Свадьба узбекские: Традиции и размах: из чего состоит узбекская свадьба

Содержание

Узбекская свадьба

Я не буду описывать проведение традиционной УЗБЕКСКОЙ СВАДЬБЫ, а опишу как празднуют стилизованную УЗБЕКСКУЮ СВАДЬБУ с соблюдением основных традиций и обычаев. Предшествует главному свадебному торжеству приезд жениха в день свадьбы в дом невесты. Жениха сопровождают его друзья, сестры и их подруги. Жениха встречают с музыкой и танцами. Для встречи жениха готовится отдельная комната в доме невесты, ее украшают шарами и цветами. В этой комнате мулла проводит обряд «НИКОХ», читает молитву и брак считается заключенным. Затем жених вместе с невестой выходят во двор дома, где их обсыпают лепестками роз и конфетами. Молодожены садятся в свадебный кортеж и едут в ЗАГС, где в торжественной обстановке их брак регистрируется, после чего жених и невеста в сопровождении друзей отправляются в свадебное путешествие по достопримечательностям родного города.

Гостей в свадебный зал приглашают заблаговременно. И если есть возможность, перед залом разводят костер и жених с невестой обходят его 3 раза, после чего в сопровождении узбекских народных инструментов карнай, сурнай, дойра, проходят в зал. Друзья жениха с 4-х сторон над головами молодоженов несут свадебный шатер (чадыр), под свадебную песню «Келибти» жених и невеста входят в зал и дойдя до середины зала невеста делает поклон гостям, затем подойдя к родителям, делают им поклон. После чего занимают места за праздничным столом. В Узбекистане очень часто обряд бракосочетания ЗАГС проводят прямо в зале. Право открыть свадебный вечер предоставляется самому уважаемому человеку со стороны жениха, а порой приглашаются аксакалы с обеих сторон. Поприветствовав гостей и благословив стол, аксакал торжественно открывает вечер. На праздничные столы сразу подается «заказ-самса»( самса специально приготовленная для свадебного торжества), немного позже подается шурпа, свадебный плов, шашлыки. Виноград, персики, черешня в красивых вазах украшают свадебный стол. Тосты родственников, близких друзей, обязательно украшаются танцами, такова традиция.


Особое место на свадьбе отводится тосту родителей. Они приветствуют гостей, поздравляют детей с образованием семьи, и с бокалами шампанского обходят весь зал, приветствуя гостей за каждым столом. Ну и конечно, кульминацией свадебного торжества на УЗБЕКСКОЙ СВАДЬБЕ, является танец жениха и невесты. Обычно танец состоит из 2-х частей: 1-ая часть — это когда жених и невеста исполняют европейский танец, зачастую этот танец постановочный, а 2-ая часть танца исполняется под национальную музыку. Друзья образуют большой круг, а в центре его танцуют молодожены. После этого танца жених и невеста могут участвовать в конкурсах и в эстрадно-танцевальной программе. Также в свадебном вечере предусмотрен свадебный торт со всеми традициями — как-то: разрезание торта молодыми супругами одним ножом и затем преподносят торт своим родителям. Как и на европейских свадьбах невеста бросает свой свадебный букет и выбирается претендент в невесты, проводятся конкурсы с участием жениха и невесты. Т.е. УЗБЕКСКАЯ СВАДЬБА довольно-таки демократична. В финале вечера, как и при его открытии, заключительное слово предоставляется аксакалу, уважаемому гостю (это может быть и женщина), после чего жених и невеста под свадебную песню «Ер-Ер» переходящую в песню «Туйлар муборак», в сопровождении друзей покидают зал. Веселье может быть продолжено без жениха и невесты.

УЗБЕКСКАЯ СВАДЬБА красива и самобытна, если ее правильно ведет профессиональный ТАМАДА. Мира,счастья и добра вам,дорогие молодожены. С уважением ВЛАДИМИР НИКОЛЬСКИЙ.

Поскромневшая узбекская свадьба: певцы недовольны ограничениями

Узбекские певцы выражают недовольство новыми правилами, устанавливающими лимит на количество исполнителей на свадьбах. Это и другие ограничения власти ввели, чтобы, как они объяснили, снизить расходы на торжества, которые тяжелым бременем ложатся на плечи простых узбекских семей.

Принятые в сентябре парламентом страны правила ввели лимиты на количество музыкальных групп, которые могут выступить на одном свадебном мероприятии, – только две, а также другие ограничения – на число гостей и транспортных средств в кортежах.

Свадьбы в Узбекистане и других странах Центральной Азии, как правило, отмечаются с приглашением нескольких сотен гостей, а на свадебных пирах выступают несколько музыкальных групп.

Пышные мероприятия вытаскивают из семейного бюджета порой все сбережения и могут даже загнать в долги. Новые правила призваны помочь семьям сократить расходы.

Однако несколько известных узбекских певцов заявили в социальных сетях, что их выступления служат источником дохода для многих людей.

Певица Муниса Ризаева разъяснила на видео в Instagram’е, как благодаря ее заработкам на свадьбах другие обеспечивают свои семьи.

По ее словам, за исполнение четырех песен на свадебном банкете она берет 800 долларов. Из этой суммы платит в общей сложности 450 долларов участникам своего коллектива – шести музыкантам, двум администраторам, двум водителям и двум телохранителям. Они кормят свои семьи, а это в общей сложности 36 человек, рассказала певица.

Себе певица оставляет 350 долларов, поясняя, что часть этих денег идет на оплату услуг еще 41 человека – тех, кто занимается написанием песен, съемкой видео, организацией ее выступлений на телевидении и радио.

– Мой заработок приносит выгоду почти 150 человекам каждый месяц, – сказала Ризаева в Instagram’е, где у нее более трех миллионов подписчиков.

Певица Озода Нурсаидова, на которую в Instagram’е подписано более миллиона пользователей, в видео подробно рассказала о том, как десятки людей зарабатывают на выступлениях популярных певцов.

Узбекская певица Озода Нурсаидова.

Нурсаидова написала, что за исполнение пяти песен на свадьбе она получает тысячу долларов. Ее коллектив состоит из семи музыкантов, двух водителей и администратора, у которых в общей сложности 30 членов семей.

По словам Нурсаидовой, 400 долларов она отдает коллегам, а из оставшихся 600 долларов оплачивает услуги еще 18 человек, включая авторов песен и создателей видеоклипов.

Среди других популярных исполнителей, которые высказались против новых правил, – Райхон, Улугбек Рахматуллаев, Мавлюда Асалходжаева, Рашид Холигов, Шахзода, Джахонгир Отажонов, Фаррух Закиров и Юлдуз Усманова.

Новые правила запрещают приглашать на свадьбы свыше 250 человек; автомобилей в свадебном кортежей должно быть не больше трех.

Это серьезные ограничения для страны, где принято приглашать как минимум 400 гостей, а аренда длинной автоколонны дорогих автомобилей для жениха и невесты и их друзей считается нормой.

Танцующие на свадьбе в Хиве гости.

Семьи часто в течение многих лет откладывают деньги или берут взаймы у родственников для проведения роскошных свадебных пиров. Президент Узбекистана Шавкат Мирзияев раскритиковал такие траты как «бесстыдные».

– Вместо 20 килограммов мяса, лучше покрасить дом бедолаги и купить ему телевизор, – сказал он в 2018 году.

Миллионы узбеков выезжают на заработки в Россию и другие страны, поскольку им очень трудно найти работу на родине.

Свадьбы и другие мероприятия, такие как похороны и дни рождения, – огромная нагрузка для многих семей в Узбекистане, где средняя зарплата составляет около 2,1 миллиона сумов в месяц (около 250 долларов).

В соседнем Таджикистане в 2017 году тоже запретили пышные свадьбы и другие частные вечеринки, и там с нарушителей взыскивают штрафы.

Перевела с английского Алиса Вальсамаки

Никох-туй или Узбекская свадьба

Одним из пышных и ярких узбекских обрядов является никох туйи или свадьба. Крупнейшее событие которое отмечается шумно, богато и с большим количеством гостей. Приглашаются все: родственники, соседи, коллеги по работе, друзья и знакомые.

В день свадьбы обряд начинается ранним утром, когда в доме жениха и невесты устраивается угощение праздничным пловом. Сегодня утренний плов устраивается не в доме, а в кафе или чайхане, что гораздо удобнее и приносит меньше хлопот хозяевам.

После утреннего плова жених в сопровождении друзей, родственников, танцоров и музыкантов приезжает в дом невесты. Невеста в свадебном наряде ожидает в специальной комнате, куда могут войти только муллы(священники). Свадебный наряд невесты сегодня, это платье белого цвета в европейском стиле. Муллы берут согласие на брак у невесты и после этого читают свадебную молитву — никох, которая заключает брак между молодыми.

Затем проходит следующая часть свадебного обряда — прощание с родителями и родным домом. Друзья жениха грузят приданое невесты, а она прощается с родителями и покидает дом в сопровождении подруг и родственниц.

Распевая традиционные свадебные песни, в доме жениха встречают невесту. К дверям дома ведет белая дорожка — паяндоз, по дорожке невеста входит в свой новый дом. У дверей она делает поклон новому дому — “остона салом”, и в этот момент ее осыпают цветами,сладостями, деньгами, желая ей, таким образом красивой, богатой и сладкой жизни.


Никох туй — Узбекская свадьба!


С этого момента начинается свадебное торжество – никох туй, иногда продолжающееся несколько дней. После торжества жених провожает невесту в их новую комнату, где ее встречает и переодевает янга — родственница или близкая подруга невесты. Затем в комнату входит жених и «выкупает» невесту у янги и только после “выкупа” молодоженов оставляют наедине друг с другом.

Рано утром на следующий день приходит время завершающего обряда — келин салом или приветствие невесты. Молодая жена, низко кланяясь в пояс, приветствует родителей жениха, родственников, гостей. А они преподносят свои подарки и поздравляют с замужеством.


Узбекские обычаи и традиции.



Добро пожаловать!!! Ждем вас в гости, в солнечный Узбекистан!

С любовью ваши Minzifa Travel!


Традиции и обычаи Узбекистана

Традиции и обычаи Узбекистана

Несмотря на стремительное развитие страны, узбекский народ с гордостью соблюдает национальные обычаи. Большинство местных праздничных традиций связаны с главными семейными торжествами: свадьбой и рождением ребенка. Они, в свою очередь, влекут за собой различные обряды и ритуалы, в которых задействованы не только члены семьи, но друзья и даже соседи. В основе всей узбекской культуры лежит гостеприимство, почитание старших и коллективизм.

Никох-туй (свадьба)

Самым пышным узбекским обрядом является свадьба. Свадьбы в Узбекистане проводятся шумно, помпезно и с большим количеством гостей. Если смотреть в самую глубь, то заключение брака у узбекского народа происходит не так, как принято на западе.

Знакомство

По сей день сохранены традиции знакомства жениха с невестой через сватов. Когда девушка достигает определенного возраста, ее семья накрывает стол и начинает встречать «гостей-сватов». После соглашения обеих сторон, проводят обряд обручения, где семья жениха дарит какую-либо вещь «оклик» белого цвета (одежда, материал и тп). 

Например, жители Ферганской долины высылают 100 кг хлопка семье невесты. Спустя неделю, в Фергане обе семьи отправляют друг другу приданное, а еще позже сырые продукты в виде барана, мешка муки, риса, картошки, моркови, лука и тд. Следующим шагом намечается день «фотиха» — помоловки, где разламывают лепешку в знак соглашения на осуществление брака. Только после этого выбирают дату проведения торжества и начинают свадебную подготовку. Важной частью является сбор приданного для невесты. Однако, приданное принято собирать заранее, бывает, что процесс длится несколько лет.

Свадьба

Праздник начинается с утреннего плова. В настоящее время данное мероприятие принято проводить в кафе или ресторанах. Ранним утром на плов  созываются исключительно мужчины. После чего, жених в окружении друзей отправляется за невестой. Их приход сопровождается живой музыкой «карнай-сурнай» (национальные музыкальные инструменты), а также бурными криками и танцами. Свидетель первым входит в дом и выкупает у родственников невесты чапан (национальное одеяние). Жених, надев чапан и головной убор, входит в дом невесты. Следуя обычаям, он руками рвет специальную материю и, после прочтения молитвы старшим, встречается с невестой. Девушка встречает суженного приветствием «келин-салом». Приглашенный для проведения таинства имам читает новобрачным молитвы, а молодые дают клятву любить друг друга и хранить верность. Далее, молодежь отправляются в ЗАГС для официальной регистрации брака.

В Самарканде принято устраивать отдельные гуляния для подруг невесты и друзей жениха, где они в течение 1-2 часов танцуют и веселятся, а после отправляются дальше. Основное торжество начинается после приезда молодоженов в ресторан, где и проходит свадьба. Перед входом в зал проводится выкуп невесты. Жених и его друзья щедро одаривают свидетельницу «янга», после чего она позволяет невесте спуститься из машины, где жених аккуратно должен наступить на ногу невесте, дабы показать свое главенство в семье. 

Узбекская свадьба славится обилием гостей, иногда количество превышает 400 человек. Накрываются шикарные столы, выступают знаменитые певцы и музыканты. После окончания торжества, молодожены отправляются в дом жениха, где песни и танцы продолжаются.

В Бухарской области все немного иначе. Когда жених приезжает в дом будущей супруги, после ряда выкупов и прочего, один из членов семьи, в частности мужчина, должен, перевесив невесту через плечо, донести до машины. В основном, данная роль выделяется брату девушки. Но, если такового нет, это может сделать любой ближайший родственник мужчина. Еще один интересный момент наблюдается по окончанию свадьбы, когда бухарцы привозят невесту обратно в ее дом, где она остается на ночь «попрощаться» с родителями.

Обряд Бешик-туй

Рождение ребенка в Узбекистане сопровождается старинным обычаем «бешик-туй», что означает «первое возложение младенца в его кроватку». В назначенный день, после рождения малыша, родители невесты приносят в дом приданное для ребенка (колыбель-бешик, коляску и прочее), а также различную еду в посуде «тогора». Новоиспеченная мать во время всего праздника сидит в отдельной комнате с малышом, куда к ней наведываются гости и дарят подарки в честь смотрин, а опытные тетушки проводят обряд первого пеленания ребенка.

Обряд Хатна-килиш

Хатна-килиш или Суннат-туйи — это обязательный обряд обрезания для всех мальчиков. К данному мероприятию готовятся с самого рождения сына, однако сам обряд проводится в возрасте от 3 до 9 лет, редко в более зрелом возрасте. Перед началом обряда в присутствии старцев, имама (священника) и близких родственников-мужчин читается Коран — так благословляют мальчика. Затем следует небольшой обряд «тахурар», где женщины укладывают одеяла и подушки на сундук. Заканчивает обряд традиционное узбекское угощение — плов.

Узбекистан: пышных свадеб больше не будет! Ой ли? (Eurasianet, США) | Общество | ИноСМИ

Даже через два дня после свадьбы в семье Вахобиддина Раджабалиева продолжалась уборка. Его новоиспеченная невестка Нилюфар усердно подметала во дворе их дома в Карши, городе на юге Узбекистана. Когда мимо проходил старейшина семьи, она накрыла лицо вуалью и трижды поклонилась.

В углу небольшого двора были свалены в кучу столы и стулья. На полу у входа лежали высыхающие букеты в блестящих, разноцветных обертках. На летней кухне стояли коробки с пустыми бутылками из-под водки, вина и шампанского.

Торжественное мероприятие по случаю бракосочетания Нилюфар и сына Раджабалиева обошлось в шесть тысяч долларов. В стране, где среднемесячная зарплата составляет около 200 долларов, это огромные деньги. Тем не менее 55-летний Раджабалиев, учитель местного колледжа, в приподнятом настроении.

«Около 500 человек были приглашены на вечернее торжество и 300 — на утренний плов. Часть мероприятия прошла у нас дома. Мои родственники и друзья говорят, что свадьба была веселой и с большим количеством угощений. Я очень рад, что гости остались довольными», — сказал Eurasianet.org Раджабалиев.

Утренний плов — давняя узбекская свадебная традиция. Традиционные места ее проведения — свадебные рестораны, в которых могут разместиться сотни и даже тысячи гостей.

Владельцы подобных заведений всегда могут быть уверены в наличии заказов, независимо от времени года. Более того, клиенты бронируют дни и места за несколько месяцев. Плов обычно подается вскоре после рассвета. Родители молодоженов обычно рассылают от 300 до 500 приглашений. Еще 400-600 гостей ожидают на вечерний банкет.

Что особенно радует Раджабалиева, так это то, что он успел провести свадьбу до конца года. С 1 января правительство вводит новые правила в отношении свадеб, которые могут положить конец пышным торжествам.

По новым правилам, в свадебных кортежах должно быть не более трех автомобилей, а не около десятка, как сегодня. На банкете должно присутствовать максимум 250 человек и 300 — на утреннем плове.

Нарушителям грозит штраф в сотни долларов. Могут также оштрафовать и заведения, где будут проводиться свадьбы.

Raseef22

NetEase

Aftenposten

Депутаты, поддержавшие соответствующие поправки к закону, заявили, что ограничения необходимы, чтобы не допустить увеличения долгового бремени у людей с ограниченными финансовыми возможностями из-за фактора морального давления со стороны окружающих. Неподъемные расходы на свадьбы вынуждают многих узбекистанцев уезжать на заработки за рубеж, где им часто приходится трудиться годами, чтобы накопить денег на однодневное застолье.

Несогласные с правительственной инициативой отмечают, что такие меры являются и жесткими, и неэффективными, поскольку речь идет об ограничении «обычая, являющегося неотъемлемой частью узбекской культуры». По общепринятому мнению, родители должны работать всю жизнь, чтобы женить или выдать замуж своих детей, и обеспечить, чтобы свадьба была красивой.

Попытки регулировать эту сферу частной жизни предпринимались еще во времена покойного президента Ислама Каримова. В октябре 1998 года он подписал указ о запрете «расточительных свадебных торжеств». Каримов считал эту традицию «пережитком прошлого».

Однако эта мера не принесла результатов. Второй аналогичный указ был принят в 2008 году, и тоже был проигнорирован. Историк Равшан Назаров считает, что законы всегда будут бессильны перед свадебными традициями. «Надо учитывать объективные обстоятельства. Существует несколько категорий людей, которых нельзя не пригласить на мероприятие. Это родственники, количество которых может доходить до нескольких сотен, потом коллеги, те, которые уже приглашали вас на свадьбу, а также соседи, гости со стороны жениха и невесты. Таким образом, набирается больше 400 или 500 человек», — сказал Назаров.

Президент Шавкат Мирзиёев, пришедший к власти после смерти Каримова в 2016 году, тоже решил попробовать решить «свадебную проблему».

Его позиция по этому вопросу стала ясна в марте 2018 года, когда в узбекских СМИ появилась аудиозапись, где можно было услышать, как он запрещает высокопоставленным правительственным и региональным чиновникам посещать пышные свадьбы.

В начале марта 2018 года узбекские СМИ распространили информацию на основе аудиозаписи одного из его выступлений. Он предупредил, что если машины с правительственными номерами будут обнаружены у заведений, где проходят торжества, то соответствующий чиновник будет уволен и привлечен к ответственности.

«В тот же день отправлю их в тюрьму», — заявил он. Скептики воспринимают эти заявления как сотрясание воздуха. Опытный тамада Турдикул Норматов сказал, что правительство сможет решить эту проблему только после того, как чиновники начнут с себя, отказавшись от нескромных торжеств.

«Свадьба превратилась в своего рода соревнование: кто больше позовет гостей на плов, у кого в изобилии праздничный стол, у кого подарки молодоженам дороже и лучше. Обычно пышные свадьбы — это у государственных чиновников и бизнесменов», — сказал Норматов.

Тем не менее, несмотря на то, что здесь часто говорят о пышных свадьбах как о составляющей узбекской культуры, это явление возникло только в 1970-х годах. До этого большинство людей в тогдашней Узбекской ССР жили в относительной бедности. Денег не хватало, как, впрочем, и основных товаров народного потребления.

Даже в досоветские времена роскошь была уделом только ограниченного круга людей — придворной знати, высокопоставленных чиновников и крупных землевладельцев.

Распространение шумные застолья получили с переходом на относительно свободный рынок после распада СССР.

«На протяжении длительного времени свадебные торжества проводились для не очень большого круга людей, ограничиваясь, в основном, пределами одной махалли [общины] и некоторого количества прибывших гостей», — сказал Назаров.

В начале ноября в свадебную дискуссию включилось Министерство культуры — один из высокопоставленных чиновников ведомства предложил проводить торжества по единому сценарию. Аппаратчик даже предложил привлечь к разработке сценария ученых.

Это предложение многие встретили насмешками.

«Каждый родитель готовится к этому событию несколько лет, чтобы на свадьбе у его ребенка было что-то новое, чего не было у других, — сказала Eurasianet.org журналистка Гульбахор Камолова. — Свадьба — это личное, не надо ее регулировать на уровне правительства. Пусть люди в правительстве сами делают свадьбы по сценарию!».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

«ЮэСэМ Телеком» и «Мегафон» выходят на рынок Узбекистана

Фото: Depositphotos

Автор:
Илья Русанов

«ЮэСэМ Телеком» и «Мегафон» совместно с партнерами из Узбекистана создают совместное предприятие – Digital Holding, которое призвано стать технологическим лидером крупнейшего в Центральной Азии телекоммуникационного рынка. В созданное СП войдет лидер телекоммуникационного рынка страны Ucell, а также узбекские активы USM – CRPT Turon и ICS Holding Uzbekistan.


Правительство Узбекистана через Агентство по управлению государственными активами (АУГА) передаст в собственность СП долю в размере 100% уставного капитала телеком-оператора Ucell. Российская сторона внесет в Digital Holding $100 млн инвестиций в развитие, а также дочерние предприятия USM – CRPT Turon и ICS Holding Uzbekistan.


Для вхождения в СП «ЮэСэМ Телеком» и «Мегафон» создали компанию «Диджитал Инвест», доли в которой распределились по 50% у обеих сторон. В новом СП доля «Диджитал Инвест» составит 51%, АУГА – 49%.


Финализация сделки произойдет в течение 2021 года. Digital Holding сфокусируется на формировании телекоммуникационной инфраструктуры в соответствии с международными стандартами для расширения доступа к услугам связи в Республике Узбекистан и повышения их качества, внедрении передовых технологий и систем в сферах информационной безопасности, хранения данных, маркировки и контроля движения отдельных видов товаров.


«Создание ведущего игрока на рынке цифровых услуг Узбекистана отвечает стратегии как Мегафона, так и «ЮэСэМ Телекома», строящего технологического лидера на пространстве СНГ и Восточной Европы. Мы уверены, что многолетняя экспертиза в реализации цифровых проектов, которая есть у Мегафона, ЦРПТ и «ИКС Холдинга», поможет развить в Узбекистане крупнейшего отраслевого игрока», – говорит генеральный директор «ЮэСэМ Телеком» Иван Стрешинский.


«С точки зрения потребления цифровых услуг Узбекистан один из самых перспективных рынков СНГ, который за последние 10 лет показал более чем трехкратный рост абонентов сотовой связи, но при этом ещё далек от насыщения. Мы не планируем серьезных структурных изменений внутри Ucell в 2021 году, а, скорее, сфокусируемся на поиске синергий и внедрении лучших реализуемых практик в Ucell для роста его бизнеса», — говорит генеральный директор Мегафона Геворк Вермишян.


«Уверен: создание нового совместного предприятия придаст новый импульс стремительно развивающемуся в последние годы рынку цифровых услуг Узбекистана и откроет новые возможности для Ucell и его абонентов», — подчеркнул советник премьер-министра республики Узбекистан Олимжон Умаров.

Традиции и обычаи узбеков

Наверное, кулинарные обычаи проще всего сохранить даже будучи в чужой стране. Узбекский плов, лагман, шурпа, самса со всевозможными начинками и многие другие яства – неотъемлемая часть ежедневного узбекского рациона. Нет, разумеется, они покупают и самые обычные колбасу и хлеб, молоко и сыр, варят пельмени и может даже борщ. Но своей исконно национальной кухней узбеки гордятся и при каждой возможности стараются угостить семью, родных или друзей каким-нибудь узбекским блюдом. 

А вообще, какие они, узбеки? Что мы знаем об этих людях?

Древний народ

Узбеки – потомки древних среднеазиатских племен – согдийцев, бактрийцев, хорезмийцев, ферганцев – относятся к тюркоязычной группе. Смешанная европеоидно-монголоидная раса с преобладанием европеоидных черт. Формирование этноса проходило в междуречье Сырдарьи и Амударьи в хорезмских и ферганских оазисных районах.

Говорили на северо-восточных иранских языках, что подтверждается древними рукописными источниками. На протяжении длительного периода времени богатые плодородные ферганские и хорезмские земли подвергались нашествиям степных тюркских племен – кипчаков, оргузов, а потом – тюрков Золотой орды. В итоге взаимопроникновения оседлых народов хорезмско-ферганской группы и кочевых племен постепенно сложилась памиро-ферганская раса европеоидного типа с монголоидной примесью, к XI-XII веку оформившаяся под одним названием — узбеки.

Ислам к узбекам пришел извне. Хорезмско-ферганские земли окружали мусульманские страны. Завоеватели прочно оседали на благодатных землях, строили храмы-мечети, привлекая в них местное население. В настоящее время 88% узбеков – мусульмане-сунниты.

Сейчас помимо Узбекистана узбеки проживают в Афганистане, Таджикистане, Киргизии, Казахстане, Туркмении и, конечно, в России.

 Узбеки в России

На конец 80-х годов ХХ-го столетия на территории Российской Федерации проживало около 127 тысяч узбеков. С распадом СССР экономика Узбекистана сильно пострадала, что в свою очередь вызвало мощный поток миграции в Россию этнических узбеков. На сегодняшний день в России постоянно проживают около 300 000 узбеков, не считая трудовых мигрантов, число которых давно превысило 2 млн.

По численному соотношению, больше всего узбеков живет в Москве, а по процентному, относительно общего числа жителей в регионе, – в Ханты-Мансийском округе.

Живут в России потомки древнего народа со времен СССР или пустившие корни бывшие студенты. Кто-то организовал удачный бизнес, кто-то сделал карьеру, а кто-то создал семью и остался жить в России. Каковы бы ни были причины, но менталитет предков дает о себе знать, именно поэтому, чтобы сохранить культуру народа, его традиции и обычаи, возникают узбекские общины и сообщества.

Узбекские национальные традиции

Из-за небольшой численности этого народа в России довольно сложно увидеть настоящую узбекскую свадьбу – никох туй, обряд рождения ребенка – бешик туй, обряд обрезания сына – суннат туй. И не то, что забыты традиции, просто ритм и уклад российской жизни, особенно в больших городах, часто не совмещается с узбекским укладом. Но внутри семей обычаи по возможности сохраняются. В городах, где созданы диаспоры, обязательно проходят дни узбекского фольклора. Танцы и песни узбеков — красочные, изящные и самобытные.

Узбекская свадьба в России хотя и адаптирована на европейский лад, но все же молодожены стремятся соблюдать и свои национальные традиции. Казалось бы, все как у нас – жених приезжает в дом невесты, где она его ожидает в окружении подружек и родственников. Торжественная церемония в ЗАГСе, шампанское, фотосессия. Но настоящие носители своей культуры обязательно привнесут в свадебный обряд национальный колорит. Молитвы и родительское благословение – обязательная часть узбекских свадеб, а уж дальше – как получается. Может какая-то пара оставит обычай «утреннего плова» для мужчин, другая – обязательно устроит «келим салом» — приветствие невестки в доме родителей мужа, кто-то облачится в национальные одежды. Кстати, этот элемент чаще всего используют обрусевшие узбеки. После традиционного белого платья невеста может переодеться в национальный костюм, покрыв голову легким кружевным покрывалом. Это очень красиво и самобытно.

В быту обрусевшие узбеки халаты, чалмы и тюбетейки не носят, они как-то не вписываются ни по климату, ни по взглядам. Впрочем, разве в Ташкенте их носят? Если только где-то в глубинке и то – не все. Зато национальные одежды можно увидеть на театрализованных действах, концертах, свадьбах, фольклорных праздниках, ярмарках, где надо подчеркнуть национальный колорит. Основной элемент народного костюма и для мужчин, и для женщин – халат, украшенный золотым шитьем. На голове мужчины носили тюбетейку или чалму, женщины – платок или паранджу. Традиционная мужская узбекская обувь – мягкие кожаные сапоги, женская – кожаные туфли без задника.

О стереотипах

В последнее время у многих россиян «модно» быть недовольными приезжими из соседних государств. Ругают и узбеков – дескать, и интеллект ниже среднего, и непорядочная нация и еще множество грехов приписывают. В Узбекистане экономическая ситуация довольно неблагополучная, а жить на что-то надо. Вот и едут в Россию отцы семейства и будто бы взрослые дети бедных семей из узбекских деревень. Было бы наивно ожидать от молодого человека из отдаленного села особенной эрудированности. Да и русский язык, скорее всего, он толком не знает. Едут в Россию и вполне образованные культурные люди. Только вряд ли преподавателю колледжа или университета удастся найти работу согласно своему образованию.

Старшее поколение наверняка помнит фильм «В бой идут одни старики» и тонкого интеллигентного юношу по прозвищу Ромео, которого сыграл узбек Рустам Сагдуллаев. А нашумевшая «Бригада», где роль друга и сослуживца Саши Белого исполнил потрясающей красоты мужчина-узбек Фархад Махмудов! А сколько их еще таких – интересных, красивых, образованных, интеллигентных.

Как и любому народу, узбекам есть, кем гордиться!

Тэги

Узбекская свадьба — EventDone

Узбекские свадьбы — красочные события, на которых люди встречаются, чтобы отпраздновать успех пары. Свадьбы в Узбекистане следуют многим обычаям и традициям вековой давности. Сегодня они получили признание во всем мире, и их тема используется многими парами по всему миру. Традиционно узбекский народ празднует свою свадьбу очень весело и богато с большим количеством гостей. На свадьбу приглашены соседи, ближайшие и дальние родственники, сослуживцы и друзья.Узбекский народ стремится сохранить эти традиции, регулярно их практикуя. Вы заинтересованы в проведении узбекской свадьбы? В этой статье всесторонне обсуждается все, что вам нужно знать об узбекских свадьбах. Читай дальше что бы узнать!

Традиции и обычаи

Учитывая, что Узбекистан является преимущественно мусульманской страной, большинство людей полагает, что их свадьбы — это браки по договоренности и что жених и невеста никогда раньше не встречались. Хотя некоторые узбекские браки и сегодня заключаются, большинство из них — браки по любви.Мальчик и девочка встречаются во время повседневных дел, начинают встречаться, и это полностью их решение, жениться или нет. В узбекских традициях решение о свадьбе обычно оформляется на третьем свидании, с кольцом, тортом и подарками от мужчины. Паре не нужно ехать на много свиданий, чтобы проверить, совпадают ли они, их судьба решается в течение первых двух свиданий.

Возраст пар

В большинстве случаев возраст девочек составляет от 19 до 25 лет, а для мальчиков — от 22 до 28 лет.В узбекских традициях девушки старше 28 лет считаются слишком старыми, а свадьба с ними считается унизительной. Это выражение также используется для обозначения слишком старых девушек, которые еще не вышли замуж. Старики, которые еще не женаты, не подвергаются таким же испытаниям, поскольку они могут вступить в брак в старости.

Институт брака очень важен для узбеков, так же как независимость и индивидуальность важны в Америке и западных странах. В узбекской культуре, однако, свидания до брака полностью игнорируются.На самом деле это не одобряется их традициями. Однако это не мешает многим молодым людям встречаться. Многие свадьбы, которые проводятся сегодня в Узбекистане, являются результатом длительных отношений. Молодые пары стараются не раскрывать свои отношения и выходить на публику только тогда, когда хотят пожениться. В отличие от западных стран, где родители обычно знают о романтических партнерах своих детей, в Узбекистане все наоборот, где семьи ограничивают своих детей в романтических отношениях.Именно девочки сталкиваются с более серьезными выговорами и ограничениями по сравнению с мальчиками. Они контролируют, когда им выходить и с кем разговаривать.

Организация свадьбы

Узбекские свадьбы обычно очень грандиозные. Это событие пользуется большим уважением и очень тщательно спланировано. На самом деле, многие семьи в Узбекистане копят годами только на то, чтобы провести пышную свадьбу для своих детей. Еще больше, когда это единственный сын или дочь. Даже когда семья бедна, они приложат столько усилий, чтобы устроить самую большую свадьбу, какую только смогут.Они доходят до того, что занимают деньги у друзей и членов семьи или даже берут ссуды в банках, чтобы это произошло.

Традиционно свадьбы проводились в доме жениха. Однако в наши дни обычаи изменились, и количество домашних свадеб с годами значительно сократилось. Семьи теперь проводят свои свадьбы в специальных местах. Сегодня свадьбы в Узбекистане — это огромный бизнес. В стране есть много грандиозных и гламурных свадебных залов, украшенных классными украшениями. Эти гламурные украшения созданы в соответствии с предпочтениями пары.

Что надеть

По одежде узбекские свадьбы почти не отличаются от свадеб в западных странах. Во многих случаях люди носят современные свадебные наряды, то есть свадебное платье для невесты и костюм для жениха. Однако в некоторых частях страны пары носят традиционные наряды. Жених покупает свадебную одежду для них обоих по традиционному поводу под названием Sarpi .Наряд выглядит очень ярко и дорого. Важно отметить, что одежда в Узбекистане различается от региона к региону. Например, в районе Бухары пары носят дополняющий золотой костюм, который снимают после того, как процессия покидает дом невесты.

Если вас пригласили на узбекскую свадьбу, нужно быть осторожным с тем, что вы носите. В большинстве случаев женщины слишком одеты. Они ходят в салон, делают прически, наносят много макияжа и делают необычные прически.Их макияж красиво сделан, и если вы леди, попробуйте подобрать его! На узбекских свадьбах настоятельно рекомендуется дополнять свой наряд украшениями. Для дам вы можете надеть ожерелья, серьги, серьги, браслеты и другие. Будь осторожен, не переборщи! Для мужчин отлично подойдут однотонные костюмы. Не носите шорты! Это знак неуважения к жениху. Каким бы случайным ни было мероприятие, постарайтесь выглядеть достойно.

Кто за что платит

На узбекских свадьбах почти все оплачивает семья жениха! За несколько дней до самой свадьбы семья жениха отправляет пакет подарков семье невесты.За день до свадьбы обе семьи встречаются, чтобы утвердить список приглашенных на свадьбу гостей. Все расходы в день свадьбы берет на себя семья жениха. Венчанию предшествует обряд помолвки Фатиха-туи . Это мероприятие проводится только с разрешения родителей жениха и невесты. Семья мальчика навещает семью невесты и делает предложение, после чего девочка считается помолвленной. После того, как день свадьбы назначен, друзья и близкие невесты дарят представителей семьи жениха. По сей день это событие строго соблюдается в Узбекистане.

Питание и музыка

Узбекские свадьбы очень увлекательны, когда дело касается развлечений и еды. Когда начинается свадьба, традиционные танцоры исполняют множество умопомрачительных танцев, чтобы согреть гостей. Они одеты в великолепные наряды и хорошо обучены. Музыка — это то, что вам понравится в этом случае. Они играют увлекательную музыку, которую вы даже танцуете под дудку.

Что касается питания, узбекские свадьбы всегда на высоте. Независимо от того, приедете ли вы на простую свадьбу в деревне или на грандиозную свадьбу в светском зале, вы всегда можете рассчитывать на вкусную еду! На узбекских свадьбах накрывают столы примерно на 8-16 человек, каждый стол подается с обильным количеством продуктов, включая рыбу, салаты, сыр, фрукты, мясное ассорти и другие. Для вас также предлагается трехразовое питание. После того, как вы закончите с едой, вам подадут десерт в виде куска торта или мороженого.Для тех, кто любит это, также подают алкоголь!

Заключение

Если вы хотите устроить узбекскую свадьбу, вас ждет много веселья! Эти свадьбы легко провести, и вам не понадобится большой бюджет для их проведения. У вас будет широкий выбор вариантов, когда дело доходит до темы и блюд. Попробуйте сегодня!

Узбекских свадеб — Bill’s Blog

Много цветов, золота и, конечно же, свадебного видео и фото-съемок.

Я не был в восторге от посещения свадьбы во вторник вечером.Мой водитель пригласил меня и Надю на одну из свадеб садовода в прошлом месяце. Свадьбы в Узбекистане большие! Они довольно экстравагантны, и правительству даже пришлось принять закон, ограничивающий размер и стоимость вечеринок. Семьи копят годами, чтобы щедро тратить на еду, развлечения, украшения и т. Д. В Ташкенте это большая промышленность, свадебные залы расположены по всему городу. Я думаю, что существует культурное давление, заставляющее проводить большие свадьбы, чтобы продемонстрировать свои способности. Однако я не пробыл здесь достаточно долго, чтобы с уверенностью сказать, что это правда.

Я не знал, во что ввязываюсь. Надя, конечно, отказалась, поэтому я поехала со своим водителем. По прибытии нас провели к столу с остальными сотрудниками TIS, которые присутствовали. Свадебная пара приглашает семью, друзей, знакомых, работодателей, друзей друзей и т.д. Присутствовало не менее 250 — 300 человек. Я быстро ел национальное блюдо плов и пил чай между рюмками водки. Позже вечером наш стол был приглашен в центр танцпола, где ведущий попросил меня произнести короткую речь.Я пожелал паре счастья в их браке и поблагодарил жениха за его преданность школе.

Меня попросили потанцевать с женихом в центре круга. Позже одна из теток раздавала людям 5 000 купюр So’m, которые они могли запихнуть в карманы пальто жениха во время танцев. Думаю, это было на удачу. У узбеков гибридная культура ислама и влияние Советов. Женщины и мужчины в основном танцевали отдельно, но на свадьбах часто употребляют много алкоголя.

Узбекская музыка все больше привлекает меня.Мне нравится ритм и экзотический турецкий звук, смешанный с танцевальным битом. Это напоминает мне балканскую поп-музыку. Узбеки обожают вечеринки, и я действительно хорошо провела время.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

Судьба и выбор в социальном дискурсе традиционного Северного Афганистана на JSTOR

Abstract

В данной статье исследуется, как представители традиционной узбекско-таджикской группы северного Афганистана говорят о браке.Показано, что индивиды используют такие типы дискурса, которые выражают неоднозначные отношения относительно судьбы, того, что супруг предопределен, и выбора, при котором право личного согласия является превыше всего. Анализ включает в себя свадебную песню, самый яркий пример супружеской судьбы, личные рассказы и заявления на собеседовании.

Информация о журнале

Anthropos — международный журнал по антропологии и лингвистике, основанный в 1906 году Вильгельмом Шмидтом. Название журнала происходит от греческого слова «человек» и выражает его главную цель, а именно изучение человеческих обществ в их культурном измерении.Поэтому развитие антропологии, этнологии, лингвистики и религиоведения было важным компонентом интеллектуального кругозора Вильгельма Шмидта. Эту традицию продолжают сегодня сотрудники Anthropos Institute — организационного носителя журнала.

Информация об издателе

Nomos Publishing является одним из ведущих научных издательств в немецкоязычном мире в области права, социальных и гуманитарных наук. С 2002 года Nomos был частью Beck-Group, но оставался независимым от других издателей Группы в отношении разработки своих программ.С 2015 года Edition Sigma принадлежит Nomos Publishing. В 2017 году Tectum Publishing стала частью семьи Nomos, а в 2018 году последовали Ergon Publishing и Academia Publishing.

Nomos издает более 60 профессиональных журналов, которые отражают всю нашу издательскую программу и варьируются от журналов для практиков до узкоспециализированных научных периодических изданий. Многие из этих журналов являются лидерами в своих областях, например Zeitschrift für Urheber- und Medienrecht (Журнал авторского права и права СМИ), Zeitschrift für Umweltrecht (Журнал экологического права), Medien & Kommunikationswissenschaft (Медиа и коммуникационные науки), Blätter der Wohlegeahrtsp (Бюллетень общественного благосостояния) или Soziale Welt (Социальный мир).Особого внимания заслуживают также многочисленные междисциплинарные и междисциплинарные журналы, такие как Leviathan, Kritische Justiz (Критическое правосудие) и Rechtswissenschaft (Юриспруденция).

Брак — Узбекистан

Если вы являетесь гражданином Финляндии и вступаете в брак за границей, вы должны сообщить о браке в систему народонаселения Финляндии.

Спросите у лица, заключающего брак, какие документы необходимы, если церемония проводится в иностранном государственном органе.Свидетельство о беспрепятственном владении финским языком можно заказать на нескольких языках по ссылке на другой веб-сайт. (Открывается в новом окне) Агентство цифровых и демографических данных Ссылка на другой веб-сайт (Открывается в новом окне) в вашем муниципалитете. Документы, которые используются за границей, необходимо легализовать.

Некоторые священники, работающие среди финнов-экспатриантов, которые работают в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии (список на финском языке) Ссылка на другой веб-сайт (Открывается в новом окне), имеют право заключать браки за границей.

Невозможно заключить брак в посольстве Финляндии.

Сообщить о браке в Агентство цифровых и демографических данных

Когда гражданин Финляндии вступает в брак за пределами Финляндии Ссылка на другой веб-сайт (открывается в новом окне), об этом необходимо сообщить в местный ЗАГС. Вы также можете оставить уведомление в посольстве Финляндии или отправить его туда для отправки в Агентство цифровых и демографических данных.

К уведомлению необходимо приложить оригинал свидетельства о браке или его копию, заверенную в представительстве Финляндии.Документ должен быть легализован, и если он был выдан на другом языке, кроме финского, шведского или английского, необходимо предоставить авторизованный перевод на один из этих языков. Переводы, сделанные за рубежом, должны быть легализованы. Переводы, выполненные авторизованным переводчиком в Финляндии Ссылка на другой веб-сайт (открывается в новом окне), действительны как таковые.

Штамп апостиля не требуется для свидетельства о браке , , которое выдается органом власти страны ЕС , и перевод сертификата не требуется, если многоязычная стандартная форма Ссылка на другой веб-сайт.прилагается к документу.

Уведомить о браке, заключенном за границей (pdf) Ссылка на другой веб-сайт. (Открывается в новом окне)

Первая узбекская свадьба, Последний ташкентский бал — Коллекционирование открыток

В следующем месяце будет два года, которые я прожил в Узбекистане. В ходе моей работы здесь по делам иммигрантов и «лотереи грин-карт» я просмотрел буквально сотни узбекских свадебных фотографий, представленных, чтобы укрепить добросовестность отношений. Я видела платья, праздничные красочные столы и огромные тарелки плова.Но буквально каждый узбек, которого я знаю, уже женат. На самом деле, у моих узбекских коллег, ровесников меня, есть дети, которые сейчас готовятся к университету. Наверное, поэтому я на самом деле никогда не получала приглашения на узбекскую свадьбу. Но пару недель назад один из моих коллег А. зашел в мой офис и спросил, что я делаю 14 апреля.

Ассалому алейкум, и приходите к нам на свадьбу!

А. сказала мне, что ее брат женится, и, поскольку семья жениха может выбрать 75% списка гостей, ее родители были рады разрешить своим дочерям приглашать своих друзей и коллег.

Мы с мужем наконец-то ехали на узбекскую свадьбу! Я был взволнован. Я отказался от наших планов поехать за город. Я думала — что надеть? Какой подарок привезти? Яркое платье с пайетками и долларами в качестве универсального языка поздравлений было очевидным выбором. А свадьбу даже собирались провести в здании, которое меня давно интересует:

В день свадьбы моя спина болела до такой степени, что мне не хотелось вставать с постели.Я проспал от быстрого сна. Мои волосы и молния на платье, которое я хотела надеть, не работали. Мы вышли из дома позже, чем я хотел (это была моя вина), и чуть не попали на другую свадьбу, которая проходила в том же отеле. Потом я понял, что забыл дома пару важных вещей, в том числе рабочий и личные мобильные телефоны! Обычно я не настолько дезорганизован, но по какой-то причине это был не мой день.

Но я бы не отказался. Я собирался на эту свадьбу.И это было красиво и потрясающе.

[Отказ от ответственности: из уважения к безопасности и конфиденциальности моих коллег, я не собираюсь публиковать фотографии, на которых можно их идентифицировать. Поверьте, все они выглядели красиво и сногсшибательно!]

Невеста, конечно же, была самой красивой женщиной в комнате. Согласно узбекской традиции, браки обычно заключаются семьями жениха и невесты, как и в случае с этой парой.Я узнал, что родители невесты обычно даже не приходят на свадьбу, как и многие родственники мужского пола, что на самом деле больше похоже на вечеринку, которую устраивают родители жениха, чтобы поприветствовать невесту в своей семье (обычно она уезжает жить в их дом. после).

Как я знаю из множества фотографий узбекских свадеб, от невесты обычно ожидается, что она будет вести себя очень скромно, не танцевать и торжественно сидеть с опущенными глазами. Мне потребовалось время, чтобы перестать сожалеть об этом и принять это как их путь.Я могу понять, почему уход из семьи в первый раз из-за чего-то более или менее неизвестного заставляет невесту, как правило, в подростковом возрасте или в начале двадцати лет серьезно задуматься. Думаю, на собственной свадьбе я улыбался без перерыва все утро, день и ночь, потому что к 23:00 у меня болело лицо, как будто я надувала воздушные шары.

Эта невеста не смотрела на людей, пришедших поздравить пару, и большую часть свадьбы сидела, положив правую руку на сердце. Когда я вручал им немного денег и наши поздравления, невеста не поднимала головы, чтобы взглянуть мне в глаза (хотя жених сиял).Очень хотелось поближе взглянуть на ее красивое лицо! Я заметил, что она несколько раз улыбалась своему жениху и выглядела счастливой, прежде чем поймать себя и снова выглядела грустной, и я не мог не улыбнуться, надеясь, что это будет отличная пара для них обоих.

Поскольку жених и невеста приехали только во втором часу, у меня было достаточно времени во время ужина, чтобы в противном случае осмотреться. Одна из первых вещей, которые я заметил, войдя в зал, это то, что столы были разделены по полу (кроме нашего), и что присутствовало намного больше женщин, чем мужчин. Мои коллеги сказали мне, что это было типично, поскольку у мужчин есть собственное праздничное мероприятие, которое устраивает семья невесты, известное как «утренний плов», который представляет собой традиционный узбекский плов, который подают с раннего утра до позднего утра или раннего полудня. Мой муж посетил одно из этих мероприятий только для мужчин и сообщил, что оно очень неформальное — приходить рано утром, делить тарелку плова с мужчиной рядом с вами и уходить через 20 минут. Вот это мужское собрание! Хотя, если бы они были американскими мужчинами, я полагаю, что это, вероятно, произошло бы во второй половине дня, включая спорт и пиво.

Родители А. потратили много средств, чтобы мероприятие получилось красивым и интересным. Было множество живых певцов и традиционных узбекских народных танцоров, и все они были на высшем уровне. Пение и танцы были такими выразительными, такими красивыми и действительно вовлекли гостей свадьбы в свои выступления. Однако по американским стандартам это было очень громко; когда мы уехали после третьего часа, у меня в ушах сильно звенело.

Народные танцоры были достаточно любезны, чтобы удовлетворить просьбу моего мужа сфотографироваться с нами.

В общем, это была ночь, которую я не забуду. Одно из моих любимых мест было, когда пожилые родственницы стояли, чтобы благословить пару. Я всегда буду благодарен за приглашение на одиннадцатый час. Я не только могу сказать, что не пропустил такой особый узбекский обряд посвящения, но мне также было любезно разрешено, даже как что-то вроде постороннего, принять участие в таком особом мероприятии для этой семьи.

Из других новостей, у нас был еще один повод прихотеть в позапрошлый уик-энд.Мы с мужем посетили ежегодный благотворительный бал в пользу международной школы. Это был наш шестой и последний бал в Ташкенте, и, выходя из салона с моей невероятно недорогой и потрясающей прической, я должен признать, что пропущу эту трассу.

На прошлой неделе также исполнилось три года со дня выхода первого поста о Коллекционировании открыток, с которого все и началось!

Думаю, теперь можно безопасно собирать свои бальные и коктейльные платья, а также смокинг мужа для Канберры. Спасибо, Ташкент!

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

На современном Шелковом пути, откройте для себя цвета и характеры Узбекистана

Когда голубая чаша упала и разбилась, желание вернуться в Узбекистан охватило меня внезапной трепетом воспоминаний о цветах и ​​узорах.

Чаша, сделанная из хрупкой соленой глины мастерами Хорезма, исторического центра керамики на западе Узбекистана, имела замысловатый бледно-лазурный узор, на который я мог смотреть вечно.Это был мой трофей из поездки, которую я совершил в 1990 году в Узбекистан, исторический перекресток Великого шелкового пути.

Поездка была данью уважения. Моя любимая бабушка по отцовской линии Алла родилась в 1917 году в плодородной Ферганской долине к востоку от Ташкента, столицы Узбекистана. Там ее воспитывала бабушка Анна, видная большевистская борца за права женщин. В 1930-х годах Анну перевели на политическую работу в Москву, а позже, как и многие большевистские активисты, она попала в ГУЛАГ.Алла никогда не говорила об Анне — за исключением тех особых случаев, когда она сильно напивалась и наваривала огромные ароматные насыпи из плова , усыпанного морковью узбекского плова из баранины.

Хотя Алла большую часть жизни прожила в Москве, она никогда не теряла связи с Узбекистаном. Она часто навещала меня и возвращалась с пакетами сильно пахнущей зиры (дикий тмин), зеленого чая, сморщенного черного барбариса и полосатой ткани, из которой она шила мне пижаму. Когда в 1974 году мы с мамой переехали в США в качестве беженцев, Алла осталась.И когда она умерла в 60 лет, у меня не было возможности попрощаться.

Итак, во время того визита в 1990 году я ел плова ведрами и выпивал литры водки в честь Аллы. Воспоминания об этой поездке остаются в моей памяти как хаотический водоворот потрепанных куполов, выложенных синей плиткой, советские выхлопные газы, смешанные с дымным запахом жареного на гриле шашлыка, базары, взрывающиеся полосатыми зимними дынями, и такое этническое разнообразие — узбеки, таджики, таджики и таджики. Корейцы, татары, русские, украинцы, уйгуры — таких я никогда не встречал даже в полиглотской Москве.

На протяжении десятилетий политика откладывала любое возможное повторение визита мечты. После того, как в 1991 году Узбекистан перестал быть советским, ситуация в Узбекистане не улучшилась. Последующие 25 лет правления президента Ислама Каримова характеризовались жесткими репрессиями, ограничением границ, бедностью и принудительным трудом на хлопковых полях. Но когда Каримов наконец умер, в 2016 году его сменил реформатор Шавкат Мирзиёев, который говорил об «узбекской весне» для своей 31-миллионной страны. Узбекистан начал расслабляться и обхаживать западных инвесторов и туристов.Я слышал об электронных визах; новая гостеприимная атмосфера; бутик-отели; и сверхскоростной пассажирский экспресс, соединяющий Ташкент с историческими центрами Шелкового пути — Бухарой ​​и Самаркандом.

Наконец, казалось, настал момент для возвращения.

В своей недельной поездке я выбрал кольцевую дорогу по Ташкенту, современному мегаполису поразительного позднесоветского урбанизма; Бухара, древний центр религии и образования, полный исторических мечетей и медресе; и Самарканд, величественное место Тимура, завоевателя XIV века, правившего на обширных территориях Азии.Это будет миниатюрный сэмплер «Шелковый путь» — все в одной стране.

Мое обычное правило — только ручная кладь. Но для Узбекистана? В Узбекистан я везу гигантский чемодан, пустой, но для некоторых вещевых сумок. Потому что я не собираюсь просто заменять свою синюю миску. Кусочки шелка икат с диким рисунком, вышивки сюзане, вышивки, ковры, еще керамика — я хочу все это. Но при регистрации в аэропорту мой огромный чемодан Travelpro оказывается самым изящным чемоданом. Мы с моим парнем Барри летим в Ташкент из Стамбула, где у нас есть квартира, и в аэропорту мы присоединяемся к толпе бабушек (бабушек) с платками на голове, с свирепыми угольными бровями и улыбками, полными 24- каратные золотые зубы. Они носятся в меховых жилетах и ​​блестящих тапочках поверх носков — по всей видимости, в форме узбекских бабушек — ничтожно малы по сравнению с их обернутым пластиком багажом, громоздким, как холодильники на колесах.

« челноки, (торговцы чемоданами)», — сообщает мне по-русски стройная, богатая узбекская девушка. Турецкая одежда, по всей видимости, гораздо более желанна, чем «дешевое китайское дерьмо», наводняющее Узбекистан. Разговор в очереди вращается вокруг свадебных нарядов, по крайней мере, я так понял из отрывков тюркского узбекского, таджикского фарси и русского — языкового тушеного мяса Узбекистана.

В наше первое утро в Ташкенте с населением 2,86 миллиона человек наш гид, уроженец Самарканда, Абду Самедов, ориентирует нас на памятник Мужеству под открытым небом. На нем изображена огромная бронзовая пара из центральных отливок соцреализма, героически шагающая с младенцем на руках по трещиноватой основе, увековечивая память о катастрофе, которая буквально изменила самобытность Ташкента. 25 апреля 1966 года сильнейшее землетрясение, за которым последовали недели подземных толчков, стерло с лица земли большую часть исторического района и оставило без крова 300 000 человек.Товарищи и помощь со всех концов Красной Империи хлынули в четвертый по величине город СССР, чтобы переформатировать его, бац, в советско-модернистскую витрину. Теперь бульвары экзистенциальной необъятности тянутся перед зданиями в стиле, который один критик называет «сейсмическим модернизмом», своего рода советским бетонным брутализмом, освещенным восточными решетками. «Город с самыми красивыми в мире сборными домами», — так называют Ташкент.

Сохраняет Ташкент безупречным? Бабушки, одетые в сногсшибательные цвета, которые повсюду подметают причудливо вытянутыми вениками из прутьев.«Нам нравится, когда в наших городах чистота», — многократно заявляет Абду. В советские времена, добавляет он, местные бабушки были одеты в грустные социалистические серые одежды, но вновь обретенная гордость за национальную одежду независимого Узбекистана превратила их в самых ярких бабушек в мире.

Проезжая по городу, мы проезжаем мимо рекламного щита, рекламирующего новую городскую витрину Ташкента — лоллапалузу под названием «Ташкент-Сити», финансируемую из международных источников. На рекламном щите изображен знаменитый покупатель квартиры.

Майк Тайсон.

«Майку наверняка нравятся все золотые зубы», — размышляет Барри.

Если так, то Майку понравятся торговцы на древнем базаре Чорсу, одном из крупнейших рынков Центральной Азии, скопившихся под широким бело-зеленым куполом позднесоветского периода. Я проложил путь через множество столов к ярко-оранжевым стогам сена с тертой морковью — частью демонстрации кимчи корейцев, которые сияют своими 24-каратными улыбками. В конце 1930-х годов Сталин депортировал все корейское население СССР в суровые среднеазиатские степи; со временем они стали образцовыми фермерами. Теперь у каждого соленья от продавца, которое я пробую, есть немыслимые внутренности: кусочки легких, желудка, селезенки.

Перед нами раскинулся обширный участок Чорсу, посвященный кускам мяса странной текстуры ярко-красного цвета. Конина. Это специальность казахов. Мясники стоят, затягивая закуривающиеся сигареты между покупателями, под большими вывесками с обузданными головами, которые вы ожидаете увидеть в мятлике Кентукки. Пока мы продолжаем бродить, перепела кричат ​​невидимые из висящих над нами клеток, завешанных тканью. «Не для еды», — отмечает Абду. «Торговцам нравится их пение». («Как их пение?» — фыркает другой Ташцентр.«Узбеки любят птичьи бои!»)

Теперь обед. Время плова! Мы едем через город, чтобы присоединиться к будничной толпе в Центре плова Центральной Азии, столовой размером с конференц-зал. Над всем этим возвышается еще одно монументальное наследие советского времени — Ташкентская телебашня 1985 года, на которой изображен космический корабль с иглой для подкожных инъекций. Снаружи столовой находятся крупнейшие в мире казана , похожие на вок сосуды, поставленные над огнем для приготовления сотен фунтов риса желтого цвета с интенсивным содержанием тмина. Плов ошпаз (мастера) ухаживают за казанами длинными гигантскими лопатками, а помощники лихорадочно рубят бараньи рульки, кази (конская колбаса), перепелиные и другие начинки. Внутри официантка бросает плов к нашему столу вместе с лепешками, солеными огурцами и салатом из переливающейся нефритовой редьки. За соседним столиком полицейские в зеленой форме пьют зеленый чай из изящных сине-белых чаш, называемых « пиалы», , под массивными белыми колоннами и длинными алыми занавесками на окнах. Цвета!

В наше последнее утро в Ташкенте мы прорезали бригаду бабушек по направлению к Государственному оперному театру им. Навои, спроектированному в 1940-х годах Алексеем Щусевым, архитектором, которому приписывают создание мавзолея Ленина на Красной площади.Мы здесь за изысканным лепным орнаментом на стенах под названием ганч . Изобилие кружевной инкрустированной резьбы в шести небольших фойе, посвященных разным регионам Узбекистана, почти вызывает галлюцинации. Властный гид театра с гордостью демонстрирует советскую картину Великого Ферганского канала, проект фараонов по орошению хлопковых полей, завершенный всего за 45 дней в 1939 году «добровольцами» под надзором НКВД, жестоких сил безопасности Сталина. «Мой дед погиб, строя этот проклятый канал», — бормочет Абду.

Четырехчасовая поездка на сверхскоростном экспрессе из Ташкента приведет нас в пустыню Кызылкум (Красный песок) на юге Узбекистана. Город-оазис Бухара — это не громоздкий советский мегаполис. Флоренция в Средней Азии — древний столп узбекской религии и образования. Омар Хайям, персидский астроном и поэт, которому приписывают создание Rubaiyat , гулял по его улицам в 11 веке; Авиценна, отец медицины Золотого века ислама, родился неподалеку.

Во время обеда мы проходим через скромный дверной проем в старом еврейском квартале.Он открывается в многоуровневый дом и мастерскую Рахмона Тошева, всемирно известного мастера сюзане, замысловато вышитых вручную тканей, которые я так жажду. Сын мастера по ганчу, дородный Тошев — бывший дорожный инженер и плотник (он сам построил этот дом), который научился трудоемкому ремеслу сюзане (название происходит от слова «игла» на персидском языке) от своей бабушки. Сюзане традиционно изготавливались женщинами для домашнего использования в качестве настенных ковров или покрывала для кроватей, что являлось неотъемлемой частью приданого невесты.В период строительства постсоветской нации президент Каримов объявил традиционные ремесла, такие как изготовление сюзане, важными формами национального искусства.

Тошев приглашает нас к обеденному столу, установленному в выставочном зале, где его сюзане свешиваются с высокого потолка, драпируют мебель и покрывают пол. Они ярки с изображениями гранатов, птиц, ветвей и цветов. Тошев объясняет, что в постсоветское время узбеки заново открыли для себя источники природных красителей. Его элегантный горчично-желтый цвет получается от кожуры грецкого ореха и граната, а его серовато-голубой — от вареной шелковицы.Пока мы едим великолепный плов из баранины и айвы, украшенный перепелиными яйцами, в соседней студии дочь Тошева, Насиба, заканчивает замысловатую вышивку и детализацию одного из более скромных дизайнов Тошева, на изготовление которого уходит около 15 дней. На большие уходит пять месяцев — и цены соответствуют.

Итак, две остановки в пути, мой Travelpro остается почти пустым.

На следующее утро я перехожу к другой своей миссии в Бухаре: сорвать традиционную свадьбу. Узбекские семьи спасают всю свою жизнь, чтобы разбогатеть на этих недельных феериях, приглашая весь свой район и сотни родственников.Обеспокоенный экономическим стрессом от всего этого, новый президент Мирзиёев предложил официально ограничить количество гостей до 150, но его граждане почти возмутились.

Барри и я выслеживаем невест и женихов, одетых в полосатые шелковые и золотые мантии, в популярном месте для предсвадебных фотоопераций: в роскошном доме-музее Файзуллы Ходжаева, изысканном востоковедном украшении глаз. Приглашения на свадьбу материализуются, но время выбрано неподходящее, и я на грани отчаяния, когда Абду сталкивается с другом, знаменитым мастером игры на дойре , красивой, серьезной в музыкальном плане родственницей бубна.В тот вечер он и его помощник играют свадьбу. И вот так мы в списке гостей.

Мы приходим в свадебный дом немного позже, поэтому пропускаем древний зороастрийский ритуал жениха и невесты, кружащих вокруг костра на улице. «Сегодняшняя церемония традиционна, — комментирует Абду, — завтра будет гражданская, а завтра религиозная». Наша хозяйка, мать жениха, с радостью заталкивает нас в переполненную боковую комнату, где дамы в буйстве блесток, мехов и блестящих узорчатых узбекских шелков хан-атласа пьют чай и едят конфеты в советском стиле на подушках для пола.Вводят невесту с прозрачной белой вуалью и мантией из тяжелого бордового бархата. Две буханки наан (лепешка) держатся над ее головой — символ процветания — когда она маневрирует в занавешенный угол, пока хозяйка церемонии читает стихи из Корана. Теперь входит жених, его щеки влажные от эмоций, он одет в роскошное синее платье, инкрустированное золотой вышивкой. Он повел к невесте, накинув на голову в тюбетейке караваи. Мастер дойры и его помощник взорвались перкуссией. Раздаются ликующие возгласы.Мы с Барри присоединяемся к скакалке и танцам, пока сияющий отец жениха раздает деньги танцорам. После праздника Абду быстро пересчитывает нашу пачку узбекских банкнот. «Вау, — говорит он, — вы, ребята, заработали десять баксов!»

По пути в Самарканд мы делаем остановку в знаменитом керамическом городе Гиждуван, чтобы посетить мастерскую преподобной семьи Нарзулаевых. И вот оно! Моя голубая чаша! точный экземпляр ! К сожалению, он выставлен в небольшом частном музее Нарзулаевых.«Извини, красавица, — сказали мне, — даже если поедешь в Хорезм за чашей, не найдешь; их гончары давно перешли на [изготовление] плитки ».

Я раздавлен.

Но тогда мы в Самарканде, великой столице Тимура, центре торговли Шелкового пути на протяжении более тысячи лет, пялились на мавзолей Гур-и Амир, его подсвеченный сине-зеленый купол, как складчатый чулок титана, сверкающий в сумерки. Тимур, свирепый воин-правитель, чьи кровавые завоевания простирались от западной Турции до Индии, построил это шоу-стоп для своего погибшего предполагаемого наследника.Но и Тимур оказался в мерцающем граненом зале, где конский волос свисал с тонкого шеста, сурового тотема кочевого наследия Тимура.

Мы продолжаем смотреть на монументальную официальную площадь Самарканда Регистан, что в переводе с персидского означает «песчаное место». Сегодня вечером его грандиозное трио медресе 15 и 17 веков было реквизировано для трехмерного светового шоу.

Я дрожу на ветру пустыни, когда стробоскопы внезапно ослепляют нас. История цивилизации, тем более, начинается через порталы и арки медресе.Мы начинаем с пещерных художников, переходим к верблюдам Шелкового пути, затем останавливаемся на Самараканде: монгольские всадники Чингисхана наступают, турко-монгольские всадники Тимура сметают их, затем появляется Тимур верхом во славе. Теперь звездное небо кружит над самаркандскими астрономами XV века в тюрбанах, в которых играет Улугбек, внук Тимура, ученый-астрал. Отсюда история чудесным образом прыгает с шестом прямо до «1991», спроецированного высокопарными цифрами, и прямиком до сегодняшнего дня, когда молодые узбекские ученые с микроскопами изучают хлопковые коробочки, а дети в праздничной одежде трясутся.

«СУШ КЕЛИБСИЗ!» вспыхивает гигантским текстом. «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!»

«Никогда не видел таких огней, даже в Москве», — восклицает поблизости охранник в форме.

«Что, в этот чертов холод?» ворчит его коллега.

На следующее утро мы снова в пути, согретые пластиковой бутылкой домашнего бренди от Акрама, нашего пожилого, любящего Шопена водителя. Следующая остановка: горная мечеть Биби Ханым. Одна из нескольких легенд о ее происхождении утверждает, что Тимур построил мечеть в честь своей любимой жены, китайской красавицы, и что архитектор безумно влюбился в нее, пока Тимур расширял свою империю.Огромный, выложенный мозаикой входной портал мечети, который теперь мерцает под ярким зимним солнцем, был ветхими руинами, когда я видел его еще в 1990 году. Независимость Узбекистана вызвала пыл восстановления. Тимур, изображенный в советских учебниках истории как смертоносное чудовище, за ночь превратился в сияющего национального героя независимого Узбекистана. В соседней чайхане за бодрящим йогуртом и рисовым супом мы позируем для селфи с группой пожилых ветеринаров афганской войны. «Америка?» — спрашивает один из них.«Есть ли там города?»

Наконец-то пора накормить чемодан. Мы заканчиваем наше путешествие в какофонии разрастания выходных рынка Ургута, в час езды юго-востоке, со мной торговаться трудно suzanis в закутке антикварного магазина тканей. Златозубая толпа продавщиц втискивается, чтобы наблюдать за сделкой. Я останавливаюсь на трех красавицах — красном, голубовато-сером, подсолнечном — 50 баксов за лот.
А потом дела идут наперекосяк.

Дамы преследуют меня снаружи, сильно дергая меня за рукав, карабкаясь, разворачивая свои ткани на бегу.С ошеломляющей наивностью Барри называет кому-нибудь мое имя, и весь отряд взрывается хихикающими криками: «Аня! Аня! » Подбегают все больше продавцов. Я останавливаюсь, смотрю, пытаюсь сопротивляться, покупаю еще одно сюзане, затем бегу по грязным улочкам мимо стай продавцов стеганых халатов, мимо чанов с нутом, летящих, как паровозы, — преследуемые продавцами и их хлопающими сюзане. Я снова останавливаюсь, покупаю еще, потом еще. Тем не менее они роятся. Я бегу в туалет, но они карабкаются, настаивая на том, чтобы мне заплатили за туалет.«АНЯ! АНЯ! » Когда я выхожу из ванной, меня ждет непроходимая стена из предложенной ткани. Наконец мне удается их отпугнуть, теряя самообладание, и мы безумно бежим обратно к Абду, который терпеливо ждет на далекой парковке. Теперь я осажденный обладатель 11 великолепных сюзане.

Мой гигант Travelpro наконец-то счастлив. И я тоже.

Как посетить Узбекистан

Брук Воан

Расположенная в Центральной Азии, эта культовая остановка на историческом Шелковом пути славится своей дворцовой архитектурой, шумными базарами и местными жителями, представляющими разные культуры. Компания «Узбекистон хаво йуллари» предлагает прямые рейсы между аэропортом имени Джона Кеннеди и Ташкентом. С 2018 года путешественники из США могут подать заявку на получение 30-дневной электронной визы на e-visa.gov.uz (20 долларов США; подождите два-три рабочих дня). Писательница Аня фон Бремзен забронировала поездку в американскую корпорацию MIR Corporation, которая специализируется на Центральной Азии и России. Для индивидуальной поездки обратитесь к члену Консультативного совета AFAR по путешествиям.

Куда пойти

Ташкент

В столице Узбекистана древние мечети и обширные базары соседствуют с советскими зданиями и современными небоскребами.Чтобы получить представление о повседневной жизни, отправляйтесь на Chorsu Bazaar , один из крупнейших фермерских рынков в Центральной Азии, расположенный под сине-зеленым куполом. Чтобы попробовать самое известное блюдо страны, посетите центр Central Asian Plov Center и попробуйте плов , рисовый плов с добавлением тмина, приготовленный в огромных дровяных казанах , похожих на вок. Приходите рано вечером, артисты и артисты собираются по пешеходной улице Sailgokh Street . Чтобы избежать толпы, отправляйтесь в Национальный парк Алишера Навои , изобилующий фонтанами и искусственным озером.

Бухара

Расположенная в четырех часах езды на поезде от Ташкента Бухара предлагает глубокое погружение в религиозный и культурный мир страны. Недалеко от центра города находится мавзолей Саманидов с замысловатым кирпичным фасадом, семейный склеп Исмаила Самани, аристократа 9-го века. В центре города простирается Дом-музей Файзуллы Ходжаева , дом 19-го века бывшего бухарского политика и активиста, стены которого украшены ручной росписью и резными деревянными стенами.

Самарканд

Этот объект всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенный примерно в двух часах езды на поезде от Ташкента, был ключевым пунктом на Шелковом пути.

alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *