Школа традиционной культуры Истоки и Корни
Главная
|
Контакты
|
Телефон: +7 910 544 26 48
|
e-mail: не задан
Стену у входа в Школу теперь украшает мозаика.
Стену у входа в Школу теперь украшает мозаика.
В школе проводятся экскурсии для детей дошкольного и школьного возраста. Запись по телефону +7 (910) 544-26-48
В школе проводятся экскурсии для детей дошкольного и школьного возраста. Запись по телефону +7 (910) 544-26-48
Расписание занятий с детьми: в субботу и воскресение с 11:30 до 13:00
Расписание занятий с детьми: в субботу и воскресение с 11:30 до 13:00
В 2017 году занятия начались 16 сентября и будут проводиться два раза в неделю
В 2017 году занятия начались 16 сентября и будут проводиться два раза в неделю

Школа ремесел


О Школе

Школа ремесел создана на базе Школы традиционной культуры «Истоки и корни», в которой обучаются дети с 4 до 12 лет. В программу ознакомления  детей  с обрядами и традициями русского народа входит большой объем ремесленных занятий. И возникла некая неувязка – детей мы приобщаем к народной (очень мудрой!) культуре, а взрослые вроде как и ни при чем – негде не только приобщиться к культуре предков, но и просто научиться  чему-либо из традиционных ремесел. Вот так возникла идея создать Школу ремесел для взрослых.

dddd

«Женщина должна пахнуть дымом, а мужчина – ветром». В этой пословице отразилось традиционное понимание половых ролей в обществе: женщина «отвечала» за порядок и уют в доме, а мужчина был «добытчиком» - поле со всеми его проблемами, охота и рыболовство его владения. Времена изменились. И все смешалось. И никто не понимает, кто за что отвечает. И – к сожалению! – именно из-за этого происходит крушение множества семей. Мужчины перестали «пахнуть ветром» - не всегда им удается зарабатывать столько, чтобы накормить и одеть семью. И чаще всего, придя с работы, он и не знает, чем бы заняться… Ни поля нет, ни лошади, ни множества забот, связанных с работами за стенами «избы»… А женщины перестали «пахнуть дымом» - большая часть еды и «уюта» покупается уже готовыми, ну, или полуготовыми. Но дел не убавилось, и потому возникают диспропорции в «домашней» занятости

Создавая Школу традиционной культуры, мы ставили своей целью ознакомление с обрядами и традициями своего народа, изучение культуры, присущей всем слоям населения – и бытовой, и декоративно-прикладной. Ведь все, чем была насыщена жизнь, создавалось своими руками и словами! Никто не разучивал специально танцы и песни, «слово для любви и для молитвы» - во всем этом человек жил с самого рождения и следовал тому, что составляло его суть. Так же было и с ремеслом, т.е. тем, что мы сейчас называем декоративно-прикладным искусством – всему надо учиться не ради искусства и творчества, а просто для жизни. Не умеет мужчина лапти плести – вся семья ходит разутой. Не умеет мать хлеб печь – вся семья ходит голодной. Вот и обучались все всему сызмальства. Основными видами необходимых работ дети обучались примерно к двенадцати годам. А с наступлением этого возраста мальчики становились полноправными помощниками отцу в его работе в поле и по обслуживанию хозяйства, а девочки не только помогали материи в ее работе, но и принимались за изготовление приданого – и старшим сестрам, и себе.

В последнее время интерес к традиционным видам ручного труда возрастает во всем мире – это не только хобби, но и способ заработка. Интерес и к предметам, сделанным руками, тоже возрастает! И стоят эти вещи совсем недешево…

При создании школы возникла непростая проблема поиска преподавателей – не так много вокруг нас людей, в совершенстве владеющих каким-то определенным ремеслом. И они нашлись! Оказалось, что куда проще найти женщин шьющих, вяжущих, вышивающих, которые могут обучить кого-то этим распрекрасным умениям. Сейчас редко находятся такие, которые умеют  всё - и прясть, и ткать, и вышивать, и прочее, и прочее. А вот в прежние времена практически ВСЕ женщины владели ВСЕМИ видами рукоделия – и пряли, и ткали, и вязали, и вышивали, и кружева плели, и с бисером работали…

А вот найти мужчин, владеющих чисто «мужскими» видами ремесел – плетению из прутьев и бересты, вырезающих по дереву, гончаров и плотников – значительно труднее. Да и желающих обучаться не больно сыщешь! Вот почему в Школе ремесел на сегодняшний день преобладают  «женские» рукоделия – проходят занятия по лоскутному шитью и вышивке, орнаментальному и филейному вязанию, подготовлены модули по плетению и ткачеству поясов и обрядовому печенью. Есть и  курс «Роспись по дереву», одинаково интересный и женщинам, и мужчинам.

Для организации обучения традиционным ремеслам разработаны модули, рассчитанные  на работу в течение примерно  12  недель (около трех месяцев).  Начало занятий первого полугодия – с конца сентября-начала октября (по мере комплектования групп), завершение – в конце декабря. Во втором полугодии – с конца января-начала февраля, окончание – в конце апреля.

К настоящему моменту в Школе ремесел подготовлены к работе следующие модули:

 

Лоскутное шитье:

Лоскутное шитье, модуль 1:  Простые лоскутные блоки

Лоскутное шитье, модуль 2:  Усложненные лоскутные блоки

Лоскутное шитье, модуль 3: Сложные лоскутные блоки

Лоскутное шитье, модуль 4: Пошив предметов интерьера и одежды с использованием лоскутных техник

 

Вязание:

Вязание, модуль 1: Орнаментальное вязание спицами

Вязание, модуль 2: Филейное вязание крючком

Вязание, модуль 3: Вязание одежды крючком

 

Вышивка:

Вышивка, модуль 1: Вышивальный шов «Роспись»

Вышивка, модуль 2: Декоративные швы

Вышивка, модуль 3: Традиционные русские вышивальные швы

 

Роспись по дереву:

Роспись по дереву, модуль 1: Вятская роспись

Роспись по дереву, модуль 2: Мезенская роспись

Роспись по дереву, модули 3 и 4: Декоративная современная роспись на основе народной

Фото экспозиции по росписи:

 

Плетение и ткачество поясов:

Плетение и ткачество поясов, модуль 1: Плетение

Плетение и ткачество поясов, модуль 2: Ткачество поясов (на дощечках и на бердо)

 

Обрядовое печенье:

Обрядовое печенье, модуль 1: Поморские, архангельские и мезенские козули, калитки, лесенки, колосья, венки, жаворонки,  каргопольские тетёры

Учебный год 2015 - 2018

Во втором полугодии учебного года 2015/16 проходят занятия по следующим ремесленным модулям:

Вышивка, модуль 3: Традиционные русские швы (счетная гладь, крест, тамбурный шов, набор) - занятия проходят по воскресеньям в Центральной библиотеке на ул. Энгельса, начало в 13-30;

Вязание крючком, модуль 2: Вязание одежды, составление выкроек и вязание по ним - занятия проходят по воскресеньям в Школе в Белкино, начало в 17.00;

Лоскутное шитье, модуль 4: Компоновка работ из лоскутного полотна (одеяло, занавески, панно, юбка, жилет, блуза) - занятия проходят по субботам в Школе в Белкино, начало в 11.30;

Роспись по дереву, модуль 4: Современная декоративная роспись на основе народной - занятия проходят по субботам в Школе в Белкино, начало в 14-30.

Занятия по этим ремесленным модулям начались 16-17 января 2018 года

Возможны занятия по другим ремесленным модулям (по мере формирования групп):

Вышивка: Вышивальный шов «Роспись» (модуль 1); Декоративные швы (модуль 2)

Вязание: Филейное вязание (модуль 1)

Лоскутное шитье: Простые лоскутные блоки (модуль 1)

Роспись по дереву: Современная декоративная роспись на основе народной (модуль 3); Мезенская роспись (модуль 2); Вятская роспись (модуль 1)

Плетение и ткачество поясов, модуль 1: Плетение поясов

Обрядовое печенье

Записаться на занятия можно по телефону 8 (910) 544-26-48

Вышивка

 

Стежок к стежку, игла рисует

Сложнейший колорит шитья. 

И вышивальщица рискует

Уйти за грани бытия…

Но нити крепко держат сердце,

Гармонии рождая лад,

И как сиреневое скерцо

Те нити радостно звучат.

                                                                                                                               Раиса Наумова

Без этого ремесла немыслим рассказ о традиционных рукоделиях. О, какое это потрясающее искусство – ручная вышивка! И наши прабабушки владели им в совершенстве. Как только не вышивали и какие только вышитые предметы не появлялись на свет из-под их рук! Вышивали рубахи и передники, подзоры и полотенца, скатерти  и салфетки, головные уборы и покрывала… Богатую одежду церковных служителей  и иконы, и многое-многое другое! В начале прошлого века рукоделие стало очень модным – женщины разных сословий и разного возраста очень им увлекались, и создавали удивительные по красоте вещи.

Искусство вышивки известно на Руси с глубокой древности. И те произведения, которые дошли до наших дней, говорят о глубокой самобытности и устойчивости местных орнаментальных традиций, о высоком художественном вкусе и богатстве технических приемов. Уже в Домострое (ХУ1 в.) говорится о вышивке, как о работе, требующей большой усидчивости и терпения и вырабатывающей характер женщины.

Наши царицы и царевны, боярыни и боярышни, заключенные в терема и окруженные сенными девушками, воспроизводили самые причудливые и богатые вышивки шелками и золотом с примесью бус, жемчуга, самоцветных камней. Другое направление – народная (крестьянская) вышивка. Это искусство рождалось самой жизнью, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Жизнь среди природы сказалась на образах народной вышивки, вышивальщицы создавали свой поэтический мир. В течение веков в вышивке выработались свои традиции в орнаменте, цвете, швах. Особенной роскошью отличались вышивки на рубахах и сарафанах, кокошниках и других головных уборах. И вся эта красота достигалась с помощью иголки и нитки, еще использовались пяльца – для натяжения полотна.

       На всех вышивках узоры в общих чертах похожи друг на друга и легко узнаются. Они словно находятся вне времени и пространства, схематизированы и обобщены, а их контур очищен от случайных деталей. Подобный характер изображений со строго определенной композицией и техникой исполнения складывался веками. Наряду с древними узорами каждая эпоха вносила свое, придавая вышивке  черты своего времени.

     Однако, при общем сходстве, в каждой области, подчас и районе, или группе деревень существовали свой неповторимый стиль и характер шитья, проявлявшихся в мотивах и размерах узоров, в фактуре и особом способе исполнения, в излюбленных цветовых сочетаниях. В северных областях любили благородное сочетание красного с белым. Композиции в основном симметричны, а пропорции и соразмерность деталей исполнены удивительного чувства меры и внутренней гармонии. Здесь распространены вышивки с изображением человеческих фигур, птиц, растений.  Для вышивок южнорусских районов типичен геометрический орнамент с мотивом ромба и его производных. Композиции узоров строятся повторением или чередованием элементов в горизонтальном ряду, по диагонали, реже – по вертикали. В цвете наряду с чисто белым шитьем и сочетанием белого с красным характерно дополнение синих, зеленых, желтых нитей.

     В конце Х1Х – начале ХХ в.в. некоторые центры крестьянской вышивки стали промыслами, поставляющими вышитые изделия на рынок.

 Современные женщины – от мала до велика – хорошо понимают, о чем идет речь, если она заходит о вышивке. Этим и отличается это старинное рукоделие от  сильно забытых других видов рукоделия, например,  ткачества и прядения. Но, в представлении наших современниц, вышивка – это чаще всего вышивка крестиком. Кто-то владеет другими вышивальными швами, например, гладью или тамбуром. И уж очень «продвинутые» назовут какие-то другие вышивальные швы – строчка, роспись, перевить...

