Учебный план и расписание
Занятия в школе проводятся три раза в неделю – по выходным и в один из рабочих дней. В числе учеников – дети двух возрастных групп: одна группа – 3-6 лет; вторая – 7 – 11 лет. В основном, это дети сотрудников и участников общины и городские дети. В новом учебном году начинаются систематические занятия со взрослыми, которые находятся в АНО «Спас» на реабилитации. Особенностью учебного плана, отличающего от обычной кружковой работы, является комплексность обучения – все учащиеся посещают все занятия - т.е. наша Школа является, по сути, именно школой, а не группой кружков по интересам. Для каждого учебного года составляется свой учебный план, в центре которого лежат занятия «основного» предмета – «Отчий дом». Все программы Школы являются авторскими (автор – руководитель школы Шпотова Т.В. и педагоги школы). В 2011-12 учебном году стержнем учебного плана была программа «Отчий дом и родная земля», в 2012-13 учебном году – «Детский народный календарь», в 2013-14 учебном году – «Детство на Руси». В 2015/16 учебном году все занятия в Школе проходят под общей темой “Дом”.
По хорошей погоде занятие «Отчего дома» заменяется занятием «Родная земля» и дети с педагогом идут на природную экскурсию. В структуру программы Мастерской для малышей включены занятия лепкой из глины; для старшей группы занятия лепкой проводятся в соответствии с расписанием.
Педагоги и сотрудники школы
№
|
ФИО
|
предмет
|
образование
|
1
|
Ульянова Ю.Е.
|
Театр сказок и мозаика
|
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, факультет церковного искусства
|
2
|
Краюшкина Ю.А.
|
Мастерская
|
Тарусское художественное училище; мастер по росписи
|
3
|
Федорова Е.А.
|
Лепка из глины
|
Тарусское и Абрамцевское художественные училища: роспись по дереву и керамика
|
4
|
Рукавичкин Д.В.
|
Игры наших предков
|
Современная гуманитарная академия, психология
|
5
|
Стрюкова А.Ю.
|
Мастер по женским рукоделиям
|
Политехнический институт; конструктор
|
6
|
Шпотова Т.В.
|
Руководитель Школы; Отчий дом
|
МГУ им.Ломоносова; кандидат наук
|
Отчий дом и Родная земля
Одной из главных задач школы традиционной культуры является ознакомление детей с обрядами и традициями русского народа. На занятиях этого предмета создается образовательно-этнографическая среда (занятия проводятся в избе). Все темы театрализуются – дети играют роли всех участников того или иного обряда, наряжаются в костюмы, используют по назначению многочисленные старинные предметы (или их макеты). В проведении этих занятий большую вспомогательную роль играет макет избы, в которой «живут» одиннадцать человек – дети наглядно видят, каким образом размещается такая большая семья, им проще входить в ту или иную роль. В нашей избе есть и бабий кут, и коник, и печка с лежанкой, и красный угол. Каждая из этих частей оформлена соответствующим образом. В бабьем углу, например, можно взять в руки хлебную лопату и отправить в печь, а потом вынуть из нее каравай; сидя на рундуке коника, взять в руки моток бересты и берестяные лапти, и представить, как их плели в долгие зимние дни; сесть на старинную прялку с донцем и спрясть нитку из кудели, и так далее. Обсуждая жизненные принципы традиционной семьи, мы проводим параллели с сегодняшним укладом жизни, и вместе с детьми делаем выводы о том, что можно взять в сегодняшнюю жизнь из далекого прошлого. На этих занятиях дети «проживают» роль каждого члена семьи – таким образом мы закладываем в них уважительное отношение ко всем старшим, покровительственное отношение ко всем младшим, даем возможность оценить свое поведение в семье и научиться понимать и «чувствовать» всех. Занятия, которые проводятся в природных условиях, дают возможность детям оценить красоту родной земли, узнать об устройстве природы и законах ее существования. Во многом эти занятия направлены на формирование экологического мировоззрения, которое было свойственно нашим предкам – традиционное мировоззрение отличалось от нашего наличием благоговейного и почтительного отношения к природе, к земле своих предков.
