Школа традиционной культуры Истоки и Корни
Главная
|
Контакты
|
Телефон: +7 910 544 26 48
|
e-mail: не задан
Стену у входа в Школу теперь украшает мозаика.
Стену у входа в Школу теперь украшает мозаика.
В школе проводятся экскурсии для детей дошкольного и школьного возраста. Запись по телефону +7 (910) 544-26-48
В школе проводятся экскурсии для детей дошкольного и школьного возраста. Запись по телефону +7 (910) 544-26-48
Расписание занятий с детьми: в субботу и воскресение с 11:30 до 13:00
Расписание занятий с детьми: в субботу и воскресение с 11:30 до 13:00
В 2017 году занятия начались 16 сентября и будут проводиться два раза в неделю
В 2017 году занятия начались 16 сентября и будут проводиться два раза в неделю

Лоскутное шитье

Традиционное лоскутное шитье народов России

Современное лоскутное шитье - вид народного творчества, имеющий свою историю и традиции. Практически всем народам, проживавшим на территории России в XIX-XX вв., известен этот прием шитья и декорирования изделий. Экспонаты Российского этнографического музея, выполненные в лоскутной технике, – яркое тому подтверждение. Многообразие текстильных традиций явилось основой для создания самобытных лоскутных изделий: удмуртские платки, чувашские рубахи, татарские головные уборы, русские одеяла и свивальники, финские коврики, таджикские дастарханы, белорусские кисеты, азербайджанские коврики для молений, хакасские пологи, якутские чепраки, предметы интерьера нивхов. Это только отдельные штрихи лоскутного полотна, раскинувшегося от западных границ России до Дальнего Востока.

 Ответ на вопрос о зарождении лоскутного шитья неоднозначен. Следует помнить, что задолго до появления в городском и крестьянском быту фабричных ситцевых тканей, из остатков которых, в силу экономической рентабельности, создавались лоскутные изделия, в культуре многих народов существовали древние практики создания из остатков материи вещей, выполнявших магико-охранительную функцию.  Эта традиция существовала у тюркских народов Средней Азии (узбеков, казахов, каракалпаков, киргизов и др.), Кавказа (азербайджанцев), Среднего Поволжья (татар, башкир), Южной Сибири (хакасов, алтайцев, якутов). На ее архаичность указывает тот факт, что круг лоскутных изделий оставался неизменным и для их обозначения существовали специальные термины. В рудиментарном варианте древнюю традицию лоскутного шитья можно обнаружить в культуре славян и финно-угров. Считалось, что лоскутные вещи являлись мощными оберегами и обладали магическими свойствами. Например, путники, при переходе особенно опасных участков (горных ущелий), оставляли в качестве символической жертвы клочок своей одежды, привязав его к священному дереву. Лоскуты входили в состав жертвенных подношений языческим божествам в местах общественных или семейных молений. Эта древняя практика известна народам Сибири, Дальнего Востока, Поволжья и Приуралья, Средней Азии, Кавказа. У армян лоскутки ткани использовались как дар Святыне дома. Алтайцы подвешивали лоскутки к люльке в качестве детского оберега. А удмуртские женщины при копировании тканого или вышитого узора часто пришивали к подолам рубах, фартуков, головных полотенец  в качестве оберега пучки ниток или лоскутки ткани, чтобы не сглазили умение мастерицы. Лоскутки присутствовали в системе дарообмена в ходе свадебного обряда у башкир. У народов Средней Азии, например, таджиков, было принято раздавать кусочки ткани всем присутствующим на важных событиях в общине – свадьбе, рождении младенца, похоронах глубоких стариков.

 Исходя из принципа магии по сходству - подобное порождает подобное, – считалось, что множественность лоскутков влияет на то, чтобы  их обладателю было обеспечено изобилие во всем: увеличивалось потомство, преумножалось имущество, плодился скот. Эти представления отражались в самом составе вещей, которые использовали в ситуациях, когда человек, как полагали, бывал наиболее уязвим для негативного воздействия: свадьба, рождение ребенка, болезнь и т.д.