В нашей Школе ремесел работает прекрасный художник по вышивке – Татьяна Николаевна Елисеева. Ее мама -  Елисеева Алевтина Матвеевна -  тоже мастерица по вышивке. Вот какие учебные работы сохранились у нее со студенческих лет:

В Школе ремесел разработаны три модуля по вышивке:

  • Вышивальный шов «Роспись»
  • Декоративные швы
  • Традиционная русская вышивка

Все модули по вышивке разработаны Елисеевой Т.Н., она же и ведет занятия. Татьяна Николаевна – очень ответственный и скрупулезный человек. Каждое занятие продумано до мелочей! Подготовлено множество образцов, на которых можно видеть разные возможности любого вышивального шва. А какие чудесные подарочные вышивки она делает!

Одно слово – Мастер.

 

Курс «Вышивка», модули 1, 2, 3

Разнообразие традиционной вышивки велико, и поэтому наш курс по вышивке содержит достаточно большое количество вышивальных швов. Первый шов, с которым нам хотелось познакомить весь мир – был шов «Роспись», и первой была создана программа (модуль 1), посвященная этому удивительному старинному шву. Но впоследствии выяснилось, что и с самыми известными швами современные женщины знакомы очень поверхностно или вообще незнакомы. Поэтому возникла необходимость разработать программу по декоративным швам (стебельчатый, петельный,  шов «козлик» и т.д.) – так возник модуль 2. Третья часть курса (модуль 3) направлена на воссоздание старинных вышивок, включающих сочетание традиционных вышивальных швов (крестик, косичка, тамбур, счетная гладь). Вероятно, в будущем будет создан и модуль 4 – пока не дошли руки до вершин традиционной вышивки – швам «строчка» и «перевить».

Первая часть курса посвящена вышивальному шву «Роспись» или, как еще называли ее в народе, «досельным», «давнишним» швом. Вышивали красными (бумажными, льняными, шерстяными) нитями по льняному полотну. Узоры вышивок схематизированы, обобщены – это птицы-павы, кони, всадники, хороводы женских фигур с ветками или птицами в руках, орлы, геометрический орнамент. Оформляли вышивкой одежду, головные уборы, предметы домашнего обихода. Композиция полотенец строго симметрична, а пропорции и соразмерность деталей исполнены удивительного чувства меры и внутренней гармонии. Вышивка сочетается с красными ткаными полосами, кружевом.

Швом «роспись» может быть выполнен как самостоятельный большой узор, так и небольшие узкие полоски, которые служат дополнением к основному узору.

Шов «роспись» относится к счетным швам, выполняемым по счету нитей ткани. «Роспись» создает ажурный кружевной узор, состоящий из стежков, идущих по горизонтали, вертикали и диагонали. Эта вышивка двусторонняя - узор, выполненный на лицевой стороне, повторяется на  изнаночной.

Вторая часть курса – «Декоративные швы». Этот модуль включает вроде бы всем известные швы – стебельчатый, петельный, шов «козлик», «восьмерка», «французский узелок», и т.д. Но оказалось, что мало кто знаком с использованием этих швов как швов оформительских, вспомогательных, делающих готовую работу намного более привлекательной, подчеркивающих ее суть. Да и самостоятельная ценность этих швов (в умелых-то руках!) очень велика. Используя именно эти, «простенькие», швы, можно и украсить современную одежду, и применить их в сложных работах в смешанной технике. Перед человеком, встающий на путь современного рукоделия (или идущим по нему!), непременно встанет необходимость владения этими навыками. А еще на создание этого модуля очень повлияли вышитые мотивы японской художницы Юмико Хигучи. Совсем простыми швами она создает фантастические по выразительности картины!

Третий модуль «Традиционная русская вышивка» направлен на изучение, вернее, восхищение старинными изделиями, созданными руками наших бабушек и прабабушек. И на попытку воссоздать своими руками фрагментов передников или рубах, используя те швы, с помощью которых они выполнены – «крестик», «роспись», тамбур, набор и счетная гладь. Но главной задачей этого модуля станет не просто ознакомление со швами, а понимание, каким образом наши неграмотные предки – деревенские женщины – создавали фантастические композиции из крайне ограниченного набора цветных нитей! Как умело сочетали швы! Как кропотливо работали над любой частью костюма или полотенца. Нам представить невозможно, как это – при свете лучины делать тончайшие наборы по домотканине, как ряд за рядом украшать передник или часть рукава рубахи. На занятиях модуля учащиеся представят себя мастерицей прошлого и вышьют часть передника – после того, как ознакомятся с техникой предлагаемых вышивальных швов и выполнят домашние задания – образцы работ.

 

Вышивка, модуль 1: Вышивальный  шов «Роспись»

Продолжительность  8 недель

Последовательность тем:

  1. Вводное занятие. Вышивка как широко распространенное в прошлом ремесло, которым владели все женщины. Обзор русских техник вышивки. Демонстрация образцов. Счетные швы. Особенность шва «роспись». Материалы и инструменты. Счетная схема. Копирование простых схем
  2. Вышивка закладки для книги
  3. Вышивка более сложного мотива
  4. Вышивка стилизованного изображения птицы или растительного мотива
  5. Оформление готовых работ (закладка, открытка, панно)
  6. Выбор сложной схемы и вышивка мотива (в пяльцах)
  7. Продолжение вышивки мотива
  8. Оформление готовой работы в рамку. Выставка работ. Презентация следующего курса по вышивке

 

Работы Мастера

Работы учеников

 

Вышивка, модуль 2: Декоративные швы

 

Продолжительность 12 недель

Последовательность тем:

  1. Вводное занятие. Инструменты и материалы для вышивания. Оборудование рабочего места. Простейшие швы «вперед иголка» и «строчка»
  2. Шов «козлик»
  3. Шов «восьмерка»
  4. Стебельчатый шов
  5. Петельчатый шов
  6. Петельчатый шов
  7. Тамбурный шов
  8. Тамбурный шов
  9. Петли с прикрепом
  10. «Французский» узелок
  11. Выполнение итоговой работы – вышивка сумочки-лакомника
  12. Выполнение итоговой работы

Работы мастера:

Работы учеников:

 

Вышивка, модуль 3: Традиционные русские вышивальные швы

Последовательность тем:

  1. Традиционные русские вышивальные швы. «Музейный» урок: образцы старинной вышивки (полотенца, рубахи, передники). Описание будущей индивидуальной работы: фрагмент передника, выполненный в русской традиции. Шов «крестик» и его использование в традиционной культуре
  2. Орнаменты с  использованием шва «крестик»
  3. Тамбурный шов
  4. Тамбурный шов и композиции, выполненные с его использованием
  5. Тамбурный шов
  6. Набор
  7. Набор
  8. Набор
  9. Счетная гладь
  10. Счетная гладь
  11. Оформление итоговой работы
  12. Оформление итоговой работы. Выставка

Работы Мастера

Работы учеников еще не выполнены – модуль проходит апробацию

Вязание
Лоскутное шитье

Традиционное лоскутное шитье народов России

Современное лоскутное шитье - вид народного творчества, имеющий свою историю и традиции. Практически всем народам, проживавшим на территории России в XIX-XX вв., известен этот прием шитья и декорирования изделий. Экспонаты Российского этнографического музея, выполненные в лоскутной технике, – яркое тому подтверждение. Многообразие текстильных традиций явилось основой для создания самобытных лоскутных изделий: удмуртские платки, чувашские рубахи, татарские головные уборы, русские одеяла и свивальники, финские коврики, таджикские дастарханы, белорусские кисеты, азербайджанские коврики для молений, хакасские пологи, якутские чепраки, предметы интерьера нивхов. Это только отдельные штрихи лоскутного полотна, раскинувшегося от западных границ России до Дальнего Востока.

 Ответ на вопрос о зарождении лоскутного шитья неоднозначен. Следует помнить, что задолго до появления в городском и крестьянском быту фабричных ситцевых тканей, из остатков которых, в силу экономической рентабельности, создавались лоскутные изделия, в культуре многих народов существовали древние практики создания из остатков материи вещей, выполнявших магико-охранительную функцию.  Эта традиция существовала у тюркских народов Средней Азии (узбеков, казахов, каракалпаков, киргизов и др.), Кавказа (азербайджанцев), Среднего Поволжья (татар, башкир), Южной Сибири (хакасов, алтайцев, якутов). На ее архаичность указывает тот факт, что круг лоскутных изделий оставался неизменным и для их обозначения существовали специальные термины. В рудиментарном варианте древнюю традицию лоскутного шитья можно обнаружить в культуре славян и финно-угров. Считалось, что лоскутные вещи являлись мощными оберегами и обладали магическими свойствами. Например, путники, при переходе особенно опасных участков (горных ущелий), оставляли в качестве символической жертвы клочок своей одежды, привязав его к священному дереву. Лоскуты входили в состав жертвенных подношений языческим божествам в местах общественных или семейных молений. Эта древняя практика известна народам Сибири, Дальнего Востока, Поволжья и Приуралья, Средней Азии, Кавказа. У армян лоскутки ткани использовались как дар Святыне дома. Алтайцы подвешивали лоскутки к люльке в качестве детского оберега. А удмуртские женщины при копировании тканого или вышитого узора часто пришивали к подолам рубах, фартуков, головных полотенец  в качестве оберега пучки ниток или лоскутки ткани, чтобы не сглазили умение мастерицы. Лоскутки присутствовали в системе дарообмена в ходе свадебного обряда у башкир. У народов Средней Азии, например, таджиков, было принято раздавать кусочки ткани всем присутствующим на важных событиях в общине – свадьбе, рождении младенца, похоронах глубоких стариков.

 Исходя из принципа магии по сходству - подобное порождает подобное, – считалось, что множественность лоскутков влияет на то, чтобы  их обладателю было обеспечено изобилие во всем: увеличивалось потомство, преумножалось имущество, плодился скот. Эти представления отражались в самом составе вещей, которые использовали в ситуациях, когда человек, как полагали, бывал наиболее уязвим для негативного воздействия: свадьба, рождение ребенка, болезнь и т.д.

В ходе обрядов свадебного цикла использовали большое количество вещей, сшитых из лоскутков. Например, у народов Средней Азии, специальной лоскутной накидкой накрывали лошадь или верблюда, на которых перевозили невесту в дом жениха. У русских в некоторых регионах также существовала традиция украшать лошадей свадебного поезда лоскутными накидками, а в качестве подстилки в повозке могли использовать коврики, сшитые из кусочков ткани. Сундук с приданым невесты накрывали специальным лоскутным ковриком – эта традиция бытовала и у русских, и у финно-угров Поволжья. Халат нивхской невесты украшался лоскутным узором в виде чешуи, символизирующей магическую защитную броню. У народов Средней Азии лоскутным пологом,  отделяли ложе молодоженов. Свадебный дастархан (скатерть)  также был лоскутным (в отличие от поминального). Полагали, что лоскутный узор, украшающий постельные принадлежности, должен был отвести от молодых "недобрые" взгляды. У калмыков, например, лоскутные подушки помещались и в головах, и в ногах спящих.  В составе свадебных подарков у разных народов присутствовали лоскутные прихватки для котла, сумочки для предметов рукоделия, мешки для хранения головных уборов, кисеты.

Свадебная накидка на лошадь (Узбекистан)

 

 После рождения ребенка  роженицу и малыша  также окружали лоскутные вещи, соединяющие утилитарную и магико-охранительную функции: занавеска, отделяющая часть жилища, где находились мать и младенец, детское одеяльце, свивальники (шитые ленты для пеленания), чепчики. Использование в разных культурах свивальников было связано, с одной стороны, с необходимостью жесткого пеленания, с другой, выполняло магико-охранительную функцию и символизировало пожелание младенцу долгой жизни. Большое значение отводилось и цвету лоскутков в изделиях.  Наиболее ранние образцы шились из тканей двух цветов: белой и черной или белой и красной. Почти повсеместно красный цвет олицетворяет собой жизненную силу, здоровье, плодородие. Считалось, что желтые тона предохраняют от желтухи, синие - от коклюша. 

 Сакральное значение лоскутных вещей заложено и в самом узоре. Наиболее древний элемент в декоре – треугольник (амулет). Узор из полосы треугольников, часто служащий обрамлением изделия или какой-либо его части, являлся символической преградой «сглаза». Различные сочетания треугольников, квадратов и ромбов образовывали разнообразные орнаменты, являющиеся оберегами.

Лоскутное шитье, как вид рукоделия, обладает богатейшими возможностями для создания новых фактур. Можно выделить две основные группы  лоскутных изделий, созданных на основе разных технологических приемов:

1) лоскутная мозаика - формообразующий прием, позволяющий создать новое полотно через соединение лоскутков в единое целое;

2) лоскутная аппликация – фактурообразующий прием, позволяющий создать особый декор путем  нашивания  лоскутков на ткань-основу.

Подтипами лоскутной аппликации являются так называемый прорезной лоскут (декор образуется благодаря наложению основы с вырезанным узором на контрастное полотно иногда с дополнительным обрамлением по контуру) и объемная аппликация (декор образуется лоскутками, пришитыми на основу по одному краю или по центру (т.н. «ляпачиха» (вариант «ляпочиха»; а также шитье «уголками» и ушковая техника).

 В собрании Российского этнографического музея хранятся текстильные памятники, изготовленные в технике лоскутного шитья, бытовавшие в культуре народов нашей страны и сопредельных государств на протяжении двух столетий –  с середины XIX до начала XXI  века. Эти уникальные изделия наглядно демонстрируют, как практическая целесообразность утилитарных предметов сочетается с художественным совершенством формы и декора.

Елена Колчина

 

В нашей стране упоминания о лоскутной технике встречаются с XIX века с поступлением в продажу заморского дорогостоящего ситца. Своего расцвета это искусство достигло в конце XIX в., что связано началом развития производства ситца машинным способом на мануфактурах и повсеместным распространением недорогих тканей из хлопка с набивным рисунком.  Расцветом этого вида декоративно-прикладного искусства в нашей стране считают конец  19-го – начало 20 веков, когда появились чудесные одеяла с «деревенскими» узорами из квадратиков, треугольников, полосок.  И сейчас многие люди  старшего поколения с умилением вспоминают эти непременные атрибуты своего детства, которые теперь считают основой «праздничного восприятия мира» нашими предками. Они и вправду очень радостные – эти неприхотливые лоскутные работы!

Старинное лоскутное одеяло из коллекции Веры Голубевой

В 20-м веке лоскутное шитье получило свое дальнейшее развитие. Появились фантастические работы  - всевозможные панно и многочисленные предметы домашнего обихода, одежда, сумки и сумочки, игрушки. А какие выставки проводятся по всему миру! И чего там только нет… И каких только высот не достигают мастерицы разных стран!

Для обмена идеями и демонстрации произведений искусств, выполненных в лоскутной технике, проводятся всевозможные фестивали и выставки.  Мастерицы объединяются в некие группы и отслеживают новинки. Существует огромное количество первоклассных сайтов, на которых можно увидеть отличные образцы лоскутных изделий

Сайт Ассоциации лоскутного шитья России - http://www.quilters.ru/

Центр текстильного дизайна - http://www.rusquilt.ru/index.php

Рассказ о выставках лоскутного шитья в Японии - http://folomyova.narod.ru/statii/Japan.htm

 

По всему миру  возникли разнообразные клубы лоскутного шитья, проводятся многочисленные занятия и по основе  шитья,  и  по дальнейшему совершенствованию мастерства в этой технике. Несколько лет назад  продавцы отделов ткани с недоумением смотрели на женщин, которые покупали по полметра разных тканей, резали их в клочки и создавали новую ткань, из которой и шили одеяла-покрывала, занавески, одежду  и т.д.  А сейчас уже не удивляются – поняли, что это увлекательнейший вид творчества, доступный практически любому человеку. 

В нашей Школе ремесел занятия по лоскутному шитью проводит Алефтина Юрьевна Стрюкова

Она занимается этим видом творчества уже много лет, хотя по профессии она инженер-конструктор. И хобби превратилось в мастерство! В этом году исполняется 10 лет совместной «рабочей» жизни Алефтины Юрьевны и Татьяны Викторовны. А началась она с того, что Татьяна Викторовна собирала  педагогов, которые смогут подключиться к очень тяжелой работе по эмоциональной реабилитации детей и взрослых, переживших теракт в Беслане в сентябре 2004 года. И вот в 2006-м году Алефтина Юрьевна стала одним из таких педагогов, которые всем сердцем и душой бросились на помощь  жителям Беслана. С каким она увлечением проводила занятия  по вышивке, аппликации и изготовлению лоскутных кукол! Потом были дети и взрослые, пережившие войну в Южной Осетии… А позже - тяжелейшая работа в онкогематологических отделениях детских больниц, где продолжалась наша работа по эмоциональной реабилитации. 

В Школе традиционной культуры А.Ю.Стрюкова  работает с ее основания, т.е. с 2011 года. Большая часть кукол нашего музея обрядов и традиций русского народа выполнена руками. С 2014 года  начались занятия по лоскутному шитью со взрослыми - к настоящему времени разработано три модуля курса по лоскутному шитью; проходит апробацию четвертый модуль. 

 

Курс «Лоскутное шитье», модули 1, 2, 3, 4

Лоскутное шитье – очень непростое искусство. Давным-давно прошло то время, когда кое-как сшитые лоскутки, оформленные в лоскутное одеяло, принимались за вершину мастерства. Да и не относились к этим лоскутным работам как к произведению искусств – одеяло и есть одеяло… Теперь, когда к лоскутному шитью относятся именно как к искусству, достичь мастерства стало очень и очень непросто. Ведь это не только техника сшивания клочков ткани, хотя «правильно» сшивать лоскуты между собой  нужно научиться. И лоскутки надо подобрать так, чтобы от их комбинации, т.е. лоскутной мозаики, невозможно было глаз отвести! Вот почему курс лоскутного шитья занимает такое продолжительное время – по сути, два учебных года. И состоит этот курс из четырех модулей – по одному на полугодие. И каждый модуль включает 12 занятий – одно занятие в неделю. Наверное, можно было бы и чаще  проводить занятия, да только тогда как успеть выполнять домашние задания?! А заданий много. Их много потому, что нужно научиться делать ровную строчку, а это достигается только практикой. Строчи и строчи – и научишься… Завершить обучение можно после каждого модуля – каждый сам определяет, достаточно ли уже  умений для достижения его целей. Но – конечно же! – с каждым новым объемом пройденных тем мастерство возрастает. Хотя, как говорят мастерицы, любому ремеслу можно учиться всю жизнь! Логика построения курса «Лоскутное шитье» такова: первые два модуля посвящены относительно простым лоскутным блокам и шитью изделий с их использованием; третий – сложным блокам. А четвертый модуль направлен на обучение широкому использованию лоскутных техник – от шитья традиционного лоскутного одеяла до одежды.

Лоскутное шитьё: Простые лоскутные блоки (модуль 1)

  1. Лоскутное шитье в народной культуре. Шитье из квадратиков: раскрой и шитье. Утюжные работы.
  2. Изготовление квадратов из двух полос. Лоскутный блок «Шахматка»
  3. «Разрезалки» №1, 2, 3
  4. Изготовление простой салфетки выворотным способом с использованием лоскутных блоков
  5. «Квадрат в квадрате»
  6. Шитьё из полос. Лоскутный блок «Паркет»
  7. Лоскутные блоки «Изба», «Ступени», «Домик»
  8. Игольница «Курочка»
  9. Лоскутный блок «Пашня»
  10. Изготовление прихватки с окантовкой прямой и косой бейкой (с использованием подготовленных лоскутных блоков)
  11. Изготовление мешочка для подарков на кулиске с декоративной отделкой из лоскутков
  12. Подведение итогов модуля

 

Лоскутное шитьё: Усложненные лоскутные блоки (модуль 2)

  1. Шитьё треугольников. «Из одного – два»
  2. Блок «Мельница» и «разрезалка» №4 на его основе
  3. Изготовление чехла для рукодельных мелочей (с использованием лоскутных техник)
  4. Двухцветные треугольники
  5. Лоскутный блок «Гуси», вариант 1
  6. Лоскутный блок «Гуси», вариант 2
  7. Лоскутный блок «Звезда»
  8. Квадраты из разноцветных полос
  9. Шитьё декоративной наволочки из лоскутных блоков
  10. «Разрезалка» №5
  11. Основы аппликации. Кухонное полотенце с аппликацией
  12. «Разрезалка» №6

 

Лоскутное шитьё: Сложные лоскутные блоки (модуль 3)

 

Последовательность тем:

  1. Техника «Решетки прямые»
  2. Техника «Решетки диагональные»
  3. Технология изготовления ланчмата с каймой и окантовкой. Простая стежка
  4. Технология пошива лоскутного криволинейного блока. Блок «Путь пьяницы»
  5.  Лоскутный пуфик как элемент лоскутной композиции
  6. Лоскутная «ватрушка» как элемент лоскутной композиции
  7. Лоскутный блок «Крейзи»
  8. Синель
  9. Витражная техника
  10.  Лоскутный блок «Дрезденская тарелка»
  11.  Изготовление простой сумки с декорированием из сложных лоскутных блоков
  12. Подведение итогов  модуля

 

Лоскутное шитьё: Пошив предметов интерьера и одежды с использованием лоскутных техник (модуль 4)

 

Последовательность тем:

  1. Технология пошива лоскутного одеяла: расчет ткани, последовательность действий, сшивание блоков, каймы и разделительных полос
  2. Технология пошива настенного панно с карманами для детской или ванной
  3. Пошив занавесок
  4. Пошив юбки с использованием лоскутных технология
  5. Шитье жилета: построение выкройки
  6. Шитьё жилета: технология сборки, окантовка
  7. Пошив блузы: построение выкройки, технология сборки
  8. Консультационное занятие по всем видам изделий
  9. Шитьё по кальке
  10. Плетение из полос
  11. Пошив чехла для швейной машинки
  12. Подведение итогов курса

 

Фото образцов предметов: Лоскутное одеяло (АЮ), юбка (Вера)

Низ юбки, сшитой с использованием лоскутных техник (автор – Вера Голубева)

Одеяло, сшитое нашим мастером – Алефтиной Юрьевной

Роспись по дереву
Клуб «Пряха и ткаха»

Клуб «Пряха и ткаха» организован в начале 2015 года с целью объединения усилий рукодельниц в создании коллективных работ с использованием разных видов традиционного рукоделия. Участниками клуба стали педагоги и учащиеся Школы ремесел, которые обучились одному или нескольким видам ремесел. Мы стремимся сделать клуб неким центром, вокруг которого будут собираться люди, неравнодушные к традиционным ремеслам,  стремящиеся сохранить и ремесла, и старинные образцы этих ремесел.  В планах клуба – встречи с мастерами, создание совместных работ, участие в благотворительных ярмарках, формирование выставок старинных работ.

Объединить рукодельниц – дело хорошее. Но где их взять и вокруг чего объединять? И стали мы собирать (и собираем!) людей, которым все это интересно. А что понимаем  под «всем этим»? Как объединить людей не каким-то одним ремеслом (лоскутным шитьем,  вязанием, или еще чем-то определенным), а общим ДЕЛОМ на основе традиционной культуры? С целью поиска такого общего дела и стали мастер-классы человека знающего, давно живущего в традиционной культуре, более того, с головой в нее (культуру)  погруженного – Веры  Голубевой.  Вера Григорьевна – человек известный; она собрала большую коллекцию народной одежды и предметов старины, участник многочисленных конкурсов и фестивалей русского декоративно-прикладного искусства и отменная  рукодельница. 

В первый год существования Школы ремесел Верой Григорьевной были проведены разрозненные мастер-классы, посвященные разным предметам  – старинным и современным, созданных на основе традиционных ремесел наших предков  – изготовление текстильных украшений, шитьё сумок и сумочек, тряпичных кукол и самых разных игрушек.

МК «Текстильные украшения»

Этот мастер-класс был проведен после того, как мы увидели на Youtube – совершенно случайно! – видеофильм  «Текстильные украшения», снятый  каналом «Загородная жизнь» в программе «Ремесло».  Человек, делающий уникальные текстильные украшения, опирающиеся на традиции русского костюма, и ставший героем этого фильма – наша дорогая Вера Голубева. В фильме она демонстрирует много этнографических материалов и своих изделий, выполненных на основе старинных.  Итак, для интересующихся ссылка:

Ремесло 22: Текстильные украшения https://www.youtube.com/watch?v=v1VxOZP4CtI

Мы пригласили Веру Григорьевну, и она провела с нами первый мастер-класс по текстильным украшениям. Но начался он, также как в фильме, с демонстрации этнографических украшений, а затем и теми замечательными «штучками», которые были сделаны руками мастера. Ну, а потом мы сами начали делать – и сделали! - нехитрые украшения из ниток, которые можно и на себя надеть, и украсить ими шляпку или сумку.

 

МК «Сумки и сумочки»

Увидев на первом мастер-классе совершенно потрясающие сумки и сумочки, сделанные на основе лоскутных технологий, сразу же захотелось и самим сделать такое же. И мы снова пригласили Веру, и она согласилась провести такой МК.

Наши талантливые ученицы с большим интересом рассматривали многочисленные сумки и сумочки, пытались понять, как самостоятельно выполнить ту или иную лоскутную технологию, что вообще можно использовать для создания нестандартной сумки. И впоследствии сшили что-то аналогичное!

МК «Игрушки»

Следующая наша встреча с Верой Голубевой была посвящена лоскутным игрушкам. Для нас эта тема особенно близка – все мамы и бабушки, да еще и педагоги, работающие с детьми. Вот почему тема коней и птиц, самых разных кукол для нас была очень привлекательной. Ведь на самом деле игрушки в прошлом делались «из двух сучков»! Из простенького лоскутка и веточки, клочка травы и веревочки, тряпочки, пуговки и ниточки… И такие фантастические вещи получались!

На этом же занятии нам показали еще один вид прекрасных поделок – игольницы. В старину каждая мастерица имела свой рукодельный набор. И непременной его частью была игольница – они были очень разными, но все – изысканно-изящные… Вот такие, например:

И сегодняшние мастерицы что только не напридумывали:

 

Вот и Вера Григорьевна, мастерица настоящая, придумала свой вариант игольниц с использованием традиционных лоскутных техник. И мы пошли по ее следам – тоже сшили себя лоскутные штучки!

Кукла в народном костюме: Сарафанный комплекс

Второй год жизни клуба был посвящен народному костюму. И опять нашим учителем стала Вера Григорьевна Голубева. Если в прошлом году мастер-классы проводились время от времени, то по одной тематике, то по другой, то в учебном году 2015-16 все заседания клуба «вертятся» вокруг женского костюма, который носили в прошлом. Для того, чтобы в головах сформировался цельный женский образ, было предложено сшить  два костюма на куклу локтевого размера (примерно 40 см высотой): сарафанный комплекс и понёвный комплекс. В общих чертах мы все представляем себе, что такое, например, сарафанный комплекс – рубаха и сарафан. Но это только в общих чертах – и рубаха рубахе рознь, и разновидностей сарафанов было достаточно много. А к этой одежде нужен был еще и головной убор, и на ноги нашей кукле нужно было что-то надеть, и украшения, и передник часто надевали…  И когда возникают все эти вопросы, становится понятно, что ничего-то мы не знаем о сарафанном комплексе… Вот почему часто, не вникая во многое, соединяют несочетаемые по сути части костюма, пришедшие и из разных регионов, и сшитые из «невозможных» тканей, и головные-то уборы надевают ну совсем не из той «оперы»…

Каждое занятие Веры Голубевой, которое она проводит в клубе, уникально. И начинается оно с демонстрации старинных предметов – если говорим о рубахе, то и демонстрируются самые разные рубахи – и праздничные, и повседневные, и северные, и южнорусские, и женские, и мужские. И на всех деталях заостряется внимание! Демонстрация костюмов  сопровождается рассказом об обрядах и обычаях, которыми  была наполнена жизнь. Насмотревшись на эту красоту, начинаешь осознавать, что жизнь наших предков была не менее насыщенной, чем наша. А уж что только они не  умели делать руками, ни в сказке сказать, ни пером описать! Нам и не снилось такое повседневное мастерство и трудолюбие…

Полгода, два раза в месяц, мы делали куклу в сарафанном комплексе. Сначала, конечно, сделали самих кукол – взяли по носку и заполнили его опилками. Прикрутили к полученной «тушке» ноги из прутьев, перевязали крепкой нитью то место, где должна быть шея, пришили ручки – и получили страшненькую куклу… Общим решением решили, что будем наряжать нашу куклу в каргопольский сарафанный комплекс, т.е. северный. Подобрали для рубахи и сарафана ткани (вот была работа так работа – попробуй из сегодняшних возможностей найти то, что нужно!).  Все нашли, все подобрали -  и закипела работа!

Провела Вера Григорьевна занятие по рубахе – и будьте добры к следующему занятию сшить рубаху  на свою куклу и украсить ее традиционной вышивкой. А  рубаха-то ведь, оказывается, не совсем то, что мы понимаем под этим словом – у нее есть верхняя часть «рукава», и нижняя – «стан». И шить-то всё надо исключительно руками, а не на машинке, и швы-то для нас диковинные… И орнамент для вышивки подола стана не любой можно взять, и вышивать-то надо не любым швом…

 Ну, сшили рубахи. И кукла стала чуть краше!

А дальше – занятие по шитью сарафана. И какая же это красота неземная – русские сарафаны! И какое же их разнообразие! И северный сарафан не спутаешь с южным, да и на севере в каждом районе, чуть не в каждой деревне – свой покрой, своя красота. А сам каргопольский сарафан – просто сказка! Долго разглядывали сарафаны из коллекции, понимали уже, что смотреть надо и на внешнюю сторону, и на внутреннюю, на каждый шовчик отдельно, да посматривать, что с чем сочетаемо, а что – недопустимо. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается – но все -таки сшили и по сарафану. К этому времени количество участников поубавилось… Не всем по зубам оказалось это искусство – и времени нет, и усидчивости не хватает.

Надели сарафаны – и куколки наши страшненькие начали становиться красавицами! Но чего-то в них не хватало… Головных уборов!

Следующая встреча была посвящена им, русским кокошникам. Кто же не знает, что к сарафану полагается кокошник?! Э… не тут-то было… Кокошник-то был праздничным убором, расшитый жемчугом и дорогими камнями, украшенный золотным шитьем. И с нашим «домотканым» сарафаном вряд ли мог сочетаться. И начали мы постигать простые головные уборы, например,  повойники. А они тоже разные были… И украшались повойники  по-разному, и носились  - то с платком, а то и без него. И шились повойники не из любой тряпочки. Прежде чем надеть на своих кукол сшитые повойники, надо было сделать кукле прическу из льняных волос. Все сделали, как надо, и решили, что вот теперь-то уж все – нарядили своих красавиц.

Часть головного убора

И опять – не тут-то было. Еще нужна нижняя юбка – без нее практически не ходили. И опять обилие потрясающих по красоте и изяществу нижних юбок из коллекции Веры Голубевой. Ах, какие мы видели кружева, которые – конечно же! – делались своими руками. Самое удивительно было то, что все это богатство носилось не только   состоятельными женщинами, но и простыми крестьянками. Да и делалось не только руками крестьянок, но и состоятельных женщин!

И нижние юбки сшили нашим красавицам!

Осталось только обуть. И тут опять нас удивила Вера! «Никаких лаптей! Шейте сапоги». Как же так, мы всю жизнь слышали и читали о крайней нужде наших крестьян, на ногах которых были лапти, или вообще босоноги. Конечно, и такие были. Но большая часть все-таки носила кожаную обувь – мы наряжали свою куклу в одежду, которую носили в конце 19 - начале 20го веков. Не все из нас сшили сапоги, кто-то смог одарить свою куколку только котами – кожаными ботами.

И какие же они у нас оказались разными! И все – самые лучшие.

Схемы и образцы
Обрядовое печенье

Ото бы тебе коров,
  полтораста быков,
  по ведру бы те доили,
  Все сметаною...

 

Модуль «Обрядовое печенье» - самый вкусный модуль! Мы не проводили еще его апробацию, но когда разрабатывали программу – конечно же! – испекли все, что можно было испечь и сделать. И это было и красиво, и вкусно, и очень-очень познавательно. Интересуясь народной культурой,  невозможно пройти мимо традиционной кухни. И о ней можно говорить долго! И все-таки в ней отдельно стоит раздел выпечки обрядового хлеба – и самого хлеба, и всевозможных печений. Самые известные среди них – весенние жаворонки, а наименее известные – калитки и мезенские козули.

Обрядовое печенье настолько тесно связано с обрядами и традициями народа, что мы решили создать курс по его  изготовлению. Во время занятий  «практика» (тесто, формочки и прочее) будет сопровождаться «теорией», т.е. рассказом о том, кто, когда и зачем эти печенья создавал. И каким образом печенье участвовало в соответствующем обряде. Но, если вдуматься, возникает вопрос – зачем все это? И обряды забыты, да и народный календарь «не работает». Наверное, прикосновение к культуре своего народа необходимо для того, чтобы знать свои истоки и корни. Многое из традиционной культуры ушло в прошлое безвозвратно, и возродить многое просто невозможно. Но есть вещи, которые вернуть в нашу жизнь достаточно легко. И, вернув, порадоваться тому, что в семьях есть традиции с красивыми и глубокими обрядами. Вот и печенье относится к таким, легко возрождаемым, традиционным элементам национальной культуры. Как часто мы, бывая в других странах, с восторгом окунаемся в  народные праздники, любуемся народными костюмами и наслаждаемся традиционными лакомствами. Вот и давайте вернем в нашу жизнь все это! И помянем добрым словом предков, сложивших такие красивые и вкусные традиции.

 

   Разработала программу модуля Татьяна Викторовна  Шпотова, она и проводит занятия. При разработке занятий использованы материалы  дистанционного курса  «Поморские козули» (мастера: Бирюкова Л.М. и Хорева В.М.) при Поморском университете  Архангельской области

Итак, курс «Обрядовое печенье». Начнется он, естественно, с рассказа о разнообразии обрядового хлеба и его разновидностей, связи с народным календарем и ознакомлением  с обрядами, в которых принимало участие  печенье  (под словом «печенье» будем понимать все то, что печется в печи – не только сладкие печенья в современном смысле слова).

 

Последовательность тем:

 

  1. Музейное занятие: Годовой круг и обрядовое печенье
  2. Закликанье весны и жаворонки
  3. Тетёры или каргопольское солнышко
  4. Летние «лесенки», «колосья» и «венки»
  5. Осенины: обряд «Богач» и калитки
  6. Козули – обзор разновидностей. Символика и обряды, с ними связанные. Козули Терского берега. Символика. Фольклор: пожелания. Обряды
  7. Мезенские козули
  8. Архангельские козули из пшеничной муки: тесто, глазурь для росписи, формочки
  9. Изготовление и роспись архангельских козуль
  10. Пряничные домики
  11.  Роспись пряничных домиков
  12.  Оформление работ, выставка и чаепитие

Жаворонки, венки и колосья

 Каргопольские тетёры

Поморские козули

Мезенские козули

Архангельские козули

Плетение и ткачество поясов
Поделиться:
2019 © Все права защищены. Карта сайта
.