Свадьба армянина: Фильм Моя большая армянская свадьба смотреть онлайн

Содержание

Мехман Алиев: «Армянам говорили, что у азербайджанцев на свадьбу принято приносить в жертву армянина»

Директор информационного агентства Turan, известный журналист Мехман Алиев опубликовал свою новую статью под заголовком «Пустота». Автор делится в ней своими размышлениями о возможности мирного сосуществования азербайджанского и армянского народов. Журналист не скрывает своих опасений по поводу реваншистских настроений в армянском обществе, где продолжают культивировать опасные идеи национальной исключительности. Haqqin.az представляет читателям статью с незначительными сокращениями.

*      *      *

Когда меня спросили о моих переживаниях в связи со взятием Шуши и объявлением перемирия, из нахлынувших на меня смешанных чувств я успел выказать радость победы, ликование и… тут же почувствовал провал в пустоту: нервы расслабились и сознание обмякло после более чем тридцатилетнего напряжения.

Сначала подумалось, что наступил конец трагедии длиною в тридцать лет, но когда увидел на новостном сайте российских  армян yerkramas.org все еще красующийся слоган нациста Гарегина Нжде «Не должно быть ни одного дня без борьбы с турком» (в Азербайджане таких слоганов нет), то осознал, что так просто мы не отделаемся.

И все это после того, как по факту стало очевидно, что последователи идеи армянской исключительности и ненависти к тем, кто якобы отнял у армян мифическую «Великую Армению», ввергли себя и весь регион в пучину трагедии, которую можно было бы избежать, если бы не эта идея вечной войны со своими историческими соседями.

В основе этой идеологии лежит идея несовместимости тюрков и армян. Личный жизненный опыт говорит о том, что эта нацистская идея культивируется и насаждается в сознание людей, превращая их в носителей человеконенавистнического мировоззрения.

В семидесятые годы Баку для меня ассоциировался с «Городом солнца» Томазо Кампанелы. Баку, насыщенный различными этнокультурами и религиями, живет в гармонии, где сформировалась поразительная  система ценностей и невиданная толерантность. Такое сосуществование было результатом не насильственной идеи создания советского человека, светской общности, а следствием некультивирования идеологии исключительности и межэтнической и межрелигиозной несовместимости. 

Интересно, что если у шиитов отмечался траур по убиенным внукам пророка Мухаммеда, то свадьбы не справляли и христиане. А в дни религиозных и национальных праздников все обязательно поздравляли друг друга, как, например, славяне, армяне, евреи поздравляли азербайджанцев с Новруз байрамы и получали обязательные подарки от своих азербайджанских соседей, точно так же христиане угощали мусульман куличами в дни Пасхи. Это еще было время, когда в Баку армянин, зарезавший африканского студента в ответ на глубокое оскорбление, был возведен в рамки героя, в том числе азербайджанцами, за то, что отстоял свою честь. Честь тогда еще высоко ценилась.

Наша поп-группа, а вернее, два вокально-инструментальных ансамбля, в которые я одновременно входил и даже руководил, также обсуждала этот случай, и здесь между 16-17-летними армянами и азербайджанцами царила солидарность. А футбол, пляж, азартные игры и прочее – все это еще было общим достоянием. В армию уходили по возрастной цепочке – кто раньше, кто позже.

В армии все было в том же порядке: армяне и азербайджанцы, как и выходцы из Азербайджана других народностей, держались вместе. Тогда в армии существовали институты землячества, этногрупп. Бакинские, гянджинские, сумгаитские, карабахские армяне и азербайджанцы держались вместе в драке стенка на стенку против других групп. Таких стычек было несколько за всю двухлетнюю службу, но они были.

С ереванскими армянами я впервые столкнулся в армии, когда после окончания артиллерийской сержантской школы в Тбилиси продолжил службу в мотострелковой дивизии в Ахалкалаки в артдивизионе  412-го мотострелкового полка. Я заметил, что они держались ото всех отдельно и сторонились армян из Азербайджана и даже выражали к ним некоторое презрение. 

Что интересно, через 10 месяцев моей армейской службы начштаба дивизиона – армянин из Карабаха, строгий, но справедливый человек, назначил меня старшиной батареи. Это был знак благодарности  за успешные стрельбы на учениях, после которых он получил должность командира дивизиона Валехского укрепрайона.

И вот после первого года службы в нашу батарею поступают четверо ереванских армян – трое сержантов — командиров орудий и один рядовой – Геворк Авакян. Он служил в спортроте, проштрафился, вот и заслали его к нам в Кавказскую Сибирь, как называли Ахалкалаки. Там, высоко в горах, зима наступала в конце сентября и отступала к маю. Лета не было – только три месяца весны. Его имя я запомнил, потому что мы с ним вместе скомпоновали из стихов Есенина песню, музыку сложил я. Помню, что до службы он был лауреатом конкурса на лучшее исполнение стихов Есенина.

В основу легло стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть», но оно заканчивалось минорно, и поэтому мы добавили к концовке первые два четверостишия стихотворения «Пускай ты выпита другим», которые заканчивались, как нам казалось, мажорно:

О, возраст осени! Он мне

Дороже юности и лета.

Ты стала нравиться вдвойне

Воображению поэта.

Ереванские армяне были напряжены при нашей первой встрече в казарме. Мне было известно об их предубеждении к туркам. В последующем я делал все, чтобы сломать этот стереотип. Я создал для них справедливые условия – у нас не было дедовщины. Мы – старослужащие азербайджанцы –  не притесняли никого. Старшиной дивизиона был Гюндуз Зейналов, командиром разведки – Азамат Бананьярский. Вообще-то это был цвет артиллерии дивизии. Замначальника ракетных войск и артиллерии Закавказского военного округа генерал-майор Махно дал всем артиллерийским подразделениям приказ снять шапки именно перед нами за феноменальные результаты стрельбы – все получили  специалиста первого класса, комдив Ситников Анатолий Иванович – звание подполковника на следующий день.

После того как между нами установилось доверие, ереванские осторожно стали расспрашивать меня о нашей идентичности с османскими турками. Вскользь упомянули пару раз геноцид. Но в последующем эти темы отошли на второй план, уступив реальным человеческим отношениям.

Однажды один из них сообщил мне страшную новость из Ленинакана (Гюмри): «Двое пограничников – русский и армянин были в наряде и патрулировали границу. Проходили мимо татарского села и услышали музыку, шум. Шла свадьба. Армянин сказал русскому: «Я пойду, возьму еду, а ты подожди». Проходит время, армянин не возвращается. Русский подходит к  хате, смотрит в окно и видит на столе перед невестой и женихом голову армянина. У них так принято – приносить армянина в жертву на свадьбу. Русский влетает в хату и расстреливает всех. Теперь его хотят забрать в Москву и там судить. Но весь Ленинакан поднялся на ноги, его прячут и не отдают. Он – национальный герой».

«А откуда там татары?!», –  спросил я. Он стал мяться. Я понял, что речь о нас.

Был у меня каптёрщик (ответственный за материальную часть), ростовский парень Виктор Трещенко. Я отправил его в особый отдел дивизии к его землякам выяснить правдивость истории. Выяснил – полный блеф, история, высосанная из пальца.

Однажды  с земляком Азером Мамедовым мы отправились в увольнение в город на почту, чтобы поговорить по телефону с домом. Идем через город и говорим по-азербайджански. Проходим в метрах  20-ти от двух бабушек. Было им, на взгляд, за 70. Вдруг одна из них зовет нас по-турецки: «Турка, турка, бурая гелин» (идите сюда).

Я досадно говорю Азику: «Влипли. Сейчас начнут про геноцид». Подходим. Спрашивает: «Турка?». «Нет, азербайджанец», — отвечаю я. «Турка, турка», — говорит она, а другая смеется.

Приглашают нас присесть, но мы молодые и решили постоять, сидеть при старших и женщинах не принято. Они рассказывали на турецком, как их переселили сюда из Турции в 1946 году (до этого отсюда были сосланы турки-месхетинцы в Среднюю Азию), как они хорошо жили и соседствовали с турками. Ни слова о геноциде. Поговорив, мы стали прощаться. Но они не хотели нас отпускать, обращались с нами радушно, тепло, словно родных встретили. Я был под впечатлением этой беседы. Ведь на самом деле, подумал я, эти бабули пережили трагические 1915-18-е годы, но почему у них нет злости и ненависти. А армяне, которые слышали о тех годах понаслышке, полны горечи и злости. Первые –  это люди реальности, а вторые – мифов. Такой у меня был вывод и таким остался по сей день, усиливаясь дополнительными историями общения с армянами, представляющими разные поколения и регионы.