В ходе обрядов свадебного цикла использовали большое количество вещей, сшитых из лоскутков. Например, у народов Средней Азии, специальной лоскутной накидкой накрывали лошадь или верблюда, на которых перевозили невесту в дом жениха. У русских в некоторых регионах также существовала традиция украшать лошадей свадебного поезда лоскутными накидками, а в качестве подстилки в повозке могли использовать коврики, сшитые из кусочков ткани. Сундук с приданым невесты накрывали специальным лоскутным ковриком – эта традиция бытовала и у русских, и у финно-угров Поволжья. Халат нивхской невесты украшался лоскутным узором в виде чешуи, символизирующей магическую защитную броню. У народов Средней Азии лоскутным пологом,  отделяли ложе молодоженов. Свадебный дастархан (скатерть)  также был лоскутным (в отличие от поминального). Полагали, что лоскутный узор, украшающий постельные принадлежности, должен был отвести от молодых "недобрые" взгляды. У калмыков, например, лоскутные подушки помещались и в головах, и в ногах спящих.  В составе свадебных подарков у разных народов присутствовали лоскутные прихватки для котла, сумочки для предметов рукоделия, мешки для хранения головных уборов, кисеты.

Свадебная накидка на лошадь (Узбекистан)

 

 После рождения ребенка  роженицу и малыша  также окружали лоскутные вещи, соединяющие утилитарную и магико-охранительную функции: занавеска, отделяющая часть жилища, где находились мать и младенец, детское одеяльце, свивальники (шитые ленты для пеленания), чепчики. Использование в разных культурах свивальников было связано, с одной стороны, с необходимостью жесткого пеленания, с другой, выполняло магико-охранительную функцию и символизировало пожелание младенцу долгой жизни. Большое значение отводилось и цвету лоскутков в изделиях.  Наиболее ранние образцы шились из тканей двух цветов: белой и черной или белой и красной. Почти повсеместно красный цвет олицетворяет собой жизненную силу, здоровье, плодородие. Считалось, что желтые тона предохраняют от желтухи, синие - от коклюша. 

 Сакральное значение лоскутных вещей заложено и в самом узоре. Наиболее древний элемент в декоре – треугольник (амулет). Узор из полосы треугольников, часто служащий обрамлением изделия или какой-либо его части, являлся символической преградой «сглаза». Различные сочетания треугольников, квадратов и ромбов образовывали разнообразные орнаменты, являющиеся оберегами.

Лоскутное шитье, как вид рукоделия, обладает богатейшими возможностями для создания новых фактур. Можно выделить две основные группы  лоскутных изделий, созданных на основе разных технологических приемов:

1) лоскутная мозаика - формообразующий прием, позволяющий создать новое полотно через соединение лоскутков в единое целое;

2) лоскутная аппликация – фактурообразующий прием, позволяющий создать особый декор путем  нашивания  лоскутков на ткань-основу.

Подтипами лоскутной аппликации являются так называемый прорезной лоскут (декор образуется благодаря наложению основы с вырезанным узором на контрастное полотно иногда с дополнительным обрамлением по контуру) и объемная аппликация (декор образуется лоскутками, пришитыми на основу по одному краю или по центру (т.н. «ляпачиха» (вариант «ляпочиха»; а также шитье «уголками» и ушковая техника).

 В собрании Российского этнографического музея хранятся текстильные памятники, изготовленные в технике лоскутного шитья, бытовавшие в культуре народов нашей страны и сопредельных государств на протяжении двух столетий –  с середины XIX до начала XXI  века. Эти уникальные изделия наглядно демонстрируют, как практическая целесообразность утилитарных предметов сочетается с художественным совершенством формы и декора.

Елена Колчина

 

В нашей стране упоминания о лоскутной технике встречаются с XIX века с поступлением в продажу заморского дорогостоящего ситца. Своего расцвета это искусство достигло в конце XIX в., что связано началом развития производства ситца машинным способом на мануфактурах и повсеместным распространением недорогих тканей из хлопка с набивным рисунком.  Расцветом этого вида декоративно-прикладного искусства в нашей стране считают конец  19-го – начало 20 веков, когда появились чудесные одеяла с «деревенскими» узорами из квадратиков, треугольников, полосок.  И сейчас многие люди  старшего поколения с умилением вспоминают эти непременные атрибуты своего детства, которые теперь считают основой «праздничного восприятия мира» нашими предками. Они и вправду очень радостные – эти неприхотливые лоскутные работы!