На занятиях «Отчего дома…» дети разучивают многочисленные фольклорные произведения – потешки и песенки для того, чтобы было с чем прийти к младшим братишкам и сестренкам; колядки, щедровки и заклички – чтобы было с чем «выйти» на праздники. Праздники в школе также проводятся традиционные и по «традиционному сценарию» с включением обрядов, свойственных именно этому празднику - т.е. так, как они проводились в прежние времена. Ничего специально для этого не готовится – не проводятся многочисленные репетиции, не заучиваются тексты и прочие элементы праздника. Вся «подготовка» включена в текущие занятия.
Мастерская
Мастерская занимает одно из самых важных мест в учебном плане школы потому, что именно на этих занятиях мы учим детей не какому-то определенному ремеслу, а умению владеть своими руками вообще – все умения, которые приобретаются на всех остальных ремесленных занятиях, находят здесь применение. Очень часто в мастерской дети делают что-то как говорится «из двух сучков» - из природных материалов, в прямом смысле валяющихся под ногами. Именно здесь нужно и умение завязывать узлы, и плести, и вырезать, и работать с нитками и тканью, ножницами и секатором, клеить и заматывать! Какими только материалами мы не пользуемся! Это и ветки, и семена, и крупы, и бумага, и кора, и кукурузные листья, и веревки, и мешковина – всего не перечислишь. Из отдельных детских работ складываются коллективные работы, которые поражают своей простотой и изысканностью.
Рукоделие
Занятие по рукоделию включают знакомство детей с разными видами женского рукоделия, т.е. тем, чем владели ВСЕ женщины в прежние времена. Как известно, в момент рождения девочки ее пуповину перерезали на веретене в надежде, что в будущем девочка вырастет искусной мастерицей. Примерно в пять лет отец мастерил для дочери первую прялочку, на которой она училась прясть. И далее, все детство и юность, девочка осваивала разные виды женских рукоделий – от прядения через ткачество, вышивку, плетение, вязание, шитье – к взрослости. А наши дети (да и многие взрослые!) часто не знают разницы между прядением и ткачеством… Одним из наиболее привлекательных для детей видов рукоделия является изготовление лоскутных кукол. А для того, чтобы сделать самую простенькую куклу и нарядить ее, надо владеть огромным количеством умений! Делая куклу, Алефтина Юрьевна рассказывает детям байки о том, как эта куколка использовалась, как и когда ее делали, что шептали, и чем она могла помочь в жизни. Сейчас появился настоящий кукольный бум – делают и традиционные куклы, которые на самом деле играли важную роль в жизни наших предков, и придумывают новые. И мастера спорят, что было, а чего не было – борются за «чистоту рядов». А по сути, не так уж важно – из тьмы веков до нас добрела куколка или придумана на прошлой неделе. А важно то, что дети с удовольствием учатся многочисленным умениям, в том числе и очень важным – занимать себя, отдавать душу творчеству и великодушно дарить свое изделие родному человеку. Конечно, и наши тканые изделия, и многочисленные панно из кусочков далеки от совершенства и тех образцов, которые мы демонстрируем детям на занятиях - старинных полотенец, элементов одежды, поясов. Но таким образом дети знакомятся с высочайшим искусством наших предком, восхищаются умениями наших бабушек и пра-пра-пра-бабушек – по-хорошему завидуют МАСТЕРСТВУ.
Роспись по дереву
Роспись по дереву – одно из самых распространенных ремесел в нашей стране. Когда-то она и была «ремеслом» - расписывали сундуки и посуду, игрушки и шкафчики, прялки и санки – на продажу и для украшения своей жизни. А теперь мы любуемся произведениями народного искусства в музеях и на выставках, восхищаемся разнообразием и неповторимостью росписей разных регионов. В школе мы стремимся окружить детей старинными предметами и образцами разных видов декоративно-прикладного искусства, в том числе и образцами росписи по дереву. Вот почему внутренние наличники окон расписаны в разных видах росписи – городецкой, пермогорской, мезенской. Из небольших квадратиков, расписанных на занятиях, составлены коллективные работы. В композиции собраны образцы элементов росписи – наиболее часто встречающиеся темы и мотивы, разнообразные орнаменты и их части.
Образцы вятской росписи, выполненные учащимися Тарусского художественного училища (педагог – Краюшкина Ю.А.)
