрессировщик приходит к львице… Она меня почему-то терпела, но каждый раз это терпение снова проходило серьезное испытание. Она была то предельно доверчива, то вовсе не доверчива — злые шутки в мой адрес, казалось, были на кончике ее языка, но пока что она басила нечто сверхделикатное. Так вот, на этой тоненькой проволочке мы и балансировали», — писал Эфрос в книге «Профессия: режиссер».

Раневской было важно, чтобы режиссер был заинтересован не в том, чтобы прославить себя. Увидев, что Анатолий Васильевич правит сцены не по своему капризу, а по логике развития сюжета, придает внимание каждому жесту, каждой интонации, она влюбилась в его работу. Актриса называла его создателем, а не постановщиком.

Эфрос позволял артистам иметь свое видение героев и сцен, часто прислушивался к ним и иногда просил совета, признавал ошибки, если таковые были. Такой подход обезоруживал строптивую артистку, и она никогда не позволяла себе резкостей с Анатолием Васильевичем.

«Когда режиссер честно признается актерам: “Я в тупике”, а не диктует черт его знает что, только чтобы скрыть свою растерянность, не корчит из себя гения неординарной постановки, чтобы скрыть пустоту замысла, это вызывает желание работать, выходить из тупика вместе», — писала Фаина Георгиевна.

В телеспектакле по этой постановке, снятому через девять лет после премьеры, в финале (когда супруги прощаются перед разлукой на вокзале) за кадром звучит голос Эфроса: «А дальше — тишина». Именно эта фраза, которую он еще давно заприметил в монологе Гамлета, и стала названием его постановки.

Фаина Раневская: «В жизни мне больше всего помешала душа» | Персона | Культура

Звезда эпизода

С выхода фильма «Подкидыш» в 1939 г. её допекали фразой «Муля, не нервируй меня!» Эту фразу, которую она сама же экспромтом и придумала на съёмках, Раневская в итоге возненавидела.

Как и фильм, принёсший ей всенародную популярность. Даже Брежнев, в 70-х гг. вручая ей орден Ленина, прошамкал эту злосчастную «Мулю». «Я не Муля, я Фуфа!» — обычно парировала актриса. Фуфой, Фуфочкой звали её самые близкие — так её прозвал когда-то внук подруги за вечное пыханье папиросой «Беломор» и клубы выпускаемого дыма.

На самом деле Фаина Георгиевна РаневскаяФаина Гиршевна (Григорьевна) Фельдман. Её отец, Гирш Фельдман, был таганрогским миллионером. (Позже в советских анкетах она писала: «Мой отец был небогатый нефтепромышленник».) Особняк в центре города, собст­венный пароход, на котором в 1917-м вся семья эмигрировала за границу… Вся, кроме Фанни. Крупная, рыжеватая, басовитая, восторженная провинциальная барышня, дочка миллионера мечтала о театре!

Роли Фаины Раневской в кино и театре

Роли Фаины Раневской в кино и театре

 

Безумное увлечение театром и желание стать актрисой остались в ней несмотря ни на что. Ни на совет отца повнимательнее посмотреть на себя в зеркало. Ни на то, что в театральные школы её не приняли, как она сама говорила, за «некрасивость и неталантливость». Эта нелепая, застенчивая, сентиментально-слезливая девица ещё и заикалась. На сцене и экране этот дефект чудесным образом пропадал.

Много позже Ахматова скажет Раневской: «Вам 11 лет и никогда не будет 12!» Она и впрямь до старости, несмотря на грозный неукротимый нрав и величественность, во многом оставалась ребёнком, коря себя за «бестолковость и забывчивость», за вечное разбазаривание денег, изумляя окружающих тем, как легко ударялась в слёзы, изводя порой невероятными капризами.

Принято говорить, что Раневская мало сыграла. «Пропищала — и только», — писала она сама о своём творчестве. 23 роли в кино — и всё эпизоды. Трагическая по сути актриса играла комедийные, характерные маленькие роли. Но каждая из них, каждая её реплика, чаще всего придуманная ею самой, впечатывается в память. Её нелепая влюблённая домработница Маргарита Львовна в «Весне»: «Красота — это страшная сила!» Её покоряющая даже в своей злобе и коварстве Мачеха в «Золушке»: «Жалко, королевство маловато, разгуляться негде!» А фразу, тоже ставшую афоризмом: «Я никогда не была красива, но я всегда была чертовски мила!» — в фильме по чеховскому «Человеку в футляре» она придумала и вписала в текст. Потом испугалась собственной наглости и позвонила Книппер-Чеховой с извинениями, но та одобрила эту вполне чеховскую фразу.

Фаина Раневская в фильме «Золушка». Фото: www.russianlook.com

Главная драматическая роль у Раневской была всего одна — в «Мечте» у Михаила Ромма в 1941 г. Этот фильм оценили и за границей. Говорят, посмотрев его, великий Теодор Драйзер так впечатлился, что вышел из безнадёжного запоя. Раневская же сниматься в кино не любила: «Это всё равно как вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию».

Те, кто её любил, никогда на неё не обижались. А она, со своим едким, подчас ядовитым остроумием, с убийственными афоризмами, более всего «любила влюбляться в людей» — прежде всего за талант, который чувст­вовала в других безошибочно: в начинающих Елене Камбуровой (услышав её, тут же написала на радио восторженное письмо), Марине Неёловой («Неёлочке»), сыгравшей лично для Фуфы спектакль на её кухне.

Женщина-афоризм

Юрий Завадский, худрук Театра им. Моссовета, где Раневская служила последние годы жизни, сказал ей по поводу её крошечной роли Маньки в «Шторме»: «Вы не могли бы исполнять роль не так ярко? Вы затмеваете остальных!» Раневская подчёркнуто кротко ответила: «Хорошо, если это нужно для дела, я обещаю играть значительно хуже!» Но Завадский её эпизод попросту убрал из спектакля.

Она в разных театрах всё-таки грандиозно сыграла и Вассу Железнову, и Бабуленьку в «Игроке», и Марью Александровну в «Дядюшкином сне», и Фелицату в спектакле «Правда — хорошо…», и Люси в «Дальше — тишина». Но, «переспав с несколькими театрами», по её признанию, «так и не получила удовольствия». Из режиссёров, с кем работала, ценила Ромма в кино и Таирова в театре. Других же по обыкновению едко высмеивала, пригвождая афоризмами: «уценённый Мейерхольд», «вытянутый лилипут»… Один был у неё «хрен-скиталец», другие — «с грудями во всех местах», «помесь гремучей змеи со степным колокольчиком», «заслуженная мещанка республики», «жуткая дама без собачки». Да и себя не щадила. Свою кухню с развешенными под потолком трусами называла «мой итальянский дворик». Награды — «похоронными принадлежностями». Внешность — «с моей рожей надо сидеть в погребе и ждать околеванца». Её афоризмы, экспромты передавались из уст в уста, их записывали все кому не лень.