Старинное лоскутное одеяло из коллекции Веры Голубевой

В 20-м веке лоскутное шитье получило свое дальнейшее развитие. Появились фантастические работы  - всевозможные панно и многочисленные предметы домашнего обихода, одежда, сумки и сумочки, игрушки. А какие выставки проводятся по всему миру! И чего там только нет… И каких только высот не достигают мастерицы разных стран!

Для обмена идеями и демонстрации произведений искусств, выполненных в лоскутной технике, проводятся всевозможные фестивали и выставки.  Мастерицы объединяются в некие группы и отслеживают новинки. Существует огромное количество первоклассных сайтов, на которых можно увидеть отличные образцы лоскутных изделий

Сайт Ассоциации лоскутного шитья России - http://www.quilters.ru/

Центр текстильного дизайна - http://www.rusquilt.ru/index.php

Рассказ о выставках лоскутного шитья в Японии - http://folomyova.narod.ru/statii/Japan.htm

 

По всему миру  возникли разнообразные клубы лоскутного шитья, проводятся многочисленные занятия и по основе  шитья,  и  по дальнейшему совершенствованию мастерства в этой технике. Несколько лет назад  продавцы отделов ткани с недоумением смотрели на женщин, которые покупали по полметра разных тканей, резали их в клочки и создавали новую ткань, из которой и шили одеяла-покрывала, занавески, одежду  и т.д.  А сейчас уже не удивляются – поняли, что это увлекательнейший вид творчества, доступный практически любому человеку. 

В нашей Школе ремесел занятия по лоскутному шитью проводит Алефтина Юрьевна Стрюкова

Она занимается этим видом творчества уже много лет, хотя по профессии она инженер-конструктор. И хобби превратилось в мастерство! В этом году исполняется 10 лет совместной «рабочей» жизни Алефтины Юрьевны и Татьяны Викторовны. А началась она с того, что Татьяна Викторовна собирала  педагогов, которые смогут подключиться к очень тяжелой работе по эмоциональной реабилитации детей и взрослых, переживших теракт в Беслане в сентябре 2004 года. И вот в 2006-м году Алефтина Юрьевна стала одним из таких педагогов, которые всем сердцем и душой бросились на помощь  жителям Беслана. С каким она увлечением проводила занятия  по вышивке, аппликации и изготовлению лоскутных кукол! Потом были дети и взрослые, пережившие войну в Южной Осетии… А позже - тяжелейшая работа в онкогематологических отделениях детских больниц, где продолжалась наша работа по эмоциональной реабилитации. 

В Школе традиционной культуры А.Ю.Стрюкова  работает с ее основания, т.е. с 2011 года. Большая часть кукол нашего музея обрядов и традиций русского народа выполнена руками. С 2014 года  начались занятия по лоскутному шитью со взрослыми - к настоящему времени разработано три модуля курса по лоскутному шитью; проходит апробацию четвертый модуль. 

 

Курс «Лоскутное шитье», модули 1, 2, 3, 4

Лоскутное шитье – очень непростое искусство. Давным-давно прошло то время, когда кое-как сшитые лоскутки, оформленные в лоскутное одеяло, принимались за вершину мастерства. Да и не относились к этим лоскутным работам как к произведению искусств – одеяло и есть одеяло… Теперь, когда к лоскутному шитью относятся именно как к искусству, достичь мастерства стало очень и очень непросто. Ведь это не только техника сшивания клочков ткани, хотя «правильно» сшивать лоскуты между собой  нужно научиться. И лоскутки надо подобрать так, чтобы от их комбинации, т.е. лоскутной мозаики, невозможно было глаз отвести! Вот почему курс лоскутного шитья занимает такое продолжительное время – по сути, два учебных года. И состоит этот курс из четырех модулей – по одному на полугодие. И каждый модуль включает 12 занятий – одно занятие в неделю. Наверное, можно было бы и чаще  проводить занятия, да только тогда как успеть выполнять домашние задания?! А заданий много. Их много потому, что нужно научиться делать ровную строчку, а это достигается только практикой. Строчи и строчи – и научишься… Завершить обучение можно после каждого модуля – каждый сам определяет, достаточно ли уже  умений для достижения его целей. Но – конечно же! – с каждым новым объемом пройденных тем мастерство возрастает. Хотя, как говорят мастерицы, любому ремеслу можно учиться всю жизнь! Логика построения курса «Лоскутное шитье» такова: первые два модуля посвящены относительно простым лоскутным блокам и шитью изделий с их использованием; третий – сложным блокам. А четвертый модуль направлен на обучение широкому использованию лоскутных техник – от шитья традиционного лоскутного одеяла до одежды.