В Баку солнце Томазо Кампанелы начало заходить в начале 80-х. Стала появляться провокационная националистическая литература об избранности армянской нации, с идеями Армении от моря и до моря. Пошли слухи о неких фондах, куда армяне жертвуют средства. Начались невиданные доселе дискуссии о том, что Баку – это территория Великой Армении. Все стало меняться. Говоря нынешним языком, пандемия национализма стала охватывать умы.

Но мы еще играли вместе в футбол. Как-то наша дворовая армяно-азербайджанская команда играла пять на пять до шести голов с командой шахматистов во главе с начинающей звездой Гарри Каспаровым на пляже санатория «Загульба». Мы дали им фору – они вели со счетом 5:0. А затем мы забиваем подряд 6 безответных голов и побеждаем. Каспаров сидит в воде, схватившись за голову, анализирует, пытаясь понять, что произошло. На призывы матери, отмахивается рукой.

В это время я, как спасатель, все еще спасаю тонущих в море и азербайджанцев и армян, точно так же, как  и армянин-напарник Борис. Последние годы идиллии…

Это был декабрь 1987 года. Я заканчивал учебу на факультете журналистики МГУ. Мне сказали, что наш сокурсник Мушег Овсепян, ныне профессор Ереванского госуниверситета, собирает подписи под неким документом с обращением в Политбюро ЦК КПСС о передаче Нагорно-Карабахской Автономной Области из состава Азербайджана в состав Армянской ССР.

Я нашел его и спросил: «Что за подписи ты собираешь?». Он несколько помялся: «Дядя (так меня называли сокурсники), да это ничего такого. Какая вам разница – у вас земли много, а у нас мало. Карабах плодородное место, и это обеспечит Армении независимое существование».

Мушег показал мне заверенную печатью справку исторического факультета Ереванского госуниверситета, которая гласила, что Сталин и Кавбюро вопреки воле армянского народа передали Нагорный Карабах Азербайджану. В связи с чем содержался призыв о возвращении НК в состав Армении.

Авторы этого далеко не исторического документа поймали волну – шла антисталинская кампания в вузах, кругах интеллигенции, и эта тема, как-никак, вписывалась в политику по отторжению Карабаха.

Я сказал Мушегу: «Вы сильно ошибаетесь, мы никогда не пойдем на это. Эта земля нам так же дорога и уступок не будет. Все что вы делаете, приведет к большой трагедии».

Тот же Мушег вскоре показал армянскую газету, в которой говорилось, что азербайджанцы взорвали памятник маршалу Баграмяну в селе Чардахлы. Спрашивается, что это вдруг они решили взорвать памятник ни с того, ни сего.  

Затем появилась информация о беженцах-азербайджанцах из города Кафан в Армении.

Маховик конфликта стал набирать обороты, в воздухе запахло кровью.

В январе я приехал в Баку на последние каникулы. Здесь все было спокойно, и никто не думал, что вскоре все изменится. Меня удивляла безалаберность руководства республики, бездействие, самая что ни на есть страусиная политика.

Я ожидал, что провокация произойдет в Баку, как это было в 1905 году, когда царская охранка стравила азербайджанцев и армян, чтобы ослабить стачечное движение, или как в 1918 году, когда Армения и Азербайджан объявили о независимости и в результате развязанной войны обе страны ее потеряли.

Но рвануло сначала у Аскерана: 22 февраля выстрелами были убиты двое азербайджанцев,  а затем, 28  февраля, спровоцированы погромы и убийства армян в Сумгаите. Авторам этнических чисток, присоединения Карабаха к Армении надо было пустить кровь и организовать межнациональную вендетту, чтобы пройти точку невозврата.

Все к этому шло и было предсказуемо как дважды два — четыре.

3 марта на факультете журналистики МГУ в Коммунистической аудитории проходила конференция «Карабах – наша боль». На нее собрались студенты с различных факультетов. Армяне были в большем количестве, азербайджанцев значительно меньше. Здесь не было будущего идеолога Али Гасанова и его сподвижников.

Много говорилось о сочувствии армянам, о восстановлении исторической справедливости, клеймили Сталина и прочее.

Я взял слово: «Сегодня здесь происходит фарс, который ведет к столкновению двух народов, как это было в 1905 и 1918 годах. Вы вершите преступление. Вы ведете все к большой крови, и на всех вас будет эта кровь».

Армянские студенты отмахивались от меня и протестовали.

На следующий день меня пригласил к себе декан факультета Ясень Николаевич Засурский. «Мехман, что ты вчера там наговорил. Тобой интересуется КГБ».

Мы обменялись мнениями о Карабахе. Он сказал в конце беседы: «Иди и будь осторожен».

Ясень Николаевич уже имел со мной воспитательную  беседу. Дело было связано с иракскими студентами-коммунистами. Вели они себя неподобающе. Я их поставил на место. Они пожаловались руководству МГУ, ну а профилактику провел Засурский. Он просил уступить. Но я наотрез оказался. В конце концов он поддержал меня.

Пять лет назад мы впервые встретились с Мушегом в Тбилиси, на Южно-Кавказской конференции ОБСЕ по СМИ.

Тогда я ему сказал, ну что, я был прав. Он растерянно пожал плечами. Потом при людях я сказал: «Вот на нем лежит кровь тысяч людей». Он ответил: «Ну хватит, дядя».

В прошлом году в рамках проекта ОБСЕ, ЕС по подготовке народов к миру в Тбилиси проходила встреча ереванских и карабахских армян и азербайджанцев. Обменивались идеями о возвращении к миру. Там я поделился своим видением того, как начинался конфликт и перехода его из вроде бы безобидного сбора подписей в кровавый.

Один из карабахских армян воскликнул: «А, значит вы знали, что будет кровь!».

«Она, как во всех подобных случаях, бывает неизбежной и нужной для тех, кто заинтересован в конфликте и его сохранении», – ответил я.

Посмотрите, как сегодня  агрессивно реагирует власть на убийство одного учителя во Франции по религиозному мотиву или темнокожее общество –  на убийство афроамериканца в США. Религиозные и национальные вопросы обостряются и особенно выпукло проявляют себя в периоды кризисов. Это аксиома революционных ситуаций. Карабахский конфликт был порождением кризиса советской системы.

Что дали 33 года конфликта армянскому и азербайджанскому народам? Реально, напрямую, с обеих сторон пострадало 2 млн человек  – страдания, кровь, потеря крова, друзей, близких – всего. А так в целом пострадали оба народа. Вместо процветания – вечная война и ненависть. И, к сожалению, многие становятся заложниками бредовых идей и вынуждены впрягаться в человеческий поток бесконечного конфликта, тратя свою жизнь не на созидание, а на мифическую борьбу за выживание.

После того как Азербайджан одержал в этой битве победу, один журналист отметил, что теперь ничья – 1:1 (в 1994 году поражение было за Азербайджаном). Но он был слишком оптимистичным: я прочитал в итоговом пресс-релизе недавнего совместного заседания Всемирного армянского конгресса и Союза армян России: «Мы проиграли битву, но не сражение», и стало понятно, что топор войны так и не был закопан 10 ноября 2020 года. Армения готовится к очередному реваншу в этой многовековой войне, к которой нас вынуждают быть готовыми.

А что азербайджанское общество? Оно готово к любому варианту, благо армяне многому научили. Но оно более склоняется к миру, так как желает радоваться жизни и процветать.

в Москве азербайджанцы останавливали машины армян и избивали людей

https://www.znak.com/2020-07-24/smi_v_moskve_azerbaydzhancy_ostanavlivali_mashiny_armyan_i_izbivali_lyudey

2020.07.24

Минувшей ночью в Москве на фоне обострившихся армяно-азербайджанских отношений группы азербайджанцев останавливали машины с армянскими номерами и жестоко избивали находившихся в них людей. Об этом со ссылкой на соучредителя общественной организации «Правовой путь» Рубена Меликяна пишет армянское издание Panorama. am. 

кадр из видео, распространяемого в соцсетях

В социальных сетях распространились ролики, как группы агрессивных людей разбивают машины и бьют водителей. 

В связи с этим Меликян рекомендует организовать на местах рабочие группы адвокатов для оказания юридической помощи потерпевшим, подать заявления о преступлении, создать централизованный механизм по сбору и обработке информации о таких случаях, воздержаться от репрессалий в отношении безвинных граждан, соблюдать меры предосторожности. 

В свою очередь Член Объединения армян России Давид Тоноян на своей странице в Facebook сообщил, что азербайджанцы ударили ножом его знакомого. «Друзья, без паники и истерии. Не надо кидаться сразу на посольство или искать виновных. Поверьте, все на нервах, все занимаются, никто без дела не сидит. Не надо распространять непроверенную информацию, это очень важно! Знакомого нашего ударили ножом, остальное уточняется», — написал он. 

«Район Марьино, Братиславская и Люблино полностью в оцепление ОМОНа и Росгвардии. Машины все проверяют. Есть уже задержанные», — сообщил он.

Телеграм-канал Re: public of Artsakh сообщает со ссылкой на свои источники, что азербайджанских хулиганов поймали российские правоохранители.

«По неподтвержденным данным, в Москве некоторых азербайджанцев, которые толпой избивали армян, в том числе и старика, ублюдков заломал и задержал ОМОН. И есть информация, что армяне едут за ними в Марьинское ОВД», — пишет автор канала.

По информации телеканала «360», после конфликтов на улицах Люблинской и Братиславской задержали 13 человек. Сейчас полиция проводит проверку.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Гранат о стену, хаш и полотенце для невесты

Древние свадебные традиции живы и сейчас, хотя немного изменились. Все свадьбы у армян проводятся в строгом соблюдении канонов. Этот народ трепетно относится к такому событию: армянин готов выложить все до последней копейки ради счастья молодых.

Заместитель председателя «Союза Армян Алтайского края»  Гарик Меграбович Геворгян рассказывает:

«Племянник невесты выбирает нож и стоит с ним на пороге. Жених должен уговорить мальчика пропустить его, иногда даже дает денежку». После дома невесты идут к азаб баши (неженатому другу жениха). Его задача охранять невесту, поэтому он ходит с кинжалом. Когда приходят к жениху домой, невесте нужно ногой разбить тарелку на пороге. Это обязательное условие. Голову невесте посыпают зерном. Далее мама жениха кормит молодых мёдом, чтобы жизнь сладкая была. Важно, чтобы невеста разбивала о стену гранат. На сколько частей расколется, столько детей и будет. На армянской свадьбе принято дарить подарки гостям. Родители жениха и невесты укладывают в корзины фрукты, конфеты, таросики (подарочки). Чтобы делиться со всеми радостью, они дарят сувениры прохожим. Также и на самой свадьбе, родители дарят подарки каждой семье. На торжестве представитель от каждой семьи должен произнести тост. Пока все не поздравят молодых, люди не пьют». 

Как правило, свадьба длится один день. На второй день, утром, все гости идут в дом жениха на традиционное блюдо – хаш. Хаш готовится из говядины, варят его всю ночь. Хаш – жидкое горячее блюдо, напоминает суп. Из основных ингредиентов: мелко рубленный чеснок, смесь свежих пряных трав – базилика, петрушки, сельдерея и обязательно кинзы. Отдельно подают натертую острую черную редьку и лаваш. Хаш обязательно подается очень горячий. К этому блюду никогда не подают коньяк, вино или пиво, только водку.

Свадебные традиции Армении

Брак в армянских семьях издавна заключался строго по старшинству: пока не женился старший брат, не имел права заводить семью младший. Существовал запрет на заключение брака: строго запрещалась женитьба между кровными родственниками, вплоть до четвертого, а иногда даже седьмого колена. 

Для Армении ранее были характерны ранние браки. Девушку считали готовой для брака в возрасте 12-16 лет, юношу – в 14-20 лет. Достигшая 17 лет девушка была уже старой девой, а после 20 лет ее называли перезрелой. Жена по традиции должна была быть моложе мужа на несколько лет. Разница в возрасте между молодыми могла достигать 15 лет. Армянского юношу пытались женить сразу после службы, а девушку выдать замуж после окончания школы. По исторической армянской традиции невесту выбирали из своего родного или близлежащего села или города. Армяне заключали брак не более трех раз, причем третий раз женились только на вдове. 

Обряд сватовства

Остановив свой выбор на понравившейся девушке, родители армянского жениха готовятся к сватовству. Они выбирают посредницей в переговорах с будущими сватами одну свою близкую родственницу. Задача посредницы – получить согласие отца невесты на предстоящую женитьбу. Во время пребывания посредницы в доме у невесты, жених по традиции вешал у себя дома на столбе расческу или большую ложку.
Основное сватовство по традиции происходило через несколько дней, дата оговаривалась заранее. Домой к родителям невесты шли мужчины – близкие родственники по мужской линии, с ними посредница, а иногда мать жениха. Стороны обменивались обычными приветствиями, говорили о совсем посторонних вещах – политике, погоде, урожае, после чего в иносказательной форме при помощи различных пословиц и прибауток сваты сообщали, зачем пришли. Например: «Мы пришли, чтобы зачерпнуть горсть воды из вашей реки в нашу реку».
Предложение сватов по армянской традиции никогда не принималось сразу, даже если родители невесты были согласны. Они находили повод оттянуть время, говорили, что им надо все взвесить, обдумать. Сватам приходилось ходить так не один раз.

Свой положительный ответ отец невесты, посоветовавшись с родственниками, спросив согласия дочери, также высказывал в иносказательной форме: «Не будем пререкаться, пусть наша горлица летит в ваш сад». Этот момент у армян назывался официальным сговором, он по традиции обязательно скреплялся подарком – кольцом или другим украшением для невесты. После этого накрывался стол, выпивалось принесенное сватами вино.

Веселые гуляния

Армянская свадьба по традиции справлялась поздней осенью или зимой, после сбора урожая. Главные действующие лица свадебного гулянья – посаженные отец и мать («кавор» и «каворкин»), холостые дружки жениха («азаб»). Главный дружка назывался «азаббаши» – «брат жениха». Со стороны невесты действующие лица – ее брат и сестра. Для ведения свадебного гулянья обязательно приглашали тамаду, который провозглашал тосты, предлагал гостям спеть, станцевать.

Хозяином армянской свадьбы считали отца жениха. Длительность свадьбы зависела от материальных возможностей родителей молодых. Начиналась она в пятницу, а заканчивалась в воскресенье. Армянская свадьба включает ряд интересных обрядов. Например, выпечка свадебного хлеба. Хлеб пекли как дома у жениха, так и у невесты. Друзья под звуки песен просеивали муку, месили тесто в специальных деревянных корытах, выпекал хлеб.

Предсвадебная суматоха

Жених несет на подносе свадебный наряд невесты. Она, согласно древней традиции, сидит дома в углу комнаты за специальным занавесом. Родные у ворот требуют за нее выкуп. После того, как жених добирался до своей ненаглядной, начиналось свадебное застолье, которое длилось несколько часов. Затем гости шли домой, а жених с главным дружкой оставались ночевать. С невестой же ночевала ее подружка.
Следующий день свадьбы начинался с одевания невесты за занавесом. Подружки надевали на девушку свадебный наряд под печальную мелодию армянской зурны. Он мало чем отличался от повседневного, разве что был сшит из дорогой ткани. Лицо молодой закрывали вуалью.

Священник венчает молодых

На третий свадебный день будущую жену перевозили домой к жениху. С утра он вместе с родственниками шел за суженой. Отец невесты передавал дочь из рук в руки будущему зятю, наказывал беречь ее. Молодая жена прощалась с родительским домом под грустные песни, а затем вместе с приданым отправлялась домой к будущему мужу. Там их встречали родственники: по армянскому обычаю они сыпали на молодых зерно, конфеты, орехи, мелкие деньги, что символизировало достаток и счастье.
Послесвадебные обряды и обычаи
Приданое невесты в некоторых районах Армении перевозится после свадьбы. Отправление приданого – послесвадебный обряд. Второй обряд – мытье головы невесты. Ровно через неделю после свадьбы впервые домой к зятю приходит мать его молодой жены. Она несет с собой повседневную одежду, расческу, мыло, полотенце дочери и помогает ей мыть голову. В старину этот обычай строго соблюдался, мать не могла видеться с дочерью до этого дня. Сейчас он имеет символическое значение.

Дарья Савчинская

21 мая 2018

Что нужно знать об Армянских национальных традициях?

Армянские традиции древние и довольно консервативные, особенно когда речь идет о семейной культуре и ценностях.

Армяне считают, что крепкая семья — это то, что поддерживает жизнь нации. Армянские традиции и семейные ценности несут опыт тысячелетий. Живя в маленькой стране, эти великодушные люди немного вспыльчивы, но открыты и добродушны одновременно.

Каждая армянская семья славится добротой и гостеприимством, уважением к взрослым и хорошим отношением к детям.

Вот список самых интересных традиций и ценностей армянского народа, о которых должен знать каждый путешественник.

Традиции армянской семьи 

Армяне живут и делают все только для своих семей. Армянская семейная культура — это нечто уникальное, наполненное взаимной заботой и любовью

Армянский народ основан на крепких и замечательных семьях. В прошлом армянские семьи были довольно большими, но в настоящее время они претерпели некоторые изменения.

Средняя армянская семья состоит из родителей, обычно бабушек и дедушек и, конечно, детей. Армяне без ума от детей, и в каждом доме в среднем 2-3 ребенка. Дети являются одной из семейных ценностей. Они всегда получают кучу любви от каждого члена семьи.

Большинство браков в Армении длятся очень долго или навсегда. Удивлены? Это что-то типично армянское.

Оставьте в покое разводы и повторные браки! Консервативность — традиционная характеристика армянских семей.

В соответствии с армянскими традициями армянские семьи по-прежнему патриархальны. Мужчины имеют право последнего слова, но этот факт никогда не оставляет женщин вне семейных дел. Матери, в частности, всегда находятся в центре внимания, и их мудрость всегда принимается во внимание.

Есть еще кое-что любопытное в семейных отношениях в Армении. Сестры всегда находятся под защитой своих братьев. Даже их разница в возрасте не имеет значения.

Гостеприимство армян

Армяне считают, что гостей посылает Бог. Они делают все возможное, чтобы относиться к своим гостям должным образом. Совсем не удивительно, если совершенно незнакомые люди приглашают вас к себе домой, чтобы угостить вкусными армянскими блюдами. Они делают это искренне

Вы станете свидетелем чего-то невероятного. Кухня — королевство армянских женщин, и они очень хорошо готовят. Армянская национальная кухня очень вкусная!

Уважение в армянских семьях

Взаимное уважение является одной из главных семейных ценностей, которые армяне сохраняли веками. Уважение к старшим, детям и другим людям имеет большее значение.

Это то, что держит семьи в мире. Каждый родитель учит своего ребенка уважать других. А еще армяне очень любят семейные торжества. Они просто ищут поводы собраться вместе. 

Армянские свадебные традиции 

Армянские свадьбы — самые яркие церемонии, приправленные множеством традиционных элементов. Традиционно армяне праздновали свадьбу семь дней и семь ночей, однако в настоящее время эта традиция слишком старомодна.

Много гостей и много веселья: так можно описать армянские свадьбы. Ювелирные украшения — самый распространенный подарок на армянских свадьбах.

Еще одна важная составляющая армянской свадьбы — это так называемый «крестный отец». Как правило, «крестный отец» выбирается из семей, которые имеют самые близкие отношения с парой.

Армяне настоящие гурманы или армянская национальная кухня

Когда мы говорим об армянском менталитете, мы очень часто ассоциируем его с армянской кухней. Армяне любят хорошо готовить и, конечно, хорошо кушать.

Армянская национальная кухня славится огромным разнообразием самых вкусных блюд. Больше всего армяне склонны готовить еду дома, а не зря. Домашняя еда в Армении самая вкусная. Большое разнообразие блюд является неотъемлемой частью любого армянского праздника. Армяне действительно не могут веселиться без этого.

Вы никогда не останетесь голодными на армянских праздниках. Ждите первого, второго, третьего блюд, и это еще не все: в конце вы также получите десерт.

Одним словом, большая часть процесса социализации в Армении происходит за столом!

Мы можем говорить об армянской культуре бесконечно. В этой маленькой солнечной стране, которая называется Армения, туристам всегда есть что удивить. Уникальность Армении, одной из древнейших стран мира, подчеркивается благодаря ее культуре и традициям. Компания Gardman Tour предлогает туры в Армению, чтобы вы смогли прочувтвовать то что читали и слышали об Армении. 

Армянское гостеприимство

​Гостеприимство в Армении не ограничивается вежливостью и правилами этикета. В армянской культуре и моральных ценностях, гостеприимство занимает одно из важнейших мест. Армяне считают, что гость является посланником Бога и чем лучше принять его у себя дома, тем больше счастья и благополучия вернется к хозяину дома.  

В любой точке Армении и вне зависимости от ситуации, люди готовы даже без спроса предложить помощь встречному. Если вы вдруг заблудитесь, то вам с большой радостью подскажут дорогу, и возможно даже сопроводят вас до пункта назначения. Если разговориться с кем-то из местных жителей, то не удивляйтесь, если он пригласит вас к себе домой или предложит провести экскурсию для вас. Не ищите в этом никаких корыстных целей, просто армяне считают своим долгом максимально помочь гостю. В столице Армении, в силу занятости людей и более напряженному графику, вы можете не ощутить всю палитру гостеприимства. Однако, за пределами Еревана вы будете приятно удивлены бесконечному радушию армян.

Невозможно представить себе ситуацию, чтобы иностранец в Армении по каким-либо причинам остался без еды и ночлега. Будьте уверены, что в Армении найдется много желающих пригласить вас к себе, накрыть щедрый стол и предложить вам самое лучшее место в доме для ночлега.

В сети Интернет можно найти множество историй и рассказов, где туристы рассказывают о своих приключениях в стране. Например, один из туристов настолько залюбовался природой Дилижана, что забыл о расписании транспорта, который в такой поздний час уже не работал. Однако нашлись ,спасителиե: пожилая женщина, поняв, что мужчина оказался в трудной ситуации, предоставила ему и кров, и стол. На утро, когда турист предложил деньги за жильё, женщина наотрез отказалась от них.

Наличие желания у армян оказать помощь встречному, хорошо демонстрируют сложные автомобильно-дорожные ситуации, которые могут возникнуть на высокогорных и узких дорогах Армении. Звучало бы страшно, если ваш автомобиль застрял на дороге над ущельем и вы не можете справиться с проблемой в одиночку — но только не в Армении. Независимо от времени суток, погодных условий и отдаленности от жилых районов, к вам на помощь ,волшебнымե образом прибегут, в прямом смысле этого слова, желающие помочь. 

И таких случаев бесконечное множество: армяне всегда рады помочь ближнему, и, как правило, безвозмездно. Посетив Армению, вы сами убедитесь в этом. Мы всегда рады приветствовать вас на нашей земле и поделиться своим радушием. У нас вы можете постучаться в любую дверь, и вас примут как самого желанного и долгожданного гостя. Вас угостят домашней армянской едой, познакомят с армянскими традициями и расскажут об истории и культуре народа, который, несмотря на все страдания в прошлом, крепко стоит на ногах и стал ещё гостеприимнее и доброжелательнее!

Как армяне празднуют Терендез — Глазовская городская газета «Красное знамя»

Чем дальше человек живет от исторической родины, тем сильнее его тоска по ней, тем крепче его связь с национальными традициями. Это раз за разом доказывают в армянской общине нашего города. Впервые в Глазове армяне провели свой национальный праздник Терендез. Это день всех влюбленных, день, когда можно поздравить молодоженов или получить благословение родителей на помолвку.

Благословение от мэра

— Едем, — пригласила нас на Терендез сотрудница Дома дружбы народов Офелия Оганесян.

Мы с радостью приняли приглашение. Тем более национальный праздник был не постановочный, а самый настоящий: с красивой парой молодоженов Кариной и Самвелом, родителями, родственниками. Народными танцами, тостами, песнями и обязательно — с костром!

Свадьбы с белой фатой может и не быть, но Терендез — это многовековая традиция. В Армении в этот день молодоженов собирают в мэриях. Чиновники благословляют молодых и даже дарят им небольшие золотые монетки. Обязательно посещение церкви. Кстати, если свадьба прошла в другие месяцы года приданое за невесту отдают только 13 февраля.

У многих женщин на празднике мы спрашивали, был ли у них такой день в жизни?

– Конечно же, был и еще какой! — улыбались они. – Пусть не шикарные гуляния, а посиделки с соседями во дворе, но костер разжигали.

Хранить традиции

Красавицу Карину жених Самвел Сарибекян привез из Армении. Выпускник юридического факультета, завидный жених познакомился с будущей женой в интернете. Девушке парень приглянулся, и она согласилась ехать в Глазов. Ей понравилось на родине мужа.

— Замечательный уютный город, — говорит Карина. – Меня очень тепло и душевно приняли в новой семье. Хочу работать на новой родине по специальности. По профессии Карина парикмахер, без работы точно не останется.

— Тридцать лет назад и у нас с мужем был такой праздник, — говорит мама жениха Рузанна. – Мы с супругом живем счастливо и детям своим желаем жить в любви и хранить национальные традиции.

Священнодействие со сладостями

Пока мужчины разжигали во дворе ресторана «Армения» костер, женщины обсуждали все детали праздника и заканчивали последние приготовления. И вот все выстроились в большой круг и с музыкой и добрыми пожеланиями друг другу пошли вокруг костра. Со стороны казалось, что это какое-то священнодействие.

-Раз, два, три круга, – считали все.

По правилам нужно пройти семь кругов. После этого женщины угощают гостей специальными блюдами. Вот армянская выпечка назук внешне очень напоминает турецкую пахлаву, а по вкусу – абсолютно нежное и сочное сахарное печенье. А небольшие лепешки из поджаренной муки и меда и вовсе считают лечебными. Заболел кто-то, готовь такие лепешки. И только вкусив сладости, можно перепрыгивать через костер. Прыгали все, взявшись за руки. Впрочем, если нет милого друга или подруги, можно и одному. А порою и с тем, кто тебе понравился. В этом случае такое приглашение — серьезная заявка на чувства.

Загадывая желание

Состязались с огнем все от мала до велика. Кому-то даже немного досталось от языков пламени. Лизнул огонь – удача будет сопровождать весь год. Когда прыгали молодожены, костер посыпали зернами пшеницы. После всех преодолевали огонь бездетные женщины, которые просили об исцелении. В крупных городах, где нет возможности развести костер, молодежь зажигает свечи.

Прыжки через костер нас, конечно, покорили. Здесь и драйв, и экстрим, и ворох положительных эмоций – так и заряжаешься энергией и радостью от окружающих. Даже мы рискнули и пролетели над языками пламени, загадывая желания. Но особо пленило нас армянское застолье.

Гурман оценит

Что такое Терендез для любителя вкусной еды? Это разнообразие блюд, фейерверк вкусов. Еще бы! Ведь после окончания этого праздника начинается Великий пост.

На столе так много всего, что переводишь глаза от одного необычного блюда к другому. Обязательный атрибут армянского стола – шашлык. А еще стол украшают овощи и фрукты, мясная нарезка и бастурма, сыры, зелень, а главное – лаваш…

— Если нет лаваша, сыра и зелени, и при этом стол завален яствами – считайте, что стол пустой, — поведала нам мудрость Офелия Георгиевна.

Так что смело можем сказать, что стол Карины и Самвела был отнюдь не пустым, а очень даже богатым. Гости заворачивали в лаваш то сыр-косичку чечил, то нежнейший и тающий во рту армянский сыр с тархуном, напоминающий брендовый Дор Блю. А какое ароматное у армян гранатовое вино! Ведь без вина в Армении любая свадьба – не свадьба.

Главный секрет тамады

Кстати, тамада на празднике Карины и Самвела тоже есть. Вот только он не обязан быть креативным организатором различных конкурсов и развлекательной программы. Главные характеристики армянского тамады – ясность ума, громкость голоса и красота речи. Поскольку его обязанность – это тосты. Сначала за молодых, затем за родителей, затем за бабушек и дедушек. И все это красноречие произносится исключительно на армянском языке.

Ну и какая же свадьба без танцев? На импровизированный танцпол выходят и молодожены, и вся их родня. Танцуют только народные армянские танцы и только под народную музыку. Мы убедились — уж что, а танцевать армяне умеют: так отплясывают, что пол вибрирует, да бокалы на столе позванивают. В танце раскрывается хвала празднику, народным обычаям, радость за молодых.

Принимают армяне

Мы решили завершить наш визит. И тут нас поразило еще одно — армянское гостеприимство!

— Куда это вы собрались? Почему так рано? Вот еще удумали. Оставайтесь! — градом посыпались в нашу сторону слова радушия от матерей, друзей и сестер молодоженов.

Но, разделив с армянской общиной радость рождения новой семьи, мы все же решили поспешить к своим семьям и рассказывать им и вам, дорогие наши читатели, о чудесном празднике этого древнего и мудрого народа — Терендезе!

буглама, хрустящий суп, пирожки с лебедой, пельмени по-чалтырски, печенье с лапшой

Много дней вперед: я и моя бабушка Шохаг

Говорят, что армяне – люди со смещенным восприятием времени. Если в других языках прошлое формируется с помощью наречия «назад» (год назад, двести лет назад), то у армян оно обозначается наречием «вперед». Поэтому, вспоминая события давно минувших дней, мы говорим: много дней вперед.

Много лет вперед каждое лето я гостила в Чалтыре, у бабушки Шохаг, где все говорили на армянском. Все свое начальное армянское образование я получила на кухне у бабушки. Видела, как бабушка готовит плов с изюмом на Затик (Пасху), как вылизывает дом в субботу днем, а в воскресенье затевает тесто. Огромный таз ставился в центр стола, вокруг которого она усаживала внучек, и все вместе лепили пирожки и пироги на неделю: с мясом, капустой, лебедой. Как достает из печки хлеб, как зажигает свечи или, напевая, лепит хашх-берек. Как она не уставала от моих «почему?» – например, почему на пирожках с лебедой шов по центру? Бабушка пожимала плечами: мама моя так делала, бабушка так делала, ее мама и ее бабушка. Появятся у тебя дети – и они так будут делать. А как иначе?

Хавиц – очень древняя сытная каша, моя любимая. Много лет назад, когда в семье рождался малыш, хавиц варили для молодой мамы, чтоб укрепить ее организм. А еще хавицем все бабушки кормили своих внуков. Вместо овсянки на завтрак.

Трамвайные пути рядом с Александровским садом (ныне Парк им. Вити Черевичкина), Нахичевань-на-Дону (ныне район Ростова-на-Дону). Открытка конца 19 — начала 20 века

Муку обжариваете на сухой сковородке до светло-коричневого цвета. Непрерывно помешиваете, чтоб получить красивый однородный цвет. Добавляете масла и обжариваете 2 минуты. Доливаете понемногу горячую кипяченую воду, старательно перемешивая, до нужной консистенции, чтоб не было комков и получилась не очень густая, но и не очень жидкая масса. Помешиваете до тех пор, пока масса не загустеет. Пропорций обычно никаких, все на глаз и на вкус, но масла берете примерно столько же, сколько и муки. Добавите, не переставая мешать, масло, сахар и – вуаля! Можно сварить хавиц на молоке, сливках, добавить сухофрукты, посыпать корицей и гвоздикой.

В доме вместе жили родители и взрослые сыновья с семьями. Заправляла хозяйством, руководила женскими работами по дому обычно старшая женщина дома, например, бабушка. Привилегия готовить еду для семьи принадлежала тоже ей.

У армянской кухни были два главных предмета – пур и драбез. Пур – старинная национальная глиняная печь, которую донские армяне бережно сохранили и даже установили ее в центре села, у музея, чтобы печь хлеб и пирожки на больших фестивалях. А вот драбез – низкий круглый деревянный национальный столик – эту ценность уже не везде встретишь.

Низкая посадка стола – следствие многовекового соседства армян с восточными народами. Вокруг стола легко могли собраться две и даже три семьи. Если завтракали и обедали порознь и очень быстро, как говорят, «на ногах», то ужинать садились только вместе. Все самое жирное, сытное, концентрированное ели именно вечером. Ели деревянными ложками. Во время еды обсуждали события дня, планировали дела. А еще сохранилась традиция – когда семья садится вокруг стола с большой миской пельменей или варениками. Загадывают желания, потом вместе едят в надежде найти «насып» – семечко. На всю миску оно должно быть одно. Кому попадется, желание того и сбудется.

Вход в Александровский сад (ныне Парк им. Вити Черевичкина), Нахичевань-на-Дону (ныне район Ростова-на-Дону). Открытка конца 19 — начала 20 века

От бабушки мы с сестрой всегда возвращались со стратегическим гостинцем для папы – трехлитровой банкой с засоленной на зиму лебедой для пирожков. Лапата («лебеда» на армянском) – это не только сорняк, по вкусу напоминающий шпинат, это наш «спасительный» продукт. Во время войны она армян сильно выручила, спасла от голода. Дети выискивали, примечали места и ждали, когда вылезет она из земли весной, усердно собирали. В обычные дни ее ели вместо хлеба с кашей, похлебкой, в праздники пекли из нее с остатками муки лепешки. А теперь без лебеды нельзя представить современную кухню донских армян. «Лапатаев бида» – это бренд местности. В Чалтыре их умеют делать все, от маленьких девочек до глубоких старушек. Правда, в нынешних пирожках не только трава. В начинку входят творог, лук, яйца, сливочное масло и, конечно, отваренная и мелкорубленая лебеда. А местные хозяйки еще спорят относительно начинки, есть со сметаной или без.

Знакомьтесь – деликатная и ненавязчивая Старая Нахичевань

А когда бабушка гостила у нас, мы гуляли с ней по тихим улицам Нахичевани, города, ставшего частью современного Ростова. Старая Нахичевань деликатна и ненавязчива. Она словно всплывшее в памяти счастливое событие, о котором вы давно забыли. Но вот же оно – вернулось, это воспоминание – и в душе сразу теплый свет. Удивительно и радостно было на улице Советской, прежде Соборной, – центральной и красивейшей улице, – постоять у дома, в который отдали моего прапрадеда Лазаря – у нахичеванцев было принято отдавать детей в семьи близких родственников, не имевших своих детей. При этом от усыновленных ребят не скрывали их происхождения. Они имели по два отца и две матери.

Первая Соборная улица (ныне Советская улица), Нахичевань-на-Дону (ныне район Ростова-на-Дону). Открытка конца 19 — начала 20 века

На целую вечность замирали мы с бабушкой перед витриной антиквара – вот такие же старинные золотые монеты, которые в виде украшений носили на себе армянки, спасли нашу семью от голода в 30-е годы. А вот в этот особняк бабушка Шогак приезжала, когда там гостил ее великий дядя – Мартирос Сарьян. Именно там она увидела будущего мужа и впервые попробовала свой любимый «халмых-чай».

Кто знает, из каких степных далей, из-под какого ночного неба, от чьих костров пришел к нам этот удивительный чай? В большом котле в виде круглой плоской плиты чай варился, процеживался, смешивался – один к одному – с молоком и в большой миске подавался к столу. Пили его из небольших, без ручки, чашек, подобных узбекским пиалам. К чаю подавалось сливочное масло, солонки с солью, горка особых несладких песочных сухариков – пили калмыцкий чай, посолив его, добавив в чашку немного масла и похрустывая рассыпчатыми сухариками. Бабушка считала, что он продлевает жизнь.

В нахичеванских семьях любили собирать родственников и знакомых на званые вечера. Один из них, танцевальный, раз в год, проходил в день именин главы семьи. И вот выбивает мерный такт дхол. Шаг, еще шаг, подскок – и мы уже в этом круге, и вроде летим. Потом гости ели, на столе было много медной посуды – на широкую ногу было поставлено ее производство – это ремесло армяне привезли еще из Крыма. Чай пили с домашним вареньем и местными сладостями – хурабья, баде-мезэ. Тогда очень ценилась чалтырская пшеница, из которой делали знаменитые итальянские макароны. Парижские хлеботорговцы направляли свои пароходы в Таганрог для закупки армянской пшеницы – парижане любили булочки из нее.

Памятник Екатерине II (сейчас на этом месте находится памятник Карлу Марксу), Нахичевань-на-Дону (ныне район Ростова-на-Дону). Открытка конца 19 — начала 20 века

Академик Пиотровский, отец нынешнего директора Эрмитажа, говорил, что Армения – родоначальница культурного зерноводства, и что именно на Армянском нагорье, родине донских армян, на высоте 1400–1600 метров над уровнем моря, впервые окультурили дикое зерно. Когда переселялись, всегда брали с собой горшок пшеницы. Так что чалтырская пшеница – с Армянского нагорья…

Так побродив, мы возвращались домой счастливо утешенные. Готовили обед. И бабушка зорко следила, чтоб я не забыла корочкой хлеба протереть дно тарелки, а то жених лицом не выйдет.

Что попробовать в Чалтыре, чтобы быть счастливым

Еда – весомая часть моей личной экономики впечатлений. Армянская кухня настолько вкусна, разнообразна и удивительна, что сама по себе может стать целью отдельного путешествия. Только учтите, что есть придется много. В Чалтыре так: заходишь в любой двор в час ужина, и твой нос нокаутирует мощная смесь ароматов: домашнего хлеба, вареного и печеного мяса, супа, пирожков, зелени. Это смесь лета, солнца и сытой радости. Даже зимой. Сигнал рецепторов сразу перещелкивает тумблер настроения в режим праздника.

В Чалтыре сосредоточена мощная система общественного питания, популярная как у жителей Дона, так и среди гостей Ростовской области. Вряд ли где-то в мире есть еще село, где работают больше 80 кафе и ресторанов. Даже несомненные «хиты» из меню обладают флером душевных семейных посиделок, домашнего очага и заботливых маминых рук. «Шашлычная миля» села Чалтырь давно стала объектом притяжения ростовчан и туристов. Шашлык в Чалтыре прекрасен.

Екатерининская Женская гимназия (сейчас лицей №13) и Городской театр (сейчас Областной Академический Молодёжный театр) на площади Свободы, Нахичевань-на-Дону (ныне район Ростова-на-Дону). Открытка конца 19 — начала 20 века

Побывайте на любом застолье армян (желательно – на свадьбе) – оно всегда изобильно, пусть даже яств на столе и немного. Помимо основного блюда – шашлыка, на парных тарелках обязательно будут выложены отварная говядина, холодец, люля, печеные и свежие овощи, многочисленные соленья, домашний прессованный творог со сметаной, пирожки, лаваш и много-много чего еще. Потом еще фрукты и сладости. У всего этого вкус, который можно запаивать в ампулу и отправлять в небо, чтобы жители дальних стран могли отчетливо представить себе, чем богата донская земля. Все это выпуклое, настоящее, живое, какого никогда не найдете в столицах. Еда для армян – общение и предлог для того, чтобы сесть за стол и основательно поговорить. Поэтому, если вы спешите, не стоит принимать приглашение, – ведь быстро точно не будет.

Мне кажется, у армян принципиально иначе устроены человеческие ценности: в приоритет возведены вещи второстепенные – всепоглощающее внимание сфокусировано на бытовом гедонизме. Это когда, например, «быть или не быть» и прочие дилеммы гражданского толка – ничто по сравнению с судьбоносным и по-настоящему важным выбором меню для семейного праздника. А поход на рынок – полноценное, содержательнейшее событие в жизни человека, ничем не уступающее устройству на работу, походу в театр или на первое свидание.

Маленькое армянское счастье – в чем оно? Точно не в том, чтобы остановить горящую лошадь вместе с избой. В умении поставить бег времени на паузу. В душевном равновесии. В семье. В неизбежности лета. И в гармоничной трапезе. Я с детства вижу все это. Мне это нравится, притягивает. Сама я так не умею. Но жить среди таких людей – хочу.

Екатерининская площадь (сейчас Карла Маркса), вход в Коммерческий клуб (здание разрушено во время Великой Отечественной войны), Нахичевань-на-Дону (ныне район Ростова-на-Дону). Открытка конца 19 — начала 20 века

Рецепты донских (анийских) армян

Меню от Сергея Насхулияна, шеф-повара ресторана «Рандеву», члена Национальной Ассоциации кулинаров России

Донские армяне больше любят мясо в отварном и тушеном виде. И мясо играет очень важную роль в традиционной кухне. Но не главную. Обилие блюд из теста – вот главное отличие кухни донских армян от общеармянской кухни, это обусловлено проживанием в степной зоне, где высока урожайность злаков. Благодаря плодородной донской земле и трудолюбию армян был выведен новый сорт пшеницы «Чалтырка», прославившейся на весь мир. Для армян хлеб – гораздо больше, чем еда. Приглашая к столу, так и говорят: «ари, хац утенк» – «иди, хлеба поедим». Слов «завтракать», «обедать», «ужинать» в армянском языке нет, их заменяет выражение «хац утел», которое буквально переводится как «поесть хлеба».

Будете в Ростове-на-Дону, приезжайте в село Чалтырь и отправляйтесь к нам – в ресторан «Рандеву». Здесь вы и узнаете, как щедро умеют угощать гостей анийские армяне.

Буглама

Это блюдо можно не солить.

Буглама

4–6 порций, приготовление: 30 мин.

Что нужно:

  • 500 г картофеля
  • 1 маленькая молодая луковица
  • 1 небольшой сладкий перец
  • 1 средний спелый помидор
  • 1 средний пучок (50 г) смешанной зелени (укроп, петрушка)
  • 80 г топленого масла
  • соль, по желанию

Что делать:

1. Лук очистите и нарежьте полукольцами. В глубоком сотейнике разогрейте масло, обжарьте лук до золотистого цвета.

2. Очистите картофель и сладкий перец, нарежьте ломтиками. Выложите на лук, залейте таким количеством воды, чтобы овощи были едва покрыты. Доведите до кипения, тушите на слабом огне 10 мин.

3. Помидор нарежьте ломтиками. Зелень порубите. Положите помидоры и зелень в сотейник к овощам, тушите до готовности картофеля.

 Тутмач-абур, «хрустящий суп»

Прижелании в суп можно добавить зелень.

Тутмач-абур, «хрустящий суп»

4–6 порций, приготовление: 1 ч 30 мин.

Что нужно:

  • 2 средних яйца
  • 250 г мацуна (мацони)
  • соль

Для теста:

  • 500 г муки + еще немного на подпыл
  • 2 средних яйца
  • 200 мл питьевой воды
  • топленое масло
  • 0,5 ч. л. соли

Что делать:

1. Для теста смешайте все ингредиенты, вымесите до однородности. Скатайте в шар, накройте пленкой, оставьте при комнатной температуре на 1 ч.

2. Разделите тесто пополам. Одну часть раскатайте на присыпанной мукой поверхности в тонкую лепешку и нарежьте на ленты (как феттуччине). Вторую часть теста тоже раскатайте и нарежьте, но ленты еще нарежьте на квадратики.

3. В большой кастрюле вскипятите 2 л воды, посолите, выложите ленты (они варятся примерно 5 мин.). Одновременно на сковороде обжарьте на топленом масле квадратики до румяного цвета.

4. В миске взбейте яйца и мацун, влейте в кипящую лапшу, все время помешивая, чтобы яйца не свернулись. Снимите с огня.

5. Разлейте суп по тарелкам, посыпьте хрустящими жареными квадратиками. Сразу же подавайте.

 Хашх-берек, пельмени по-чалтырски

Хашх-берек –армянский аналог татарских пельменей

Хашх-берек, пельмени по-чалтырски

8 порций, приготовление: 1 ч 35 мин.

Что нужно:

  • 900 г муки
  • 1 среднее яйцо
  • 350 мл теплой воды
  • 2 ст. л. растительного масла
  • 0,5 ч. л. соли

Для фарша:

  • 750 г мякоти говядины
  • 200 г мякоти свинины
  • 1 небольшая луковица
  • соль, черный перец

Для подачи:

  • мацун (мацони)
  • зажаренный до золотистого
  • цвета лук

Что делать:

1. Для фарша все ингредиенты пропустите через мясорубку, приправьте солью и перцем.

2. Для теста в большую миску горкой насыпьте муку. Сделайте углубление, в него разбейте яйцо, добавьте воду, соль. Замесите крутое тесто, скатайте в шар, накройте пленкой и уберите в холодильник на 30–40 мин.

3. Разделите отдохнувшее тесто на две части. Каждую часть раскатайте скалкой в тонкую лепешку и нарежьте квадратиками 5х5 см. Положите на каждый квадратик по ложечке фарша, соедините сразу все углы квадратика, чтобы получились мешочки.

4. В большой кастрюле вскипятите воду, посолите, выложите пельмени, варите 5–6 мин. Аккуратно откиньте пельмени на дуршлаг, выложите на блюдо, заправьте мацуном, посыпьте жареным луком. Сразу же подавайте.

 Лапатаев бида, пирожки с лебедой

 Такие пирожки можно приготовить и со свежей, и с засоленной лебедой.

Лапатаев бида, пирожки с лебедой

20 штук, приготовление: 2 ч

Что нужно:

  • 600 г лебеды
  • 2 небольшие луковицы
  • 150 г фермерской сметаны
  • 150 г фермерского творога
  • 150 г сливочного масла 72%
  • 2 яйца + 1 яйцо для смазывания
  • соль

Для теста:

  • 700 г муки
  • 200 г сливочного масла 72%
  • 10 г сухих дрожжей
  • 300 мл питьевой воды
  •  1 ч. л. соли

Что делать:

1. Для теста смешайте муку с солью и дрожжами, добавьте растопленное и остуженное масло и теплую питьевую воду. Выместите до однородности, накройте пленкой и оставьте в тепле на 1 ч.

2. Для начинки лебеду переберите, удаляя стебли, отварите в подсоленной кипящей воде, 10 мин. Откиньте на дуршлаг, отожмите, затем мелко порубите.

3. Очистите лук, мелко нарежьте, обжарьте в масле до золотистого цвета. Смешайте лебеду, жареный лук вместе с маслом, сметану, творог и яйца. Посолите.

4. Подошедшее тесто разделите на 20 частей. Округлите куски, подкатайте в шарики, дайте расстояться 20 мин.

5. Затем раскатайте каждый шарик теста в лепешку, по центру выложите ложку фарша, закройте и защипните так, чтобы шов был сверху по центру.

6. Разложите пирожки на противне, смазанном растительным маслом, смажьте их взбитым яйцом и отправляйте в духовку, разогретую до 200 °С на 20–25 мин.

 Печенье Баде-мезе

 Печенье Баде-мезе подавайте к кофе

Печенье Баде-мезе

8–10 порций, приготовление: 2 ч

Что нужно:

Для теста №1:

  • 3 желтка крупных яиц С0
  • 130 г муки
  • 1 ст. л. молока
  • по щепотке соды и соли

Для теста №2:

  • 3 белка крупных яиц С0
  • 1 стакан сахара
  • несколько капель лимонного сока

Что делать:

1. Для теста №1 желтки посолите, добавьте молоко и, понемногу подсыпая муку, замесите крутое тесто. Раскатайте в тонкую (2 мм) лепешку, нарежьте тонкой короткой лапшой.

2. Выложите лапшу на противень и подсушите в духовке при 140 °С до золотистого цвета. Лапша сушится быстро, следите, чтобы не подгорела, несколько раз перемешайте в процессе. Остудите. Температуру духовки уменьшите до 110– 120 °С.

3. Для теста №2 взбейте белки в пышную пену. Не прекращая взбивать, добавьте порциями сахар и лимонный сок. Поставьте миску на водяную баню, продолжайте взбивать до плотной консистенции.

4. Смешайте белковое тесто и лапшу. Застелите противень бумагой для выпечки. С помощью двух ложек отсадите на противень небольшие печенья в виде шариков на некотором расстоянии друг от друга. Поставьте в центр духовки, сушите, пока корочка не станет твердой, а печенье не будет легко сниматься с бумаги, 1–1,5 ч. Остудите перед подачей.

Армянские свадебные традиции — Ваш свадебный гид

Армянские свадебные традиции

Как и большинство свадебных традиций во всем мире, армянские свадебные традиции представляют собой рог изобилия блаженства и сладости. В частности, широко отмечаются армянские брачные традиции, которые не уступают даже самым известным брачным обычаям. Свадьбы в Армении красочны и очень символичны, показывая, насколько ценны брачные узы, и укрепляют чувство радости и единства.Вот краткий обзор традиционной армянской свадьбы, от предсвадебной Кошк-Кап (помолвка) до Ярхушты (прощальный танец):

Армянские предсвадебные традиции

Армянский народ ценит разрешение и благословение старейшин перед свадьбой. Кошк-Арнел или Кошк-Кап проводятся для официального выдвижения предложения и получения ответа от противоположной стороны. Обычно семья жениха навещает семью невесты с большим количеством подарков и цветов.

Старший член семьи будущего жениха просит руки невесты. Когда старший со стороны невесты заявляет о своем согласии, самое время официально связать себя узами брака! Чай подается обеим сторонам как начальная веха в новой семейной связи. Этой традиции следует череда многих других, она закладывает основу для нового путешествия.

Приданое невесты

Семья невесты дарит жениху изысканное приданое для использования в будущем, включая мебель, одежду, духи, украшения и многое другое.Изюминкой этой традиции являются детские пледы и шелковый коврик для пары. Это знак наилучших пожеланий и всего наилучшего в будущей жизни пары.

Ночь перед свадьбой

Подобно тому, как семья невесты приносит жениху приданое, семья жениха также приносит подарки невесте. Сторона жениха делает вход с большим количеством песен и танцев. Они приносят с собой свадебное платье невесты, ее украшения, вуаль, духи, цветы и некоторые другие свадебные предметы первой необходимости.Все это доставлено в экстравагантной упаковке, и это определенно зрелище!

Деньги на свадьбе

Армяне любят пышную свадьбу. Во-первых, во время танца на пару обливают армянскими драмами. Семья невесты также блокирует дверь своего дома, прежде чем невеста сможет уехать в свой новый дом.

«Вышибалы», блокирующие дверной проем, — это обычно родственники мужского пола с ее стороны. Они назовут цену за отпуск невесты, которую должна заплатить сторона жениха.Если последний будет сопротивляться, первый будет увеличивать ставку до тех пор, пока не остановится на одной сумме.

Взамен люди жениха прячут свадебные туфли невесты. И если ее сторона не заплатит столь же приличную сумму денег, невеста не получит назад туфли!

Разбейте тарелку

Для армян разбить тарелку накануне благословенного союза двух жизней необходимо, чтобы уберечь от дурных предзнаменований. Во время свадебного торжества они намеренно ломают тарелку, чтобы отвести дурные глаза.Это гарантирует, что связь останется защищенной и прочной.

Одна подушка

Подушка человека знает все, о чем человек думает и о чем думает перед сном. Поэтому армянская поговорка «Да состаришься на одной подушке» — это глубокое и великодушное пожелание молодым парам. Это будет частью свадебных клятв, речей или, возможно, пригласительного билета. По сути, это означает, что пара желает объединиться с телом, душой и разумом, пока смерть не разлучит их.

Традиционные танцы

Народный танец под мелодии Zurna (деревянный духовой инструмент) и Kopal (большой двуглавый барабан).Традиционный армянский свадебный танец, такой как Шабаш и Ярхушта , прощается с молодоженами и желает им удачи.

Традиционные армянские свадебные традиции — Rauterkus Dental

Традиционные армянские свадебные традиции

Армянские свадьбы считаются радостными, праздничными, потрясающими и традиционными. Они были действительно приняты, и это довольно продолжающийся праздник, когда большие команды едут домой к дому, а также от места проведения к месту проведения.С точки зрения традиций, есть армянские свадебные обычаи, милые, веселые и интимные. Вот некоторые из них.

Хоск-Арнель или Хоск-Кап

Как только жених хотел бы спросить разрешения на бракосочетание с невестой, его можно было пригласить к ней в свой дом. Он берет с собой своих родственников и приятелей, а также дарит подарки членам ее семьи, например, шоколад и растения. Чай запланирован для всех, и также в этом аспекте самый старший член семьи жениха попросит руки невесты.Если самые ранние близкие невесты утверждают, что да, это официально, пока семьи пьют чай, чтобы закрепить и отпраздновать ваше решение.

Вечер перед свадьбой

Это может быть, когда действительно начинается свадебное торжество. Семья жениха приносит в дом невесты все, что ей может потребоваться для знаменательного дня, включая духи, драгоценные драгоценные украшения, обувь, растения и ее вуаль. Они приносят их в украшенных орнаментом подарочных коробках или корзинах — и они поют и танцуют, когда их приносят.

Дом невесты и жениха

Свадебная вечеринка делится на две группы в течение дня свадьбы. Одна команда добралась до дома невесты, другая — до дома жениха. Дом невесты экстравагантно украшен, здесь можно найти конфеты. С невестой занимаются дамы, которые помогают ей подготовиться. В доме жениха обычно есть музыка, еда, продукты и танцы. Часто к одежде гостей добавляют обычные зеленые и красные ленты.Жених и их праздник присоединятся к празднованию невесты в ее доме,

.

Семья Иисуса и часть, связанная с крестным отцом

На многих армянских свадьбах обязательно есть пара, которая выступит свидетелями на свадьбе. Часто это самая близкая пара, состоящая в браке между женихом и невестой. Кроме того, ожидается, что эта Семья Иисуса создаст самый дорогой подарок для молодоженов, а также возьмет на себя обязательство просто принять за них обязательства.Ожидается, что Крестный отец представит невесту, подаст первый тост и возьмет на себя другие свадебные обязанности.

Коронация на церемонии

Пара получает короны от священника или мам и пап. Во время церемонии короны помещаются в умы пары, чтобы символизировать правду о том, что в настоящее время у них есть свое собственное маленькое «королевство».

Разбейте тарелки!

Это традиция, когда некоторые тарелки — как минимум, одна — ломаются из-за немногих.Это приспособление предназначено для того, чтобы просто вывести нечестивых из дома. Что касается армянских свадебных традиций, то это одно из самых веселых и незабываемых.

Одна подушка

Это действительно интимно! Армяне говорят: «Да состаришься на одной подушке», имея в виду, что добро хочет, чтобы немногие навсегда остались вместе. Эта поговорка обычно так или иначе включается в свадьбу, независимо от того, включена ли она в свадебные программы или написана на свадебных сувенирах.

Душ немного с наличными

Молодожены обычно танцуют, пока их близкие осыпают их купюрами и монетами во время приема.То есть желать им денежной удачи на протяжении всей свадьбы.

Туфли невесты

Туфли невесты когда-нибудь украдут на армянской свадьбе. Чтобы одеться, она увидит, что один или оба пропали, когда ей нужно. Ее обувь просто вернется, когда кто-то через вечеринку жениха заплатит, что это крестный отец), чтобы они были (обычно. Когда обувь «оплачена», пользователь, относящийся к семье невесты, заметит их от ее имени, часто с наличными внутри раз и навсегда удача.Это будет старая традиция, которая, тем не менее, сохраняется сегодня.

Невеста может также поддерживать старую традицию, согласно которой она записывает имена своих подружек невесты на основании своей обуви. Когда каждая подружка невесты выходит замуж, ее титул должен быть вычеркнут из этого списка.

Меч и деньги

Просто как только жених собирается выйти из дома невесты, генерал-мужчина, связанный с невестой (обычно братан), избегает его совершения, блокируя вход мечом.В наши дни клинок также можно заменить оружием. Жениху, конечно же, не разрешают уйти, пока он не заплатит генералу, а затем ему разрешат получить.

Эти армянские свадебные традиции выдержали испытание временем и, тем не менее, имеют большое значение, когда речь идет о немногих и их близких. Это самые близкие и родные армяне, армянские свадебные приемы большие, от 200 до 500 свадебных посетителей, и обычно проходят в https: // mail-order-wedding.net / lithuanian-brides элегантные банкетные залы, где предлагаются грандиозные застолья старомодных армянских блюд. Если вы готовитесь к свадьбе и, следовательно, ищете идеальное место для свадьбы в Лос-Анджелесе или, возможно, место для приема гостей, обратите внимание на ресторан Olivia или банкетный зал Olivia. Пожалуйста, напишите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы!

Olivia Event Venue

Вместительный, но уютный, классический, но современный: Olivia Event Venue — именно то, что вам нужно, если вы хотите устроить вечеринку среднего размера или корпоративное мероприятие, как вам нравится.Наша высококлассная обстановка, исключительное обслуживание и превосходное решение обязательно поразят и вас, и ваших посетителей.

Армянских свадебных традиций, о которых вы должны знать — Wedding Estates

Граничит с Турцией и Грузией, Армения — это культура, полная богатой истории и все более богатых и значимых традиций. Около 94% армян являются членами Армянской Апостольской церкви, поэтому большинство свадебных церемоний посвящаются Богу и церкви.

alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *