Курдско-езидская диаспора – часть многонациональной палитры Грузии
В Грузии часто можно услышать такое сочетание слов, как «курды-езиды». Сегодня некоторые общественные деятели настаивают на том, что езиды и курды — это не один народ, другие выходцы из таких семей идентифицируют себя только как курды. Ряд общественных организаций имеют в своем названии слово «курдский», а иные — «езидский».
В последней переписи населения Грузии 12 тысяч человек в графе национальность указали езидство, а в графе религия езидизм указали восемь тысяч человек. Sputnik в проекте «Многоликая Грузия» решил разобраться в сложном вопросе и рассказать о культуре и традициях этой общины.
Год назад в Тбилиси открылся Культурный центр и молельня езидов, коротко – Дом езидов. После того, как удалось договориться с правительством Грузии о местонахождении храма и когда земля была выделена, Дом езидов построили на деньги меценатов и пожертвования. Руководителем Культурного центра езидов стал Агит Мирзоев, он рассказывает об истории переселения своей семьи и народа, о традициях и самобытности курдов-езидов.
©
Sputnik / Levan Avlabreli
Культурный центр и молельня езидов
История человека – часть истории народа
«Начну с того, что очень важен вопрос самоиденфикации человека. У каждого члена нашей диаспоры есть выбор, и он его делает. Когда мы в нашем общинном центре, в том числе и я, говорим о диаспоре, то используем слово «езид». Считаю себя езидом и думаю, что у нас мало что есть общего с курдами, кроме языка. Мы все говорим на диалекте курманджи. Если посмотреть данные статистики по переписи в Грузии, то видно, что в основном члены нашей диаспоры именуют себя езидами по национальности.
История нашего народа непростая. Переселение езидов в Грузию началось в начале прошлого столетия, примерно 1913-1917 годах, когда в Оттоманской Турции начались печальные и трагические события, которые в мировом сообществе известны как «геноцид армян». В тот период огромное количество представителей нашей общины тоже пострадали. Езиды стали переселяться, многие обосновались в Армении, а уже оттуда со временем переезжали в Грузию. Было очень трудно, мигранты, выражаясь по-современному, не знали языка, культуры, быта стран, в которые прибывали.
©
Sputnik / Levan Avlabreli
Павлин — один из символов езидизма
Мой прадедушка был из Карского района, он с семьей тоже сначала поселился в Армении, где жил несколько лет. Он там и похоронен. А моя прабабушка с четырьмя детьми уже после смерти мужа решила перебраться в Тбилиси. Она поселилась в старой части города. Потом мой дед уже начинает здесь учиться, работать и жить как обычные граждане города.
Тогда было очень сложное время для адаптации. Когда наши только переезжали сюда, они занимались самой непопулярной работой, той, на которую другие не хотели идти. Они делали здесь тяжелую работу, например, трудились на погрузочных станциях, на уборке и благоустройстве города и т.д. Люди, которые заботились о лучшем будущем своих детей, старались дать им образование. В нашей семье, к слову, некоторые уже в третьем поколении с высшим образованием.
У некоторой части общественности создалось ложное представление о нашей общине, мол, духовные настоятели против образования. Это, конечно же, миф. Наоборот, мы призываем молодежь учиться, овладевать новыми знаниями, расширять кругозор, потому что в современном обществе индивидуумы не смогут без этого полноценно существовать и развивать свои личностные качества, ведь они часть глобального мира, который диктует свои правила в таком ракурсе.
©
Sputnik / Levan Avlabreli
Езидский храм Зийарата Эзид (Султана Езида)
Очень важно также понимать, что мир идет вперед и некоторые традиции безнадежно устаревают. Сегодня общине необходимы серьезные реформы.
Либо мы сделаем это сегодня, либо они потеряются из-за своей непрактичности.
Также немаловажная проблема — слабое владение родным языком, незнание своей письменности. Большая часть людей, конечно, хорошо знает бытовой язык, но это не решает всю проблему. Язык сейчас преподается в нашем культурном центре, но у нас не безграничные ресурсы».
О традициях народа
Большинство традиций езидов связаны с религией. Езидизм, как доказано, существует более пяти тысяч лет. Главные культы этой религии: солнце, луна и огонь – берут свое начало до времен Шумер, Вавилона и Ассирии. Езидская религия оказала существенное влияние на основы религиозных учений маздеизма и зороастризма. Несмотря на древность происхождения, езидизм – монотеистическая религия, то есть проповедует единобожие.
©
Sputnik / Levan Avlabreli
Культурный центр езидов
Религиозные представления езидов о переселении душ полностью совпадают с представлениями, существующими в других мировых религиях. Примечателен тот факт, что езидизм как вероучение полностью сохранен до настоящего времени.
У езидов распространено мнение о божестве и толковании слова «езид» («эзди»). По их представлениям, оно означает «Бог», и сами езиды созданы Богом и последователи Бога.
Одна из самых ярких и красочных – традиция национальной свадьбы. Представьте, энергичные звуки барабанов, народные песни и костюмы, подружки невесты исполняют традиционный танец. На езидских свадьбах, как и на любых других подобных торжествах, много поют. Невесту и жениха обматывают красной лентой. Это религиозный обряд, называется он «Мера Бри», как венчание. Его обязательно нужно пройти, в противном случае в «небесной канцелярии» брачные узы двух людей не будут восприняты подобающим образом. Этот обряд проводит представитель духовенства и читает при этом соответствующую молитву. После этого обряда семья уже считается законной.
Фото: СКМГ
Национальная свадьба
За день до свадьбы родственники со стороны жениха наряжают дерево, обычно используется ветвь со всякими сладостями, красочными лентами, деньгами. Это называется «деревом счастья». Когда невеста приходит в дом жениха, до того, как переступить порог, она ждет, пока жених найдет возвышенность. Он туда взбирается, ему подают три красных яблока, которые для безопасности разрезают. У порога дома жених бросает их невесте в голову. Это, конечно, звучит немного странно, но в этом есть своя прелесть и экзотика. Традиция «яблокометания», скорее всего, восходит к библейским легендам. Этим действием жених дает понять, что не потерпит непокорности в своем доме.
В это же время, уполномоченный человек, если провести аналогию, то это как крестный, тоже взбирается вместе с женихом и начинает «трусить» дерево счастья на гостей и невесту. Сладкий дождь символизирует сладкую жизнь молодожёнов.
Фото: СКМГ
Национальная свадьба
Существует и традиция езидского Нового года. Он празднуется весной в марте месяце, когда пробуждается природа. У езидов движущийся календарь, поэтому дата праздника каждый год разная. Новогодний кулич, или «Клоча Сере Соле», имеет большое значение в традиции. Во время выпечки кулича, согласно преданию, обязательно нужно в него поместить бусинку, либо монетку.
В первый день нового года глава дома на рассвете читает молитву, обращает свой взор к востоку. После этой молитвы вокруг стола собирается вся семья, начинают резать кулич. Его делят на две части: одна часть полностью делится между ангелами-хранителями семьи, другая — на членов семьи. Каждой дольке как бы присваивают свое имя. В зависимости от того, где потом обнаружится монетка или бусинка, определяется, у какого члена семьи следующий год будет удачливым. Если их найдут в части для ангелов, то соответственно, от чего этот ангел оберегает, в той сфере у семьи все будет хорошо.
©
Sputnik / Levan Avlabreli
Культурный центр езидов
Храм — духовное пристанище
Курды-езиды недавно отпраздновали открытие своего первого храма и культурного центра в Тбилиси. Стеклянное здание сочетает традиционный дизайн с современной архитектурой. Построенный на земле, пожертвованной грузинским правительством, Езидский храм Зийарата Эзид (Султана Езида) является третьим в мире езидским храмом после Лалиша в Иракском Курдистане и ездкой часовни в Армении.
«Храм был открыт в прошлом году. Он был построен на деньги нашего мецената Сулико Симоева и пожертвования народа. Храм называется Езидский храм имени Султана Езида. Люди приходят сюда обычно во вторник вечером, в канун святого дня недели – среды. Обычно читается проповедь, зажигаются фитили», — рассказал настоятель храма езидов Шейх Нури.
©
Sputnik / Levan Avlabreli
Настоятель храма езидов Шейх Нури
История одного актера
Немало выходцев из курдско-езидской диаспоры Грузии стали известными личностями в стране. Хорошо известны такие имена, как писатель и переводчик Азиз Иско, великое произведение Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» на курдский язык перевел Джардо Асад, в Тбилиси хорошо знают врача-травматолога Юрия Калоева.
Sputnik решил рассказать историю первого и единственного профессионального актера курдского происхождения, играющего в Театре Пантомимы в Тбилиси — Джемала Ахояна. Профессия весьма редкая и интересная. Джемал с детских лет мечтал играть пантомиму. Настойчивостью, упорством и трудом он смог претворить в реальность свою мечту. Он рассказал про свое детство, какого быть маленьким мальчиком из курдско-езидской семьи, где в него не верили. Многие знакомые и родственники посмеивались и считали, что ничего у не получиться.
©
Sputnik / Levan Avlabreli
Актер Джемал Ахоян
— С чего начался ваш путь к мечте?
— После средней школы, был еще советский период, я и мой друг юности не смогли поступить в ВУЗы, оба срезались на экзаменах, — начинает свой рассказ Джемал. — И он, и я любили кино, музыку, танцы, словом, искусство. Мы решили пойти работать в театр, чтобы быть поближе к искусству. Нас приняли на работу в Тбилисский театр Марджанишвили.
Как-то раз у нас показывали спектакль пантомимы «Память сердца» о двух влюбленных, которые никак не могли быть вместе. Отчетливо помню небольшую сцену: актер сорвал стебелек, чуть промедлив, поднес его к лицу и вдохнул аромат. Переложил цветок в другую руку, вновь нагнулся — и так несколько раз. Собрав букет, он поднес его девушке. После небольшого разговора, они повздорили, а «букет» оказался на полу – истоптанный и забытый. Это были не цветы истоптаны, а чувства- так мне показалось.
Это и было для меня толчком к началу… Большую роль сыграло и то, что в постановке одну из главных ролей исполнял мэтр мим Амиран Шаликашвлиши – мой будущий учитель. Он меня спросил: «Вы действительно хотите стать мимом?» Я ответил: «Конечно!». «Приходите, посмотрим», — добавил он. Так я попал в Тбилисскую студию пантомимы.
©
Sputnik / Levan Avlabreli
Внутреннее убранство Езидского храма
— Как вы стали профессиональным актером?
— Я окончил Киевский государственный институт театрального мастерства И. К. Карпенко-Карого и вернулся в Тбилиси. Мои первые гастроли были в Казахстане. После мы с театром побывали в самых различных странах — в тогдашних ФРГ, Чехословакии, Польше… В Москве коллектив нашего театра встретился с Марселем Марсо. С великим человеком в мире пантомимы, с создателем французской школы пантомимы, создателем современной пантомимы. У меня в личном «музее» сохранилась общая фотография с ним, с его личной подписью.
По рекомендации творческого коллектива театра и Амирана Шаликашвили был представлен к государственной награде – ордену Чести. Наградят – не наградят, не знаю, не мне решать. Но что для меня действительно весомо, так это то, что в Грузинской энциклопедии в определении пантомимы рядом с именем Амирана Шаликашвили упоминается и мое, имя курдского актера, как одного из его учеников, который стоял рядом с ним и помогал создавать театр на протяжении многих лет.
— Интересно узнать, как вы себя самоиндентифицируете.
— Некоторые в нашей диаспоре считают, что езиды и курды — это два разных народа. Я думаю, что это один народ, а езидизм — это религия. У каждого человека есть право на свое мнение. Я уже много лет православный, по национальности себя воспринимаю как курд. Я знаю традиции и культуру своего народа, когда-то интересовался и изучал историю переселения в Грузию, в том числе и историю моей семьи. Она переселилась сюда в начале прошлого столетия. Мне кажется, что это личный вопрос каждого представителя диаспоры, и каждый человек должен сам себе ответить, кто он, откуда пришел и куда идет.
Фото: СКМГ
Акция в поддержку езидов в столице Грузии
Молодежь – это будущее народа
Несколько лет назад в стране был зарегистрирован Союз курдской молодежи Грузии (СКМГ). Основная цель этого общественного объединения – помочь молодому поколению курдов-езидов найти свое место в жизни, самореализоваться и раскрыть творческий потенциал. Организация помогает изучать историю, популяризирует культуру и традиции народа, ищет новые таланты. Председатель СКМГ Елена Худоян рассказала Sputnik о своей организации и о том, какой важный вклад она вносит в жизнь диаспоры.
Трагическая история одной семьи
«Мои предки переселились сюда из Турции примерно в начале века. Я знаю, что у моей семьи была трагичная история. Моя прабабушка в 13 лет пешком перешла в Армению. Уже будучи практически там, в езидской деревне, всю ее семью, к сожалению, вырезали. А саму прабабушку спасли соседи. Они спрятали ее в сене. Когда турки проверяли, есть ли кто в сене, протыкали его мечами. Один такой удар задел ее спину. Соседи закрыли ей рот, чтобы она не закричала. И так 13-летняя девочка осталась калекой и сиротой.
©
Sputnik / Levan Avlabreli
Председатель Союза курдской молодежи Грузии Елена Худоян
Пару слов скажу о своей национальности и религии. В принципе, я понимаю, почему случилась такая путаница в общине и теперь часто говорят «курды-езиды». Во время трагических событий начала прошлого столетия, которые коснулись и моей семьи, н
В Грузии построен первый езидский храм
В столице Грузии 16 июня состоялось историческое событие для езидов- открытие храма и культурного центра. За пределами исторической родины это второй езидский храм. Первый был построен в 2012 году в Армении. На мероприятие съехались езиды со всех концов света: из Австралии, России, Армении и стран Европы, а также езидское духовенство из Лалыша во главе с Хазым Тахсин-бегом.
Церемония открытия началась с выступления руководителя Дома езидов Грузии Агита Мирзоева. Он поздравил езидов со знаменательным событием и попросил почтить минутой молчания память жертв стихийного бедствия в Тбилиси и жертв геноцида в Шангале. Далее с речью выступил глава Духовного совета езидов Грузии Дмитрий Пирбари( Пир Дима). Он поблагодарил грузинское правительство за содействие в реализации данного проекта и езидского мецената Cулико Симаева, который оказывал финансовую помощь в строительстве храма и культурного центра.
Президент и премьер-министр Грузии не смогли присутствовать на важном для езидов мероприятии из-за катастрофы, случившейся накануне в грузинской столице. От лица президента Грузии поздравительное письмо зачитал советник президента Софо Шаманиди, а от имени премьер-министра выступил руководитель Государственного Агентства по вопросам религий Заза Вашакмадзе.
Езидов Грузии с этим событием поздравил езидский принц Хазым Тахсин-бег, сын лидера езидов Мира Тахсин-бега. После официальных речей в культурном центре все присутствующие были приглашены во двор храма. В святилище высшие духовные лица зажгли священный огонь и благовония, прочитали молитвы и возложили дар( цветные ткани) на плечи главы ДСЕГ. Во дворе храма священные ткани Пир Дима возложил на плечи служителя храма мджевара Нури. Затем мджевар передал ткани молодым служителям храма, и они вознесли дар на купол и прикрепили к навершению. Вся церемония сопровождалась возгласами «Холла Холла Эзид Сора». Эта фраза восславляет Эзида, в честь которого и назван храм.
В третьей части мероприятия в зале культурного центра звучали поздравления от руководителей езидских организаций, общественных деятелей, депутатов, писателей и других важных гостей. Одним из почётных гостей был езидский командир Хайдар Шашо. В течение нескольких месяцев он храбро командовал езидскими отрядами, сражавшимися против террористов ИГИЛ в регионе Шангал.
Во дворе культурного центра развевается езидский флаг, символ борьбы езидов с угнетателями и врагами. Езиды верят, что этот культурный центр и храм огромный шаг в развитии езидской культуры и сохранении древнейшей религии планеты.
Екатерина Амеян
Лекториум он-лайн
Oops, something went wrong.
Интервью с депутатом парламента Грузии Иско Дасени
[vc_row][vc_column][vc_column_text]
фото: news georgia
Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию интервью с езидским депутатом грузинского парламента Иско Дасени.
Иско Дасени — родился 30 марта 1958 года в городе Тбилиси. В 1985 году он окончил юридический факультет Тбилисского государственного университета. В октябре 2016 года избран депутатом парламента Грузии.
Расскажите, пожалуйста, немного о своем пути к столь высокой и ответственной должности.
-С 11 марта 1993 до 2011-го года работал в Генеральной прокуратуре Грузии, сначала старшим следователем по особо важным делам, а позже прокурором следственной части. Учебу продолжал как в Грузии, так и за ее пределами. С 2014 года являюсь почетным консулом Республики Молдова в Грузии.
2) Какие цели Вы ставите перед собой будучи на этой должности?
— Как вы уже знаете, я юрист с большим стажем работы, пока не решен вопрос в каких комитетах я буду задействован, думаю буду как в юридическом, так и в комитете по правам человека, вместе с этим, как вы знаете, в данный момент я нахожусь на дипломатической службе. Исходя из указанного, у меня есть большое желание работать в международном комитете, а вообще, в первую очередь, буду заниматься юридическими вопросами. Думаю, рано говорить об этом, так как это вопрос будущего.
За последние десятилетия из Грузии эмигрировала большая часть езидской диаспоры. Такая тенденция продолжается или идет на спад? И каким Вы видите будущее езидской диаспоры в Грузии в целом и в Тбилиси в частности?
— Да, Вы правы, очень большое количество езидов выехали на постоянное место жительство в другие страны, в основном в Россию и в Европейские страны. Выехало примерно 60-70% езидов. Скажу так, выехали все те, кто решили переехать на другое место жительство в основном из-за экономических проблем. Из тех кто остался, думаю в своем большинстве уже никуда не хотят ехать. Экономические трудности, конечно же, есть, но люди уже приспособились. Надо учесть и то, что жизнь в Грузии становится интереснее, экономическое положение становится лучше, исходя из этого есть и такие, кто возвращаются в Грузию. Я думаю, что в скором времени езиды больше будут возвращаться, чем выезжать.
Целый ряд стран мира и комиссия ООН по правам человека признали геноцид езидов со стороны террористов Исламского Государства. Вы как езид, депутат парламента Грузии готовы ли стать инициатором законопроекта, признающего геноцид в Шангале?
— Естественно, я буду заниматься и вопросами езидов, геноцидом нашего народа из Иракского Шангала, что получится я не знаю, надеюсь чего-нибудь добьемся.
Как вы оцениваете уровень интеграции езидской диаспоры в культурную, социальную, политическую жизнь страны?
— Лично я и другие грузинские езиды, считаем своей родиной Грузию. Именно здесь нам удалось сохранить свою культуру, язык и традиции. Это не только наше богатство, но и часть культурного наследия Грузии. Многие езиды сегодня работают в госструктурах, но общее положение, конечно, плачевное, очень много езидов из-за экономического положения не получают высокого образования, не имеют работы. По моему мнению, это проблема не только Грузии, но и многих других стран, в том числе и развитых, так что надо работать над всеми этими вопросами. Надо планомерно идти вперед. Время покажет.
Беседу вел Артур Сулейманов
21 октбря , 2016 — ÊzîdîNews[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]
власти Грузии хотят качественно новых отношений — Новости политики, Новости Большого Кавказа — EADaily
Хартия стратегического партнерства между США и Грузией, обстановка на Южном Кавказе, процесс дальнейшей демократизации страны, вопросы экономики и безопасности станут основными в ходе визита в Тбилиси госсекретаря США Майка Помпео, сообщил журналистам премьер-министр Грузии Георгий Гахария.
«Мы все хорошо должны понимать, что это не только визит госсекретаря нашего стратегического партнера — это визит друга нашей страны. И мы сделаем все для того, чтобы этот визит укрепил стратегическое партнерство между США и Грузией, которое и так находится на высоком уровне. Особенно по тем критически важным на сегодняшний день направлениям для региона, какими являются текущие на Южном Кавказе процессы, они будет иметь серьезное влияние на нашу повседневность, безопасность и будущее», — заявил Гахария на заседании межведомственного координационного совета.
Премьер Грузии подчеркнул, что «с нетерпением ожидает» прибытия госсека США в Грузию.
«Его визит укрепит стратегическое партнерство США и Грузии, находящееся на самой высокой отметке в истории наших отношений. В рамках визита мы обсудим существующую в регионе геополитическую обстановку и наше сотрудничество в сферах обороны и безопасности», — написал позже Гахария на своей официальной странице в «Фейсбуке».
Комментируя ожидаемый визит Помпео в Грузию, глава МИД Грузии Давид Залкалиани отметил, что у грузинской стороны есть «еще более амбициозные планы» для того, чтобы перевести стратегическое партнерство между Грузией и США на качественно новый уровень.
«Визит еще раз подтверждает непоколебимую поддержку нашего главного стратегического партнера и включенность в плане безопасности Грузии, развития страны и текущих демократических процессов. Этот визит отличается с той точки зрения, что он является четким сигналом политической поддержки со стороны администрации Соединенных Штатов Америки, что полностью соответствует существующему между двумя странами твердому партнерству и крайне плодотворному сотрудничеству», — заявил он сегодня на брифинге в МИД.
Министр отметил, что за последние четыре года правительство Грузии установило с нынешней администрацией США «крайне эффективное сотрудничество по всем основным направлениям Хартии стратегического партнерства».
«Этим визитом мы еще раз подтверждаем, что Грузия является союзником, главным союзником Соединенных Штатов Америки в регионе и важной опорой. Я уверен, что этот визит в значительной мере будет способствовать стабильности в регионе и стабильному развитию Грузии по всем направлениям — как в политическом и в плане безопасности, так и с экономической точки зрения», — отметил Залкалиани.
EADaily сообщало ранее, что Тбилиси 17—18 ноября с визитом посетит госсекретарь США. В рамках визита Помпео встретится с премьер-министром Георгием Гахарией, президентом Грузии Саломе Зурабишвили, с главой МИД и католикосом-патриархом всея Грузии Илией II.
Оппозиция в Грузии готовится к митингу в Тбилиси против итогов выборов — Международная панорама
ТБИЛИСИ, 8 ноября. /ТАСС/. Представители оппозиционных партий Грузии с раннего утра воскресенья ведут подготовительные работы в Тбилиси у здания парламента, где в 15:00 (14:00 мск) должен начаться митинг несогласных с результатами парламентских выборов, которые прошли 31 октября.
Как передает корреспондент ТАСС, у парламента уже возведена сцена, с которой будут выступать политики, развернуты плакаты, а также экран. Проспект Руставели, где находится парламент, пока не перекрыт. По данным грузинских СМИ, еще с ночи в Тбилиси из регионов страны начали следовать автоколонны с людьми, которые намерены принять участие в акции протеста.
«Сегодня мы все должны выйти на улицу и выразить свой протест очень громко, потому что в этой стране раз и навсегда должно завершиться феодальное, олигархическое правление. Его завершит грузинский народ, потому что мы является достойными сыновьями достойной страны», — сказал журналистам один из лидеров оппозиционной партии «Единое национальное движение», известный в прошлом телеведущий Заал Удумашвили.
Накануне к жителям Грузии обратился экс-президент Михаил Саакашвили, который призвал всех прийти на проспект Руставели, где расположен парламент, и выразить свое недовольство. Саакашвили заявил, что на митинге обратится к протестующим по видеосвязи и ознакомит их со своими планами на будущее.
Выборы в Грузии впервые проходили по смешанной системе: 120 депутатов избирались по пропорциональной системе, а 30 — по мажоритарной. Ранее по пропорциональной системе избирались 77 депутатов, а по мажоритарной — 73. В борьбе за 150 депутатских мест участвовали 48 партий и два политических блока. После подсчета всех бюллетеней правящая партия «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» набирает 48,23% голосов. На втором месте блок «Объединенная оппозиция «Сила в единстве», в состав которого входит партия «Единое национальное движение» Михаила Саакашвили. Блок набирает 27,17% голосов. Из 30 одномандатных округов в 13 кандидаты от «Грузинской мечты» победили в первом туре, набрав более 50%. В 17 одномандатных округах будет проведен второй тур выборов, который должен состояться 21 ноября. Оппозиция не признает итогов голосования, полагая, что выборы сфальсифицированы, и отказывается входить в состав нового парламента.
Йезидизм — Википедия
Le Yézidisme , Sharfadin или Religious des sept anges , est une Religion Monothéiste de la communauté ethno-Reliefieuse yézidie [2] qui estonge présentée par ses pratiquants (les yazidis platiquants) racines dans l’Iran Antik [3] , [4] , [5] , [6] , [7] , [8 ] .
Les yézidis forment une minorité confessionnelle présente эксклюзивный chez les Kurdes. Ils sont adeptes d’un monothéisme issue d’anciennes croyances. On retrouve en effet de nombreuses similitudes entre le yézidisme actuel et les Religions de l’Iran ancien. Ainsi le yézidisme est-il considéré par ses pratiquants, чтобы обеспечить выживание митраизме иранского аутентичного, что адаптировано к враждебной окружающей среде и абсорбент экзогенных элементов [9] , [10] , note Adi (en) [4] , un savant soufi qui s’est install dans la vallée de Lalish au XII e siècle [11] .Cependant d’autres études (européennes ou celles de théologiens musulmans) le considèrent comm un mouvement hétérodoxe de l’islam sunnite apparu au XII e siècle et sur lequel des éléments pré-islamés suite grey [9] , [10] , en utilisant des pratiques anté-islamiques conservées dans la région du Kurdistan [11] notamment postérieicing à Cheikh Adi (en) [4] .
Le calendrier des yézidis débute 4 750 ans avant le calendrier chrétien, 990 ans avant le calendrier juif et 5 329 ans avant le calendrier musulman.
Il ne faut pas confondre les yézidis avec les zoroastriens, surtout presents en Iran.
Géographiquement localisé dans le Kurdistan, et dans le Caucase (Arménie, Géorgie), le yézidisme est présenté par ses pratiquants, com l’une des plus vieilles monothéistes [3] , [5] , [5] [6] .
Les Yézidis sont kurdophones et parlent exclusive le dialecte kurmandji. Это составляет 5% от ансамбля, призового к курению.Ils vivent pour l’essentiel au Kurdistan irakien au Behdinan, dans les deux districts de Sindjar et de Sheixan (au Sud-ouest et au nord-est de Mossoul, au Курдистан, турк в округе Мидьят (провинция де Мардин), dans le Caucase (essentiellement en Arménie) et dans d’autres régions de l’ex-URSS. Suite aux persécutions, beaucoup d’entre eux ont émigré en Allemagne [12] , [13] .
Главный помощник езидов — храм Лалек.Ce lieu saint est situ dans la Province de Ninive, dans le Kurdistan irakien [6] .
Les yézidis Possèdent deux livres sacrés: le Kitêba Cilwe, le Livre des Révélations , et le Mishefa Reş, le Livre noir . Le Kitêba Cilwe décrit Malek Taous (littéralement «l’ange-paon», l’émanation de Dieu) и в особой связи с йезидами, alors que le Mishefa Reş, посвященная созданию университетов, септ внуков, дезидов. et les lois que les yézidis doivent suivre.Toutefois, des études académiques plus récentes mettent fortement en doute l’authenticité de ces textes qui seraient des faux diffusés par un antiquaire peu scrupuleux du nom de Jeremiah Shamir à Mossoul [14] .
Le dialecte kurde kurmandji est la langue sacrée des Yézidis. Comme il s’agit de la langue employee dans les deux livres sacrés, toutes les prières et toutes les cérémonies sont lues, récitées et prononcées en kurmandji [15] .
La Transmission orale tient une grande place: peu de yézidis ont lu ou vu les deux livres saints.Les fidèles de cette Religion croient en un dieu unique: Xwede . Ce mot est à rapprocher des mots god en anglais, Gott en allmand ou encore khodā (خدا) en persan. Malek Taous tient cependant une place important dans cette религия. Avant de créer le monde, Dieu a créé les sept anges et désigné Malek Taous com leur chef. Une fois le monde créé, Dieu a chargé Malek Taous de s’en occuper [6] .
Les yézidis ont un système de castes depuis leur fondation, qui a cependant été modifié par Cheikh Adi au XII e siècle.Au sommet de cette hiérarchie se Trouve Le Prince Yézidi, le «Mîr». Juste au-dessous de lui il y a le Baba Cheikh, le «pape» yézidi. Les Faqirs, Qewels et Kocheks, qui sont des serviteurs Reliefieux, servent le Baba Cheikh. Toutes ces позиции иерархии sont détenues par deux des trois castes yézidies Principalales, les Cheikhs et les Pirs, tandis que la majorité des yézidis sont de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste de la caste) [6] .
Демографические аспекты [модификатор | модификатор кода файла]
Il est difficile de connaître le nombre actual de yézidis: по оценке не было всего 800 000.Ils ont pu être 600 000 en Irak (Essentiellement dans la région du Gouvernement régional du Курдистан, qui est leur berceau Historique) и 180 000 dans les anciennes républiques de l’URSS (Russie, Géorgie, Arménie). Il existe également des communautés importantes en Europe (notamment en Allemagne où ils sont around 50 000), mais aussi aux États-Unis et au Canada [réf. nécessaire] [7] . L’estimation du nombre de yézidis a toujours été très difficile. Les raisons de cette incertitude sont variables selon les époques, les pays mais aussi la source des values.La Hardé d’accès à leur zone d’habitation est un élément majeur. Ce sont en grande partie les persécutions Physiques qui poussent les yézidis à rejoindre ces zone difficiles d’accès. Ces Populations se Trouvent de Plus au cœur de nombreux enjeux politiques, ce qui contribue aussi à la трудные d’estimations chiffrées: mise en place de quas par instance.
Traditionnellement, le nombre de yézidis fut toujours sous-Estimé en Turquie, en Irak, en Syrie et même en Иран. Ainsi, les autorités irakiennes sous Saddam Hussein n’évoquaient que quelques milliers de yézidis en Irak.Апрель 2003 года — это большой сюрприз для американских жильцов, живущих без границ, плюс важные к’индике автрефуа. В 2009 году, ЦРУ указывает на то, что исчисление étaient sans doute plusieurs Centaines de Milliers в Ираке, до 200 000 au moins, la fourchette basse des оценок, étant de 60 000 индивидуумов в месяцах. Avant 2003, les autorités irakiennes indiquaient quelques milliers d’individus, l’estimation la plus basse étant 3 000 Individual.De nos jours, avec les flux migratoires, il est toujours aussi difficile derecnser le nombre exact de yézidis. Avant 2003, это таблица, которая входит в состав деревень, которые не знают, что делать за последнее время. De même, avec les pressions Reliefieuses, pour vivre en paix, des familles yézidies se faisaient passer pour des musulmans aux agent Recenseurs. En Turquie, это еще не все оценки населения в 1965 году. [réf. nécessaire] Le PKK, Le Parti des travailleurs du Kurdistan affirme que plus de 100 000 Yézidis (2009) vivraient en Turquie.
En Irak, en , le congrès des Yézidis affirme qu’ils étaient plus de 600 000 en Irak, mais qu’entre 2014 и 2018, ils furent en partie victimes de génocide de génocide sous Daech, ou de l’etat Islamique, et une autre grande partie a choisi le chemin de l’exil.
En Iran, le nombre de yézidis est difficile à établir: les autorités iraniennes indiquent quelques milliers de représentants tout au plus, alors que différents mouvements kurdes indiquent au moins plus de 100 000 représentants.En Arabie Saoudite, la Religion yézidie n’est pas reconnue, et ses members, persécutés, doivent pratiquer clandestinement, ou partir pour l’étranger. Le nombre de yézidis en Arabie Saoudite est inconnu. Il existe de petits groupes de yézidis en Arménie, в Палестине, в Иордании, в Пакистане, в Афганистане, в Туркменистане, в Таджикистане, в Египте, в Ковейте, и во всех арабских странах. Aux États-Unis et au Canada, ils sont très disversés, avec une immigration récente, de telle sorte qu’il est encore trop to pour que ces deux pays donnent des расчетов по номеру йезидов.
En Europe du fait de l’immigration, on Trouve des groupes de yézidis en Allemagne, en France, au Royaume-Uni, en Belgique (90% в провинции Льеж) и dans les pays scandinaves.
Dans l’ensemble du Kurdistan, la Religion yézidie est bien vue et tolérée par les autochtones kurdes, car cette Relief est l’un des éléments de l’identité, de l’histoire, de la culture, et de la vie des Курды. Pour les Turcs et les Arabes, ce sont une Relief et des croyances qui relèvent du passé, et ses pratiquants sont considérés Com des Ruraux arriérésPour les fondamentalistes musulmans, le yézidisme doit tout simplement disparaître, tout com d’autres croyances et религий, com les chrétiens, et les mandéens.
Depuis les conflits des années 1980, même si les Kurdes sont major musulmans sunnites, leurs regards sur les yézidis a changé, et ils montrent plus d’attention à cette Religion de leurs ancêtres, alors qu’auparavant le sentiment à cet it plutôt indifférent et que cette религия était souvent assimilée, par instance, au folklore local.Avec les поборы и резня комиссией организации djihadiste radicale État islamique, il que des Kurdes musulmans se convertissent au yézidisme, retrouvant ainsi la религии de leurs ancêtres. [réf. nécessaire]
L’archange yezidi Taous Malek.
L’origine du nom même de yézidi est débattue. Le terme yézidi fait l’objet d’un double emploi. Il s’utilise aussi bien pour parler d’un Individual appartenant à la tribu des Yézidis, que pour parler d’un pratiquant du yézidisme.
Les yézidis honorent l’archange Taous Malek ( Tawûs veut dire paon). Le nom de yazidi provient du proto-iranien yazatah qui veut dire «être digne d’adoring» или «être saint», d’où ange ou être suprême [16] , que l ‘ on retrouve dans l’avestique Yazata , le moyen-persan yazad et yazd , au pluriel yazdan , qui aboutit en persan moderne à izad et en kurde à yezid et yezdan .
Yezdan en kurde veut dire à la fois Dieu — nom commun puisque Yazidis s’appelle Xwede (le X se prononce come une jota espagnole) — et divin . Mais le nom yézidi peut également provir de Xwede Ez da (Men da) , Signifiant j’ai été créé par Dieu en kurde moderne. Les lettres YZD en écriture cunéiforme, Trouvees sur une tabte mésopotamienne, подтверждение l’existence ancienne de leur croyance [6] .
Pour Jean-Paul Roux, leur nom renvoie à celui du calife Yazīd Ier (680-683) qui réprima la révolte des parisans d’Ali et qui au cours de la bataille de Kerbala, tua Аль-Хусейн ибн Али, fils de IbАли ибн Аби Халиб и пети-филс дю профи Магомета. Yazīd I er étant la «bête noire» des chiites, il n’est pas possible de lier ces derniers aux Yézidis, qui resteront fidèles au calife omeyyade lors de la révolution abbasside de 750 [17] .
Сложный учебный курс [модификатор | модификатор кода файла]
L’une des premières réferences connues sur les Yézidis est le Livre de la Gloire , appelé Chronique des Kurdes , de Cheref ed-Din Khan, écrit en 1597.Cet émir de Bitlis (près du lac de Van, en Turquie) действительно упоминается о sept grandes tribus kurdes, qui auraient été à un moment ou à un autre entièrement ou Principalement yézidies. Dans la deuxième moitié du XIX e siècle, le Vice-consul français de Mossoul, M. Siouffi, démontrait, contre l’opinion des nestoriens locaux, que le Cheikh Adi (en) était musulman, et non l’apôtre Кретьен Аддаи. À la même époque, le professeur A.H. Layard étudie sérieusement cette communauté et ouvre la voie aux étérieures.Son nom est resté comm celui du premier savant s’étant penché sur l’étude des Yézidis. En Irak, des Yézidis ont publié un recueil de textes issus de leur Traditional orrale, в частности, de leur caste Religieuse nommée Qewels. En URSS est cité le livre de deux auteurs yézidis, O. et J. Jelil: Kurdski folklor , publié en 1978. Les Principaux ouvrages actels de référence sont ceux de Ph. G. Kreyenbroek et de J. S. Guest. Эти авторы настаивают на том, чтобы судить о фактах Йезидов, которые не являются составной частью компакта комммунаута, большого количества рассеянных коммун, чаcунного меританта и детального исследования.
Мойен Эге [модификатор | модификатор кода файла]
Au XII e siècle, le Cheikh Adi (en) semble notir eu une влияние прочного, как лес Йезидов, восточная религия против мистицизма. Il devint par la suite leur grand ancêtre fondateur [17] . Les Yézidis l’ontAdminécom leur saint archétypal. Adi a été célébré à cause de sa vie sainte. Il a fondé un ordre Religieux nommé d’après lui-même, al-Adawiya. Son sépulcre est indiqué par trois coupoles coniques dans les environs du village de Baadri, non loin à l’est du monastère Rabban Hormizd.Сын tombeau dress toujours un grand nombre de personnes sous forme notamment de nuit à la lumière des torches qui comprennent des expositions du drap de couleur verte couvrant la tombe.
XVI e siècle [модификатор | модификатор кода файла]
En 1513, les Kurdes sont vus Com des gens vaillants et farouches [18] . Un document d’époque indique notamment que les Kurdes qui portent alors le turban n’ont pas voulu Recevoir la secte de Sich Ismaël [18] .
XVII e siècle [модификатор | модификатор кода файла]
Au XVII e siècle, les Jésides (Yézidis) avaient des différends avec les Turcs [19] .
À la même époque, les us et coutumes de specific members de cette communauté sont décrits par Michel Febvre [20] . Celui-ci considère que les Yézidis pouvaient detester les Turcs musulmans qui leur requireaient plusies sortes de tributs, et reconnaître une similitude entre Jésides et Jésus-Christ.Pour lui, les Jésides avaient deux formes d’habits: les uns étaient vêtus en noir, les autres à la manière du pays. Les habits noirs étaient portés par les fakirs, hommes mariés monogames, et респект. L’activité économique consistait alors à garder les Troupeaux, notamment de chèvres, et à l’ensemencement des terres. Cela peut leur donner un air de nomades bien qu’ils aient une maison. Du fait de ce nomadisme, ils ne peuvent uneir accès aux изюм, фрукты и травы sans les voler. Ils cuisent leur pain sur une plaque de fer, avec un feu clair.
Les Yézidis sont décrits par les musulmans Com des adorateurs de Dieu mais, pour Michel Febvre, они отказываются от моды для diable qu’ils craignent. Il en donne plusieurs raisons. Ils appellent le diable l’Ange paon, «celui que vous savez», ou «celui que les ignorants maudissent».
Pour Michel Febvre, ils n’ont pas de système d’écriture propre, ce qui provoque des changes dans leurs croyances, ainsi ils peuvent croire, selon les cas, à la Bible, à l’Evangile ou au Coran qu’ils peuvent d’ailleurs, считая tous troiscommissndus du Ciel.Ils peuvent apprendre des textes saints pour les chanter ou les jouer à la guitare ou lors d’un festin.
Ils font leur prière face au levant. Ils enterrent leurs morts, mais ne pleurent pas la mort des Yézidis vêtus de noir.
Les Jésides noirs sont intronisés par les paroles: «Entre dans le feu et sache que dorénavant tu es student de Iézide, et qu’en cette qualité tu dois souffrir les травмы, les оспаривания и уговоры людей для любви к Дье. Cet desire te rendra odieux à toutes les Nations, mais agréable à ta божественное величество ».»Ils s’interdisent de tuer des animaux.
En revanche, l’adultère est vu Com un Crime dicing sanctionné.
Toujours selon Michel Febvre, à la même époque, une alliance est passée avec une armée d’une Église chrétienne
[20] .
En 1669, Église chrétienne соблюдать que les Jésides font partie du peuple kurde et en parlent la langue. A ce moment, l’Église pensa pouvoir convertir les Jésides [21]
XVIII e siècle [модификатор | модификатор кода файла]
En 1745, d’après le Mercure de France , des Yézidis auraient été incorporés dans une труппа из 30 000 боевых единиц, курс [22] .
À la même époque, Антон Фридрих Бюшинг, indique que des Kurdes living déjà à Nasibin ville séparée par un desert très stérile de 30 or 40 lieues de la ville de Mossoul [23] .
À la même époque, on indique la présence d’une communauté yézidie au pied du mont Süphan Dağı situé au nord du lac de Van. A l’époque, ils sont considérés com mal-aimés de leurs voisins perses et très attés à leur croyance, dans laquelle ils recnaissent les prophètes chrétiens et musulmans.Ils portent alors des vetements noirs et une coiffure noire et rouge. Cette communauté ne pratique pas le prosélytisme [24]
Текущее местное время в Тбилиси, Грузия
Войти
- Главная
- Домашняя страница
- Информационный бюллетень
- О нас
- Связаться с нами Карта
- Наши статьи
- Учетная запись / Настройки
- Мировые часы
- Основные мировые часы
- Расширенные мировые часы
- Персональные мировые часы
- Поиск мирового времени
- Время UTC
- Часовые пояса
- Домашняя страница
- Конвертер часовых поясов
- Международный планировщик встреч
- Диктор времени мероприятия
- Карта часовых поясов
- Сокращения часовых поясов
- Летнее время
- Изменения во времени по всему миру
- Разница во времени
- Новости календаря
- Календари Домашние
- Calenda r 2020
- Календарь 2021
- Ежемесячный календарь
- Календарь для печати (PDF)
- Добавьте свой календарь событий
- Создатель календаря
- Расширенный редактор календаря
- Праздники по всему миру
- Этот день в истории
- месяцев в году
- Дни недели
- О високосных годах
- Погода
- По всему миру
- Местная погода
- Почасовой график
- 2-недельный прогноз
- Прошедшая неделя
- Климат
Солнце и Луна
- Дом Солнца и Луны
- Калькулятор Солнца
- Калькулятор Луны
- Фазы Луны
- Ночное небо
- Метеоритные дожди
- Дневная и Ночная карта
- Карта мира Лунного света
- Затмения
- 903 Сезоны 9034
- Таймеры
- Таймеры Home
- Секундомер
- Таймер
9 0318 Обратный отсчет до любой даты
- Обратный отсчет до Рождества
- Обратный отсчет до Нового года
- Калькуляторы
- Калькуляторы Домашняя страница
- Калькулятор даты до даты (продолжительность)
- Деловая дата до даты (исключая праздники)
- Калькулятор даты (сложение / вычитание) )
- Деловая дата (исключая праздники)
- Калькулятор буднего дня
- Калькулятор номера недели
- Международный телефонный код
- Калькулятор времени в пути
- Калькулятор расстояния
- Дистанционный указатель
- Приложения и API для iOS
- 3 Приложения для Android
- 3 Приложения
- Приложение для Windows
- Бесплатные часы
- Бесплатный обратный отсчет
- API для разработчиков
- Бесплатное развлечение
- Бесплатное приложение для дома
- Бесплатные часы для вашего сайта
- Бесплатный обратный отсчет для вашего сайта
- Word Clock
903 Веселые каникулы
- Калькулятор альтернативного возраста
- Калькулятор шаблонов дат
- Интересные статьи
- 3 Приложения для Android
- Мой аккаунт
903
Езидская академия в Грузии запускает программу получения степени по езидскому богословию — ÊzîdîPress
Храм езидов в Тбилиси, Грузия
В Грузии теперь можно изучать езидское богословие.Религиозный совет езидов Грузии (GREG) открыл академию для этой специальной цели. При определенных условиях желающие могут сразу же поступить в Духовную академию езидов в Тбилиси, которая предлагает следующие услуги:
- Программы обучения и повышения квалификации в области религии езидов для священников, теологов, учителей, исследователей и студентов
- Междисциплинарные исследования в области езидского богословия
- Разработка научных руководств
- Организация семинаров и конференций по актуальным вопросам езидской религии и общественной жизни
- Участие в благотворительных организациях и мероприятиях, а также в образовательной деятельности
- Международное сотрудничество в области высшего и сравнительного религиоведения
- Публикации и разработка учебных материалов по научным критериям
Академия также будет предоставлять учебные курсы под руководством высококвалифицированных специалистов по езидскому богословию для будущих священников.Его преподавательский состав состоит из религиоведов и культурологов, теологов, историков и философов, которые будут заниматься междисциплинарной подготовкой студентов. В рамках образовательной программы будут преподаваться следующие предметы:
- Языковая подготовка для понимания священных езидских текстов (кевлов) и основ религии
- Философия
- История
- Литургия
В то время как бакалавр теологии длится четыре года, бакалавр для священников длится три.Также в ближайшее время планируется начать двухгодичную магистерскую программу. Право на обучение имеют все заинтересованные езиды.
Стоимость обучения составляет 300 долларов США за семестр. Занятия будут проводить преподаватели грузинских учебных заведений и специалисты из-за рубежа. После успешного завершения программы священники получат сертификат, дающий им право заниматься деятельностью в священных езидских храмах и участвовать в религиозных учреждениях. Перед началом обучения с каждым потенциальным студентом будут лично проведены консультации с учителями.
Заинтересованных просят отправить электронное письмо на адрес [email protected] вместе с заявлением, адресованным в GREG, копией удостоверения личности / паспорта и школьным или университетским дипломом.
ezidiPress
Посольство США в Грузии
11 ноября, 2020 | Права человека, Ключевые должностные лица, Новости
МАЙКЛ Р. ПОМПЕО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ 10 ноября 2020 года Министерство финансов определило международную сеть из шести компаний и четырех лиц…
10 ноября, 2020 | История, Новости
Являясь мировым лидером в области технологических инноваций, Соединенные Штаты работают с международными партнерами для достижения общих конкурентных преимуществ.Белый дом, октябрь…
10 November, 2020 | История, Новости
Европейские страны все больше осознают угрозу «Хизбаллы» и блокируют поддерживаемую Ираном террористическую организацию от сбора денег или проведения другой деятельности в пределах своих границ.…
10 ноября, 2020 | Ключевые официальные лица, Новости
Государственный секретарь Майкл Помпео посетит Францию, Турцию, Грузию, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Саудовскую Аравию 13–23 ноября.…
9 ноября, 2020 | Посол, Фонд посла, Искусство и культура, Культура, Посольство, История, Ключевые официальные лица, Новости
Соединенные Штаты выделяют более полумиллиона долларов на сохранение 1500-летнего монастыря в Мцхете, Грузия.«Церкви в Грузии играют такую…
9 ноября, 2020 | История, Новости
11 ноября в США отмечается День ветеранов. Американцы обычно планируют парады, церемонии и чествования тех, кто служил и в настоящее время служит…
9 ноября, 2020 | История, права человека, Новости
Коммунистическая партия Китая бросает вызов свободному и открытому характеру демократических обществ, говорит высокопоставленный чиновник США. Помощник госсекретаря по делам Восточной Азии…
9 ноября, 2020 | Alert
Security Alert for U.S. Citizens (9 ноября 2020 г.) Местоположение: крупные города Грузии, по всей стране. Событие: с сегодняшнего дня (9 ноября) правительство Грузии вводит движение…
8 ноября, 2020 | Оповещение
Оповещение о демонстрации — посольство США в Тбилиси, Грузия (8 ноября 2020 г.) Место: за пределами Центральной избирательной комиссии в Тбилиси Мероприятие: проходит демонстрация…
7 ноября, 2020 | Проблемы здравоохранения, Новости
Мы призываем всех грузин, которые планируют осуществить свое право на собрания 8 ноября, сделать это мирно и в отношении COVID-19…
6 ноября, 2020 | Оповещение
Место: перед зданием парламента в центре Тбилиси Событие: сообщения показывают, что в воскресенье перед зданием парламента в центре Тбилиси может пройти демонстрация…
5 ноября, 2020 | Вопросы здравоохранения, Новости
5 ноября Решение проблемы виа-де-виа-де-виа-лос-Эстадос-Юнидос-со-ду-ду-вид и поне-эн-пелигро-ла-салуд-де-ту паис, порк…
5 ноября, 2020 | Ключевые официальные лица, Новости, история, права человека
U.Официальные лица С. и Европейского Союза все больше осознают и тесно сотрудничают, чтобы противостоять угрозам, исходящим от коммунистической партии Китая. Государственный секретарь США Майкл…
5 ноября, 2020 | Проблемы здравоохранения, Новости
Новаторы в США разработали противовирусный препарат, который можно использовать для лечения пациентов, госпитализированных с COVID-19, что является частью широкомасштабного ответа Америки на глобальные…
4 ноября, 2020 | Оповещение
Информация о COVID-19 для Грузии (4 ноября) Информация для конкретной страны: в Грузии широко распространена передача COVID-19 среди населения, а инфекции COVID-19 присутствуют во всех регионах…
4 ноября, 2020 | История, Ключевые должностные лица, Новости
MICHAEL R.ПОМПЕО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ Сегодня сорок один год назад последователи аятоллы Хомейни ворвались в посольство США в Тегеране и захватили более 50 человек…
3 ноября, 2020 | Новости, наука и технологии, Агентства США
Первые четыре новобранца космических сил США были приведены к присяге 20 октября генералом Дэвидом Д.