Лоскутное шитьё: Простые лоскутные блоки (модуль 1)

  1. Лоскутное шитье в народной культуре. Шитье из квадратиков: раскрой и шитье. Утюжные работы.
  2. Изготовление квадратов из двух полос. Лоскутный блок «Шахматка»
  3. «Разрезалки» №1, 2, 3
  4. Изготовление простой салфетки выворотным способом с использованием лоскутных блоков
  5. «Квадрат в квадрате»
  6. Шитьё из полос. Лоскутный блок «Паркет»
  7. Лоскутные блоки «Изба», «Ступени», «Домик»
  8. Игольница «Курочка»
  9. Лоскутный блок «Пашня»
  10. Изготовление прихватки с окантовкой прямой и косой бейкой (с использованием подготовленных лоскутных блоков)
  11. Изготовление мешочка для подарков на кулиске с декоративной отделкой из лоскутков
  12. Подведение итогов модуля

 

Лоскутное шитьё: Усложненные лоскутные блоки (модуль 2)

  1. Шитьё треугольников. «Из одного – два»
  2. Блок «Мельница» и «разрезалка» №4 на его основе
  3. Изготовление чехла для рукодельных мелочей (с использованием лоскутных техник)
  4. Двухцветные треугольники
  5. Лоскутный блок «Гуси», вариант 1
  6. Лоскутный блок «Гуси», вариант 2
  7. Лоскутный блок «Звезда»
  8. Квадраты из разноцветных полос
  9. Шитьё декоративной наволочки из лоскутных блоков
  10. «Разрезалка» №5
  11. Основы аппликации. Кухонное полотенце с аппликацией
  12. «Разрезалка» №6

 

Лоскутное шитьё: Сложные лоскутные блоки (модуль 3)

 

Последовательность тем:

  1. Техника «Решетки прямые»
  2. Техника «Решетки диагональные»
  3. Технология изготовления ланчмата с каймой и окантовкой. Простая стежка
  4. Технология пошива лоскутного криволинейного блока. Блок «Путь пьяницы»
  5.  Лоскутный пуфик как элемент лоскутной композиции
  6. Лоскутная «ватрушка» как элемент лоскутной композиции
  7. Лоскутный блок «Крейзи»
  8. Синель
  9. Витражная техника
  10.  Лоскутный блок «Дрезденская тарелка»
  11.  Изготовление простой сумки с декорированием из сложных лоскутных блоков
  12. Подведение итогов  модуля

 

Лоскутное шитьё: Пошив предметов интерьера и одежды с использованием лоскутных техник (модуль 4)

 

Последовательность тем:

  1. Технология пошива лоскутного одеяла: расчет ткани, последовательность действий, сшивание блоков, каймы и разделительных полос
  2. Технология пошива настенного панно с карманами для детской или ванной
  3. Пошив занавесок
  4. Пошив юбки с использованием лоскутных технология
  5. Шитье жилета: построение выкройки
  6. Шитьё жилета: технология сборки, окантовка
  7. Пошив блузы: построение выкройки, технология сборки
  8. Консультационное занятие по всем видам изделий
  9. Шитьё по кальке
  10. Плетение из полос
  11. Пошив чехла для швейной машинки
  12. Подведение итогов курса

 

Фото образцов предметов: Лоскутное одеяло (АЮ), юбка (Вера)

Низ юбки, сшитой с использованием лоскутных техник (автор – Вера Голубева)

Одеяло, сшитое нашим мастером – Алефтиной Юрьевной


Поделиться:
2019 © Все права защищены. Карта сайта
.