Последние годы в кино ей предлагали лишь эпизоды, в театре 10 лет не было новых ролей. «Раневская — это целая труппа», — писали о ней. Она и сама уверяла, что могла бы сыграть всех, кроме Ленина, просто потому, что точно упала бы с броневика. А её всё больше одолевали болезни, мучили утраты, вечная бессонница, недовольство собой («играла чепуху, неловко и стыдно перед публикой»), разочарование в своём театре: «Театр катится в пропасть по коммерческим рельсам». Так и не встретив «своего» режиссёра, она с горечью называла себя «выкидыш Станиславского». Считала себя «вполне нормальной психопаткой»: «В жизни мне больше всего помешала душа — как хорошо быть бездушной!» И уж «нет большего счастья, чем обладать одной извилиной в мозгу и большим количеством долларов».

В последние годы Фаина Георгиевна страдала от одиночест­ва, которое считала, впрочем, спутником славы и таланта. Семьи не сложилось по многим причинам. А ведь у неё, язвительной, подчас беспощадно грубой с людьми, было столько нежности, искреннего восхищения, благодарности к тем, кого она любила: к Качалову, Таирову, Орловой, Марецкой, Станиславскому (в юности она как-то с криком «Мальчик мой!» в экстазе погналась за коляской, в которой он ехал), Ахматовой, Твардовскому…

Она жила в квартире со скромной мебелью. (При переезде ей советовали перевозить вещи ночью, чтобы народ не увидел, как она живёт. «Ничего, он поймёт», — ответила Фаина Георгиевна.) Со множеством любимых фотографий, приколотых к стенам иголками от инъекций, с постоянно незапертой дверью, с обожаемой собакой-уродцем Мальчиком, подобранной на Тверском бульваре с отмороженными лапами. Мучаясь без сна, она слушала классическую музыку по радио, читала Мальчику Пушкина и Верлена по-французски. А когда засыпала ненадолго, во снах к ней являлись Марк Аврелий, Толстой, Ахматова, любимейший Пушкин. Правда, она рассказывала, что во сне гений сказал ей: «Как ты надоела мне со своей любовью, старая б…!» Что у неё осталось к 85 годам? «Юмор, печаль и любовь к тому, чего уже нет». И грустный итог: «Жизнь кончена, а я так и не узнала, что к чему…»

Фаина Раневская — новости сегодня, биография, фото, видео, история жизни


Народная артистка СССР (1961)

Лауреат Государственных премий СССР (1949, 1951 — за театральную работу; 1951 — за участие в фильме «У них есть Родина»)

Включена в десятку выдающихся актрис 20 века (1992, «Who is who», Лондон)


Детство


Фаина Раневская родилась 27 августа (15 — по старому стилю) 1896 года в г. Таганроге в в состоятельной еврейской семье. Отец – Фельдман Гирши Хаймович – был владельцем фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина и парохода «Святой Николай». Мама – Фельдман Милка Рафаиловна (в девичестве Заговайлова (из некоторых источников – Валова)). В семье было четверо детей – два брата и старшая сестра Белла. Когда Фаине было 5 лет, умер младший брат.


Как признавалась сама Фаина Георгиевна, она не была счастлива в родительском доме: «Мне вспоминается горькая моя обида на всех окружавших меня в моем одиноком детстве…» Почему же, живя без всяких материальных проблем, в семье, где у нее были еще брат и сестра, горячо любимая мать, девочка чувствовала себя несчастливой и одинокой? Возможно, причина в ее повышенной ранимости из-за легкого заикания, которым Фаина страдала от рождения.


Боясь насмешек, Фаина избегала сверстников, не имела подруг, не любила учиться. С трудом проучившись в младших классах Мариинской женской гимназии, девочка упросила родителей забрать ее оттуда. «Училась плохо, арифметика была страшной пыткой. Писать без ошибок так и не научилась. Считать тоже. Наверное, потому всегда, и по сию пору, всегда без денег…» — признавалась впоследствии Фаина Георгиевна.


В то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать.


Раневская


Увлечение кино пришло Фаине лет в двенадцать. Свое первое впечатление от увиденного она описывала так: «Обомлела. Фильм был в красках, возможно, «Ромео и Джульетта». Я в экстазе, хорошо помню мое волнение…»


Чуть позже началось увлечение девочки театром. Первые посещения городского театра оставили в ее душе неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле «Вишневый сад» А.П.Чехова на сцене Московского Художественного театра, где играли звезды тех лет. Кстати, псевдоним «Раневская» именно из этой пьесы. Однажды по дороге домой у Фаины из сумочки выпали деньги, их подхватил ветер, а она смеялась и говорила: «Как красиво они летят!». Ее спутник тогда заметил: «Вы совсем как Раневская». Так и осталась за ней эта фамилия, позже став официальной.


Решение стать актрисой


Как признавалась Раневская, профессию она не выбирала – она в ней таилась. После увиденного на сцене, она уже знала, что будет актрисой обязательно. Сдав экстерном экзамены за курс гимназии, Фаина стала посещать занятия в частной театральной студии А.Ягелло. Девушка училась свободно двигаться на сцене, говорить, растягивая слова, чтобы скрыть свое заикание.


Отец снисходительно относился к увлечению дочери до тех пор, пока она не объявила о своем решении стать профессиональной актрисой. Это вызвало скандал и разрыв с семьей. О том, чтобы пойти работать в местный театр, не могло быть и речи. Кроме того, девушка понимала, что ей еще нужно всерьез учиться сценическому мастерству. Поэтому в 1915 году она покинула Таганрог и уехала в Москву.


Провинциальная актриса


Надеждам Фаины не было суждено исполниться. Ни в одну из лучших театральных школ она не была принята, и девушка устроилась в частную школу. Но и ее вскоре пришлось оставить, поскольку у Раневской просто не было средств оплачивать обучение.


Зато повезло в другом. К девушке с участием отнеслась актриса Гельцер. Это она порекомендовала Раневскую в Малаховский летний театр под Москвой. И хотя Фаине пришлось играть в массовке, но для нее было настоящим счастьем даже просто находиться рядом с известными актерами. В те годы там играли великая Ольга Осиповна Садовская, Петипа, Певцов. Кстати именно Певцов предрек, что Раневская станет знаменитой актрисой.


Отыграв сезон в Малаховском театре, Раневская в 1916 году подписала договор с антрепризой Ладовской на роли «героинь-кокет» и уехала в Керчь. Но выступления труппы не собирали зрителей, и Раневская покинула антрепризу. Начались ее скитания по провинциальным театрам – Феодосия, Кисловодск, Ростов-на-Дону…


Весной 1917 года вся семья Фельдман эмигрировала, Фаина осталась одна в России. В Ростове она познакомилась с актрисой Павлой Леонтьевной Вульф, в лице которой Раневская обрела надежного друга на всю жизнь. В годы Гражданской войны Вульф приютила Раневскую, а помогал им выжить знаменитый драматург Макс Волошин.


Тогда же Раневская была принята в труппу «Театра актера», главным режиссером которого был Павел Анатольевич Рудин. Актриса успешно дебютировала в роли Маргариты Кавалини в «Романе», а затем играла в спектаклях: «Живой труп», «Последняя жертва», «Без вины виноватые», «На всякого мудреца…», «Гроза», «На дне», «Ревизор», «Женитьба» и других». Одной из лучших работ актрисы была роль Шарлотты в «Вишневом саде».


В 1925 году Павла Вульф и Фаина Раневская поступают в передвижной Театр Московского отдела народного образования (МОНО). Но, просуществовав один зимний сезон, театр закрылся, и актрисы вновь возвращаются в провинцию. Вновь начинаются из скитания — Святогорский театр при санатории донбасских шахтеров, Бакинский рабочий театр. Затем были Гомель, Смоленск, Архангельск, Сталинград и вновь Баку…


Снова в Москве


Все эти годы Раневскую не покидает мысль о Москве. В 1930 году она пишет письмо главному режиссеру московского Камерного театра Александру Таирову с просьбой принять ее. Первоначально следует отказ, но затем режиссер меняет свое решение. И вот с 1931 года Раневская становится актрисой этого театра. Дебютирует в Москве Раневская ролью в спектакле «Патетическая соната». Причем дебютирует удачно, но спустя некоторое время спектакль снимают с репертуара…


Поскольку других ролей у нее не было, Раневская в 1935 уходит в Центральный театр Красной Армии. Здесь ей довелось сыграть мать в пьесе «Чужой ребенок», сваху в пьесе Островского «Последняя жертва», Оксану в пьесе Корнейчука «Гибель эскадры» и главную роль в пьесе Горького «Васса Железнова».


В 1939 году Раневскую пригласили в Малый театр. Выступать на сцене, где играла великая Ермолова! Раневская соглашается, но тут возникают неожиданные препятствия. Из театра Красной Армии ее отпускать не хотели, и актриса ушла со скандалом. В то же время старейшины Малого оказались категорически против ее прихода в труппу. В итоге Раневская осталась без работы…


Дебют в кино


В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 году, будучи тогда актрисой Камерного театра. Начинающий режиссер Михаил Ромм, увидев ее на сцене, пригласил на роль госпожи Луазо в фильме «Пышка» по знаменитой мопассановской новелле.


Как признавалась Раневская, съемки были очень сложными. Отопление не работало – павильоны сохраняли температуру холодильной камеры, и у актеров зуб на зуб не попадал. Постоянная суета, мучительно долгая установка света, шум аппаратуры, вечная неразбериха…


Фильм снимался в немом варианте. Тем не менее, чтобы лучше прочувствовать роль, Раневская достала подлинник мопассановского рассказа и затвердила несколько фраз госпожи Луазо на языке оригинала.


Приехавший в Советский Союз Ромен Роллан был в восторге от фильма. Среди актеров он выделял в первую очередь Раневскую. По его просьбе «Пышку» продемонстрировали во Франции. И картина прошла там с огромным успехом.


«Муля, не нервируй меня!»


После «Пышки», несмотря на успех, Раневская решила больше в кино не появляться – «слишком это все мучительно». Тем не менее, спустя три года она приняла предложение режиссера Игоря Савченко сняться в роли попадьи в фильме «Дума про казака Голоту». К этому времени актриса как раз осталась без работы в театре, и кино захватило ее.


В 1939 году Фаина Раневская снимается сразу в трех кинокартинах. В фильме «Человек в футляре» режиссера Анненского она сыграла роль жены инспектора, в картине «Ошибка инженера Кочина» режиссера Мачерета — роль жены портного Гуревича – Иды. Но настоящую известность актрисе принесла комедия Татьяны Лукашевич «Подкидыш».


В «Подкидыше» Раневская сыграла самоуверенную, командующую подкаблучником-мужем женщину. Актриса специально для своей роли придумала несколько хлестких фраз. Одна из них — Муля, не нервируй меня – стала по-настоящему крылатой. Эта фраза впоследствии преследовала ее всю жизнь. При виде актрисы мальчишки на улице начинали кричать: «Муля, не нервируй меня!».


Все это необычайно раздражало Раневскую, со временем она стала просто ненавидеть роль, давшую ей популярность. Как-то она даже призналась в этом Анне Ахматовой. «Сжала руки под темной вуалью» – это тоже мои Мули, — ответила она.


Много, много лет спустя, когда Леонид Ильич Брежнев вручал Фаине Георгиевне Раневской орден Ленина, то и он не смог удержаться — скорчил рожу и пропищал: «Муля, не нервируй меня!». Фаина Георгиевна презрительно пожала плечами и сказала: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются только невоспитанные уличные мальчишки!» Брежнев страшно смутился и тихо ответил: «Извините, просто я вас очень люблю». На чем инцидент и исчерпался.


«Мечта»


В 1940 году Михаил Ромм пригласил Фаину Раневскую сниматься в социально-психологической драме «Мечта». Актриса рассказывала: «За всю долгую жизнь я не испытывала такой радости ни в театре, ни в кино, как в пору нашей второй встречи с Михаилом Ильичем. Такого отношения к актеру – не побоюсь слова «нежного», — такого доброжелательного режиссера-педагога я не знала, не встречала. Его советы, подсказки были точны, необходимы. Я навсегда сохранила благодарность Михаилу Ильичу за помощь, которую он оказал мне в работе над ролью пани Скороход в «Мечте», и за радость, когда я увидела этот прекрасный фильм на экране».


Эту картину Михаил Ромм стал снимать после того, как побывал в Западной Украине, присоединенной к нашей стране в конце 30-х. Впечатления от увиденного и легли в основу фильма. Раневская сыграла роль хозяйки меблированных комнат — мадам Розу Скороход. Эта работа открыла огромное трагическое начало в таланте Фаины Раневской. В ее героине парадоксально смешивались сострадание и жесточайшая беспощадность к тем, кто ниже ее по социальному статусу, всепоглощающая скупость и такая же безмерная любовь к сыну-неудачнику, ради которого она живет, трудится, совершает низости, понимая в глубине души всю бесполезность этих усилий… Выдающийся драматург Теодор Драйзер высоко оценил игру актрисы.


«Свадьба»


После начала войны Фаина Раневская была эвакуирована в Ташкент, где пробыла до 1943 года. В 1943 году Раневская вернулась в Москву, и была принята в Театр драмы (ныне — театр имени Вл. Маяковского). Она снялась в нескольких рядовых фильмах, после чего была приглашена на роль Мамаши в фильме «Свадьба».


Режиссер Исидор Анненский собрал великолепный актерский ансамбль. Помимо Фаины Раневской, в «Свадьбе» снялись: Эраст Гарин, Зоя Федорова, Алексей Грибов, Осип Абдулов, Михаил Яншин, Сергей Мартинсон, Вера Марецкая, Николай Плотников, Михаил Пуговкин и многие другие. Фаина Раневская позже высказывалась о картине и о самом режиссере весьма отрицательно, считая, что Анненский, во-первых, полностью извратил чеховскую прозу, а во-вторых, не использовал в полной мере талантливых актеров.


Права или нет Фаина Георгиевна, но комедия «Свадьба» на долгие годы стала одним из любимейших зрителями фильмов. Сколько фраз из фильма стали крылатыми. Вспомните коронное выражение Осипа Абдулова «В Греции все есть», или фразу Фаины Раневской «Хочут свою образованность показать». К тому же, представляя собой неиссякаемый кладезь российского остроумия, «Свадьба» беспристрастно описывает человеческие пороки и заблуждения. Пошлейшая история «свадебных разборок» в семье мещан Жигаловых, пытающихся во что бы то ни стало заполучить в женихи капризного чиновника Апломбова, превращается в подлинную энциклопедию национальных характеров.


Сама Раневская, создавая образ, пользовалась наблюдениями из реальной жизни. «Похожести гримом тут не добьешься. Я ведь напяливала платье, подтягивала кверху нос, надевала парик и шляпку и выходила на съемочную площадку, почти не гримируясь. Все дело тут в манере говорить, слушать, думать. Ходить и жестикулировать — это уже потом», — признавалась она.


«Весна»


После войны Фаина Раневская сыграла несколько заметных ролей. В 1947 году на экраны вышла комедия Григория Александрова «Весна» с Любовью Орловой и Николаем Черкасовым в главных ролях. Фаине Раневской в сценарии отводился лишь один эпизод: ее героиня Маргарита Львовна подавала завтрак своей знаменитой племяннице.


Александров предложил актрисе самой сделать себе роль. Раневская придумала множество веселых фраз и диалогов. Вместе с Ростиславом Пляттом они внесли в картину комедийную, характерную, водевильную стихию. Помните разговор по телефону: «Скорую помощь! Помощь скорую! Кто больной? Я больной. Лев Маргаритович. Маргарит Львович». В итоге играющие роли второго плана Фаина Раневская и Ростислав Плятт запомнились зрителям даже больше, чем главные герои.


«Золушка»


В том же году Раневская сыграла мачеху в знаменитой сказке «Золушка» режиссера Надежды Кошеверовой. Эта картина одна из немногих, принесших актрисе настоящую радость. Раневская сыграла с присущей ей яркостью, правдоподобностью. Г. Скороходов в книге «Разговоры с Раневской» говорил: «В ее Мачехе зрители узнавали, несмотря на пышные «средневековые» одежды, сегодняшнюю соседку-склочницу, сослуживицу, просто знакомую, установившую в семье режим своей диктатуры. Это бытовой план роли, достаточно злой и выразительный. Но в Мачехе есть и социальный подтекст. Сила ее, безнаказанность, самоуверенность кроются в огромных связях…»


Одна из самых замечательных сцен в фильме с участием Раневской это, безусловно, охота за знаками внимания короля и принца на балу. Возвращаемся к книге Скороходова: «В ней <сцене> все смешно: и то, чем занимается милое семейство, и то, как оно это делает. Раневская здесь, повторим, минимальный соавтор Шварца-сценариста, но полная хозяйка роли. По сценарию дочки сообщают матери о знаках внимания, и та, зная силу документа, немедленно фиксирует в блокноте каждый факт».


Автор сценария Евгений Львович Шварц, как никто другой, болезненно бережно относившийся к каждой фразе, каждому слову в сценарии, Раневской с удовольствием позволял отсебятину. Раневская вспоминала: «Там была еще такая сцена. Я готовлюсь к балу, примеряю разные перья — это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья и любоваться собой. Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!».


Мачеха — одна из лучших комедийных ролей Раневской. Удивительно, но она – сугубо отрицательный персонаж сказки – вызывает у зрителей настоящий восторг!


Другие работы послевоенных лет


Среди других работ Фаины Раневской в послевоенные годы стоит отметить роль бабушки в фильме «Слон и веревочка», где актриса впервые снялась с Наташей Защипиной – тогда еще шестилетней девочкой. Раневская высоко отзывалась о юной актрисе и общалась с ней, как со взрослой.


Еще раз вместе они снялись в 1949 году в драме «У них есть Родина», поставленной по пьесе Сергея Михалкова. Фильм рассказывал о том как советские разведчики, разыскав на территории Западной Германии оказавшийся под присмотром английской разведки сиротский приют с советскими детьми, добиваются возвращения детей на родину…


Фаина Раневская так отзывалась о своей роли и о фильме: «Да, фрау Вурст у меня получилась. Вурст – по-немецки колбаса. Я и играю такую толстую колбасу, наливающую себя пивом. От толщинок, которыми обложилась, пошевелиться не могла. И под щеки и под губы тоже чего-то напихала. Не рожа, а жопа. Но когда я говорю о михалковском дерьме, то имею в виду одно: знал ли он, что всех детей, которые после этого фильма добились возвращения на Родину, прямым ходом отправляли в лагеря и колонии? Если знал, то тридцать сребреников не жгли руки?»


50-е годы. Работа в театре


В 1949 году Раневская уходит из Театра Драмы и поступает на работу в Театр им. Моссовета. Здесь она играла очень мало. Репертуар театра состоял из рядовых, а порой и просто бесцветных и скучнейших спектаклей, приуроченных к очередным советским праздникам. С большим трудом ее уговорили на роль старухи в спектакле «Рассвет над Москвой». Ее героиня по сценарию представляла этакую матерь-совесть, режущую правду-матку. Великая актриса от скуки и раздражения превратила свою роль в капустник на заданную тему, и каждое ее появление на сцене сопровождалось аплодисментами.


Как-то Раневской достался эпизод в пьесе «Шторм». На первую же репетицию актриса принесла огромный талмуд. Все знали: Раневская переписывает роль от руки. Но тут было что-то другое. Она принесла десятки вариантов каждого кусочка, чуть ли не каждой реплики своей роли. Она почти полностью переписала текст, Завадский замер. «Фаина… но драматург, что он скажет?» Драматург прочитал, побагровел и стал так хохотать, что все испугались. «Здесь ничего нельзя менять, — сказал он, — все оставить… как у Раневской». На следующий день актриса принесла еще несколько вариантов. «Оставьте ее, — сказал драматург, — пусть играет как хочет и что хочет. Все равно лучше, чем она, эту роль сделать невозможно».


Раневская так великолепно играла свой эпизод в «Шторме», что затмевала всех остальных актеров, включая и исполнителей главных ролей. Завадский не хотел мириться с этим, и вскоре лишил актрису роли.


Все это, конечно же, не могло устраивать Фаину Георгиевну, и в 1955 году она покинула театр. Она перешла в театр Пушкина — бывший Камерный театр. Одной из причин было то, что именно в Камерном она когда-то начинала свою карьеру. Однако от старого Таировского театра ничего не осталось. Здесь она проработала до 1963 года, но затем ушла и отсюда…


Одиночество


За всю свою жизнь Фаина Раневская так и не вышла замуж. Как-то ее спросили, была ли она когда-нибудь влюблена. Раневская рассказала эпизод из своей юности. Она была влюблена в красавца-актера, игравшего вместе с ней в труппе. Однажды актер сказал ей, что вечером придет к ней домой. Раневская нарядилась, накрыла стол… Актер пришел пьяный и с женщиной. «Деточка, погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя», — сказал он. «С тех пор не то, что влюбиться – смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!» — признавалась Фаина Георгиевна.


Однако в начале 60-х был у Фаины Раневской период, когда она не чувствовала себя одинокой. Она получила письмо от своей сестры Беллы (Изабелла Георгиевна Аплеен), которая жила одно время во Франции, а потом, похоронив мужа, перебралась в Турцию. Сестра была тоже одинока и просила помочь вернуться в СССР. Помогла министр культуры Е. Фурцева.


Несколько лет сестры прожили вместе. Вскоре у Беллы обнаружили рак. Раневская вызывала лучших врачей, проводила с ней – уже безнадежной – ночи. Больница, операция – все было бессмысленно. В 1964 году Белла умерла…


Кино. 50-60-е годы


Все это время Раневская практически не снималась в кино. Да и о тех редких работах актриса отзывалась так: «…Снимаюсь в ерунде. Съемки похожи на каторгу. Сплошное унижение человеческого достоинства, а впереди – провал, срам, если картина вылезет на экран».


Фильм «Осторожно бабушка!» (1960) Надежды Кошеверовой, где Раневская сыграла главную роль, получился откровенно провальным. Раневская восприняла это как личной оскорбление и поссорилась с режиссером, которая долгие годы была ее подругой.


Тем не менее, спустя пять лет Кошеверова рискнула вновь пригласить Фаину Георгиевну в свою новую картину. Раневской предстояло сыграть роль директора цирка в фильме «Сегодня новый аттракцион». Роль была неплохой, и актриса после долгих уговоров согласилась. Правда при этом она выдвинула ряд условий. Во-первых, двойная оплата. Во-вторых, актриса заявила, что приедет на студию только один раз, — значит, декорации выстраиваются под нее. Кроме того, ехать она должна в отдельном купе – не над колесами, а в середине вагона. Жить – в «Европейской», причем непременно с видом на Русский музей – в том крыле, где поселяют иностранцев. Любой контракт с животными исключался напрочь (по сценарию директор испытывает к ним патологическую страсть), официально это объяснялось острейшей астматической реакцией. В настоящее время ведущие актеры требуют еще и не это, но в то время такие требования были просто невероятными. И все же режиссер согласилась, хотя на практике условия были выполнены едва ли наполовину.


Роль в картине «Сегодня новый аттракцион» была последней работой в кино Фаины Георгиевны.


Великая актриса


В середине 60-х Раневская возвращается в театр к Завадскому. В театре Моссовета она работала до конца своих дней.


Удивительно, но за долгие годы она так и не сыграла ни одной великой роли мирового репертуара. Все экранные и сценические работы Раневской можно перечесть по пальцам. «Я в своей жизни не сделала 99 процентов из ста», — говорила она. Но даже то немногое сделало ее величайшей отечественной актрисой. Лондонский ежегодник «Кто есть кто» включил ее в число десяти лучших актрис ХХ века. И это не случайно. Кто-то из крупных режиссеров сказал о Фаине Георгиевне: «Она может все!» Актриса в совершенстве владела всеми жанрами — от трагедии до фарса. Раневская не играла – она жила своими ролями, как живут своими играми дети, до конца, по полной правды, до счастья. И если она видела равнодушие, работу в полсилы, то была беспощадна, как бывают беспощадны дети.


От непростого характера Раневской страдали окружающие. Так постоянными придирками она довела до слез Ию Саввину. Но потом звонила с извинениями, которые потрясали величественной откровенностью: «Я так одинока, все друзья мои умерли, вся моя жизнь – работа… Я вдруг позавидовала вам. Позавидовала той легкости, с какой вы работаете, и на мгновение возненавидела вас. А я работаю трудно, меня преследует страх перед сценой, будущей публикой, даже перед партнерами. Я не капризничаю, девочка, я боюсь. Это не от гордыни. Не провала, не неуспеха, я боюсь, а – как вам объяснить? – это ведь моя жизнь, и как страшно неправильно распорядиться ею».


За год до своей смерти Раневская отказалась играть на сцене. «Старость, — сказала она, — вещь страшная. Болят все мои косточки. Очень устала, очень. Восемьдесят семь лет! Я не Яблочкина, чтобы играть до 100 лет. Нет, больше на сцену не выйду!»

Умерла Фаина Георгиевна 19 июля 1984 года, после перенесенных инфаркта и пневмонии

Самый почтительный пост — Великолепная Фаина Раневская! — Ars longa vita brevis — Блоги

  • Главная
  • Футбол
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Трансферы
    • Россия
    • Лига чемпионов
    • Лига Европы
    • Евро-2020
    • Англия
    • Испания
    • Италия
    • Германия
    • Франция
    • Сборные
    • Олимп-ФНЛ
    • Казахстан

    Все турниры

    • Ливерпуль
    • Тоттенхэм
    • Челси
    • Арсенал
    • Зенит
    • Барселона
    • Реал Мадрид
    • Спартак
    • Сборная России
    • Манчестер Юнайтед

    Все клубы

    • Салах
    • Сон Хын Мин
    • Азар
    • Месси
    • Роналду
    • Головин
    • Мбаппе
    • Суарес
    • Дзюба
    • Неймар

    Все футболисты

  • Хоккей
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • КХЛ
    • НХЛ
    • Кубок Гагарина
    • Кубок Стэнли
    • Казахстан

    Все турниры

    • Вашингтон
    • СКА
    • ЦСКА
    • Авангард
    • Тампа-Бэй
    • Питтсбург
    • Спартак
    • Динамо Москва
    • Рейнджерс
    • Нью-Джерси

    Все клубы

    • Александр Овечкин
    • Артемий Панарин
    • Никита Кучеров
    • Андрей Свечников
    • Евгений Малкин
    • Евгений Кузнецов
    • Сергей Бобровский
    • Андрей Василевский
    • Александр Радулов
    • Семен Варламов

    Все хоккеисты

  • Баскетбол
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • НБА
    • Turkish Airlines EuroLeague
    • Единая лига ВТБ
    • НБА плей-офф
    • Зарплаты НБА

    Все турниры

    • Лейкерс
    • ЦСКА
    • Бостон
    • Голден Стэйт
    • Милуоки
    • Торонто
    • Чикаго
    • Сан-Антонио
    • Оклахома-Сити
    • Зенит
    • Сборная России
    • Сборная США

    Все клубы

    • Леброн Джеймс
    • Стефен Карри
    • Лука Дончич
    • Джеймс Харден
    • Кайри Ирвинг
    • Кевин Дюрэнт
    • Кавай Ленард
    • Расселл Уэстбрук
    • Алексей Швед
    • Яннис Адетокумбо
    • Зайон Уильямсон
    • Дэмиан Лиллард

    Все баскетболисты

  • Авто
    • Гонки
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Формула 1
    • MotoGP
    • Формула 2
    • Формула E
    • Ралли Дакар

    Все турниры

    • Феррари
    • Макларен
    • Ред Булл
    • Мерседес
    • Уильямс
    • Хаас
    • Альфа Таури
    • Рейсинг Пойнт
    • Рено
    • Альфа Ромео

    Все команды

    • Льюис Хэмилтон
    • Себастьян Феттель
    • Даниил Квят
    • Ландо Норрис
    • Кими Райкконен
    • Никита Мазепин
    • Шарль Леклер
    • Роберт Шварцман
    • Даниэль Риккардо
    • Макс Ферстаппен

    Все пилоты

  • Теннис
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Ролан Гаррос
    • Уимблдон
    • US Open
    • Australian Open
    • Мужчины
    • Женщины
    • Кубок Дэвиса

    Все турниры

    • Новак Джокович
    • Роджер Федерер
    • Рафаэль Надаль
    • Наоми Осака
    • Андрей Рублев
    • Мария Шарапова
    • Серена Уильямс
    • Карен Хачанов
    • Даниил Медведев
    • Александр Зверев
    • Эшли Барти

    Все теннисисты

  • Бокс/MMA/UFC
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • UFC
    • MMA
    • Бокс
    • Хабиб — Гэтжи
    • Тайсон — Рой Джонс
    • Поветкин — Уайт
    • Усик — Чисора
    • UFC 254
    • UFC 255
    • UFC Fight Night
    • Казахстан

    Все турниры

    • Хабиб Нурмагомедов
    • Конор Макгрегор
    • Федор Емельяненко
    • Александр Усик

Биография Фаины Раневской — РИА Новости, 27.08.2016

Сдав экстерном экзамены за курс гимназии, Фаина стала посещать занятия в частной театральной студии А. Ягелло. Отец снисходительно относился к увлечению дочери до тех пор, пока она не объявила о своем решении стать профессиональной актрисой. Это вызвало скандал и разрыв с семьей. В 1915 году она переехала в Москву, чтобы поступить в театральную школу, но ее никуда не принимали.

Свою сценическую деятельность Раневская начала на сцене Малаховского летнего театра под Москвой, в котором она отыграла один сезон.

С 1916 года началась ее работа в провинциальных театрах. Она играла в Керчи, Феодосии, Кисловодске, Ростове-на-Дону. Работала в Баку, Смоленске, Архангельске и многих других городах.

Первые успехи Раневской в профессии связаны с исполнением таких острохарактерных ролей, как Шарлотта в «Вишневом саде», Змеюкина в чеховской «Свадьбе», Дунька в «Любови Яровой». Она играла в спектаклях «Живой труп», «Последняя жертва», «Без вины виноватые», «На всякого мудреца довольно простоты», «Гроза», «На дне», «Ревизор», «Женитьба» и др.

В 1931 году Раневская стала актрисой московского Камерного театра. В поисках «своего» театра она не раз переходила из одного московского коллектива в другой. В 1933-1939 годах работала в Центральном театре Красной Армии, в 1943-1949 годах была актрисой Театра драмы (ныне — театр имени Вл. Маяковского), в 1949-1955 годах — актрисой Театра имени Моссовета, в 1955-1963 годах — театра имени А.С. Пушкина, с 1963 года и до конца жизни — вновь в Театре имени Моссовета.

Среди ее лучших театральных работ Васса Железнова («Васса Железнова» Максима Горького, 1936), Берди («Лисички» Лилиан Хеллман, 1945), Спекулянтка («Шторм» Владимира Билль-Белоцерковского, 1951), Эухения («Деревья умирают стоя» Алехандро Касоны, 1958), миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж» Джона Патрика, 1966), Люси Купер («Дальше — тишина» Вины Дельмар, 1969), Фелицата («Правда — хорошо, а счастье лучше» Александра Островского, 1980) и др.

В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 году. Начинающий режиссер Михаил Ромм, увидев ее на сцене, пригласил на роль госпожи Луазо в фильме «Пышка» по знаменитой новелле Ги де Мопассана.

В 1930-1940-х годах Раневская много снималась в кино. Настоящую известность ей принесли роли Розы Скороход («Мечта», 1939), Ляли («Подкидыш», 1940), Матери («Свадьба», 1944), Мачехи («Золушка», 1947), Маргариты Львовны («Весна», 1947) и др.

Всего на ее счету около 30 киноролей, каждая из которых запомнилась зрителям благодаря яркому и неординарному таланту актрисы.

Принимала участие в озвучивании мультфильмов («Сказка о царе Салтане», 1943; Фрекен Бок в «Карлсон вернулся», 1970).

Фаина Раневская — автор многочисленных афоризмов, которые очень точно характеризуют ее отношение к жизни, людям, кино и театру.

В 1961 году Раневской было присвоено звание Народной артистки СССР.

Актриса — трижды лауреат Государственной премии СССР (1949, 1951 — две), была награждена орденом «Знак Почета (1947), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1950, 1967), орденом Ленина (1976).

Умерла Фаина Раневская 19 июля 1984 года после перенесенных инфаркта и пневмонии. Похоронена на Донском кладбище в Москве.

Редакционным советом английской энциклопедии Who is who («Кто есть кто») в 1992 году Раневская включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века.

На доме, где родилась Фаина Раневская (г. Таганрог, ул. Фрунзе, д. 10), 29 августа 1986 года была открыта мемориальная доска.

16 мая 2008 года в Таганроге был открыт памятник актрисе (скульптор Давид Бегалов). Бронзовая скульптура изображает Раневскую в роли Ляли из фильма «Подкидыш».

В мае 2008 года в Таганроге состоялся первый международный театральный фестиваль им. Фаины Раневской «Великая провинция».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Фаина Раневская / Биография и фильмография

Фаина Раневская

Дата рождения:

27.08.1896

Место рождения:

Таганрог


Умерла 20 июня 1984 года.


Лауреат Государственных премий СССР: 1949, 1951, за театральную работу; 1951, за роль фрау Вурст в фильме «У них есть Родина»

Народная артистка СССР (1961)

Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века (1992)


Фильмография: Актриса


  • Сегодня — новый аттракцион (1966)

  • Легкая жизнь (1964)

  • Осторожно, бабушка! (1960)

  • Девушка с гитарой (1958)

  • У них есть Родина (1949)

  • Встреча на Эльбе (1949)

  • Рядовой Александр Матросов (1947)

  • Золушка (1947)

  • Слон и веревочка (1947)

  • Весна (1947)

  • Небесный тихоход (1945)

  • Свадьба (1944)

  • Три гвардейца («Родные берега») (1943)

  • Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») (1943)

  • Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем («Миргород») (1941)

  • Мечта (1941-72)

  • Любимая девушка (1940)

  • Человек в футляре (1939)

  • Подкидыш (1939)

  • Ошибка инженера Кочина (1939)

  • Дума про казака Голоту (1937)

  • Пышка (1934)


Другие работы. Озвучивала мультфильмы:


  • Карлсон вернулся (1969)

Фаина Раневская — Жемчужные мысли. Стр. 1

Фаина Григорьевна (Г.) Раневская (урожденная Фанни Гиршевна Фельдман; 15 (27) августа 1896 г., Таганрог — 19 июля 1984 г., Москва) — советская актриса театра и кино. Современные журналисты называют «одной из величайших российских актрис XX века» и «королевой второго плана» [1] [2]. В сегодняшнем общественном сознании Раневская часто ассоциируется со многими собственными афоризмами, большинство из которых были «крылатыми» [1].
Один биограф Фаина Г.Мэтью Гейзер писал: «Самое парадоксальное в актерской судьбе Раневской — то, что она сыграла в театре и кино десятки ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Мик сказал:« Его имя никогда не остается с плакатом, на котором он неизменно фигурирует. включая «et al». «» [3]. Несмотря на небольшие, порой анекдотические образы, зрители и режиссеры заметили актрису уже после первых ролей в кино — миссис Луазо в немой драме Михаила Ромма «Пончик» (1934) [4]. В кино она играла не так часто, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор был» [5].Однако на киноэкране Раневская перевоплотилась в немалое количество персонажей — это была, в частности, зажигательная дама Ляля в комедии «Подкидыш» (1939), домработница Маргарита Львовна в музыкальной комедии «Весна» ( 1947) и злая мачеха в классической сказке «Золушка» (1947). Знаменитая Раневская тихим голосом произносит «домомучительница» Бока в мультфильме «Карлсон вернулся» (1970).

О женщинах
Когда привезли в Москву «Сикстинскую Мадонну», все пошли ее посмотреть.Фаина слышала разговор двух чиновников из Министерства культуры. Один утверждал, что картина его не впечатлила. Раневская заметила:
— У этой дамы столько веков у таких людей создается впечатление, что теперь она вольна выбирать, кому произвести на нее впечатление, а кому нет!
***
Бог создал красивых женщин, чтобы они любили мужчин и — глупые, чтобы они любили мужчин
***
Эта задница называется «задница-Игрунов».
***
Что, на ваш взгляд, женщины, как правило, более верные брюнетки или блондинки? »
Не долго думая она ответила:« Серый! »
***
Женщины, конечно, умнее.Вы когда-нибудь слышали о женщине, потерявшей голову, о том, какие у мужчины красивые ноги?
***
Голова красавица ничем помочь не может! (Смотрит на дырочку в моей юбке)
***
Критикессы — Амазонки в период менопаузы.
***
Когда у Кузнечика болят ноги, она прыгает сидя.
***
С таким засранцем надо сидеть дома!

О здоровье
На вопрос: «Фаина, ты больна?» — Обычно она отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».
***
Что мне делать? Я делаю вид на здоровье.
***
Чувствую, но плохо.
***
Здоровье — это когда тебе каждый день больно в другом месте.
***
Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
***
Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.

Примерно возраст
Старость — это не беспокоит плохие сны и дурные реалии.
***
Я как старое дерево на вокзале — никому не нужен, а жалко бросить.
***
Старость — это просто противно. Я считаю, что это незнание Бога, когда он дает дожить до старости.
***
Страшно, когда ты внутри восемнадцати, когда любуешься красотой музыки, поэзии, живописи, и тебе нужно идти, не успеваешь, а только начинаешь жить!
***
Боже мой, как скользнула жизнь, я даже не слышал, как поют соловьи.
***
Мысли тянутся к началу жизни — тогда жизнь подходит к концу.
***
Когда я умру, похорони меня и напиши на памятнике: «Она умерла от отвращения».
***
Стареть скучно, но это единственный способ прожить долго.
***
Старость — время, когда свечи на именинном торте дороже самого торта, а половина уходит на анализы мочи.

Работа
Деньги съедены, а позор остается. (О его работе в кино)
***
Снято в плохом фильме — это как плевать в вечность.
***
Когда мне не дают роль, я чувствую пианиста, который отрезал себе руки.
***
I — Выкидыш по Станиславскому.
***
Я провинциальная актриса. Где меня только не обслуживают! Только город Вездесранске не обслуживается! ..
***
Я в силу закаленного таланта пищал как комар.
***
Я жил во многих театрах, но не развлекался.
***
Четвертый раз смотрю этот фильм и должен вам сказать, что сегодня актеры играют как никогда!
***
Успех — единственный непростительный грех перед его закрытием.
***
Как ошибочное мнение, что нет существенных актеров.
***
Мы привыкли к одноклеточным мыслям говорили куцым, потом играем Островского!
***
Получаю письмо: «Помогите стать актером». Ответ: «Боже, помоги!»
***
Perpetuum males. (О реж. Ю. Завадского)
***
Умер от экспансии фантазии. (О реж. Ю. Завадский)
***
Ви в трамвае — все, что он делал в арт.
***
Слово «играть» не узнаю. В карты можно играть, на скачках, в шашки.На сцене надо жить.
***
Жемчуг, я надену в первом акте, обязательно должен присутствовать — требует капризная молодая актриса.
Все реально, — успокаивает Раневская. — Все: жемчужина в первом акте, а яд — во втором.

—img9—

Заявление и жизнь
Всю свою жизнь я плыл в туалете баттерфляем.
***
Я социальный психопат. Комсомольская с веслом. Вы можете потрогать меня в метро. Вот где я стою, полусклонясь в купальной шапочке и медных шортах, в которые стремятся залезть все октябрята.Я работаю в подземной скульптуре. Я отполировал столько ступней, что мне позавидовала бы даже великая проститутка Нана.
***
Satellite Fame — одиночество.
***
Надо жить чтоб помнили и гады.
***
Я был достаточно умен, чтобы жить.
***
Кто знал мое одиночество? Черт побери, это талант меня огорчил. Но зрители действительно любят? Что случилось? Почему поезд так тяжело в театре? В фильме тоже гангстеры.
***
В Москве можно выйти на улицу одетым, как угодно Богу, и никто не обратил внимания.В Одессе мои ситцевые платья вызывают беспорядок — это обсуждают в парикмахерских, стоматологических клиниках, трамвае, частных домах. Все печалят мою чудовищную «скупердяй» — ведь в бедность никто не верит.
***
Одиночество как состояние неизлечимое.
***
Блин девятнадцатый век, блин воспитание: терпеть не могу, когда мужчины сидят.
***
Жизнь проходит и кланяется, как сердитый сосед.

—img10—

—img11—

По разным темам
Орфографические ошибки в письме — как жучок на белой кофточке.
***
Сказка — лягушка, когда женился, а она была принцессой. Правдивая история — это когда наоборот.
***
Говорил долго и неубедительно, как будто говорил о дружбе народов.
***
Семья заменяет все. Итак, прежде чем начать, вы должны подумать о том, что для вас важнее: семья или все.
***
Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.
***
Не встречал человека, как личное оскорбление.
***
Чтобы мы могли видеть, сколько мы переедаем, наш желудок расположен на той же стороне, что и глаз.
***
Этот мужчина — мужчина, который точно помнит женский день рождения и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не запоминает день рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет — это ее муж.
***
Мне всегда было ясно — людям стыдно, а не стыдно за бедность и богатство.
***
Я прочищаю мелкие мысли?
***
Первоклассника нужно учить только естествознанию.
***
Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца.Память сердца так мучительна, лучше бы ее не было … Лучше бы память убить навсегда.
***
Знаете, когда я увидел этого лысого человека в броневике, я понял: нас ждут большие неприятности. (Про Ленина)
***
Это не комната. Это просто яма. Чувствую себя ведром, там опущено.
***
«Вы бы не поверили Фаине, но я не целовал никого, кроме невесты».
— «Ты этим хвастаешься, милый, или жалуешься?»
***
Сотрудник Радио Н.постоянно переживает драму из-за своих любовных отношений с коллегой, которого звали Сима: она плакала из-за очередной ссоры, он ее бросил, это заставило его сделать аборт Раневская назвала ее «жертвой ГераСимы».
***
Как-то спросила Раневская : Почему красивые женщины пользовались большим успехом, чем умные?
— Это очевидно, потому что слепых мужчин очень мало, а глупых пруд пруди.
***
Сколько раз в жизни краснеет женщина?
— Четыре раза по их первая брачная ночь, когда впервые изменяет мужу, когда впервые берет деньги, первый раз даю деньги.
А мужчина?
— Дважды: первый раз, когда он не может, второй, второй, когда он не может, первый.
***
Раневская со всем хозяйством и огромным багажом приезжает на вокзал.
— Жалко, что не привезли пианино, — говорит Фаина.
— Несмешно, — говорит один из сопровождающих.
— Действительно бессмысленно, — вздыхает Раневская. — Дело в том, что на
я оставил пианино все билеты.
***
Когда-то Юрий Завадский, художественный руководитель Театра им. Моссовет, где работала
Фаина Раневская (а с которой у нее было далеко
безоблачных отношений), крикнула в пылу актрисы: «Фаина,
Ты съел мою игру всю мою режиссерскую идею!» «Это просто мое ощущение
. что я дерьмо съела! »- парировала Раневская.
***
— Сегодня я убил 5 мух: двух самцов и трех самок.
— Как вы это определяете?
— Двое сидят на пивной бутылке, а трое на зеркале, — пояснила Фаина.
***
Идя по улице Раневской толкнул мужчину и даже ругал грязные слова. Фаина сказала ему:
— По ряду причин у меня нет слов, чтобы ответить тебе, что ты ешь. Но я искренне надеюсь, что когда ты вернешься домой, твоя мама выскочит из ворот и как бы тебя укусит.
***
Актеры обсуждают на собрании товарища по труппе, которого обвиняют в гомосексуализме:
«Это коррупционное преступление молодежи»
Боже мой, бедная страна, где мужчина не может распоряжаться своей задницей, — вздохнула Раневская.
***
«Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращение», — строго поясняет Раневская: «извращений, по сути, всего два: хоккей и балет на льду».
***
Объясняя кому-то, почему презерватив белого цвета Раневская сказала:
«Потому что белого цвета полно».
***
Я не пью, не курю и никогда не изменяла мужу еще и потому, что никогда не ела, — сказала Раневская, предвосхищая возможные вопросы журналиста.
Значит, журналист не отстает, значит, минусов у вас действительно нет?
В общем, нет, скромно, но достойно ответила Раневская.
И после короткой паузы добавил:
Однако у меня большая задница, и иногда я немного придумываю!

—img12—

—img13—

В конце жизни Фаина с горьким сарказмом написала: «Когда умру, похорони меня на памятнике и напиши — умерла от отвращения». Фаина Раневская, умерла 19 июля 1984 г. (по другим данным — 20 [20] июля и 20 июня [21]). Похоронена на Новом Донском кладбище [22] в Москве вместе с сестрой Изабеллой, участок №4. На могиле круглый год можно увидеть живые цветы, принесенные почитателями ее таланта.

—img14—

—img15—

Источник:

Veere Di Wedding (2018) — Тухлые помидоры

Дом

Верхняя касса

Билеты и расписание

DVD и потоковое воспроизведение

Телевизор

Новости

Что такое Tomatometer®?
Критики

ПОДПИСАТЬСЯ

|
АВТОРИЗОВАТЬСЯ

Фильмы / TV

    Знаменитости

      Результаты не найдены

      Посмотреть все

      • Дом
      • Касса
      • телевизор
      • DVD
      • БОЛЬШЕ

      • Новости
      • Моя учетная запись
      • ПОДПИСАТЬСЯ

        АВТОРИЗОВАТЬСЯ