Мезенская роспись
Пермогорская роспись
Лепка из глины
О, какой это увлекательный процесс – лепка из глины! И с каким удовольствием этим занимаются все – от мала до велика. А если есть возможность обжечь высушенные глиняные изделия, а потом еще и расписать – восторг полный! Благодаря нашим спонсорам в школе прекрасная мастерская – есть все необходимые материалы, печь для обжига и даже профессиональный гончарный круг. И оформили мы «глиняный» угол мастерской соответствующим образом – взрослые и дети нарисовали на готовой керамической плитке картинки на тему «Родная земля», дополнили композицию пословицами на тему мастерства и отчего дома, плитки обожгли и наклеили на стену. А потом начались занятия…. Их ведет Лена-мастер (Федорова Елена Александровна), керамист, получившая специальность в Абрамцевском художественном училище. Ею, в содружестве с руководителем школы Шпотовой Т.В., была разработана учебная программа по лепке «Узорочье», для работы с детьми младшего школьного возраста. Суть программы – обучение детей лепке глиняной народной игрушки. Обучение начинается с освоения основных приемов лепки, а затем плоской фигурки филимоновской игрушки, барельефной фигурки дымковской игрушки, а уж потом – объемных фигурок каргопольской и хлудневской игрушек. Для демонстрации различий в стилях этих ремесел создана экспозиция с замечательными панно и игрушками, представляющими эти регионы.
Мастерская мозаики
С художницей Юлей Ульяновой – педагогом нашей школы - мы долго думали, как преподнести мозаику в школе традиционной культуры. Искусство это (или ремесло…) не совсем «наше» - она пришло из Византии вместе с христианской религией. И никогда не стало истинно «народным». Но уж очень хотелось познакомить с ним детей и дать им возможность «поиграть» с камешками. Кроме эстетической в этом искусстве очень яркая развивающая составляющая! Начав работать с детьми в этом направлении, очень скоро убедились в правильности решения – дети с удовольствием изготавливают работы, используя самые разные камешки, кусочки стекла, и даже песок! В 2013-14 году начнутся систематические занятия по программе, в которую войдет и обзор мировых шедевров, выполненных в мозаичной технике, и упражнения с камешками, и составление орнаментов, и практическая работа по выполнению мозаичных работ. Неявным подспорьем в работе этой мастерской является «песочница» - деревянный ящик с подсветкой, наполненный песком. «Песочница» подарена нам Борисом Бриком, отцом наших пятерых учеников, и руководителем производства сенсорных комнат. Эта крайне полезная игрушка привлекает к себе внимание всех без исключения! Многие видели мультипликационные фильмы с участием «песочных» фигурок – наша песочница позволяет рисовать те самые фигурки. Мечта, а не игрушка!
Театр сказок «Жили-были»
Русская культура немыслима без фольклора. А в нем огромное место занимают сказки! Но в сегодняшней жизни для них остается все меньше и меньше места… Вот почему существенное место в учебном плане школы занимает Театр Сказок – его занятия включают сказки в самом разном виде. Во-первых, ознакомление с текстами народных сказок – мы их и читаем детям (а надо бы сказывать»…), и показываем в разных видах театра. Для «слушания» в горнице сделан специальный помост, на который дети ложатся (как на лежанку печки) и слушают сказочницу. Для театральных инсценировок собраны самые разные куклы – пальчиковые, настольные, картонные, перчаточные; есть и элементы костюмов, в которые можно наряжаться. Используем и макеты сказок – для этого и начато создание Музея сказок, в котором уже сейчас есть макеты трех наиболее известных сказок для малышей: «Три медведя», «Теремок» и «Заюшкина избушка». К новому учебному году готовим для детей сюрпризы – игровую комнату в горнице с кукольным театром, фрагментами избы и все части теневого театра, с помощью которого будут показываться русские сказки. При проведении занятий широко используются разнообразные упражнения двух направлений – «Сценическая речь» и «Сценическое движение». Многочисленные звуковые, артикуляционные, мимические упражнения на основе малых форм фольклора дают возможность не только развивать и совершенствовать речь ребенка, но и пополнять его словарь, объем разученных текстов (которые впоследствии используются на праздниках и повседневной жизни). Упражнения по сценическому движению (включающие и виды движений, и разнообразие танцев, и умение владеть руками при демонстрации кукольных спектаклей) раскрепощают детей, повышают их артистичность, укрепляют физически. Очень важными элементами занятий в Театре сказок являются и дыхательные и вокальные упражнения. Наш выбор Театра Сказок для включения его в учебный план школы и обусловлен огромными и разноплановыми возможностями театральной деятельности. Каждое занятие – праздник!