Стежок к стежку, игла рисует
Сложнейший колорит шитья.
И вышивальщица рискует
Уйти за грани бытия…
Но нити крепко держат сердце,
Гармонии рождая лад,
И как сиреневое скерцо
Те нити радостно звучат.
Раиса Наумова
Без этого ремесла немыслим рассказ о традиционных рукоделиях. О, какое это потрясающее искусство – ручная вышивка! И наши прабабушки владели им в совершенстве. Как только не вышивали и какие только вышитые предметы не появлялись на свет из-под их рук! Вышивали рубахи и передники, подзоры и полотенца, скатерти и салфетки, головные уборы и покрывала… Богатую одежду церковных служителей и иконы, и многое-многое другое! В начале прошлого века рукоделие стало очень модным – женщины разных сословий и разного возраста очень им увлекались, и создавали удивительные по красоте вещи.
Искусство вышивки известно на Руси с глубокой древности. И те произведения, которые дошли до наших дней, говорят о глубокой самобытности и устойчивости местных орнаментальных традиций, о высоком художественном вкусе и богатстве технических приемов. Уже в Домострое (ХУ1 в.) говорится о вышивке, как о работе, требующей большой усидчивости и терпения и вырабатывающей характер женщины.
Наши царицы и царевны, боярыни и боярышни, заключенные в терема и окруженные сенными девушками, воспроизводили самые причудливые и богатые вышивки шелками и золотом с примесью бус, жемчуга, самоцветных камней. Другое направление – народная (крестьянская) вышивка. Это искусство рождалось самой жизнью, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Жизнь среди природы сказалась на образах народной вышивки, вышивальщицы создавали свой поэтический мир. В течение веков в вышивке выработались свои традиции в орнаменте, цвете, швах. Особенной роскошью отличались вышивки на рубахах и сарафанах, кокошниках и других головных уборах. И вся эта красота достигалась с помощью иголки и нитки, еще использовались пяльца – для натяжения полотна.
На всех вышивках узоры в общих чертах похожи друг на друга и легко узнаются. Они словно находятся вне времени и пространства, схематизированы и обобщены, а их контур очищен от случайных деталей. Подобный характер изображений со строго определенной композицией и техникой исполнения складывался веками. Наряду с древними узорами каждая эпоха вносила свое, придавая вышивке черты своего времени.
Однако, при общем сходстве, в каждой области, подчас и районе, или группе деревень существовали свой неповторимый стиль и характер шитья, проявлявшихся в мотивах и размерах узоров, в фактуре и особом способе исполнения, в излюбленных цветовых сочетаниях. В северных областях любили благородное сочетание красного с белым. Композиции в основном симметричны, а пропорции и соразмерность деталей исполнены удивительного чувства меры и внутренней гармонии. Здесь распространены вышивки с изображением человеческих фигур, птиц, растений. Для вышивок южнорусских районов типичен геометрический орнамент с мотивом ромба и его производных. Композиции узоров строятся повторением или чередованием элементов в горизонтальном ряду, по диагонали, реже – по вертикали. В цвете наряду с чисто белым шитьем и сочетанием белого с красным характерно дополнение синих, зеленых, желтых нитей.
В конце Х1Х – начале ХХ в.в. некоторые центры крестьянской вышивки стали промыслами, поставляющими вышитые изделия на рынок.
Современные женщины – от мала до велика – хорошо понимают, о чем идет речь, если она заходит о вышивке. Этим и отличается это старинное рукоделие от сильно забытых других видов рукоделия, например, ткачества и прядения. Но, в представлении наших современниц, вышивка – это чаще всего вышивка крестиком. Кто-то владеет другими вышивальными швами, например, гладью или тамбуром. И уж очень «продвинутые» назовут какие-то другие вышивальные швы – строчка, роспись, перевить...
В нашей Школе ремесел работает прекрасный художник по вышивке – Татьяна Николаевна Елисеева. Ее мама - Елисеева Алевтина Матвеевна - тоже мастерица по вышивке. Вот какие учебные работы сохранились у нее со студенческих лет:
В Школе ремесел разработаны три модуля по вышивке:
- Вышивальный шов «Роспись»
- Декоративные швы
- Традиционная русская вышивка
Все модули по вышивке разработаны Елисеевой Т.Н., она же и ведет занятия. Татьяна Николаевна – очень ответственный и скрупулезный человек. Каждое занятие продумано до мелочей! Подготовлено множество образцов, на которых можно видеть разные возможности любого вышивального шва. А какие чудесные подарочные вышивки она делает!
Одно слово – Мастер.
Курс «Вышивка», модули 1, 2, 3
Разнообразие традиционной вышивки велико, и поэтому наш курс по вышивке содержит достаточно большое количество вышивальных швов. Первый шов, с которым нам хотелось познакомить весь мир – был шов «Роспись», и первой была создана программа (модуль 1), посвященная этому удивительному старинному шву. Но впоследствии выяснилось, что и с самыми известными швами современные женщины знакомы очень поверхностно или вообще незнакомы. Поэтому возникла необходимость разработать программу по декоративным швам (стебельчатый, петельный, шов «козлик» и т.д.) – так возник модуль 2. Третья часть курса (модуль 3) направлена на воссоздание старинных вышивок, включающих сочетание традиционных вышивальных швов (крестик, косичка, тамбур, счетная гладь). Вероятно, в будущем будет создан и модуль 4 – пока не дошли руки до вершин традиционной вышивки – швам «строчка» и «перевить».
Первая часть курса посвящена вышивальному шву «Роспись» или, как еще называли ее в народе, «досельным», «давнишним» швом. Вышивали красными (бумажными, льняными, шерстяными) нитями по льняному полотну. Узоры вышивок схематизированы, обобщены – это птицы-павы, кони, всадники, хороводы женских фигур с ветками или птицами в руках, орлы, геометрический орнамент. Оформляли вышивкой одежду, головные уборы, предметы домашнего обихода. Композиция полотенец строго симметрична, а пропорции и соразмерность деталей исполнены удивительного чувства меры и внутренней гармонии. Вышивка сочетается с красными ткаными полосами, кружевом.
Швом «роспись» может быть выполнен как самостоятельный большой узор, так и небольшие узкие полоски, которые служат дополнением к основному узору.
Шов «роспись» относится к счетным швам, выполняемым по счету нитей ткани. «Роспись» создает ажурный кружевной узор, состоящий из стежков, идущих по горизонтали, вертикали и диагонали. Эта вышивка двусторонняя - узор, выполненный на лицевой стороне, повторяется на изнаночной.
Вторая часть курса – «Декоративные швы». Этот модуль включает вроде бы всем известные швы – стебельчатый, петельный, шов «козлик», «восьмерка», «французский узелок», и т.д. Но оказалось, что мало кто знаком с использованием этих швов как швов оформительских, вспомогательных, делающих готовую работу намного более привлекательной, подчеркивающих ее суть. Да и самостоятельная ценность этих швов (в умелых-то руках!) очень велика. Используя именно эти, «простенькие», швы, можно и украсить современную одежду, и применить их в сложных работах в смешанной технике. Перед человеком, встающий на путь современного рукоделия (или идущим по нему!), непременно встанет необходимость владения этими навыками. А еще на создание этого модуля очень повлияли вышитые мотивы японской художницы Юмико Хигучи. Совсем простыми швами она создает фантастические по выразительности картины!
Третий модуль «Традиционная русская вышивка» направлен на изучение, вернее, восхищение старинными изделиями, созданными руками наших бабушек и прабабушек. И на попытку воссоздать своими руками фрагментов передников или рубах, используя те швы, с помощью которых они выполнены – «крестик», «роспись», тамбур, набор и счетная гладь. Но главной задачей этого модуля станет не просто ознакомление со швами, а понимание, каким образом наши неграмотные предки – деревенские женщины – создавали фантастические композиции из крайне ограниченного набора цветных нитей! Как умело сочетали швы! Как кропотливо работали над любой частью костюма или полотенца. Нам представить невозможно, как это – при свете лучины делать тончайшие наборы по домотканине, как ряд за рядом украшать передник или часть рукава рубахи. На занятиях модуля учащиеся представят себя мастерицей прошлого и вышьют часть передника – после того, как ознакомятся с техникой предлагаемых вышивальных швов и выполнят домашние задания – образцы работ.
Вышивка, модуль 1: Вышивальный шов «Роспись»
Продолжительность 8 недель
Последовательность тем:
- Вводное занятие. Вышивка как широко распространенное в прошлом ремесло, которым владели все женщины. Обзор русских техник вышивки. Демонстрация образцов. Счетные швы. Особенность шва «роспись». Материалы и инструменты. Счетная схема. Копирование простых схем
- Вышивка закладки для книги
- Вышивка более сложного мотива
- Вышивка стилизованного изображения птицы или растительного мотива
- Оформление готовых работ (закладка, открытка, панно)
- Выбор сложной схемы и вышивка мотива (в пяльцах)
- Продолжение вышивки мотива
- Оформление готовой работы в рамку. Выставка работ. Презентация следующего курса по вышивке
Работы Мастера
Работы учеников
Вышивка, модуль 2: Декоративные швы
Продолжительность 12 недель
Последовательность тем:
- Вводное занятие. Инструменты и материалы для вышивания. Оборудование рабочего места. Простейшие швы «вперед иголка» и «строчка»
- Шов «козлик»
- Шов «восьмерка»
- Стебельчатый шов
- Петельчатый шов
- Петельчатый шов
- Тамбурный шов
- Тамбурный шов
- Петли с прикрепом
- «Французский» узелок
- Выполнение итоговой работы – вышивка сумочки-лакомника
- Выполнение итоговой работы
Работы мастера:
Работы учеников:
Вышивка, модуль 3: Традиционные русские вышивальные швы
Последовательность тем:
- Традиционные русские вышивальные швы. «Музейный» урок: образцы старинной вышивки (полотенца, рубахи, передники). Описание будущей индивидуальной работы: фрагмент передника, выполненный в русской традиции. Шов «крестик» и его использование в традиционной культуре
- Орнаменты с использованием шва «крестик»
- Тамбурный шов
- Тамбурный шов и композиции, выполненные с его использованием
- Тамбурный шов
- Набор
- Набор
- Набор
- Счетная гладь
- Счетная гладь
- Оформление итоговой работы
- Оформление итоговой работы. Выставка
Работы Мастера
Работы учеников еще не выполнены – модуль проходит апробацию